В 1900 году в Париже состоялась грандиозная Международная выставка для демонстрации национальных успехов стран в разных областях: науке, технике, экономике, культуре и искусстве. Масштабная выставка была призвана показать достижения, с которыми мир вступал в новый XX век.
В течение семи месяцев в столице Франции 35 стран-участниц делились своими успехами и достижениями. Многие участники строили тематические павильоны в национальных стилях. В них можно было не только познакомиться с техническими достижениями, но и окунуться в культуру той или иной страны. Настоящий фурор на выставке произвела Россия. Русскому отделу выделили самую большую территорию для экспозиции.
Главный павильон «Русских окраин», посвящённый освоению дальних территорий Российской империи, был построен в виде каменных палат по мотивам архитектуры Московского и Казанского кремлей. Его крыши украшала разноцветная глазурованная черепица, а шатры башен венчали золотые двуглавые орлы. Одной из основных достопримечательностей павильона стали 28 панно на тему жизни Крайнего Севера, Сибири, Кавказа и Средней Азии, написанные известным русским художником Константином Коровиным.
Предметы искусства удачно располагались и хорошо гармонировали с достижениями отечественной техники. Часть павильона была посвящена строительству Транссибирской магистрали — самой длинной железной дороги в мире, которая соединяла Санкт-Петербург и Москву с промышленными городами России в Сибири и на Дальнем Востоке. В отдельно построенном павильоне гости даже могли увидеть путь за окном поезда, ехавшего из центральной России во Владивосток. Для этого нужно было сесть в специальные вагоны, стоящие в павильоне, и через окна смотреть на движущуюся панораму с видами городков, рек и станций на пути следования. Огромную акварельную картину длиной 942 метра для этой экспозиции создал художник Павел Пясецкий. Специальные устройства прокручивали длинное полотно за окнами вагонов и создавали иллюзию движения. Этот экспонат произвёл невероятное впечатление на гостей со всего мира.
Среди других технических достижений России на выставке были представлены модели ледоколов для Байкальской переправы и проект Красноярского железнодорожного моста через Енисей.
Ещё одним открытием стал Ажурный павильон, полностью отлитый из чугуна на Каслинском заводе на Урале. Перед входом в павильон гостей встречала чугунная скульптура «Россия», созданная Николаем Лаврецким. Она была изображена в виде девушки-воительницы со щитом и мечом. Президент Франции Эмиль Лубэ был настолько восхищён мастерством русских литейщиков, что решил приобрести павильон целиком со всей коллекцией литья. Делегация, представляющая чудеса литейного мастерства, согласилась продать всё, кроме скульптуры девушки-воительницы и заявила: «Россия не продаётся!». После этого переговоры о продаже зашли в тупик, а чудеса литейного дела после окончания выставки вернулись на Родину.
За 7 месяцев Международную выставку посетили миллионы человек. В прессе и воспоминаниях очевидцев сохранилось большое количество отзывов о русском отделе. «С трудом отыщется столь же богатая, во всех смыслах слова, выставка, как та, что представила Россия» — писал французский обозреватель Поль Жер.
В тематических отделах выставки Россия была широко представлена в полотнах живописцев, работах архитекторов и ювелиров. Достижения русской культуры и техники получили высокую оценку международного жюри и свыше тысячи наград, а в мире ещё больше возрос интерес к русской культуре и искусству.
Все выпуски программы Открываем историю
«Как преодолевать разногласия в семье?» Протоиерей Максим Первозванский
Гостем программы «Семейный час» был клирик московского храма Сорока Севастийских мучеников протоиерей Максим Первозванский.
Разговор шел о том, почему между близкими людьми возникают конфликты, и можно ли их проживать с любовью?
Отец Максим говорил о том, что разногласия неизбежны, но важно не превращать их в противостояние — учиться быть на одной стороне, вместе искать решение, а не обвинять друг друга.
В разговоре с Анной Леонтьевой звучали темы доверия в браке, взаимного уважения и внутренней работы над собой.
Отец Максим делился пастырским опытом, рассуждал о том, как супругам оставаться едиными даже в трудные времена и почему верность — это не просто слово, а выбор сердца, совершаемый каждый день.
Ведущая: Анна Леонтьева
Все выпуски программы Семейный час
«Ответственность родителей за детей». Татьяна Воробьева
В программе «Пайдейя» на Радио ВЕРА совместно с проектом «Клевер Лаборатория» мы говорим о том, как образование и саморазвитие может помочь человеку на пути к достижению идеала и раскрытию образа Божьего в себе.
Гостьей программы «Пайдейя» была Заслуженный учитель России, детский психолог высшей категории Татьяна Воробьева.
Мы говорили о том, какую ответственность перед Богом за воспитание детей несут родители, как при этом родителям не переоценить свою роль в жизни детей, как передавать детям важные ценности, помогать в образовании, но не подавлять и не отнимать данную Богом свободную волю.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Пайдейя
Чарльз Диккенс «Рождественская песнь в прозе» — «Счастье не по векселю»

Фото: Piqsels
Английский писатель Чарльз Диккенс в 1843 году написал повесть «Рождественская песнь в прозе». Эта книга положила начало жанру святочной повести. Кратко её сюжет таков: в рождественскую ночь скряга и бездушный делец Скрудж встречает трёх духов — прошлого Рождества, настоящего и будущего. Они показывают герою его жизнь. Результатом встречи становится его преображение. Покаяние в переводе с греческого языка и означает: изменение. Скрудж в Рождественскую ночь не просто осознаёт свои ошибки и грехи. Это — лишь половина покаяния. Он возрождается к новой жизни. В нём пробуждаются милосердие, сострадание, молитва и любовь. Скрудж немедленно принимается действовать, помогает бедным, примиряется с племянником, заботится о больном мальчике, сынишке своего клерка Крэтчита.
Этот внутренний переворот Скруджа сопровождается ликованием и весельем. Герой не погружается в мрачную пучину переживания о своих грехах, напротив. Утром Рождества герой восклицает:
— Я, как новорождённое дитя! Я так счастлив, что могу пуститься в пляс!
На первый взгляд эти слова удивляют. За плечами Скруджа — жизнь, наполненная грехами. Он едва коснулся покаяния. До радости ли ему? А всё просто. Радость неотделима от покаяния. Если ты прощён, если ты с Богом, то как ты можешь, будь хоть миллион раз недостоин, быть несчастным?
Осознавал ли Скрудж своё недостоинство? Да. Но это осознание не исключает счастья. А счастье не дают по векселю. Оно всегда — дар. Надо только принять его — с любовью, благодарностью и радостью.
Поэтому так ликует первым утром своей новой жизни герой «Рождественской песни» Чарльза Диккенса.
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение







