
В 1861 году император Александр II приобрёл имение графа Льва Потоцкого на южном берегу Крыма в посёлке Ливадия, неподалёку от Ялты. Для нужд монарха усадебный дом расширили и перестроили по проекту архитектора Ипполита Монигетти. Так на побережье Чёрного моря появилась одна из самых красивых резиденций русских императоров — Ливадийский дворец. Царская семья полюбила это живописное место с просторным парком, фонтанами, беседками и скульптурами. Государь с семьёй приезжал в Ливадию почти каждое лето, а Ялту стали называть «летней столицей» Российской империи.
Вместе с Большим царским дворцом в Ливадии возвели Малый дворец для наследника — цесаревича Александра. Когда в 1881 году он стал императором Александром III, то продолжил бывать в Малом дворце, который очень любил. В 1891 году в этой резиденции император и его супруга Мария Фёдоровна отметили двадцатипятилетие их совместной жизни. А спустя 3 года царь Александр III ушёл из жизни в стенах своего любимого дворца.
В это же время в Крым прибыла немецкая принцесса Алиса Гессенская — невеста цесаревича Николая — будущего императора Николая II. Незадолго до своей кончины император благословил сына на брак и 21 октября 1894 года в дворцовой Крестовоздвиженской церкви Алиса приняла православие с именем Александра Фёдоровна. Эти события сделали Ливадию особенным местом для новой императорской семьи.
В 1909 году в день именин императрицы Александры Фёдоровны на месте старого Большого дворца, который разобрали, было заложено новое величественное здание. Белокаменную резиденцию возвели по проекту архитектора Николая Краснова в стиле итальянского Возрождения. Николай II писал своей матери императрице Марии Фёдоровне: «Мы не находим слов, чтобы выразить нашу радость и удовольствие иметь такой дом».
Во время поездок на юг царская семья продолжала исполнять свои рабочие обязанности и заниматься благотворительностью. Весной 1911 года в Ялте императрица Александра впервые организовала «День белого цветка» — благотворительный сбор средств в помощь больным туберкулёзом. На специально устроенном базаре государыня и царские дети лично продавали изделия, сделанные собственными руками. «День белого цветка» стал традиционным. Его организовали и в 1914, во время последней поездки царской семьи в Крым. В тот год началась Первая мировая война, а спустя 3 года произошла революция.
Впоследствии Лидийский дворец стал свидетелем важных исторических событий. Однако комнаты дворца до сих пор передают атмосферу, которая сложилась во время посещений царской семьёй. Сейчас в Ливадийском дворце находится музей, где каждый путешественник может взглянуть на южную резиденцию, дорогую сердцу русских императоров.
Все выпуски программы Открываем историю
Псалом 132. Богослужебные чтения

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Всё, к чему призывает нас христианство, на самом деле для нас естественно, хотя и не всегда легко выполнимо. Несмотря на последствия грехопадения, человеческая душа всё равно ведёт его к тому, ради чего он был сотворен. Но почему же это происходит? Ответ на этот вопрос звучит в 132-м псалме, который согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 132.
Песнь восхождения. Давида.
1 Как хорошо и как приятно жить братьям вместе!
2 Это — как драгоценный елей на голове, стекающий на бороду, бороду Ааронову, стекающий на края одежды его;
3 как роса Ермонская, сходящая на горы Сионские, ибо там заповедал Господь благословение и жизнь на веки.
Обратившись к Ветхому Завету, мы практически не найдём братьев, которые бы жили в мире друг с другом. Вскоре после грехопадения, когда у Адама и Евы родились Каин и Авель, Бог обращается к Каину с призывом господствовать над грехом и не враждовать против брата. Чудом спасшиеся в ковчеге дети Ноя практически сразу разделились, так как Сим и Иафет не поддержали отношение Хама к своему отцу. Исав и Иаков — по сути ровесники, не поделили первородства и в итоге много лет пребывали в конфликте. Дети Иакова хотели убить своего брата Иосифа, а затем продали его в рабство и лишь через много лет, находясь в крайней нужде, примирились с ним. Да и в Новом Завете дети Иосифа от первого брака, называвшиеся в Евангелиях братьями Спасителя первоначально не признавали Его Мессианства и считали, что Он не в Себе. Иными словами, и в Священном Писании, и в Предании, в истории и культуре самых разных народов можно найти массу примеров того, что близкие родственники далеко не всегда могут ужиться друг с другом и часто враждуют. Да и что говорить про историю, когда в жизни каждого из нас есть, если не личные, то довольно близкие примеры подобного же поведения.
132-й псалом, который мы сейчас услышали, начинается с того, что Давид с восторгом говорит о радости братской жизни. Конечно, его речь на самом деле далеко не только о братьях, но вообще о родственниках и даже, вполне вероятно, обо всём народе Божьем. Но что перед нами? Констатация факта или призыв? Давид исходит из опыта или из желания своего сердца? Думаю, на самом деле речь может идти и о том, и о другом, потому что в общении мы чувствуем большую радость, но последствия грехопадения не позволяют нам испытать её во всей полноте. Мы стремимся к общению и устаём друг от друга, бываем готовы к жертвенности и тут же побеждаемся эгоистичными чувствами. В глубине души мы знаем, что созданы для любви и общения, но не можем справиться с тягой к соперничеству, от которого как будто бы зависит наше выживание.
Воспринимая традицию Ветхого Завета, ученики Христовы буквально с самого начала стали называть друг друга братьями. И хотя они не представляли собой потомков одного праотца, они верили, что усыновляются Небесному Отцу через единство с Господом Иисусом Христом. Братство христиан укоренено в восприятии Бога как Отца. Но в то же время верно и обратное: реальность усыновления Богу зависит от углубления братской жизни. Ведь тот, кто ненавидит брата и враждует против него, не может быть подлинно усыновлён.
Будучи очень разными этнически и социально, верующие с самого начала находили основу единства не в земном, но в небесном отечестве. Они знали, что падший человек, даже чувствующий тягу к единству и желающий любви, своими силами никогда этого единства не обретёт и любить не научится. Знал это и Давид, который сравнивал радость братства с елеем и росой, то есть с теми вещами, которые в традиции Ветхого Завета были символами благодати. Вместе с ним и мы сегодня радуемся земному братству и стремимся к братству небесному. Мы употребляем свои силы, но обрести подлинное братство можем только как Дар любящего и всех объединяющего Отца.
Псалом 132. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 132. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 132. На струнах Псалтири
1 Как хорошо и как приятно жить братьям вместе!
2 Это - как драгоценный елей на голове, стекающий на бороду, бороду Ааронову, стекающий на края одежды его;
3 как роса Ермонская, сходящая на горы Сионские, ибо там заповедал Господь благословение и жизнь на веки.
8 августа. О защите Христом святыни

В 21-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «И вошёл Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей».
О защите Христом святыни — священник Родион Петриков.
Сегодняшнее Евангелие поражает нас необычным образом Иисуса Христа: Он опрокидывает столы меновщиков, изгоняет торгующих из храма. И возникает вопрос, почему же Тот, Кто говорил: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен», — вдруг проявляет такой гнев и ревность?
Ключ в словах пророка Иеремии. Именно эти слова цитирует Иисус Христос: «Дом Мой домом молитвы наречётся, а вы сделали его вертепом разбойников». Это не просто гнев против бизнеса, а это защита святыни от подмены.
Торговля жертвенными голубями — единственная доступная жертва для бедных превратилась в эксплуатацию веры. Именно меновщики завышали курсы, наживались на паломниках, и день за днём храм стал рынком, где начали забывать о Боге.
А что сегодня? Наш храм — это не только церковные стены, но и, конечно, сердце человека, и когда Христос входит в него, Он ищет и задаёт вопрос: «А не превратили ли мы молитву в сделку? Помоги мне, Господи, а вот я тогда...»
Как говорил старец Паисий: «Если в душе стоит шум торгашей, услышишь ли ты Бога?»
Так дай нам, Господь, чистоты, чтобы каждый храм — и каменный, и душевный — стал местом встречи с Господом нашим Иисусом Христом!
Все выпуски программы Актуальная тема