Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Любой человек всерьёз пробовавший молиться, имеет опыт не только божественного ответа, но и божественного молчания. Почему же порой Бог молчит? Этот вопрос очень явно, хотя и не прямолинейно, звучит в 73-м псалме, который, согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем и поразмышляем над ответом.
73 Псалом. Учение Асафа.
1 Для чего, Боже, отринул нас навсегда? возгорелся гнев Твой на овец пажити Твоей?
2 Вспомни сонм Твой, который Ты стяжал издревле, искупил в жезл достояния Твоего, — эту гору Сион, на которой Ты веселился.
3 Подвигни стопы Твои к вековым развалинам: все разрушил враг во святилище.
4 Рыкают враги Твои среди собраний Твоих; поставили знаки свои вместо знамений наших;
5 показывали себя подобными поднимающему вверх секиру на сплётшиеся ветви дерева;
6 и ныне все резьбы в нём в один раз разрушили секирами и бердышами;
7 предали огню святилище Твоё; совсем осквернили жилище имени Твоего;
8 сказали в сердце своём: «разорим их совсем», — и сожгли все места собраний Божиих на земле.
9 Знамений наших мы не видим, нет уже пророка, и нет с нами, кто знал бы, доколе это будет.
10 Доколе, Боже, будет поносить враг? вечно ли будет хулить противник имя Твоё?
11 Для чего отклоняешь руку Твою и десницу Твою? Из среды недра Твоего порази их.
12 Боже, Царь мой от века, устрояющий спасение посреди земли!
13 Ты расторг силою Твоею море, Ты сокрушил головы змиев в воде;
14 Ты сокрушил голову левиафана, отдал его в пищу людям пустыни, Ефиопским;
15 Ты иссёк источник и поток, Ты иссушил сильные реки.
16 Твой день и Твоя ночь: Ты уготовал светила и солнце;
17 Ты установил все пределы земли, лето и зиму Ты учредил.
18 Вспомни же: враг поносит Господа, и люди безумные хулят имя Твоё.
19 Не предай зверям душу горлицы Твоей; собрания убогих Твоих не забудь навсегда.
20 Призри на завет Твой; ибо наполнились все мрачные места земли жилищами насилия.
21 Да не возвратится угнетённый посрамлённым; нищий и убогий да восхвалят имя Твоё.
22 Восстань, Боже, защити дело Твоё, вспомни вседневное поношение Твоё от безумного;
23 не забудь крика врагов Твоих; шум восстающих против Тебя непрестанно поднимается.
Как мы знаем, после грехопадения Бог в беседе с Адамом и Евой не стал добиваться от них подробностей совершённого поступка, но, выслушав их точку зрения, вынес свой вердикт, указав им на будущее, которое их теперь ожидало. Почему Господь не стал подробно и дотошно расспрашивать о причинах решения сначала Еву, которая послушала змея, а затем Адама, который послушал жену? Вероятно, потому, что по их словам было понятно: к плодотворному разговору они ещё не готовы. Дело совсем не в том, что они специально обманывали Бога, оправдывались или хитрили. Они просто не осознавали глубины той трагедии, которая с ними произошла. Факты описать могли, а суть была для них недоступна, и мы на самом деле не знаем, когда произошло их покаяние. Есть вещи, которые бесполезно объяснять, человек обязательно должен дорасти до них сам, осознать произошедшее и покаяться, пережить перемену ума, ведь знание — одно, а понимание — совсем другое.
Псалом 73-й, который мы сейчас услышали, практически полностью представляет собой один большой вопрос, одну просьбу к Богу, чтобы он вмешался наконец и защитил свой народ, Иерусалим и разрушенный храм. Судя по описаниям разрушений, речь идёт о вавилонском нашествии, в результате которого не только город, но и храм был разрушен. Асаф, автора псалма, говорит от лица иудеев, которые очень скорбят о происходящем и не понимают причин всего этого. Знают только, что хотя разрушали их город и храм враги, произошло этого потому, что Бог это попустил. Страдальцы плачут и напоминают Богу о завете, просят Его обратить внимание на разрушения города, говорят о духовном состоянии нападавших, которые вели себя жестоко и совершенно непочтительно по отношению к храму и его святыням.
В самом псалме мы не услышим ответ на все эти вопросы, не увидим никаких спасительных действий Божиих. Да и как можно отвечать, когда человек беспокоится о духовном состоянии врага, но не задумывается о своём собственном. Как спасать того, кто плачет о развалинах зданий, но не плачет о руинах нравственной жизни? Бог силён всё это сделать, силён спасти не только свой народ, но и все другие народы, но прежде, чем напоминать Ему о завете и просить помощи, важно задуматься насколько сами мы сохранили верность завету и способны ли расслышать Божий ответ и воспринять Его помощь.
Псалом 73. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 73. (Церковно-славянский перевод)
А вам иконы для чего? Янни Ролански
Была на днях на маникюре и увидела у мастера на полке интересную коллекцию.
Там стояла икона Богородицы «Умягчение злых сердец», фигурка Будды, Денежный кот, это тот который машет лапкой, и еще какие-то плетеные изобретения, которые по мнению мастера маникюра защищают их обладателя от зла.
Меня заинтересовала эта подборка и я спросила зачем ей такая коллекция? Неужели иконы Богородицы недостаточно?
Ответа я не получила, только размышления на тему, что всё это обереги, которые защищают ее от зла.
Но ведь даже православная икона на полке — это не волшебная палочка, отгоняющая злых духов.
Это — образ, который напоминает о небесном. На иконе всегда изображена личность, обращаясь и общаясь с которой мы можем попросить о защите от зла. Молясь перед иконой, мы молимся первообразу, изображённому на нем. Это не про волшебство, а про отношения.
Мне в голову приходит такая картина:
Мама, которая давно не видела своего ребенка, убирается дома и вдруг видит его фотографию на тумбочке. Скорее всего она улыбнется, если соскучилась. В любом случае этот случайно упавший взгляд пробудит в ней какие-то чувства. И дальше, возможно, она возьмет телефон, и сама позвонит своему сыну или дочке. Так бывает и с нами, когда наш взгляд, дома или в храме, обращен к иконе.
Но вернемся в кабинет моего мастера по маникюру.
Не думаю, что Божья Матерь на иконе может оскорбиться от такого соседства как Будда и Кот. Не можем мы оскорбить и самого Господа. В послании к Галатам сказано, что «Бог поругаем не бывает». Нашими заблуждениями мы не Его обижаем, а себя обманываем, возлагая надежды на предметы, а не на Бога, Божью Матерь, ангелов или святых.
Автор: Янни Ролански
Все выпуски программы Частное мнение
6 февраля. О значении евангельских строк из Евангелия от Марка для современника
В 12-й главе Евангелия от Марка есть слова Христа: «Остерегайтесь книжников, любящих ходить в длинных одеждах и принимать приветствия в народных собраниях».
О значении этих евангельских строк для современника — епископ Черняховский и Славский Николай.
Русская культура имеет в основе Евангелие. Это все-таки христианская культура по своему происхождению. Культура — это не о кокошниках и хороводах, это о смыслах. Некоторые пытаются оспорить связь русской культуры с Евангелием.
Давайте пройдем мысленный эксперимент. Как люди отнесутся к человеку, который пытается их учить или ими руководить, священник или чиновник. Если этот человек любит, чтобы его приветствовали в собраниях, одевается в длинные одежды, но в современном варианте там ездит на шикарной машине и вообще ведет себя как щеголь, а как к нему отнесутся? Конечно, с недоверием. Более будут слушать и уважительно относиться к тому человеку, который забыв о себе, служит своему делу, служит людям.
В нашем народном, общественном сознании много таких мотивов, которые опираются на Евангелие. Просто люди забыли, откуда взяты эти принципы по которым мы живем. Они считают, что так должно быть, так было всегда. И это хорошо. Это говорит о том, что значение евангельских слов не потеряно для современного человека.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 февраля. О спасении по милосердию Божьему
В 4-й главе 1-го Соборного Послания апостола Петра есть слова: «Если праведник едва спасается, то нечестивый и грешный где явится?».
О спасении по милосердию Божьему — игумен Назарий (Рыпин).
Всякий спасающийся спасается лишь по милости Божией. Как и говорил преподобный Серафим Саровский, что святой — это грешник, который очень сильно захотел измениться. Поэтому, по сути, все мы грешники перед Богом. Никто не чист в его глазах в силу его всесвятости и всесовершенства. В каждом из нас есть несовершенство, в ком-то больше, в ком-то меньше. Но праведник, который приник к милости Творца, осознал свою немощь, прибег в смиренном припадании к его стопам, то он спасается по милости Божией как бы из огня, как говорит в другом месте апостол, все же. Но, тем не менее, безусловно, то если праведник едва спасается, то нечестивый и грешный где явится. Поэтому нельзя забывать, что все мы спасаемся лишь милосердием Творца, милостью Божией.
Все выпуски программы Актуальная тема