Детские рисунки не обязательно должны быть красивыми. Не всем рисункам место в рамочке на стене. В творчестве ребенка главное не результат, а процесс.
Ребенок может в одном рисунке прожить целую жизнь сказочного персонажа, начав с зеленой запятой, которая станет маленьким дракончиком. Он потом вырастет большим и однажды встретит противника — злого дракона. И они будут биться много дней и ночей, меняя оружие и теряя в бою то голову, то хвост, которые, конечно, опять отрастут, потому что драконы на рисунке волшебные. И луна будет сменять солнце. А потом все накроет черная туча и прольется дождь. Дождь такой силы, что настанет настоящий потоп... И если в этот момент взрослый начнет ругаться, что ребенок налил много воды на рисунок и вообще зачем-то все черным цветом некрасиво измазал, то ребенок отвлечется от процесса и не успеет спасти и подружить драконов... Ведущий вид деятельности ребенка в возрасте до семи лет — это игра. Поэтому он играет всегда, даже когда рисует.
Не спрашивайте малыша, что он нарисовал. Он, может, вообще не рисовал что-то конкретное. Ребенок рисовал свое настроение, свои эмоции. Но объяснить он вам этого не сможет. Двух-трехлетние дети, когда берут в руки кисти, не задумываются над композицией и сюжетом. Цвет — какой приглянулся. Линия — куда рука повела. Они не просто рисуют изображение — они проживают процесс, уравновешивают этим свое внутреннее состояние.
Например, мальчик Рома в период адаптации к садику каждое утро молча закрашивал несколько листов черной гуашью. И только после этого в его рисунках появлялись другие цвета, на лице — живые эмоции, а в поведении — желание общаться. Эту способность к самокоррекции с помощью арт-терапии можно нарушить, если ребенка каждый раз спрашивать: «И что же ты нарисовал?» Ребенок задумается... Ребенок решит, что рисовать надо обязательно что-то. И будет рисовать стандартные домики, елочки из трех треугольников, солнышки с лучами — все как у всех на рисунках — и ничего общего с творчеством и самовыражением. Не спрашивайте у малыша, что он нарисовал. Он сам расскажет, когда на рисунке будет конкретный образ. Если очень хочется, можете осторожно высказать предположение: «А вот это мне кажется похожим на слона»
Не оценивайте результат. Радуйтесь процессу.
20 апреля. О Христе
В 9-й главе Послания апостола Павла к евреям есть слова: «Христос вошел не в рукотворенное святилище, по образу истинного устроенное, но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лицом Божиим».
О Христе, — епископ Черняховский и Славский Николай.
20 апреля. О проповеди святого Серапиона Синдонита
Сегодня 20 апреля. День памяти Преподобного Серапиона Синдонита.
О проповеди святого, — священник Августин Соколовски.
20 апреля. Об истории акафиста Пресвятой Богородицы
Сегодня 20 апреля. Похвала Пресвятой Богородицы. В храмах читается Акафист Божьей Матери.
Об истории акафиста, — игумен Лука Степанов.