
Татьяна Любомирская
Моя лучшая подруга атеистка.
Я ее называю «атеистка с христианской душой». Ибо несмотря на внешнее отрицание существования Бога, подруга испытывает огромный интерес к христианской культуре. Читает литературу, слушает музыку. А еще с большим удовольствием осматривает церкви. Если мы вместе путешествуем, подруга не успокоится, пока не зайдет в каждый встретившийся на пути христианский храм. На мои вопросы подруга говорит, что ее привлекает красота. А я и не спорю. Красота, на мой взгляд, ‒ одно из доказательств существования Бога.
Однажды мы поехали в Ярославль на майские праздники. Ярославль ‒ один из самых живописных городов со множеством старинных церквей, и конечно моя подруга сочла делом чести обойти их все. Гуляя, мы случайно оказались возле магазина, который в честь грядущего Дня Победы проводил акцию и при покупке дарил каждому клиенту по цветку. Подруге был нужен шарф. Купив его, она стала счастливой обладательницей красной розы.
— Отлично! — С энтузиазмом воскликнула моя подруга, когда продавщица протянула ей цветок. — Подарим ее Иисусу!
Продавщица захлопала глазами и неуверенно улыбнулась.
Выйдя из магазина, подруга принялась меня расспрашивать.
— В церкви всегда много цветов. Их же можно просто прийти и подарить?
— Конечно, можно, — согласилась я.
Мы пошли в монастырь в честь Казанской Иконы Божьей Матери. В это время дня службы не было, в храме было пусто, не считая монахини в церковной лавке. Немного оробев, подруга протянула ей розу.
— Здравствуйте! Вот... мы принесли цветок.
— Спасибо, девочки, поставим его к иконе, — дружелюбно улыбнулась монахиня.
И она действительно поставила цветок в вазу с хризантемами перед иконой Богородицы.
— А я хотела подарить розу Иисусу, — зашептала мне на ухо подруга. — Можно попросить, чтобы ее поставили Иисусу? А Марии принесем в следующий раз!
— Да не знаю, — смутилась я. — Монахине наверно виднее, куда лучше поставить.
Конечно, для моей неверующей подруги это был скорее элемент игры. Словно некий интересный обряд, который привлекал ее своей эстетикой. Какой она видела в этом смысл ‒ для меня загадка. И все-таки этот смысл наверняка был, потому что откликом на него стало маленькое чудо.
В этот момент в храм пришла уборщица. Не обращая на нас внимания, она неторопливо пылесосила ковры, чистила подсвечники. Внезапно ее внимание привлекли цветы возле иконы Богородицы. Серди бело-желтых хризантем ярким пятном выделялась наша роза. Смерив букет задумчивым взглядом, женщина вдруг вынула розу. А потом прошла в глубь храма и поставила ее... в вазу перед Образом Христа.
Моя подруга пришла в восторг. И я тоже. Разве не поразительно, что Господь участвует даже в таких наивных, незначительных эпизодах? Подруга принесла Ему крошечный дар ‒ принесла в шутку, играя как ребенок. Но даже такой подарок был принят Господом с радостью. Может быть, в моей подруге живет детская, неосознанная вера, которую она чувствует сердцем, но отрицает умом, основываясь на воспитании и сложившихся убеждениях? Может быть, именно про нее Христос говорил «будьте как дети»?
Для Господа действительно нет разделения на «своих» и «чужих». Он видит каждое сердце, Он принимает малейшее доброе побуждение человека и стремится навстречу. И мне кажется, что в прекрасном райском саду теперь цветет еще одна роза, посаженная туда рукой моей подруги.
Автор: Татьяна Любомирская
Все выпуски программы Частное мнение
Послание к Галатам святого апостола Павла

«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
Гал., 204 зач., II, 21 - III, 7.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Простите, если сразу введу в смущение — но придётся потерпеть. Хорошо ли вы понимаете, чем «дурак» отличается от ... «дурня?» Эту разницу нам поможет понять отрывок из 2-й и 3-й глав послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах во время литургии. Давайте его послушаем.
Глава 2.
21 Не отвергаю благодати Божией; а если законом оправдание, то Христос напрасно умер.
Глава 3.
1 О, несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?
2 Сие только хочу знать от вас: через дела ли закона вы получили Духа, или через наставление в вере?
3 Так ли вы несмысленны, что, начав духом, теперь оканчиваете плотью?
4 Столь многое потерпели вы неужели без пользы? О, если бы только без пользы!
5 Подающий вам Духа и совершающий между вами чудеса через дела ли закона сие производит, или через наставление в вере?
6 Так Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность.
7 Познайте же, что верующие суть сыны Авраама.
Апостол Павел обращается с посланием к Галатам в связи с тем, что вскоре после его отъезда из Галатии — а это область в центральной Анатолии, территории нынешней Турции — как они быстро капитулировали перед иудействующими проповедниками, которые утверждали прямо противоположное Павлу: верить во Христа недостаточно, необходимо также обрезание и вообще соблюдение иудейских религиозных предписаний. Неудивительно, что, узнав об этом, апостола охватывает искреннее возмущение — не потому, что ходят всякие еретики, а именно потому, что галаты очень быстро и легко переметнулись на противоположную сторону.
Вот мы и подошли к слову, с которого начали сегодняшний комментарий — в греческом это слово звучит так: «ὦ ἀνόητοι Γαλάται τίς ὑμᾶς ἐβάσκανεν οἷς κατ᾿ ὀφθαλμοὺς Ἰησοῦς Χριστὸς προεγράφη ἐσταυρωμένος (Γαλ.3:1)» Здесь каждое слово заслуживает тщательного разбора. ἀνόητοι — утратившие разумение, или «съехавшие с катушек», «объюродившие» — но в контексте самой тональности послания это кажущееся оскорбительным слово всё же звучит иначе, не как оскорбительное «ну и дурак же ты!» — а как «ну ты и дурень!» Чувствуете разницу?
Дальше — ещё интереснее. Великолепная игра слов и смыслов. Русский перевод эту игру не передаёт: «кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?». «Прельстил» — глагол βασκαίνω — околдовывать, «сглазить», обольщать. Причём именно «сглаз» — наиболее точно передаёт смысл. Что? Апостол допускает возможность сглаза? Одним словом, полное фиаско. Но — не будем торопиться.
Сглаз или очарование — одно из наиболее понятных для простых людей представление о силе магического воздействия, волшебном мороке, в который может погрузить другого человека колдун своими действиями. Сегодня бы мы сказали, это нахождение в состоянии изменённого сознания, когда сам человек уже не вполне как бы понимает, что он делает: он сбит с толку, эмоционально перегружен, интеллектуально запутан, и его «внутренний процессор» перегревается и хочет только одного — остыть. Чтобы человек не вышел из этого состояния, необходимо как бы «подвесить перед глазами» какую-то очень заманчивую, маячащую идею, или образ, или мечту — устремляясь к которой человек и не сможет выйти из этого морока.
И смотрите, что дальше говорит апостол. «Кто же, и главное — чем — вас смогли так заморочить, когда перед вами — явный, выразительный, пронзительный образ Распятого Спасителя? Настолько живо воспринятый вами — что словно бы и распят он был прямо здесь?» Как можно было оторвать взор своей души от Него — и увлечься... чем? Замшелой ветхозаветной казуистикой, совершенно чуждой и даже противной вам самим? Ну, ребята, вы и дурни!.. совсем не туда смотрите!
Вот к какому выводу подталкивает нас весь этот эпизод: иметь в своём внутреннем мире определённые «якоря», зацепки, которые были бы достаточно сильно эмоционально окрашены, чтобы, когда нас начинает бросать из стороны в сторону, мы могли бы за них крепко ухватиться, особенно если нас кто-то пытается сбить с толку!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Жизнь как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о жизни, как удивительном даре от Бога и как достойно распорядиться этим даром.
Этой программой мы открываем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный — человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Все выпуски программы Светлый вечер
«Союз русских женщин». Каролина Коваль, Анна Садриева

У нас в студии были президент фонда Императора Николая II Анна Садриева и историк, председатель Союза русских женщин Каролина Коваль.
Разговор шел об основанном императрицей Александрой Фёдоровной Союзе русских женщин, как эта организация занималась благотворительностью и содействием развитию ремёсел и как сегодня возрождаются эти традиции.
Все выпуски программы Светлый вечер