С теми, что не просвещают, а ослепляют — что сделаешь с ними, Господи?
Отвращают они детей своих от Тебя, а преграждают путь им к Мудрости Твоей, ибо говорят: Бог лишь выдумка, устаревшая умерших предков ваших. Талисман истёртый, что носили они и умерли. Мы же научим вас землю возделывать, тело нежить, и добывать золото, что сияет ярче мёртвого Господа. Что сделаешь с соблазняющими детей Твоих, Господи?
Ничего Я им не сделаю, ибо сами они всё сделали для проклятия семени и племени своего. Воистину, худшую судьбу уготовали себе и народу своему, нежели книжники и саддукеи иудейские. Ибо имели перед собой пример их и не наставились.
В старости услышат звон оружия на пороге своём и будут умирать от голода, облысевшие, с глазами гноящимися, и не посмеют показаться из дверей, чтобы образумить учеников своих. Чем образумить их, если имя Моё стёрто с кровожадных сердец их? Что образумит их, если сами их к тому готовили, по бескрайней своей глупости, которая идёт с каждым, кто не идёт со Мной.
Что будет с ними, Господи?
Будет с ними хуже, чем с Вавилоном, что в силе своей, крови и тельцу златому кланялся, и детей своих тому учил.
Сперва глад приидет, которого не помнил Вавилон. Потом война за хлеб, в которой побеждены будут. За ней резня междоусобная, в которой все города и села сожжены будут. Затем болезни, против которых руки врачей бессильны.
И учителя будут побиваемы бичами и принуждаемы быть гробовщиками учеников своих, от трупов которых все дороги смрадом наполнятся.
С вождями, народ соблазняющими, что с ними сделаешь, Господи? Сеющими раздор в народе ради корысти своей, что сделаешь, Господи? А когда народ усомнится и поднимет бунт, ускользающими от него, чтобы спокойно поедать добычу, обманом взятую. Обвиняющими противников своих и их же путями идущими, трескотнёй своей мудрому уст открыть не дающими, что сделаешь, Господи?
Льстят глупцам и насильникам, в погоне за местами первыми. В книгах своих зло соплеменников обнародуют, дабы своё скрыть
Не учат народ истине, но кормят ложью круглый год.
В бессилии творить в народе дела праведные, запугивают его худшей неправедностью былых времён.
Грабят и друзей своих, ибо знают, что недолог век власти их.
Что сделаешь с ними, Господи праведный?
Сделали всё сами, нечего Мне делать с ними кроме как самим себе предоставить. Воистину, не есть им в покое добычу свою, но потратят её на поминках ближних своих.
Обнищают, и мыши будут шмыгать сквозь рубахи драные. Будут снится им бунты и восстания обманутых и ограбленных, будут по ночам вскакивать в холодном поту и ужасе. Долгой будет жизнь, чтобы продлилось наказание.
Увидят пепелище на месте дома своего и побегут из земли своей больные и голодные, не смея произнести имён своих пред людьми.
Увидят иноплеменников в стране своей и у них будут просить корку хлеба.
И стране их будет горше, чем Риму, ибо имели Рим примером и не восприняли.
Народу их родившему горше будет, чем евреям, ибо имели евреев примером и не наставились.
Будут слышать клевету и не посмеют в окна выглянуть.
Будут видеть народ свой ведомый в кандалах и за себя дрожать.
Во сне и наяву будут слышать проклятия имён своих и затрепещут и трепетать будут, но не смогут умереть.
Господи Великий и Страшный, все пути Твои — милость и истина. Что сделаешь со слепыми, соблазнёнными, обманутыми и ограбленными?
Тех, кто вспомнить имя Моё, и Я вспомню и спасу его.
Жду, что возопиют ко Мне и отзовусь.
Пока есть вопль на земле, будет эхо на небесах.
Я есмь самый близкий всем и вся. Даю Себя тому, кто желает Меня, отступаю от того, кто не знает Меня. Без Меня мир — прах и пепел. И люди без Меня пепла немощнее.
25 декабря. О смирении

В 9-йглаве Евангелия от Марка есть слова Христа: «Кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою».
О смирении — протоиерей Максим Горожанкин.
Смирение и чистота сердечная являются целью жизни православного христианина. Преподобный Серафим Саровский однажды и навсегда очень чётко и ёмко сказал: «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся». Сам преподобный явил своей жизнью пример исполнения этих слов. И многие другие святые также поучают нас смирением своим.
Если мы откроем жития святых, если мы откроем Патерики и наставления святоотеческие, то увидим, какую великую пользу извлекали святые отцы, поучаясь в смирении. «Смиренному некуда падать», — можем прочесть мы в Отечнике, потому что он почитает себя ниже всех. И именно размышляя о себе в таком ключе, не превозносясь над другими, а смиряясь перед людьми и перед Богом, человек способен достичь святости. В чём да поможет нам всем Господь!
Все выпуски программы Актуальная тема
26 декабря. О ветхозаветном законе и новой надежде
В 7-й главе Послания апостола к евреям есть слова: «Закон ничего не довёл до совершенства; но вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу».
О ветхозаветном законе и новой надежде — священник Захарий Савельев.
Закон ничего не довёл до совершенства. Закон дан человеку в Ветхом Завете для того, чтобы человеку совсем не упасть в прегрешение, для того, чтобы человечеству не умереть в беззакониях. Закон строго загоняет человека в рамки для того, чтобы, когда греховный дурман рассеялся и явилась истина, человек узрел эту истину, покаялся в своих прегрешениях и воспринял её с добрым сердцем и чистыми намерениями.
Закон, наподобие родителя, насильно отвращает человека, как родитель отвращает ребенка от огня, чтобы он не опалил себя, развернув его в другую сторону. А будущая надежда, которой служит этот закон, воспринимается уже добровольно покаявшимся и очистившимся сердцем. И эта новая надежда и есть Христос.
Все выпуски программы Актуальная тема
26 декабря. О подвиге святителя Досифея, митрополита Молдавского

Сегодня 26 декабря. День памяти святителя Досифея, митрополита Молдавского, жившего в семнадцатом веке.
О его подвиге — священник Стахий Колотвин.
В наши дни нам доступно православное образование и просвещение. Есть множество проектов: можно получить через интернет, через радио, через телевидение знания о богословии, изучить наследие святых отцов. А однако были времена, когда и люди вокруг были неграмотные. Так ещё если была богоборческая власть, так и возможности такой спокойно не было.
Когда мы смотрим на историю румынского народа, то мы видим, с одной стороны, это была автономия, которой не было у других православных народов — у сербов, у греков, у болгар — от османского владычества. Но, с другой стороны, больше дано — больше спросится. И то, что было автономное православное правление, накладывало на румынский народ большую ответственность перед Господом.
И эту ответственность на себя взял святитель Досифей, митрополит Молдавский. Конечно, его стали обвинять, что он на самом деле якобы шпион московского русского царства, и под конец жизни он вынужден был бежать на территорию Речи Посполитой, тоже в православные края. Умер во Львове, потому что уже не мог оставаться на своей родине ради просвещения, которому он трудился.
Но, как и в наши дни, порой обвиняют в православных странах людей в том, что они якобы связаны с Россией, что они действуют не в интересах своего народа, а в интересах какого-то русского правительства. Точно так же обвиняли и этого святителя, но спустя века его прославили в лике святых. Поэтому и сейчас человек, который служит единству православных народов, который служит церковному просвещению, может столкнуться с гонениями, но Господь обязательно всё расставит по своим местам.
Все выпуски программы Актуальная тема











