Виктора Розова называли христианским драматургом. В жизни и творчестве он призывал не скупиться творить добро, как и положено по библейским заповедям. А про его жену Надежду Козлову говорили, что она входит в почётный список редких писательских жён, считающих главным делом своей жизни помогать мужьям создавать бессмертные произведения.
Виктор Сергеевич называл себя счастливым человеком. Ему - простому пареньку удалось закончить театральную школу и стать актёром. Он встретил и на всю жизнь полюбил очаровательную актрису Надю Козлову. Это было ещё до Великой Отечественной войны. Надя долгих 10 лет не принимала ухаживаний. Но любовь к ней помогла Розову выжить на войне. Тяжело раненый, а по сути умирающий в палате смертников, Виктор написал стихи своей Наденьке:
И ты приходишь, вся из света,
Моей единственной во всём,
В том платье, помнишь, из вельвета
С коротким узким рукавом...
В 1945 году Надя согласилась выйти замуж за Виктора. Совместная жизнь начиналась трудно: у Розова не было никаких перспектив. 15 лет супруги ютились в келье Зачатьевского монастыря, где были устроены коммуналки. Но и эти годы и последующие сорок Розовы были счастливы. Надя - востребованная актриса - оставила театр ради семьи, ради сына и дочери, а главное ради Витюши, которому посвятила себя полностью.
Розов, которому ранение и хромота, не позволили вернуться на сцену актёром, пришёл туда драматургом. Первая пьеса Розова - та, по которой был снят самый пронзительный фильм о войне «Летят журавли» писалась в 43 году. У молодого искалеченного солдата не было денег и работы, даже электричества не было – писал при свете коптилки. Отнёс готовую пьесу литераторам. Цензор вернул рукопись. Сказал, что читал и плакал всю ночь, но пропустить не может. Розов на другой результат даже не рассчитывал. И ушёл довольный – ведь первый читатель его пьесы плакал. Это само по себе маленькое, но счастье. Большое счастье грянуло, когда спустя 13 лет этой пьесой открылся театр «Современник», а ещё через два года фильм «Летят журавли» получил на Каннском кинофестивале Золотую пальмовую ветвь.
Пьеса и фильм прославили Розова. В келью Виктора и Нади в Зачатьевском монастыре мешками приходили письма с поздравлениями, на огонёк забегали московские знаменитости. Потом в жизни драматурга случалось всякое: пьесы то ставились, то о них не вспоминали, критики то любили его, то ненавидели, власти или хвалили или не замечали. Но Розов всё равно был счастлив и продолжал работать.
В 1995 году Розовы отметили золотую свадьбу, а в 21 веке уже неизлечимо больной Виктор Сергеевич обвенчался с Надеждой Варфоломеевной. Она говорила, что Розова давно уже похоронили врачи, но Господь не хотел их разлучать. До последнего вздоха Виктора Сергеевича они были вместе. Пока Розов жил, Надежда Варфоломеевна бодрилась, а когда он ушёл, продержалась меньше двух лет.
Виктор Розов до конца своих дней говорил людям о любви, о милосердии и доброте. Да что там говорил - Розов проповедовал, понимая, что проповедь добра не тускнеет со временем. Наверное, поэтому Виктору Сергеевичу была дарована счастливая судьба и верная спутница, настоящая муза, которую он любил всю свою жизнь.
4 сентября. О хуле на Святого Духа

В 3-й главе Евангелия от Марка есть слова Христа: «Кто будет хулить Духа Святого, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению».
О хуле на Святого Духа — священник Родион Петриков.
Часто этот грех, грех хулы, понимают как какую-то особую кощунственную фразу. Однако суть не в словах, а в глубине, в состоянии сердца человека.
Представьте себе тяжело больного, который отталкивает врача, который несёт ему лекарство. Его гибель не в наказании от врача, а в его собственном выборе.
Так и здесь хула — это не внезапная ошибка, а сознательное, упорное и окончательное отвержение Бога, Который есть любовь и спасение. Это состояние, когда человек зло называет добром, а добро называет злом. И настойчиво отказывается от прощения, которое Бог ему непрестанно предлагает.
Ключ в том, что этот грех — не поступок, а именно состояние. Ведь тот, кто боится, что совершил какой-то кощунственный поступок, уже не находится в этом состоянии, потому что его сердце кается, растревоженное голосом совести.
Так что эти слова Христа Спасителя — это прежде всего серьёзное предостережение о страшных последствиях нашего свободного выбора, который Бог у нас не отнимает. И конечно, одновременно это величайшее утешение, потому что дверь к прощению открыта для всех, кто хоть как-то готов её увидеть.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 сентября. Об отношении Преподобного Исаакия Оптинского к братии монастыря

Сегодня 4 сентября. День памяти Преподобного Исаакия Оптинского, отошедшего ко Господу в 1894 году.
О его отношении к братии монастыря — игумен Назарий (Рыпин).
Преподобный Исаакий был очень мудрым настоятелем. Его отличало, что он был очень ровен со всей братией, то есть никого не выделял. Именно поэтому преподобный Исаакий никогда не наказывал за личные оскорбления кого-либо из братьев, стараясь разуметь обидчика. Он проявлял терпение и снисхождение к недостаткам других, помня, что все мы немощны и несовершенны.
И также в наставлениях преподобный Исаакий подчёркивал важность терпения в духовной жизни и непрестанные молитвы как средства для преодоления трудностей и обретения благодати. Однажды одному монаху, пытавшемуся уклониться от послушания, он сказал очень простые слова: «Если не хочешь, то уже как сам знаешь». Эти слова, сказанные с любовью и пониманием, произвели на монаха такое впечатление, что он сразу же раскаялся и принял послушание. То есть он предоставил монаха своей воле, которой тот, имея духовный разум, всё-таки испугался.
Если игумен уже говорит: «Делай, как хочешь», то это, собственно, очень страшные слова для насельника монастыря. И он понимает, что «как хочешь» — это он уже не в руках Божьих, не в пределах послушания Богу через игумена, но предоставлен уже не только своей воле, но и зачастую тирании дьявола в том числе.
Поэтому очень важно в монастыре отсекать свою волю, всё-таки делать по послушанию то, что тебе говорят, тем самым покоряя свою человеческую волю не воле игумена только лишь, а через игумена покоряя свою волю воле Господней.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 сентября. О подвиге Священномученика Горазда (Павлика)

Сегодня 4 сентября. День памяти Священномученика Горазда, епископа Чешского и Моравско-Силезского, пострадавшего в 1942 году.
О его подвиге — священник Стахий Колотвин.
У священномученика Горазда, епископа Чешского, первого предстоятеля Чешской православной церкви (если не считать древние времена эпохи Мефодия и Кирилла, учителей славянских), такая забавная фамилия для русского слушателя — Павлик. Но тем не менее, это человек, который прожил очень непростую жизнь.
Причём изначально на родине ничего не предполагало, что он станет тем святителем, который поведёт множество своих соплеменников по пути того вероучения, которое проповедовали Мефодий и Кирилл. Родился он в католической семье, стал он католическим священником.
Потом, на фоне национального возрождения и борьбы с Австрийской империей, перешёл в протестантизм, по сути. Гуситское движение, которое только отдалённо напоминало те гуситские восстания и учения многовековой давности, а по сути было таким изводом протестантизма.
Но если человек искренний, то даже когда он заблуждается и сбивается с пути, то делает это он только для того, чтобы нащупать этот путь и вернуться, и пойти по нему.
И венцом жизни священномученика Горазда стало страшное время нацистской оккупации. Когда ликвидаторы нацистского палача Гейдриха скрылись в православном кафедральном храме и были укрыты православным клиром, епископ Горазд мог спокойно остаться в стороне. Он был в это время в Берлине и мог сказать: «Я ни при чём, вот, я в столице рейха был».
Но он вернулся, взял ответственность на себя и пострадал за Христа и любовь к своему народу.
Все выпуски программы Актуальная тема