
В 1900 году в Париже состоялась грандиозная Международная выставка для демонстрации национальных успехов стран в разных областях: науке, технике, экономике, культуре и искусстве. Масштабная выставка была призвана показать достижения, с которыми мир вступал в новый XX век.
В течение семи месяцев в столице Франции 35 стран-участниц делились своими успехами и достижениями. Многие участники строили тематические павильоны в национальных стилях. В них можно было не только познакомиться с техническими достижениями, но и окунуться в культуру той или иной страны. Настоящий фурор на выставке произвела Россия. Русскому отделу выделили самую большую территорию для экспозиции.
Главный павильон «Русских окраин», посвящённый освоению дальних территорий Российской империи, был построен в виде каменных палат по мотивам архитектуры Московского и Казанского кремлей. Его крыши украшала разноцветная глазурованная черепица, а шатры башен венчали золотые двуглавые орлы. Одной из основных достопримечательностей павильона стали 28 панно на тему жизни Крайнего Севера, Сибири, Кавказа и Средней Азии, написанные известным русским художником Константином Коровиным.
Предметы искусства удачно располагались и хорошо гармонировали с достижениями отечественной техники. Часть павильона была посвящена строительству Транссибирской магистрали — самой длинной железной дороги в мире, которая соединяла Санкт-Петербург и Москву с промышленными городами России в Сибири и на Дальнем Востоке. В отдельно построенном павильоне гости даже могли увидеть путь за окном поезда, ехавшего из центральной России во Владивосток. Для этого нужно было сесть в специальные вагоны, стоящие в павильоне, и через окна смотреть на движущуюся панораму с видами городков, рек и станций на пути следования. Огромную акварельную картину длиной 942 метра для этой экспозиции создал художник Павел Пясецкий. Специальные устройства прокручивали длинное полотно за окнами вагонов и создавали иллюзию движения. Этот экспонат произвёл невероятное впечатление на гостей со всего мира.
Среди других технических достижений России на выставке были представлены модели ледоколов для Байкальской переправы и проект Красноярского железнодорожного моста через Енисей.
Ещё одним открытием стал Ажурный павильон, полностью отлитый из чугуна на Каслинском заводе на Урале. Перед входом в павильон гостей встречала чугунная скульптура «Россия», созданная Николаем Лаврецким. Она была изображена в виде девушки-воительницы со щитом и мечом. Президент Франции Эмиль Лубэ был настолько восхищён мастерством русских литейщиков, что решил приобрести павильон целиком со всей коллекцией литья. Делегация, представляющая чудеса литейного мастерства, согласилась продать всё, кроме скульптуры девушки-воительницы и заявила: «Россия не продаётся!». После этого переговоры о продаже зашли в тупик, а чудеса литейного дела после окончания выставки вернулись на Родину.
За 7 месяцев Международную выставку посетили миллионы человек. В прессе и воспоминаниях очевидцев сохранилось большое количество отзывов о русском отделе. «С трудом отыщется столь же богатая, во всех смыслах слова, выставка, как та, что представила Россия» — писал французский обозреватель Поль Жер.
В тематических отделах выставки Россия была широко представлена в полотнах живописцев, работах архитекторов и ювелиров. Достижения русской культуры и техники получили высокую оценку международного жюри и свыше тысячи наград, а в мире ещё больше возрос интерес к русской культуре и искусству.
Все выпуски программы Открываем историю
30 мая. О Церкви Христовой

В 3-й главе Послания апостола Павла к галатам есть слова: «Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе».
О Церкви Христовой — священник Алексий Долгов.
Словами, что нет уже ни иудея, ни язычника, нет раба несвободного, нет мужского пола, ни женского, ибо все вы одно в Иисусе Христе, Господь показывает, что в Новом Завете те представления, которыми жили иудеи, особенно в плане межнациональных и межрелигиозных отношений, не имеют более значения. Иудеи считали, что только они наследуют царство Мессии, потому что являются потомками Авраама, а потому относились к другим народам в высшей степени пренебрежительно. Господь же говорит о том, что отныне к Богу может прийти каждый, вне зависимости от происхождения и пола, и для этого больше нет необходимости принимать иудаизм, обрезание и соблюдать закон Моисея. И хотя мир остается разнообразным по своему общественному устройству, культурным традициям, национальному составу, в новом обществе, Церкви Христовой, отныне не может быть никаких разделений и противопоставлений, потому что все и во всех Христос. Вот почему для Церкви Христовой важно было не происхождение, политические взгляды, непринадлежность к той или иной нации и даже не то, мужчина ты или женщина. Важна была лишь вера во Христа. Именно вера во Христа являлась решающим аргументом для принятия таинства Крещения, которое делало человека членом Церкви, водило его в мистическое единство с другими христианами и с самим Христом. Поэтому умоление или пренебрежение одного из членов Церкви неизбежно отражается на всем богочеловеческом организме, и Церковь всегда с этим боролась и продолжает бороться по сей день.
Все выпуски программы Актуальная тема
30 мая. О подвиге Преподобной Евфросинии

Сегодня 30 мая. День памяти Преподобной Евфросинии, княгини Московской, в миру Евдокии, отошедшей ко Господу в начале пятнадцатого века.
О её подвиге — протоиерей Михаил Самохин.
И династические браки бывают счастливыми. Преподобная Ефросиния в миру Евдокия, дочь Суздальского князя Дмитрия Константиновича, с 1367 года была супругой великого князя Московского Димитрия Донского. Их союз был для Руси залогом мира между Москвой и Суздалем. В трудное время был заключен этот брак. Кроме постоянного противостояния внешним врагам, продолжилось кровавое соперничество русских княжеств. Свирепствовала в Москве моровая язва, к этой беде присоединился страшный пожар в Москве, литовский князь Ольгерд осадил Кремль. Юная княгиня непрестанно молилась о родной земле всеми силами. Не прошло и пяти лет замужества, как князь Дмитрий поехал в Орду и вернулся, благодаря молитвам святителя Алексия и преподобного Сергия Радонежского с ярлыком на великое княжение. Большое влияние на духовную жизнь княгини оказали не только святитель Алексий митрополит Московский, и не только преподобный Сергий Радонежский, который крестил одного из сыновей Димитрия и Евдокии, но и преподобный Димитрий Прилуцкий, который крестил других детей этой супружеской пары. Святая княгиня была строительницей храмов. В 1387 году она основала в Московском Кремле Вознесенский женский монастырь. По ее совету принесли в Москву Владимирскую икону Божией Матери, которая чудесно защитила русскую землю. В тайне княгиня предавалась подвигу поста, под пышными княжескими одеждами носила вериги. По ее указанию написали знаменитый образ архистратига Михаила, ставший впоследствии храмовой иконой Архангельского собора Московского Кремля. Пример преподобный напоминает нам, что и в княжеском дворце можно оказаться святой. И среди трудных перипетий жизни можно найти время для молитвы, поста, подвига. А значит и у нас нет повода сходить с пути спасения, мотивируя это лишь внешними обстоятельствами.
Все выпуски программы Актуальная тема
30 мая. О цене за место в Царствии Небесном

В 14-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа: «В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам».
О цене за место в Царствии Небесном — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Прощальная беседа Господа Иисуса Христа с учениками на Тайной Вечере всегда вызывала неподдельный интерес у читающих, ведь в ней сконцентрированы важнейшие богословские истины. Какое же место готовит Христос своим ученикам? Конечно, место для учеников уже давно готово, поэтому Господь и говорит: «В доме отца моего обителей много». И до этого сказал: «Буду пить с вами новое вино в Царстве Отца моего». Однако, чтобы ученики Господа и мы с вами попали в это Царство, Христу нужно открыть небо, которое для Адама и Евы и прочих было закрыто. Он должен был принять страдания за весь человеческий род, чтобы наступило Божье прощение. Вместо того, чтобы прямо сказать о том, что совершится через несколько часов после вечери, Спаситель использует художественный прием и говорит: «Я иду приготовить место вам». Какая огромная цена заплачена за это место для нас в Царстве Небесном! А как красиво это место, узнайте у апостола Иоанна Богослова, который подробно описал святой город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба. Потратьте несколько минут, чтобы прочитать последние две главы Библии, раскрывающие правду о Граде Божьем, которого достигнуть желаю всем вам.
Все выпуски программы Актуальная тема