
Фото: Gabriella Clare Marino/Unsplash
В Евангелии от Матфея можно найти упоминание о таком чуде Христа. Спаситель и Его ученики, апостолы, путешествуя по Святой земле, пришли в город Капернаум. Капернаум располагался на берегу Галилейского или по-другому Генисаретского озера, главного водоема Израиля. И вот в Капернауме к апостолу Петру подошли сборщики пожертвований на Иерусалимский храм и попросили подать им. Петр, пообещав милостыню, поспешил ко Христу. Спаситель, услышав о желании апостола пожертвовать на храм, повелел ему взять удочку, пойти к озеру и поймать рыбу. Петр поступил так, как сказал ему Христос, и во рту пойманной рыбы нашел крупную монету, которая стала пожертвованием и от лица апостола, и от лица Спасителя.
Рыба апостола Петра до сих пор водится в водах Галилейского озера. Относится она к отряду окунёвых, официально называется «тиляпией» и имеет отличительный признак. За жабрами рыбы можно увидеть два темных пятна — по преданию следы прикосновения пальцев святого апостола. Приехав на Святую Землю и оказавшись в любом прибрежном ресторане, вы сможете без каких-либо затруднений заказать рыбу апостола Петра. Рыба, действительно, вкусная. Мясо у нее нежное, а костей совсем немного.
Сейчас, конечно, очень сложно сказать — действительно ли именно тиляпию две тысячи лет назад поймал апостол Петр. Тем не менее, в пользу тиляпии говорят древние иконописные изображения, которые можно найти на Святой земле. Рядом с Галилейским озером сохранились мозаики, на которых апостол Петр изображен с рыбой в руках. Причем у рыбы за жабрами можно рассмотреть те самые два пятнышка, которые отличают тиляпию от прочих рыб, живущих в Галилейском озере.
Вообще рыба занимает в христианской культуре особое место. Рыба неоднократно упоминается в Библии. Пророк Иона был поглощен и три дня находился во чреве огромной рыбы. Христос совершил чудо, накормив пять тысяч людей пятью хлебами и двумя рыбками. Рыба была основной частью рациона Спасителя и Его учеников, часть из которых до призвания на апостольское служение профессионально занималась рыболовством (в том числе и апостол Петр).
Рыба даже на время стала символом Христа. В годы языческих гонений христиане помечали места своих собраний изображением рыбы. По такой причине. На греческом языке слово «рыба» звучит как «ихтис». Ихтис можно читать как аббревиатуру. И — Иисус, Х — Христос, Т — Теу, то есть Божий, И — Йос, то есть Сын, С — Сотир, то есть Спаситель. Иисус Христос Божий Сын Спаситель — так древние христиане воспринимали слово «ихтис» — «рыба». Поэтому если приедете на Святую землю и решите попробовать рыбу апостола Петра или какую-либо другую рыбу, помните, что рыба для этих мест не просто вид пищи, а целый символ, за которым стоит и история земной жизни Христа, и история жизни Его первых учеников.
Как Топор в лес ходил

Фото: Nico Knaack / Unsplash
Однажды увидел Топор, что хозяин не запер сарай, да и в лес убежал. Идёт он по тропинке: топорищем поигрывает, Обухом постукивает, лезвием поблёскивает. Разыгрался Топор не на шутку: с кочки на кочку прыгнет — сосенку затешет, в ложбинку сбежит — осину подрубит, на пригорок поднимется — ель заденет. Да при этом ещё и бахвалится:
— Теперь я ваш хозяин. Я самый главный в лесу. Захочу — погублю, захочу — помилую!
Росла в том лесу маленькая стройная Березка, такая красивая, что все окрестные деревья только ею и любовались. Увидел её Топор, обрадовался и грубо загоготал.
— Ха-ха-ха! Что дрожишь, тонконогая? Тебя только стукнуть разок по белому стволу — и душа вон!
Испугалась Берёзка, взмолилась:
— Не бей меня, Топор. Не губи. Я ещё только жить начинаю. Обещал на мне жениться молодой весенний дождик...
— Дождик? Не бывать этому! Не люблю я воды, — сказал Топор. — Вот что я решил: лучше я сам на тебе женюсь. А не согласишься — одним махом тебя срублю.
Качнулась Берёзка, задрожала от страха, побежали по её стволу слезы, как серебряные капельки.
— Не губи мою молодость, — прошептала она еле слышно.
Побежал Топор дальше на весь лес страх наводить. А Берёзка стала другим деревьям на свою горькую судьбу жаловаться.
— Не бывать такому грубияну женихом! Наверняка, он будет обижать нашу любимицу, — возмутился братец Дуб. — Пусть Топор сначала со мной потягается. У меня кора крепкая, как железо. Разок стукнет — поломает топорище, лишится своей хвалёной силы.
Зашумел братец Дуб всеми листьями, но Топор не стал к нему подбегать, обошёл стороной. Привык он обижать только самых слабых и беззащитных.
— Пусть Топор со мной имеет дело, и тогда он сразу своё лезвие сточит, — проскрипел дедушка Клён. — Я старый уже, почти весь высох, со мной ему точно не справиться.
Подскочил Топор к старому клёну, да так ударил по его стволу, что у того последние листья с макушки осыпались.
— Такого силой не победишь, надо найти его слабое место, — сказала тётушка Ива. — Если его не остановить, то Топор в лесу ещё много плохих дел натворит. Он сказал, что воду не любит...
Подозвала тётушка Ива к себе хулигана и стала ему выговаривать:
— Почему ты деревья без нужды рубишь? Зачем красавицу-березку до слёз обидел?
— Что хочу, то и делаю, потому я в лесу самый сильный.
А тётушка Ива не унимается:
— Почему ты дедушку Клёна — самого старого в нашем лесу — не уважаешь? Зачем осинку и сосёнку подрубил? Кто позволил тебе так себя вести?
Рассердился Топор и закричал:
— Ты ещё меня будешь учишь, скрипучая развалина?! Да я с твоими тонкими ветками в момент расправлюсь! Вот я тебя проучу!
Бросился Топор на тётушку Иву, что росла на берегу ручья, да не рассчитал. Отпружинил от её гибких веток и кувыркнулся в воду.
Может быть, он до сих пор в том ручье лежит и потихоньку ржавеет. Да и поделом такому жестокому и самонадеянному грубияну.
(по мотивам марийской сказки)
Все выпуски программы Пересказки
Астрахань. Благовещенский женский монастырь

В центре города Астрахань, на пересечении улиц Советской и Калинина, сохранился комплекс старинного Благовещенского монастыря. Иноки здесь жили ещё в шестнадцатом веке. Обитель в то время была крайне бедной. Её насельники выполняли особую миссию — хоронили бездомных и молились об их упокоении в единственной монастырской церквушке. Она была деревянной. Больше полувека иноки строили каменный храм. Его освятили в 1699 году в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Вскоре после этого монастырь окончательно разорился и был упразднён. В 1706 году на его территории учредили женскую обитель. Главной её святыней стала древняя икона Божией Матери «Живоносный источник». Милостью Богородицы Благовещенский монастырь процветал вплоть до революции 1917 года. Советская власть разорила обитель, с 1949 года архитектурный ансамбль принадлежал Астраханскому военкомату. А 6 апреля 2021-го, накануне праздника Благовещения Богородицы, монастырский комплекс вернули Русской православной церкви. Он постепенно восстанавливается на радость жителям Астрахани.
Радио ВЕРА в Астрахани можно слушать на частоте 90,5 FM
Псалом 51. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. Учение Давида,
2 после того, как приходил Доик Идумеянин и донес Саулу и сказал ему, что Давид пришел в дом Ахимелеха.
3 Что хвалишься злодейством, сильный? милость Божия всегда со мною;
4 гибель вымышляет язык твой; как изощренная бритва, он у тебя, коварный!
5 ты любишь больше зло, нежели добро, больше ложь, нежели говорить правду;
6 ты любишь всякие гибельные речи, язык коварный:
7 за то Бог сокрушит тебя вконец, изринет тебя и исторгнет тебя из жилища [твоего] и корень твой из земли живых.
8 Увидят праведники и убоятся, посмеются над ним [и скажут]:
9 "вот человек, который не в Боге полагал крепость свою, а надеялся на множество богатства своего, укреплялся в злодействе своем".
10 А я, как зеленеющая маслина, в доме Божием, и уповаю на милость Божию во веки веков,
11 вечно буду славить Тебя за то, что Ты соделал, и уповать на имя Твое, ибо оно благо пред святыми Твоими.