«Кто любит ближнего своего как самого себя, тот живёт на земле, как бы на небе, сохраняет душу чистою от ненависти и гнева, от зависти и гордости, от тщеславия и всякого порока», — говорил святитель Иоанн Златоуст. Его слова стали предисловием к удивительной книге «Райские цветы с русской земли». Она представляет собой сборник рассказов и свидетельств о благочестивых людях, чья любовь к Богу и ближним творила настоящие чудеса.
До революции 1917 года эта книга была очень популярна. Историями о православных подвижниках русской земли зачитывалась императрица Александра Фёдоровна. В годы советской власти и строгого запрета на распространение религиозной литературы, сборник передавался между верующими в рукописных копиях. В наши дни книга, которая больше века вдохновляла читателей на добрые дела, получила вторую жизнь. Её первое постсоветское издание увидело свет ещё в начале 90-х. Сегодня сборник «Райские цветы с земли Русской», как и раньше, регулярно переиздаётся, и у каждого читателя есть возможность окунуться в удивительную атмосферу этих непридуманных историй.
Авторство многих рассказов неизвестно. А некоторые, напротив, написаны знаменитыми авторами — такими, например, как духовный писатель Евгений Поселянин. Большинство текстов были опубликованы в известных православных журналах «Кормчий» и «Русский паломник». Все истории написаны очень простым языком, в тёплой, доверительной повествовательной манере — так, что люди, о которых в них идёт речь, встают перед читателем, словно живые. К примеру, Яков, герой рассказа «Честный извозчик». Как-то раз, когда зима шла к концу и снег почти уже растаял, он вёз в своих санях богатого купца. На следующий день он поставил сани в сарай, запряг лошадь в пролётку, и продолжил свою работу уже по-летнему. Он не знал, что в санях, на самом дне, лежит набитый деньгами кошелёк, который случайно обронил тот самый купец. Только следующей зимой, когда вновь пришлось менять пролётку на сани, Яков обнаружил дорогую находку. Но вместо того, чтобы обрадоваться, и забрать кошелёк себе, извозчик сбился с ног, разыскивая его хозяина. А когда, наконец, нашёл, то отказался от большого вознаграждения, которое ему предлагал купец, и вместо этого лишь попросил, чтобы тот молился за него Богу.
Таких простых, вдохновляющих, светлых и добрых историй подчас очень не хватает в нашей жизни. А может быть, они и сейчас происходят рядом с нами? Увидеть в окружающих людях доброту и откликнуться на неё поможет книга «Райские цветы с русской земли».
Второе послание к Фессалоникийцам святого апостола Павла
Сол., 274 зач., I, 1-10.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Все две тысячи лет существования христианства мы можем наблюдать, что в тяжёлые времена испытаний войнами, болезнями и гонениями христиане начинают обращать особенно пристальное внимание на те тексты Священного Писания, которые говорят о Втором Пришествии Христовом и о кончине мира. Одними из первых, кто вследствие гонений начал чрезвычайно активно ждать конца физического мира, были христиане древних Фессалоник. Апостол Павел не был согласен с тем методом ожидания, который избрали эти люди: они, полагая, что видимый мир скоро уйдёт в небытие, начали пренебрегать своими повседневными обязанностями. Были в их ожидании и другие спорные пункты. Во Втором послании к Фессалоникийцам апостол Павел постарался все их рассмотреть и дать своим адресатам верное руководство к духовной жизни в условиях усиливающихся гонений. Сегодня во время литургии в православных храмах звучит отрывок из 1-й главы этого послания. Давайте послушаем его.
Глава 1.
1 Павел и Силуан и Тимофей — Фессалоникской церкви в Боге Отце нашем и Господе Иисусе Христе:
2 благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
3 Всегда по справедливости мы должны благодарить Бога за вас, братия, потому что возрастает вера ваша, и умножается любовь каждого друг ко другу между всеми вами,
4 так что мы сами хвалимся вами в церквах Божиих, терпением вашим и верою во всех гонениях и скорбях, переносимых вами
5 в доказательство того, что будет праведный суд Божий, чтобы вам удостоиться Царствия Божия, для которого и страдаете.
6 Ибо праведно пред Богом — оскорбляющим вас воздать скорбью,
7 а вам, оскорбляемым, отрадою вместе с нами, в явление Господа Иисуса с неба, с Ангелами силы Его,
8 в пламенеющем огне совершающего отмщение не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа,
9 которые подвергнутся наказанию, вечной погибели, от лица Господа и от славы могущества Его,
10 когда Он приидет прославиться во святых Своих и явиться дивным в день оный во всех веровавших, так как вы поверили нашему свидетельству.
На гонения можно реагировать как минимум двумя способами: можно оставаться верным Христу и можно отречься от Него. Конечно, есть и промежуточные варианты, но все они несут в себе лукавство, и потому мало чем по своей сути отличаются от прямого отречения.
Христиане Фессалоник проявляли стойкость, они сохраняли верность Спасителю, а потому апостол Павел своё послание к ним начинает с похвалы, и это не дань жанру, адресаты апостола действительно были достойными и верными христианами. Используемая здесь апостолом Павлом формулировка очень интересна, и она стоит того, чтобы остановить на ней наше внимание.
Апостол не сразу перешёл к размышлениям о терпении в гонениях и скорбях, ведь с его точки зрения достойное перенесение неприятностей — это лишь следствие, во-первых, веры, а во-вторых, любви между христианами Фессалоник. Действительно, вынести гонения без опоры на единомышленников почти невозможно. Здесь мы можем вспомнить и Гефсиманское моление нашего Спасителя: Господь, зная о Своих скорых Страданиях и Смерти, искал утешения в молитве к Богу-Отцу, но и Ему нужна была человеческая поддержка, по этой причине Он взял с Собой на молитву Петра, Иакова и Иоанна. Как мы помним из Евангелия, апостолы не смогли выдержать напряжение той ночи, а потому они не смогли и дать Спасителю столь необходимую Ему поддержку.
У христиан Фессалоник было все иначе: они умели поддерживать друг друга и не терять единства под натиском гонений. Апостол Павел счёл необходимым не только похвалить своих адресатов, но и поддержать их, он написал, по сути, довольно банальную, но при этом крайне важную мысль: никакое испытание не будет длиться вечно, все скорби пройдут, а причиняющие их люди будут наказаны Самим Богом.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Святитель Лука Войно-Ясенецкий». Анастасия Чернова
Гостьей программы «Исторический час» была писатель, кандидат филологических наук Анастасия Чернова.
Разговор шел о жизни и судьбе святителя Луки Войно-Ясенецкого, почему он решил быть врачем, как принял монашество и стал епископом и как складывались его отношения с советской властью.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
«Память о новомучениках». Кирилл Алексин
У нас в студии был руководитель проекта «Слово новомучеников», магистр теологии Кирилл Алексин.
Наш гость рассказал о своем пути к вере, о том, почему для него стала важной тема сохранения памяти о людях, пострадавших в годы советских гонений, и о том, как он начал участвовать в создании фильмов, посвященных новомученикам.
Все выпуски программы: Вечер Воскресенья