
Фото: Gabriella Clare Marino/Unsplash
В Евангелии от Матфея можно найти упоминание о таком чуде Христа. Спаситель и Его ученики, апостолы, путешествуя по Святой земле, пришли в город Капернаум. Капернаум располагался на берегу Галилейского или по-другому Генисаретского озера, главного водоема Израиля. И вот в Капернауме к апостолу Петру подошли сборщики пожертвований на Иерусалимский храм и попросили подать им. Петр, пообещав милостыню, поспешил ко Христу. Спаситель, услышав о желании апостола пожертвовать на храм, повелел ему взять удочку, пойти к озеру и поймать рыбу. Петр поступил так, как сказал ему Христос, и во рту пойманной рыбы нашел крупную монету, которая стала пожертвованием и от лица апостола, и от лица Спасителя.
Рыба апостола Петра до сих пор водится в водах Галилейского озера. Относится она к отряду окунёвых, официально называется «тиляпией» и имеет отличительный признак. За жабрами рыбы можно увидеть два темных пятна — по преданию следы прикосновения пальцев святого апостола. Приехав на Святую Землю и оказавшись в любом прибрежном ресторане, вы сможете без каких-либо затруднений заказать рыбу апостола Петра. Рыба, действительно, вкусная. Мясо у нее нежное, а костей совсем немного.
Сейчас, конечно, очень сложно сказать — действительно ли именно тиляпию две тысячи лет назад поймал апостол Петр. Тем не менее, в пользу тиляпии говорят древние иконописные изображения, которые можно найти на Святой земле. Рядом с Галилейским озером сохранились мозаики, на которых апостол Петр изображен с рыбой в руках. Причем у рыбы за жабрами можно рассмотреть те самые два пятнышка, которые отличают тиляпию от прочих рыб, живущих в Галилейском озере.
Вообще рыба занимает в христианской культуре особое место. Рыба неоднократно упоминается в Библии. Пророк Иона был поглощен и три дня находился во чреве огромной рыбы. Христос совершил чудо, накормив пять тысяч людей пятью хлебами и двумя рыбками. Рыба была основной частью рациона Спасителя и Его учеников, часть из которых до призвания на апостольское служение профессионально занималась рыболовством (в том числе и апостол Петр).
Рыба даже на время стала символом Христа. В годы языческих гонений христиане помечали места своих собраний изображением рыбы. По такой причине. На греческом языке слово «рыба» звучит как «ихтис». Ихтис можно читать как аббревиатуру. И — Иисус, Х — Христос, Т — Теу, то есть Божий, И — Йос, то есть Сын, С — Сотир, то есть Спаситель. Иисус Христос Божий Сын Спаситель — так древние христиане воспринимали слово «ихтис» — «рыба». Поэтому если приедете на Святую землю и решите попробовать рыбу апостола Петра или какую-либо другую рыбу, помните, что рыба для этих мест не просто вид пищи, а целый символ, за которым стоит и история земной жизни Христа, и история жизни Его первых учеников.
Вязьма, Смоленская область. (путешествие в историю)

Вязьма — небольшой старинный городок на востоке Смоленской области. Своим названием он обязан одноимённой речке с вязким, илистым дном. Исторический центр города расположен на её высоком левом берегу. Этот холм неспроста именуют Соборным. Первый храм здесь стоял ещё в тринадцатом веке, когда Вязьма была центром удельного княжества. Та деревянная церковь носила имя святителя Николая. Каменный Троицкий собор над рекой поставил царь Алексей Романов в семнадцатом столетии. Государь жил в Вязьме со своей семьёй несколько месяцев, с октября 1654-го по февраль 1655 года. В Москве в это время бушевала эпидемия чумы, и Вязьма была фактической столицей Российского государства. Город и в дальнейшем часто играл особую роль в истории страны. Расположенный на Старой Смоленской дороге, которая соединяла Москву с Европой, он не раз служил форпостом. В 1812 году жители Вязьмы оказали сопротивление армии Наполеона. А в сороковых годах двадцатого века сражались с немецкими захватчиками. Тогда, во время Великой Отечественной войны, много исторических зданий было разрушено. А вот старинный Троицкий собор уцелел. Он и поныне остается сердцем Вязьмы. Недаром день города здесь празднуют на Троицу.
Радио ВЕРА в Вязьме можно слушать на частоте 88,3 FM
Псалом 145. Богослужебные чтения

В истории тех или иных народов есть события, которые коренным образом изменили историю этих народов. Для ветхозаветных евреев переломным значением обладал, конечно же, Вавилонский плен — насильственная депортация, постигшая иудеев в шестом веке до Рождества Христова. Об опыте, принесённом Вавилонским пленом, говорит нам псалом 145-й, что читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 145.
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив; буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иа́ковлев, у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю, море и всё, что в них, вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным, дающего хлеб алчущим. Господь разрешает узников,
8 Господь отверзает очи слепым, Господь восставляет согбенных, Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев, поддерживает сироту и вдову, а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки, Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.
Псалом 145-й был составлен неизвестным автором, принадлежавшим к поколению древних евреев, которые получили разрешение вернуться на родину из Вавилона. Почти 70 лет периода насильственной депортации остались в прошлом. И сердце автора псалма ликует. Он возвращается на родину и призывает вместе с собой ликовать небо и землю. Но это радость со слезами на глазах. Потому что историческая Палестина полностью изменилась. Иерусалим разрушен, храма больше нет. И много теперь предстоит потрудиться, чтобы былая жизнь хотя бы отчасти вернулась.
Однако тяжкая работа будет потом, а пока можно радоваться. И подводить некоторые итоги. Например, отвечать на вопросы — что и, самое главное, почему случилось? И автор псалма не напрямую, но отчётливо говорит, что катастрофа произошла из-за предательства иудеями Бога. Цари Израиля стали больше надеяться на себя и на военную помощь соседей, а про Господа забыли. Вернее, так — вспоминали о Нём тогда и так, как было удобно. Потому автор псалма и пишет: «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения. Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его».
Надо сказать, что это осознание пришло к евреям ещё во времена плена. Понимая, что в Вавилоне без Бога можно окончательно погибнуть, евреи стали крепко держаться веры, сопротивляться языческому влиянию. И в результате выжили и вернулись.
Автор псалма в хорошем смысле гордится своими предками, своим поколением. Он называет себя и современников блаженными, то есть и счастливыми, и спасёнными: «Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его». Но веру нельзя сохранить только на уровне слов. Её нужно укреплять через дела. То есть подражая Богу в поступках праведности. Как Господь защищает обиженных, кормит голодных, укрепляет гонимых, милует несчастных, так и верующие должны поступать с окружающими. Не замыкаться в комфортном мирке тёплой религиозности, но свидетельствовать о вере вовне — через служение правде Божией. По большому счёту, у человека или народа выбор не велик. Либо ты на стороне Бога и подчиняешь себя Его заповедям (и тогда будешь спасён), либо ты живёшь во грехе и просто погибнешь. Как кажется, вывод тут напрашивается сам собой и представляется очевидным.
Псалом 145. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 145. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 145. На струнах Псалтири
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив;
буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей,
на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою;
в тот день исчезают (все) помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иаковлев,
у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю,
море и все, что в них,
вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным,
дающего хлеб алчущим.
Господь разрешает узников;
8 Господь отверзает очи слепым,
Господь восставляет согбенных;
Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев,
поддерживает сироту и вдову;
а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки,
Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.