«Семья и милосердие». Священник Дмитрий и Ника Кузьмичевы - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

«Семья и милосердие». Священник Дмитрий и Ника Кузьмичевы

Семья и милосердие (22.02.2025)
Поделиться Поделиться
Священник Дмитрий Кузьмичев и его супруга Ника Кузьмичева в студии Радио ВЕРА

У нас в гостях были настоятель храма Воскресения Христова в Толстопальцево священник Дмитрий Кузьмичёв и его супруга Ника.

Разговор шел о том, как помощь ближним может стать семейным делом и как научить детей милосердию и состраданию.

Ведущая: Анна Леонтьева


Анна Леонтьева

— «Семейный час» на Радио Вера. С вами Анна Леонтьева. У нас в гостях наши дорогие отец Дмитрий Кузьмичев и матушка Ника. Отец Дмитрий — настоятель храма Воскресения Христова в Толстопальцево. А отец Дмитрий и матушка — давние любимые гости на Радио Вера. Добрый вечер.

Кузьмичевы

— Добрый вечер.

Анна Леонтьева

— А почему давние и любимые? Не просто потому, что я очень давно вас знаю и люблю, а потому что мы в этом часе говорим о семье, и матушка с отцом Дмитрием как раз занимаются этим вопросом, занимаются тоже давно и довольно плотно. У них проходят супружеские встречи «Диалог в семье». Сегодня наша тема о милосердии. Тема о том, как семья может проявлять милосердие, как семья может действовать вовне. Как сказала отец Дмитрий, эту тему можно назвать «Мы, Бог и другие люди». По-моему, прекрасное название. Давайте начнём с того, что когда мы с вами начали обсуждение этой темы, нам почему-то сразу, поскольку мы живём в домах, а не в квартирах, мы сразу стали вспоминать удачные и неудачные попытки оказать милосердие впуская каких-то людей в семью. У меня они были не очень удачные, у вас были разные, в том числе и удачные, но на самом деле эта тема очень неширокая, не для всех. Поэтому мы решили сегодня её поднимать, только если у матушки с батюшкой есть какие-то истории про людей прошедших. Пускать людей в семью — это такая совсем отдельная тема. Но как семья ещё может проявить милосердие? Кому она может помочь? Чем она может помочь? Опять же, мы не берём какие-то очень богатые семьи, которые занимаются милостыней, жертвуют какие-то суммы. Это такая тоже тема, не для всех.

Наверное, начнём с малого, с наших детей, с того, как нам научить их вот этому самому милосердию, как научить их помогать другим, как научить их сочувствовать кому-то. Матушка, вот, может быть, это тебе сначала вопрос задам.

Ника Кузьмичева

— Хотела как раз сказать, что это очень христианская такая тема, потому что милость сердца — это то, что нас приближает к Богу, то, что нас приближает как раз к тем ценностям христианским, о которых мы рассказываем. И научить милосердию — это можно, наверное, только с детства, когда ты видишь это сам в своей жизни и дальше преподаёшь это своим детям. Я, например, училась милосердию. Сначала я видела красоту этого мира и красоту живых существ этого мира, потому что, конечно же, те, рядышком с нами живущие братья наши меньшие, они очень интересны. Слава Богу, я лето проводила в деревне у своей бабушки, я как раз видела вот этот деревенский быт, видела разнообразие животных и живых существ, которые там живут. И то, что мы начали с отцом Дмитрием своим детям с очень юного возраста показывать и рассказывать о красоте живой природы, наверное, которая нас окружает, ну, это первое, что мы сделали по отношению к своим детям. Ну, ещё я могу добавить, что живём-то мы за городом, и нам было это сделать легче.

Отец Димитрий

— Да, потому что, что касается детей, как я с матушкой соглашусь, таким большим подспорьем в их воспитании было наличие не только брата и сестры. Да, у нас там двое только детей было. Ну, помимо детей наших друзей, потом мы попозже об этом расскажем. А вот наличие каких-то маленьких существ в доме, там, кошка, собака, да, и пример того, как мы за ними ухаживаем, и дети в этот процесс тоже включались. Я понимаю, что не все могут себе это позволить, не у всех есть такая возможность, но это вот, по крайней мере, у нас это было реализовано в таком контексте, что вот дети тоже, так сказать, помимо научения какой-то милости, состраданию, они учились ещё какой-то ответственности. Вот сейчас у них это, так сказать, вот как-то закрепилось. И, соответственно, конечно, это тоже мы переносили на отношения вот с малых, так сказать, братьев наших меньших, конечно, это переносилось и на отношения между ними, между нами, между нами и ими. Вот, как-то вот так можно сказать.

Анна Леонтьева

— Я знаю, что у вас в доме все время какие-то приблудные кошки, которые бездомные, которые к вам приходили, и даже каких-то вот этих черепах, я помню, каких-то гигантских, ужасных черепах вам сдали, этих водяных.

Отец Димитрий

— Я даже больше скажу, что у нас матушка Ника, она до сих пор она не пройдёт мимо какой-то брошенной кошки, собаки.

Ника Кузьмичева

— Собаки тоже были всегда брошенными.

Отец Димитрий

— Я ей говорю даже, знаешь, когда мы уже с тобой скончаемся, у тебя в Царстве Небесном будет какой-то всё-таки свой зверинец. Просто она вот реально, надо сказать, вот любит животными заниматься. Но это не значит, что она не занималась людьми никогда, да, потому что вот так была воспитана.

Я, так сказать, с животными тоже с детства общался, но не в такой мере. Кстати, когда мы с ней познакомились, уже стали мужем и женой, я тоже, так сказать, к этому приобщился. Вот к любви к живой природе, именно к кошкам, собакам, в последствии к лошадям и так далее. Но это, конечно, не являлось доминантой, что это только животные и всё. Основа, конечно, всё равно это люди.

Анна Леонтьева

— Да, просто вы правильно как бы начали с того, что с животных, потому что детям... ну вот с чего ещё начинать? Действительно, вот с этого милосердия, потому что дети, я знаю, что они бывают жестокими по отношению к животным, и это какой-то очень странный для меня такой феномен, и я не знаю, что это такое, откуда это берётся, это какая-то... патологии, или это какие-то взрослые, или это травма.

Отец Димитрий

— Недостаток любви в семье.

Ника Кузьмичева

— Недостаток, да.

Отец Димитрий

— Нереализованный какой-то пример. Может быть мама с папой не показывают любовь друг к другу, не показывали это детям. Жестокость какая-то по отношению вообще.

Анна Леонтьева

— И она на животных, да, может проявиться?

Отец Димитрий

— И самое интересное, если касаться... Сейчас вот, кстати, мысль такая пришла, вот как бы мы говорим, мы, Бог и другие люди, вот любая вообще семья, с детьми, без детей, она не является такой самозамкнутой монадой, да? То есть супруги выходят во внешний мир, там, ездят на работу, своими какими-то социальными задачами занимаются. И то, что, так сказать, вот они воспитывают через свои отношения друг с другом, да, вот то, что они, точнее, как они себя проявляют в отношениях в своей семье внутри — они это будут экстраполировать и проявлять вот эти отношения во внешней среде. Вот почему часто всё-таки надо говорить не о благосостоянии семьи, я, по-моему, уже говорил в прошлых передачах об этом, а о благостоянии. То есть, смотрите, когда супруги стоят во благе, то есть воспитывают благо в себе, в своих отношениях, и детях, и животных. То есть они волей-неволей вот эти отношения распространяют вовне. То есть люди вышли, вот по семье видно, вот внешне будут судить вообще, брак там нормальный, удаётся или нет. Да, то есть если на выходе не проявление милосердия, не проявление милосердия друг к другу, оно будет и на других так же проявляться на самом-то деле. И это вот скрыть очень сложно всегда бывает. Ну почему? Ну потому что вот мы такие, это не скроешь. Интересно, что вот даже такая заметка, вот если, например, родители привыкли в разговоре друг с другом осуждать кого-либо из своего круга или внешних, то смотришь, и дети точно такие же получились. А откуда это в детях проявляется? Вроде бы ты, так сказать...

Может быть, даже разговоры они слушают, как родители себя ведут, и потом раз смотришь, а это всё, что дальше это будет проявляться во внешней среде. То есть из семьи всё равно это выйдет. Потому что мы же за заборами.

«Семейный час» на Радио Вера.

Анна Леонтьева

— Напомню, что сегодня с нами и с вами священник Дмитрий Кузьмичев, настоятель храма Воскресения Христова в Толстопальцево и матушка Ника.

Ника Кузьмичева

— Да, я ещё пока слушала всё это, мне вспомнилось о том, как у меня мой отец, мой папа — он держал пчёл. И вот этот удивительный мир пчёл. Вроде как пчёлы, а...

Анна Леонтьева

— Какое у тебя интересное детство, даже пчёлы были.

Ника Кузьмичева

— И знаете, что интересно? Я помню, как мне отец показывал, как они трудятся, как они на цветы садятся, как они собирают нектар, как у них на лапках есть такие кармашки, куда они собирают пыльцу. В общем, это удивительный вот этот вот мир, который мой отец показывал. А знаете, что интересно еще, вот сейчас пока разговаривали, в советское время нередко было, когда доски, иконные доски старые, засовывали в ульи. Они очень удобны, потому что доска иконная сзади имеет прорезь, вот эти вот плашечки, да, когда ее не изгибает. И вот что удивительно, пчёлы никогда не... Они строят соты на этих досках, но они никогда не закрывали лики. Вот что это было... Я помню, меня это тогда удивляло в детстве. Это удивляло моего отца, но он как-то не давал этому никакого объяснения, как человек неверующий. В то время он был неверующим.

Анна Леонтьева

— Ну да, поэтому и засовывал иконы туда.

Ника Кузьмичева

— Да, да, да. И вот этот удивительный мир. И я помню у нас, когда уже родились дети, я помню у нас Серафим, он очень с детства прям любил рисовать. И мой отец тоже приносил, тогда еще были кассеты, он приносил кассеты фильмов о живой природе. И фильмы географического общества, их уже практически сейчас нет. Я помню, когда мы показывали Серафиму, и он тоже с огромным интересом смотрел на пчёл, на цветы, на подводный мир. Потом к этому как бы уже и Ксюша дальше, вот она маленькая, помню тоже, мы включали детям, мы с удовольствием показывали эти фильмы, рассказывали, общались с ними на эту тему. И уже дальше показывали, вот, Аня, ты сказала насчёт черепах.

Анна Леонтьева

— Я просто помню в ванной такой тазик, такой, даже не знаю, как назвать... Кастрюля. Огромный тазик, кастрюля, и какие-то страшные две вот эти водяные черепахи, которые... Красноухие.

Ника Кузьмичева

— Они, на самом деле, очень красивые.

Анна Леонтьева

— Они красивые, когда маленькие.

Ника Кузьмичева

— На них очень красивый рисунок.

Анна Леонтьева

Это да.

Ника Кузьмичева

— На них, я помню, как вот Серафим...

Анна Леонтьева

— Они жрут мясо еще, это ужас.

Ника Кузьмичева

— Да, он их изучал, смотрел на них. Ну, нам их тоже подарили, видно. Серафим как-то в школе, он в первом классе показал, что он любит животных, нам этих черепах подарили, и удивительно, что черепахи прожили 28 лет у нас.

Анна Леонтьева

— Кошмар какой!

Ника Кузьмичева

— Черепахи почти всю жизнь жили с нами. Летом они жили в большой ванне на улице, а зимой они, значит, сидели в туалете, там, где у нас душ, и они сидели в такой большой кастрюле. А дети учились смотреть за этими животными, смотреть за тем, чтобы и этим живым маленьким существам было тоже ну как-то легко жить.

Анна Леонтьева

— Вот такое вот начало. Я можно прям своим рассказом уйду чуть-чуть от этой темы, но я вспомнила, как мы в восьмом классе с моей подружкой Красниковой решили стать милосердными. Ну, мы не были верующими людьми, просто решили делать добрые дела. И ничего не нашли так под рукой, но решили, что мы будем собак собирать с улицы, предлагать людям. А также пьяненьких дяденек приводить в семьи, которые лежат. Начали мы с собак, но не преуспели, потому что, когда мы звонили в дверь с такими, знаете, страшненькими собачками, нам открывали:

— Не нужно, не нужно, нам собачек. Вот.

И мы поняли, что с собачками очень сложно, и мы стали дяденек водить. Они нам хорошие слова говорили, пока мы их вели. Но тоже очень странно, мы очень удивлялись: мы приводим вот такого дяденьку в семью, а их встречали руганью: «Ах, ты такой, сякой!». И, в общем, мы тоже поняли, что это неблагодарное дело. Ладно, простите, это просто минутка воспоминаний. И я хотела спросить, а вот когда детям рассказывать уже про людей, как бы переходить уже к следующему этапу сострадания к людям, и как?

Ника Кузьмичева

— Можно я прям сразу, сходу, батюшка ничего, если я? Вот, эта зарисовка, да, насчет того, что каких-то там людей, страдающих алкоголизмом. Я помню, как мы с детьми приезжали в храм Архангела Михаила на Юго-Западной, и там есть длинная дорожка от храма в сторону метро. Там сидели как раз люди, страдающие этим недугом. Проходя с детьми мимо них, они, конечно, меня спрашивали, почему эти люди сидят, почему они просят милостыню и так далее. Я им как раз рассказывала о том, что наверняка каждый из тех, кто здесь сидел на этой дорожке, просил милостыню, они вряд ли думали заранее, что там окажутся. Я как раз рассказывала о том, кто такие люди, страдающие недугом пьянства, что им нельзя давать деньги, что, если вы хотите как-то им помочь, надо не полениться дойти до ближайшего магазина и купить там им булочку, пирожок. Может быть, пакет молока, вернуться и таким образом как бы их пожалеть и подать им милостыню, но если им дать просто деньги, они пойдут и этот свой недуг усилит. И я помню, что дети очень внимательно это смотрели, слушали, они изучали каждого человека, который там сидел. Причем я старалась им рассказывать так, чтобы не было осуждения. То есть я в первую очередь говорила о том, что это люди нездоровые. То есть в этой ситуации может оказаться любой человек, особенно если начать их осуждать. Если начать такого человека осуждать, то совершенно незаметно можно оказаться именно на его месте.

Лаврентьева:

— В чём осудишь, да?

Ника Кузьмичева

— Да, в чём осудишь, в том сам и побудешь. Это присказка, опять-таки, Амвросия Оптинского. И я помню, что мы с детьми очень внимательно этот урок проходили — не оставить без милости человека и в то же время не дать недугу развиться еще больше из-за твоей милостыни.

Отец Димитрий

— Я сейчас случай вспомнил такой — мы когда детей в школу возили через Изварино, по нашей дороге, там всё время ходил такой тоже, он оказался местный житель, но у него своя была история. Он всё время ходил, такой образ жизни вёл. Их было два брата у нас в посёлке, один нормальный, а другой ходил.

И вот я помню, что у нас там, помню, Ксюша, Серафим маленький, они его прозвали Странником. То есть не сказали, вот какой-то ты там бомж, что-то ходит. И главное, что мы эту историю в них поддерживали. Он потом, правда, куда-то пропал, не знаю его судьбу дальнейшую, но ходил очень долго, причём он там километры наматывал.

Анна Леонтьева

— У нас тоже есть в посёлке такой почтальон, да.

Отец Димитрий

— И вот тоже, здесь вот что интересно: проявление отношения родителей, то есть в данном случае нас, к такого рода людям, или вот к ситуации человеческой...

Анна Леонтьева

— Это очень важно, то, что ты говоришь, да.

Отец Димитрий

— Аня, ты спросила, как можно научить? Только собственным примером. Это не значит, что мы там бросались их расцеловывать, целовали их раны, и, так сказать, устраивали их жизнь. Нет, конечно, не об этом, но уже отношение хотя бы...

Анна Леонтьева

— Не осуждения, сострадания.

Отец Димитрий

— Да, там, эмпатия, проявление милосердия, даже хотя бы на словах.

Анна Леонтьева

— Очень разная может быть реакция вот на тех же там людей, которые попали...

Отец Димитрий

— Сейчас, Слава Богу, у нас государство занимается этими людьми. Сейчас мы не увидим, как раньше в Москве людей, которые там пачками сидят. Сейчас много ночлежек появилось. У нас, кстати, в посёлке есть всякие вот эти ночлежные дома, где люди реально этим занимаются. Причем их руководители какие-то подвижники, которые тоже, кстати, сами путь этот прошли, побомжевали, и потом нашли в себе силы поменять жизнь. Какие у нас там дома? «Ной»?

Ника Кузьмичева

— Ну, у нас рядом «Берег Надежды».

Отец Димитрий

— И уже такие люди, которые в храм приходят — мы их пытаемся туда направить. Но периодически всё равно у нас такие люди остаются: вот в своё время прибился к приходу раб Божий Николай. И вот интересно, у меня как у настоятеля сразу первая реакция была: зачем он здесь стоит? Ну вот, знаете, когда появляется проблема, вот этот человек, который не такой, как ты, который, так сказать, ну, со всеми вытекающими, и от него хочется избавиться, потому что он нарушает моё комфортное времяпрепровождение. Почему? Потому что я помолился, Литургию отслужил, прихожане, всё у нас чистенько, благородно, а здесь, так сказать, есть проблема. И вот дальше уже, я думаю, об этой проблеме хорошо матушка Ника расскажет, потому что она, так сказать, в своё время вошла в судьбу этого человека, стала помогать ему.

Ника Кузьмичева

— Ну, как бы моё внутреннее такое воцерковление, храмовая жизнь — она меня научила тому, что ничего не происходит случайно в нашей жизни. И люди, которые нам встречаются, они тоже абсолютно не случайны.

Анна Леонтьева

— Даже если они очень неудобные.

Ника Кузьмичева

— Даже если они очень неудобные, особенно то, что касается людей, которые уже за гранью, когда они находятся в без определенном месте жительства или в какой-то вообще очень трудной ситуации. Я считаю, что таких людей конкретно приводит Господь, и пройти мимо них, я не имею права. Потому что конкретно за них Господь спросит потом. Вот о них же говорится в Евангелии. Нагим был, оделили, дали ли стакан воды, или мы прошли мимо, или нам показалось это неудобным. В общем, могу сказать, что с такими людьми надо быть очень осторожным, то есть у них у каждого своя длинная история, и надо понимать, что в этой истории очень много вымысла, они пытаются придумать то, что бы они хотели бы увидеть или рассказать. Вот поэтому я просто сходу говорю людям, которые пришли: «Мы можем вам дать еду, мы можем вам дать одежду, но мы вам не дадим деньги, потому что у нас храм не дает денег, и это совершенно целенаправленно». Потому что опять-таки они могут эти деньги использовать себе во зло. Если вдруг требуется какая-то помощь медицинская, то можем договориться, чтобы медицинская помощь была оказана. Если человеку негде ночевать, то, соответственно, мы стараемся их направить вот в эти вот дома, где они могут ночевать и там, в принципе, себя реализовать. Но, знаете, что интересно? Отец Дмитрий вспомнил про Николая, да? Начав ему помогать, не оттолкнув его и потом прихожане подключились, мы увидели, насколько он благодарный человек. Будучи на улице, он, например, никогда не забывал старого Альберта, который когда-то, когда Николай вышел из тюрьмы, его не оттолкнул и приютил у себя. И вот Николай, где бы он ни был, где бы он милостыню не собирал, он старался всегда отправить этому старому Альберту часть этих вот сбережений.

Анна Леонтьева

— Я, кстати, вот эту историю про Николая, по-моему, я рассказывала её на Радио. Николай побывал в тюрьме, вернулся, односельчане его оттолкнули. Давайте продолжим эту историю про Николая, она очень тоже такая значимая. Напомню, что сегодня с нами и с вами настоятель храма Воскресения Христова в Толстопальцево священник Дмитрий Кузьмичев, матушка Ника, у микрофона Анна Леонтьева. Мы вернемся к вам через минуту.

«Семейный час» на Радио Вера.

«Семейный час» на Радио Вера. Семейный час продолжается на Радио Вера. С вами Анна Леонтьева. У нас в гостях наши дорогие священник отец Дмитрий и матушка Ника Кузьмичевы. Отец Дмитрий — настоятель Храма Воскресения Христова в Толстопальцево. Говорим о милосердии в семье, как семья может проявлять себя вовне, чем может помочь окружающим, нуждающимся тем самым ближним, о которых нам Христос говорил, что если вы не помогли одному из малых всех, то не помогли Мне. Но тут надо как-то вот очень с умом к этому вопросу подходить, тем более в семье. Матушка, очень хочется дослушать эту вот историю Николая, который прибился к вашему храму. Ну, здесь, в принципе, история такая, её можно рассказывать отдельно, но, чтобы её как бы закруглить, закончить, я просто удивилась: меня этот человек внутренне удивил, он ведь оказался очень благодарным. То есть он старается молиться за тех, кто ему помогает, и даже вот сейчас он живёт там у себя на родине, в селе Сметанино, и вот он там ходит и молится за всех наших прихожан, тех, кто ему помогал. Очень молится за нашего воина, прихожанина, который у нас ушел на фронт. Скажи, как его зовут, чтобы все помолились?

Отец Димитрий

— Павел, воин Павел. Который, кстати, матушка, я добавлю, который в своё время Коле помогал восстанавливать паспорт. Вот такая история. Паспорт помогал восстановить. Сейчас Коля за него молится. А так как мы говорим про семью... Вот есть один человек, была вот, как я говорил, проблема — Коля, и потом все как-то переменились к этой истории, да, и вот семьи стали помогать. Ну, то есть там или муж, или жена из семьи. Вот так семья может во внешней среде работать. А я хочу добавить ещё что. Вот просто дать деньги человеку — это одна история, даже накормить. А вот войти в судьбу этого человека и реально помочь. Вот здесь столько много подводных камней, и себя приходится переламывать так, что это, кажется, ой-ой-ой, да, потому что это непросто, это непростая история, потому что тот же, ну, например, Николай, это уже человек с своим опытом, который нигде не задерживается, нигде не живет, ему надо куда-то уходить, приходить, он ни с кем сам уже, так сказать, не может спокойно долго ужиться, он такой, как о себе говорил «я волк-одиночка» но при этом он, что самое интересное, почувствовал какое-то человеческое отношение к себе, вот понимаете. То есть его не стали гонять, иди оттуда, иди сюда, хотя, так сказать, ну, разное отношение было и у прихожан, но тем не менее, я не хочу сказать, что мы какой-то такой подвиг сделали. Но даже на таком малом деле — от него идёт благодарность. И он за нас сейчас там сидит, молится за весь приход. Вот, может быть, ждём, может быть, он летом к нам придёт опять, может быть, не придёт. Он, кстати, сейчас болеет очень сильно.

Ника Кузьмичева

— Да, он болеет, у него суставы распухли, там сердечный у него был инфаркт. Он очень хочет, мечтает о том, что он пойдёт по большим монастырям, помолиться опять-таки. Мы даже удивились, когда он нам первый раз это сказал, свою мечту. Мы подумали, что это у него точно не получится. И тут вдруг Коля оказался на новом Афоне. Два года назад сходил на новый Афон, там значит помолился за всех, вернулся назад, но вот сейчас он болеет.

Отец Димитрий

— Хочется еще добавить. Сейчас вспомнил, мы в свое время ему подарили карту. Потому что он пешком в основном ходит. И посмотрев на карту нашей необъятной страны он сказал: здесь я был, здесь я был.

Ника Кузьмичева

— Я родился, говорит, на реке Кама, а здесь, говорит, я сюда ходил, и вот здесь я был. И вот, знаете, прям он пальцем водит по атласу огромному.

Анна Леонтьева

— Странник.

Ника Кузьмичева

— Да, и он прям рассказывает, куда он ходил.

Анна Леонтьева

— Ну, я хочу сказать, что тут мы рассказываем действительно о жизни вашего прихода. Да, естественно, он состоит из семей, и тут, наверное, очень важная такая мысль: что гораздо проще проявлять милосердие, помогать, если есть какая-то община, и семья может пойти узнать о нуждающихся, кому что нужно, какие там одежду или еду и так далее. И в этом смысле очень интересна история одного вашего прихожанина именно потому, что ваши дети были вовлечены в эту историю, которые тоже по неосторожности, по-моему, тоже алкоголь там присутствовал, да?

Ника Кузьмичева

— Давайте я не буду называть его имя, назову его Владимир. Здесь тоже такая ситуация удивительная, когда Господь даже самую страшную трагедию он может обратить во благо. Там получилось так, что как раз необузданность характера Владимира, она привела к тому, что в 2000 году под действием алкоголя человек убил двоих людей. Причем случайно. Причем, да, он когда рассказывал об этом, он говорит, моей рукой водил дьявол, второй раз я бы это не воспроизвел. То есть это на самом деле вот то, что он рассказывал и показывал, он сам потом удивлялся и говорил о том, что я не знаю, как это произошло. То есть я не знаю, что вот произошло со мной там, он в это поверить не мог. И я помню, что в этот момент от него отвернулись очень многие люди, очень многие. То есть вот, знаете, как русская пословица говорит, от тюрьмы до сумы не зарекайся. Я с детьми, мы собирали ему посылки. Сначала же и мобильных не было, и как-то фотографий мы никакие не получали. Мы писали письма от руки. И собирали посылки, и я помню, что мне старший сын помогал таскать эти посылки на почту, потому что, в общем, машины тогда не всегда мы могли на почту на машине попасть, в общем, вот мы приходили, отсылали, мы чётко знали, значит, куда мы шлём и так далее.

Дети в этом участвовали, дети тоже за него молились. А через 8 лет где-то, наверное, прошел срок, мы получили первую фотографию Владимира. И я помню, какие у него были пронзительные глаза на этих фотографиях. Он настолько глубоко внутренне переживал вот всю вот эту ситуацию, которая с ним произошла.

Анна Леонтьева

— Насколько я помню, помогал семьям.

Ника Кузьмичева

— Дело всё в том, что он внутренне переродился, будучи там, в тюрьме. Скажу, что он был инициатором постройки храма, прямо в середине исправительной колонии. И у них прямо во дворе, руками заключенных, построен замечательный храм, где они всё полностью сделали сами. Представляете, на самом деле, что вот попав в места заключения, можно же по-разному проходить это заключение. А вот здесь вот он сумел собраться внутренне, собрать людей вокруг, построить храм. И вот еще что удивительно, когда он туда попал, от него ушла жена, от него отреклась дочь, от него отвернулись очень многие-многие люди.

И представляете, когда он долгое время пребывал в месте заключения и строил храм, Господь строил его душу. И самое интересное, что он начал переписываться с женщиной с прихода. И женщина, общаясь с ним, она внутренне увидела красоту его души. Она приехала к нему в тюрьму, чтобы заключить с ним брак. И у этой женщины было еще двое ее дочерей, которые признали его потом уже как отца. И мы сейчас видим, что Господь, получается, ему вернул всё, что он потерял.

Анна Леонтьева

— Это такое, да, покаяние разбойника. И тут очень важно, мне кажется, вот в том, что вы рассказываете, очень важно, что человек, когда страсти уносят его, он становится зависимым, либо попадает в заключение тюремное — очень важно, чтобы был какой-то островок во внешней жизни, какие-то сердца, которые его ждут, которые в него верят, потому что тюрьма — это не то место, где вот человеку очень легко не сойти с ума. Как я так витиевато сказала. То есть, короче говоря, это то место, где очень легко сойти с ума, потому что, к сожалению, вот эта вся реальность, которая окружает. И тогда это сломанная судьба, и при этом, матушка, сказала уже, что абсолютно всё, что угодно там может произойти. Я знаю вот женщину, которая ждёт своего мужа, и вообще несправедливо как-то обвинили. Да, такое тоже бывает? Необязательно убивать кого-то или употреблять наркотики и так далее. Просто важно, что милосердие, в том числе и в семье, может проявиться в том, чтобы кого-то поддерживать, может быть, кому-то письма писать, или что ты скажешь?

Ника Кузьмичева

— Знаете, ещё что я помню? Как мы разговаривали с Серафимом, с сыном, и я помню, как я ему объясняла о том, что не осуждай его, не осуждай, потому что

Анна Леонтьева

— Серафим такой горячий, он может...

Ника Кузьмичева

— Да-да-да, именно мы с ним разговаривали. У меня сын такой, он очень горячий, он очень яркий, он может начать там как-то... Вот, я ему как раз на примере показывала и говорила, что пойми, ты вот научись за свои поступки отвечать внимательно.

И ты просто посмотри, какие могут быть последствия каких-то необдуманных действий. Знаете, ну первое, наш сын не пьет, и это его выбор. Он как раз, видя действия, что вот люди попадали в алкогольную зависимость, и с ними происходили какие-то очень тяжелые последствия, он это выбрал сам, то есть это не то, что мы ему прям говорили, или его водили в общество трезвости, нет, он как бы сделал свои выводы. И он сейчас, он может взять, там, чуть-чуть себе налить глоточек, но он не пьет. А первый раз, когда мы разговаривали с Серафимом и Ксюшей, Серафиму было 16 лет, а Ксюше 14, мы сказали, ребята, вы свободны. Вы свободны в том, что вы делаете. И вы будете сами отвечать за последствия этих дел. Я помню, как они испугались. Да, это не просто пережить, когда первый раз её слушаешь в раннем возрасте.

«Семейный час» на Радио Вера.

Анна Леонтьева

— Я напомню, что сегодня с нами и с вами священник Дмитрий Кузьмичёв, настоятель храма Воскресения Христова в Толстопальцево и матушка Ника.

Ника Кузьмичева

— А знаете, на самом деле хочется ещё сказать, что, конечно же, когда мы начинаем помогать другим людям, а это нужно, это важно, это действительно то, чего от нас как от верующих ждёт Господь. Такие люди могут оказаться рядом с нами. Но есть такая поговорка — «хорошо любить негров в Африке». А нам надо научиться любить тех, кто рядышком. Тех, кто прям рядом-рядом с нами. И вот в этот момент, когда мы там останавливаемся, смотрим по сторонам, кто рядышком с нами живет, кто из друзей нуждается и так далее, но есть одно золотое правило. Если это касается семьи, то в первую очередь нужно думать о том, повредит это семье или нет.

Анна Леонтьева

— Вот, именно про это я хотела сказать.

Ника Кузьмичева

— В первую очередь надо думать о том, что нужно, важно для семьи.

Анна Леонтьева

— То есть ты хочешь сказать, что есть некая такая духовная техника безопасности семьи, потому что... Я должна сказать, что по молодости, когда начинаешь кому-то помогать, то иногда в такие ситуации можно попасть. вот Я вспоминаю как я пускала к себе в квартиру людей, которые мне казались очень несчастными, переночевать негде было, двух мужиков себе просто запустила в квартиру. И сейчас я понимаю, что это было опасно, что Господь меня берег, самое смешное, что вот дяденьки, ну просто была такая ситуация, они сказали, что им негде переночевать, и я их пригласила. И потом они, уходя, оставили мне такое письмо, что больше так делать не нужно.

Ну, то есть я к тому, что есть некая такая всё-таки техника, как я уже сказала, безопасности, что семья не должна пострадать от этого. Не знаю, вот какие-то смоделировать ситуации, что там, детям нечего есть, а ты идёшь как бы помогать нищим и убогим. Или вот как, отец Дмитрий, как в этих ситуациях?

Отец Димитрий

— В нашей ситуации была какая история, она сейчас где-то продолжается, но чуть меньше. Когда мы были помоложе, когда у нас появился дом, милостью Божией, то получилось, что вокруг нас как-то образовывались люди, которым по каким-то причинам негде было жить. Причём это был круг таких всё-таки знакомых и друзей православных, но тем не менее. Один был случай, человека пришлось, так сказать, в дом пустить, другого. Мы сообразили, что надо у духовника взять благословение вообще принимать странников. То есть странноприимство это, в принципе, ну...

Анна Леонтьева

— Под руководством духовника, да?

Отец Димитрий

— Да, всегда в русском народе это была нормальная такая история. Вот. Но тем не менее, надо понимать, что ты пускаешь всё-таки в свою семью. Всё равно это люди чужие, со своими вытекающими, с историей, последствиями этой истории, со своими требованиями и так далее. И поэтому, слава Богу, молитвами духовника у нас вот эти, как бы, жильцы, которые к нам попадали, так назовём их, люди, которые реально нуждались в жилье... Не то, что у них там была ситуация неразрешима, но вот на данный момент надо было человеку помочь. Я сейчас обо всех не буду говорить, их было много этих ситуаций. Не хочу сказать, что это легко нам тоже давалось, да, но всё-таки когда за тебя кто-то молится и это по благословению, по крайней мере, в нашей ситуации.

Анна Леонтьева

— Ну да, потому что духовник, прости, пожалуйста, что я перебиваю, он знает вашу семью, он примерно представляет себе...

Отец Димитрий

— Уровень рисков.

Анна Леонтьева

— Уровень рисков, правильное выражение.

Отец Димитрий

— Поэтому у нас как-то все более-менее проходило. И мы какой-то такой опыт взаимодействия приобрели. Причем мы, опять же говорю, не пытаемся этот опыт транслировать куда-то. То есть мы не советуем так делать.

Анна Леонтьева

— Да, да.

Ника Кузьмичева

— Это сложно.

Анна Леонтьева

— Не повторяйте, это очень сложно.

Отец Димитрий

— И у нас были наши друзья, которые на нас, так сказать, насмотрелись и попытались это сделать. И там чуть до развода не дошло.

Анна Леонтьева

— Без духовника, да?

Ника Кузьмичева

— Они просто не послушали совет. То есть тут получилось так, что отец Дмитрий, уже будучи сам священником, он им сказал, что ребята, это очень сложно. Вы просто видите со стороны, когда вроде как всё хорошо, но внутренне это сложно. И просто совет не услышали, и потом мы в экстренном таком варианте, мы эту семью спасали, мы вывозили у них бабушку, которую они взяли. Вроде как бабушку, пожилой человека. Оказалось, что у бабушки свой характер, свои привычки. И они не понесли этого, не вынесли.

Отец Димитрий

— Да, тем более они тогда в доме не жили. Пришлось там человека в квартиру поселить. Вот о чём я говорю, что квартира это...

Анна Леонтьева

— Это очень сложно.

Отец Димитрий

— Да, это одна история. В доме, ещё можно уйти в другие комнаты и то так сказать. Средостения возникают такие, что у всех свои характеры, свои требования, и ты понимаешь, что человек свой характер здесь, на этой площадке, на твоей жилой проявит, да, а как сделать так, что и твоей семье это не повредило, твоим отношениям с супругом или с супругой, и с детьми. В общем, очень все сложно. Но, конечно, если вдруг... Мы поняли одну такую вещь, что раз есть у нас дом, и вот люди попали в эту ситуацию, надо вот в этом поучаствовать. Здесь, конечно, понимаешь...

Анна Леонтьева

— Это был не единственный ваш случай.

Отец Димитрий

— Да, ты смиряешься, молишься, и Господь помогает. Но главное, что молился духовник. А когда была ещё одна история, когда вот у нас, мы уже рассказывали, когда у нас пара оказалась, потом они поженились, их духовник уже просил нас, готовы ли вы принять их у себя? Вот, ну, тоже ребятам негде было жить, так вот сложилось. Ну, я говорю, ну, отче, если вы помолитесь, то давайте вместе, тогда да.

Ну, как-то всё тоже, как говорится, милостью Божией пронесло, понимаете?

Ника Кузьмичева

— Тут краеугольным камнем должно быть то, что в первую очередь надо не забывать о своей конкретной семье. Это самое главное, и поэтому, когда вы хотите, например, действительно привить милосердие детям, то лучше показывать не только вот красоту мира, там животным помогать, с детьми можно ходить в парк, птиц кормить, белок кормить, там понимаете, бездомным каким-то собакам и кошкам сейчас благо приюты есть, тоже можно помогать. Если вы, например, с детьми ходите в храм, помогаете людям, которые при храмах есть социальные службы, можно же с детьми ходить туда помогать. То есть это реально, когда ты можешь помогать, не касаясь стержня своей семьи. То есть не пытаясь внутрь семьи пустить что-то чужое, что потом может быть таким вот разрушающим началом. Это обязательная мысль, которая должна быть у тех, кто потом, прослушав передачу, кто решит, что да, я сейчас тоже начну, буду. Это дело очень хорошее, очень важное, очень нужное.

Но и причем его хорошо, если сделать именно с детьми, показать детям, как это хорошо, важно и нужно. Но опять-таки это надо делать таким образом, что ты куда-то вышел с детьми, все это детям показал, рассказал, дети помогли, и потом ты можешь вернуться уже к себе в семью и что-то дальше делать.

Анна Леонтьева

— Поэтому с этого начали. Семья вовне. Как она может проявлять свое милосердие снаружи.

Отец Димитрий

— Сейчас слава Богу, что в нашей церковной жизни стало очень много таких как бы площадок, где приход и семья в отдельности, приход в целом, могут себя проявить. Опять же, очень важно, чтобы прихожане, в первую очередь, все-таки сперва оказывала помощь своим. На своих надо тренироваться, потому что это, на самом деле, всегда очень тяжело именно своим, в первую очередь, оказать помощь. Потому что внешним, я как бы им оказал помощь и забыл о них. А вот свои, они могут, кстати, и пострадать, а ещё не поблагодарить. То есть очень важный момент не ждать благодарности от того, кому ты помогаешь. Вот не надо...

Воздаяние будет у Бога когда-нибудь.

Ника Кузьмичева

— Да, но и мы специально знакомили прихожан между собой, чай пили все вместе, чтобы люди друг друга узнавали, и чтобы внутри прихода люди научились друг другу помогать, видели нужду другого человека и старались как-то помогать тем, кого ты видишь на службе.

Отец Димитрий

— Хотя бывает, что люди, вот, честно говоря, начинают обижаться, что вот их там не заметили, особенно, наши многолетние прихожане. Вот тоже такая история, и обиды из-за этого, и так далее, и так далее.

Анна Леонтьева

— Ко всему надо быть готовым, да?

Отец Димитрий

— Да, ко всему надо быть готовым, да. Наверное, Бог так специально устраивает, чтобы, так сказать, мы тоже не превозносились. Это очень важный момент такой.

Анна Леонтьева

— Спасибо, дорогие. На самом деле наша программа как-то быстро, как всегда, подошла к концу. Напомню, что сегодня с нами и с вами был настоятель храма Воскресения Христова в Толстопальцево священник Дмитрий Кузьмичёв и его матушка Ника.

Это была программа «Семейный час». Говорили о семье и милости, как с семьёй делать хорошие, добрые дела. У микрофона была Анна Леонтьева. Спасибо вам огромное. Всего доброго.

Отец Димитрий

— Спасибо.

Ника Кузьмичева

— До свидания.


Все выпуски программы Светлый вечер

Мы в соцсетях
ОКВКТвиттерТГ

Также рекомендуем