
Сегодня 5 октября. Собор тульских святых.
О святых тульской земли — игумен Назарий (Рыпин).
В силу того, что преподобный Макарий — основной святой Тульской митрополии, то и всех остальных тульских святых решили праздновать в этот день — День его памяти. Их достаточно много. Туда входит 20 святых благоверных князей и княгинь, более 30 преподобных, несколько Христа ради юродивых.
И поскольку Куликово поле находится в пределах Тульской епархии, то при установлении празднования имена подвижников и мучеников, связанных с Куликовской битвой, были также включены в соборную память. Была составлена служба архиепископом Максимом, который был инициатором в 1987 году этого празднования тульских святых.
И в него входят ещё, помимо тульских святых, такие святые, как Николай Чудотворец Мирликийский, благоверные князья Борис и Глеб, священномученик Кукша Печерский и другие древние святые.
Конечно же, основной празднуемый святой в этом соборе — это преподобный Макарий Жабынский, с памятью которого этот день напрямую связан, и к его молитвенной памяти, к нему мы в этот день сугубо обращаемся. Преподобный Макарий и все святые земли Тульской, молите Бога о нас!
Все выпуски программы Актуальная тема
5 октября. О православных святых Западной Европы

Сегодня 5 октября. Собор святых, в земле Германской просиявших.
О православных святых Западной Европы — священник Стахий Колотвин.
Надо помнить, что до разделения церквей, до Великого Раскола на Западную и Восточную Церкви, в полноте православия жили люди, в том числе и в Западной Европе. И их непривычные для нашего уха имена были такими же православными. И эти люди, которые достигли Господа и Царствия Небесного, являют нам пример.
Когда мы празднуем соборную память святых, то, конечно, мы не только сконцентрировались на этих редких именах германских святых: Матерн, Карбиниан, Виллеброрд или даже Вальпурга, — для нас открывается возможность почтить память и тех святых, которые поимённо не прославлены. Потому что как множество угодников Божьих и в наших краях, в наших северных лесах, неизвестны по именам, точно так же и в Западной Европе до разделения церквей множество людей достигли Царствия Небесного.
Поэтому сейчас, в условиях, когда множество русских людей и представителей других традиционно православных народов живут в Западной Европе и вообще в Западном мире, когда многие немцы и их соседи обращаются в православие, когда в Германии только русских приходов около двухсот, не считая других поместных церквей, то, конечно, сказать, что «нет, германская земля не имеет отношения к православию», мы не можем.
Более того, мы вспоминаем тех святых, которые и в нашей древнерусской истории приходили с пределов Священной Римской империи, с земли германской, и просияли у нас. И в том числе мы вспоминаем тех людей, которые в эпоху Единой Римской империи были призваны как воины Фиваидского легиона из Египта, а приняли мученический крест за Христа, наоборот, в землях Германии.
Мы видим, что для Господа нет никаких границ, и в любом уголке мира можно наследовать Царствие Небесное.
Все выпуски программы Актуальная тема
5 октября. О служении учителя

Сегодня 5 октября. Всемирный день учителя.
О служении учителя — священник Николай Конюхов.
У учителя достаточно серьёзное и ответственное задание: он должен передать не только знания теоретические, но опыт подрастающему поколению. Подрастающее поколение не всегда хочет вообще что-то воспринимать и в первую очередь смотрит и слушает не слова педагога, а ловит контекст.
И я сам знаю и вижу, что если педагог горит тем, о чём он говорит, если он сам увлечён своим предметом, то это чувствуется учениками, и они готовы идти за ним. И древний педагогический принцип гласит: «Делай со мной, делай, как я, делай лучше меня».
Но для этого сам учитель должен быть достаточно целостным и содержательным человеком и ориентироваться на того, кого единственного мы и можем называть Учителем. Это Иисус Христос. Если мы идём за Христом, то есть надежда, что наши ученики пойдут за нами. Как сам апостол Павел говорил: «Подражайте мне, как я — Христу».
И мы получаем обратную связь. Если наши ученики не только не хотят за нами идти, но даже и слышать нас не хотят и плачут, когда идут к нам на уроки, то, может быть, это обратная связь к тому, что мы плохо идём за нашим великим Учителем.
Поэтому хочется в сегодняшний день поддержать всех своих, в том числе и коллег, — я и сам преподаю в школе, — поддержать коллег, пожелать им помощи Божией, всего самого доброго, сил, терпения, потому что это очень непростое служение, а это именно служение.
Все выпуски программы Актуальная тема
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла

2 Кор., 182 зач. (от полу́), VI, 16 - VII, 1.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Объяснить феномен непрекращающегося интереса людей к Библии с научной точки зрения невозможно. Ведь сколько всего за прошедшие десятилетия и века было написано, а Библия продолжает привлекать всё новых и новых читателей. Почему? Может быть, потому что она говорит о самых важных для человека вещах? Вне зависимости от того, в какую эпоху человек живёт? Давайте подумаем об этом, предварительно послушав отрывок из шестой и седьмой глав второго послания апостола Павла к коринфянам, что читается сегодня во время утреннего богослужения.
Глава 6.
16 Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом.
17 И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас.
18 И буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель.
Глава 7.
1 Итак, возлюбленные, имея такие обетования, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием.
Священное Писание можно читать одновременно и в историческом контексте, в рамках которого тот или иной текст был написан, и применительно к обстоятельствам дня сегодняшнего. Ведь Слово Божие не стареет, но открывает новые грани смыслов из века в век. Доказательством тому может послужить прозвучавший отрывок из второго послания апостола Павла к коринфянам, в котором апостол призывает своих читателей отказаться от идолопоклонства.
Для христиан Коринфа, в прошлом бывших язычниками, данный призыв имел самое актуальное значение. В их городе веками существовал мощнейший культ Афродиты, святилище которой было не только капищем, но и отчасти публичным домом. Жрицы богини здесь исполняли культовые обряды, а ещё и оказывали услуги самого сомнительного содержания. Общественно-религиозная атмосфера Коринфа была, таким образом, предельно искусительной. И, к сожалению, не все местные христиане находили в себе силы ей противостоять.
Апостол Павел, проживший в Коринфе полтора года, прекрасно понимал всю опасность ситуации, а потому просто умоляет коринфян беречь себя от пороков, жить в чистоте и благочестии. И, надо сказать, Коринфская церковь проявила стойкость. Культ Афродиты был побеждён, её капище впоследствии разрушено. Не в результате какого-то политического давления, а из-за того, что христиан стало просто больше, чем язычников. Соответственно, капище лишилось посетителей.
Казалось бы, те времена давно прошли. Что для нас сегодня значит тот интересный, но как будто совсем не актуальный исторический фон? Я бы с радостью сказал, что мы имеем дело с археологией. Но это, к сожалению, не так. На смену культу Афродиты пришли культы новые. Не религиозные в прямом смысле, но не менее опасные. Культы служения роскоши, удовольствиям, порочным привычкам. Поймите правильно. Я не собираюсь заниматься ханжеством и морализаторством. Речь о другом. О внутренней боли и понимании очевидного факта. Если люди, именующие себя в опросах христианами, ведут себя по-язычески в самые святые дни церковного календаря, то становится страшно за будущее.
Не может устоять дом на гнилом фундаменте. Нет будущего у страны, для граждан которой порок стал нормой. Но не будем впадать в отчаяние. Когда-то Бог хотел помиловать Содом и Гоморру, если бы нашлось там хотя бы десять праведников. Помилована была Ниневия языческая, внявшая проповеди пророка Ионы. Полностью изменился Коринф, где малочисленные (сперва) христиане проявили твёрдость в вере. Были учениками Христовыми и на словах, и на деле, были верны Евангелию Господа Иисуса каждый день своей жизни, где бы ни находились — дома, в храме, на работе, в общественных местах. И благодаря этому победили — превратили языческий мир в мир христианский. Вот и мы, христиане современные, также можем рассчитывать на помощь Божию, если не на словах, а на деле и не в теории, а лично на практике будем жить по заповедям Божиим, служа не новым идолам, а Господу Богу.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов