Послание к Ефесянам святого апостола Павла - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Послание к Ефесянам святого апостола Павла

Еф., 217 зач., I, 7-17 (еп. Феоктист (Игумнов)
Поделиться Поделиться

Еф., 217 зач., I, 7-17.

епископ Феоктист Игумнов

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Человек властен настолько исказить себя, что в нём перестанет просматриваться образ Божией. Однако даже в этом случае образ Божией никуда не девается, а потому как бы ни был человек далёк от Бога мы не должны забывать, что перед нами не просто плоть и кровь, перед нами тот, ради кого воплотился, пострадал, умер и воскрес Христос. Эту же логику можно перенести и на крещение, в котором мы получаем свободу от грехов, а затем и благодать Святого Духа, которую в древних текстах в ряде случаев именуют печатью, то есть тем, что указывает на принадлежность вещи или человека некоему хозяину. О печати Святого Духа говорит и апостол Павел в 1-й главе своего Послания к Эфесянам. Отрывок из этой главы звучит сегодня в православных храмах во время литургии. Давайте его послушаем.

Глава 1.

7 в Котором мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов, по богатству благодати Его,

8 каковую Он в преизбытке даровал нам во всякой премудрости и разумении,

9 открыв нам тайну Своей воли по Своему благоволению, которое Он прежде положил в Нем,

10 в устроении полноты времен, дабы все небесное и земное соединить под главою Христом.

11 В Нем мы и сделались наследниками, быв предназначены к тому по определению Совершающего все по изволению воли Своей,

12 дабы послужить к похвале славы Его нам, которые ранее уповали на Христа.

13 В Нем и вы, услышав слово истины, благовествование вашего спасения, и уверовав в Него, запечатлены обетованным Святым Духом,

14 Который есть залог наследия нашего, для искупления удела Его, в похвалу славы Его.

15 Посему и я, услышав о вашей вере во Христа Иисуса и о любви ко всем святым,

16 непрестанно благодарю за вас Бога, вспоминая о вас в молитвах моих,

17 чтобы Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его

Изъясняя богословские истины, апостол Павел написал замечательные слова и о Святом Духе, на эти слова стоит обратить наше особое внимание: «Вы... уверовав в Него [то есть во Христа — е.Ф.], запечатлены обетованным Святым Духом, Который есть залог наследия нашего, для искупления удела Его, в похвалу славы Его» (Еф. 1:13–14).

В примыкающем к таинству крещения таинству миропомазания центральный момент — это помазание человека благовонным маслом — миром, это помазание сопровождается словами священника: «Печать дара Духа Святого». Конечно, само миро священник буквально через несколько минут после совершения таинства миропомазания смывает, однако печать таинства неизгладима, она — своего рода собственный знак Бога. Именно так её и осмысляет Церковь.

Здесь можно вспомнить несколько цитат из Священного Писания, которые Церковь относит к печати Духа Святого. Во-первых, это слова из Откровения Иоанна Богослова: «И видел я иного Ангела, восходящего от востока солнца и имеющего печать Бога живого. И воскликнул он громким голосом к четырём Ангелам, которым дано вредить земле и морю, говоря: не делайте вреда ни земле, ни морю, ни деревам, доколе не положим печати на челах рабов Бога нашего» (Откр. 7:2–3). Стоит также вспомнить и о словах пророка Иезекииля: «И сказал ему Господь: пройди посреди города, посреди Иерусалима, и на челах людей скорбящих, воздыхающих о всех мерзостях, совершающихся среди него, сделай знак» (Иез. 9:4).

Конечно, цитаты можно было бы продолжить, но и из этих двух понятно, что существует некая таинственная печать, проставление которой санкционировал Бог и по которой в дальнейшем Бог определяет принадлежащих Ему людей. Пророк Иезекииль ясно сказал, что эту печать могут нанести на себя лишь те, кто способен видеть зло и переживать о нём, тот, кто не готов мириться со злом — ни в себе самом, ни в окружающем мире.

Да, человек изменчив, а потому в какой-то момент у него могут возникнуть совсем иные интересы, его может поработить грех, однако Церковь верит, что печать дара Святого Духа остаётся неизгладимой, и что она — есть залог нашего спасения. Из этого можно сделать довольно очевидный вывод: христианин всегда может вернуться к своему первоначальному состоянию, то есть к тому состоянию, которое у него было сразу же после крещения, для этого не надо ничего, кроме искреннего желания изменить свою жизнь, ну а дальнейшее сделает благодать Святого Духа, и она же станет тем знаком, по которому Бог определит Своих рабов в день Страшного Суда.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Мы в соцсетях
ОКВКТвиттерТГ

Также рекомендуем