
Друзья и знакомые протоиерея Олега Артёмова в один голос говорят: про жизнь батюшки можно было бы снять остросюжетный кинофильм! Отец Олег бороздил моря — совершил кругосветное плавание, погружался под воду. Побывал в «горячих точках» — ещё до принятия сана участвовал в Чеченской кампании. В феврале 2022-го отправился в зону проведения специальной военной операции. И самоотверженно, героически, до конца исполнил свой долг перед Богом, людьми и Отечеством.
Батюшка родился на Ставрополье. Одно из первых воспоминаний детства — бескрайние поля, уходящие за горизонт. Мальчишкой Олег помогал бабушке пасти колхозных овец, мечтал стать трактористом и хлеборобом. Но после школы поступил в Астраханское мореходное училище. Получил звание мичмана и отправился на службу во Владивосток. Тогда с Олегом Артёмовым и произошёл случай, который впервые заставил его задуматься о том, что существует Бог. Однажды корабль, которым командовал мичман Артёмов, попал в сильный шторм. Вода залила носовой отсек до критической отметки, судно дало крен и начало погружаться в воду. Ситуация была отчаянная. Оставалось лишь молиться. И вдруг судно выровнялось! На корме находились несколько торпед — они дали противовес, и корабль не затонул. Отец Олег часто рассказывал об этом случае и называл его чудом, которое пробудило в его душе веру.
В 1984-м Артёмов демобилизовался и вернулся на родину, в Ставрополье. Записался в казачье общество — казаками были когда-то его дед и прадед. Папаху и бурку носил не для красоты — когда началась первая Чеченская кампания, Олег Артёмов в составе Терского казачьего войска отправился помогать нашим солдатам на Кавказе. Участвовал он и во Второй Чеченской. Батюшка мало рассказывал об этом периоде своей жизни. Однако, отправившись в Чечню рядовым казаком, вернулся оттуда Артёмов кошевым атаманом. А значит, служил верой и правдой. Дома Олега ждал сюрприз: совет атаманов решил, что у войска должен быть свой священник. И единогласно одобрил кандидатуру Артёмова. Мужчина поначалу растерялся. Почему именно он? Церковным человеком на тот момент Олег назвать себя не мог. Но подумал: видно, так угодно Богу. И согласился.
11 лет отец Олег прослужил настоятелем храма преподобного Сергия Радонежского в посёлке Комсомолец под Ставрополем. А в 2010-м, неожиданно для самого себя, вернулся в море. По благословению протоиерея Димитрия Смирнова, тогда — председателя Синодального отдела по взаимодействию с вооружёнными силами, отец Олег Артёмов был назначен военным священником на Тихоокеанский флот, в 25-ю дивизию атомных подводных лодок стратегического назначения. Вместе с моряками батюшка совершил 15 длительных выходов в море. Матросы и командование говорили, что присутствие батюшки поднимало дух и ободряло их в непростых условиях субмарины.
В 2014 году отца Олега Артёмова назначили корабельным священником на научно-исследовательское судно «Адмирал Владимирский». Корабль отправлялся, ни много ни мало, в кругосветное путешествие. Посетив 12 африканских стран, «Адмирал Владимирский» взял курс на Антарктику. Во время пути в маленьком корабельном храме отец Олег крестил нескольких членов экипажа. А однажды прямо посреди Индийского океана сломался один из охлаждающих насосов двигателя. Батюшка, корабельный механик по образованию, за 15 минут починил вышедшую из строя деталь.
В ноябре 2021 года протоиерей Олег Артёмов вернулся на сушу. А уже в феврале следующего года отправился полковым священником в зону боевых действий специальной военной операции. О том, что батюшка на фронте, знали только его родные и самые близкие люди. Те, с кем плечом к плечу отец Олег переживал обстрелы, рассказывали, что батюшка вселял в них веру, утешал, воодушевлял. «Мы пришли не на месть, а на защиту своего Отечества», — говорил он. 24 марта 2022 года неприятель обстрелял подразделение ПВО в приграничном белгородском селе Журавлёвка. Там находился и отец Олег — приехал исповедовать и причастить бойцов. Под вражеским огнём батюшка погиб, исполняя свой пастырский долг. Указом Президента Российской Федерации военный священник Олег Артёмов посмертно был награждён Орденом Мужества. «Всё, что Господь даёт, — к лучшему», — говорил отец Олег. По этой простой формуле он и жил.
Все выпуски программы Жизнь как служение
Псалом 61. Богослужебные чтения

61-й псалом, который сегодня читается в храмах за богослужением, имеет очень интересные и непохожие друг на друга переводы на разные языки своего первого стиха. Давайте сначала послушаем весь псалом — а потом поразмышляем над причинами разных переводов.
Псалом 61.
1 Начальнику хора Идифумова. Псалом Давида.
2 Только в Боге успокаивается душа моя: от Него спасение моё.
3 Только Он — твердыня моя, спасение моё, убежище моё: не поколеблюсь более.
4 Доколе вы будете налегать на человека? Вы будете низринуты, все вы, как наклонившаяся стена, как ограда пошатнувшаяся.
5 Они задумали свергнуть его с высоты, прибегли ко лжи; устами благословляют, а в сердце своём клянут.
6 Только в Боге успокаивайся, душа моя! ибо на Него надежда моя.
7 Только Он — твердыня моя и спасение моё, убежище моё: не поколеблюсь.
8 В Боге спасение моё и слава моя; крепость силы моей и упование моё в Боге.
9 Народ! надейтесь на Него во всякое время; изливайте пред Ним сердце ваше: Бог нам прибежище.
10 Сыны человеческие — только суета; сыны мужей — ложь; если положить их на весы, все они вместе легче пустоты.
11 Не надейтесь на грабительство и не тщеславьтесь хищением; когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца.
12 Однажды сказал Бог, и дважды слышал я это, что сила у Бога,
13 и у Тебя, Господи, милость, ибо Ты воздаёшь каждому по делам его.
В русском синодальном переводе первый стих звучит так: «Только в Боге успокаивается душа моя: от Него спасение моё». Открываем церковно-славянский текст: «Не Богу ли повинется душа моя? от того бо спасение мое». Как вам разночтение? В русском — «успокаивается», в славянском — «повинуется». Вроде бы как совсем не об одном и том же, не так ли?
Очень интересным видится перевод, сделанный архиепископом Амвросием (Зертис-Каменским) в середине XVIII века: «Точию пред Богом молчание [да будет] [тебе] душе моя! от Того бо спасение мое». А вот как поэтически переложил этот стих священник Гавриил Пакацкий: «Не Богу ли в повиновенье Предаться должен ты, мой дух! Не той ли даруя спасенье, Возвеселит мой взор и слух?»
Если попробовать подытожить всё вышеизложенное, то главный смысл этого стиха можно передать так: только перед Богом моё сердце может спокойно помолчать. И это молчание — «беременно надеждой»; оно не пассивно, оно рождается не от пустоты или обречённости, а, напротив, от глубокой веры и спокойного ожидания спасения. И вот именно в этой точке смыкаются наконец-то «успокоение» и «повиновение»: человек вручает всего себя целиком водительству Божественной воли, и через это «отпускание» себя успокаивается: так преодолевается кажущаяся двойственность между Божественной силой и Божественной милостью — упоминанием которых и завершается 61-й псалом.
В завершение мне хотелось бы привести мысли блаженного Августина из его «Комментариев на Псалмы» именно об этой кажущейся двойственности: «Два основания — сила и милость. Поймите Божью силу, и поймите Божью милость. Этими двумя охватывается почти всё Писание. Его силу — бойтесь; Его милость — любите. Не надейтесь на милость так, чтобы презреть силу; и не бойтесь силы так, чтобы отчаяться в милости».
Псалом 61. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 61. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 61. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора Идифумова. Псалом Давида.
2 Только в Боге успокаивается душа моя: от Него спасение мое.
3 Только Он - твердыня моя, спасение мое, убежище мое: не поколеблюсь более.
4 Доколе вы будете налегать на человека? Вы будете низринуты, все вы, как наклонившаяся стена, как ограда пошатнувшаяся.
5 Они задумали свергнуть его с высоты, прибегли ко лжи; устами благословляют, а в сердце своем клянут.
6 Только в Боге успокаивайся, душа моя! ибо на Него надежда моя.
7 Только Он - твердыня моя и спасение мое, убежище мое: не поколеблюсь.
8 В Боге спасение мое и слава моя; крепость силы моей и упование мое в Боге.
9 Народ! надейтесь на Него во всякое время; изливайте пред Ним сердце ваше: Бог нам прибежище.
10 Сыны человеческие - только суета; сыны мужей - ложь; если положить их на весы, все они вместе легче пустоты.
11 Не надейтесь на грабительство и не тщеславьтесь хищением; когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца.
12 Однажды сказал Бог, и дважды слышал я это, что сила у Бога,
13 и у Тебя, Господи, милость, ибо Ты воздаешь каждому по делам его.
8 июля. О сострадании и сочувствии друг другу

В 12-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими».
О сострадании и сочувствии друг другу — священник Николай Конюхов.
Апостол Павел призывает нас быть внимательными к другим людям, поскольку мы эгоисты, мы очень сильно зациклены на себе, и часто мы транслируем именно то, что с нами происходит, в окружающий мир, и хотим, чтобы люди с нами плакали и с нами смеялись.
Но христианство учит открывать глаза и видеть, что происходит с людьми, находящимися рядом с нами, и в том числе замечать их состояние. Если они скорбят, было бы правильно и благочестиво войти в их страдания, открыть своё сердце для сострадания.
И наоборот, если мы увидим чью-то радость, у кого-то что-то получилось, то не стоит завидовать и думать: «Почему это, Господи, им такие благодеяния? Ты их что, любишь, а меня — нет?»
Нужно быть сострадательными и плакать с теми, у кого случилось горе, и учиться радоваться с теми, у кого что-то получилось.
Все выпуски программы Актуальная тема