Буквально накануне русской революции в Бразилии, в Рио-де-Жанейро, на средства императорского дома был построен первый православный храм во имя Николая Чудотворца. Политические страсти разорвали связь с родиной, и церковь в Рио-де-Жанейро осталась бесхозной – некому стало ее содержать. Власти Бразилии передали храм Антиохийскому патриархату.
Русские прихожане оказались в растерянности. Они продолжали посещать богослужения в родной церкви, которая в одночасье стала сирийской. Сирийцы иногда совершали литургию на церковно-славянском специально для русских, но наших соотечественников не оставляло чувство, что они утратили дом.
Хотелось построить свой, новый храм. Вот только на какие деньги? Многие беженцы прибыли в Рио-де-Жанейро ни с чем. Не зная португальского языка, они брались за любую черную работу, соглашались на копеечную оплату своего труда. Какое уж тут строительство…
И все-таки община приняла трудное решение построить храм. Купили землю в районе Санта-Тереза, стали организовывать балы, представления, концерты и спектакли, чтобы собрать необходимые деньги на строительство.
Над проектом работал инженер Константин Трофимов. Он был известен как знаток древнерусской архитектуры, и для будущей церкви предпочел стиль псковских храмов тринадцатого века. Константин Дмитриевич потом стал священником, и десять лет прослужил настоятелем храма, построенного по его проекту.
Контролировал строительство опытный архитектор Глеб Сахаров. Так получилось, что как раз в эти годы он схоронил любимую жену. Глеб Константинович пожертвовал на храм весьма крупную сумму с единственным условием – что церковь будет носить имя мученицы Зинаиды, небесной покровительницы его супруги.
Пожертвований оказалось гораздо больше, чем рассчитывали вначале. Все русские семьи приняли участие в возведении храма. Те, кто не имел возможности выделить денег из своего скудного бюджета, добровольно работали на стройке. Храм был поставлен в рекордно короткие сроки.
После Китайской революции в бразильскую общину влилась еще одна волна русских беженцев. Приходская жизнь в Рио-де-Жанейро стала весьма насыщенной. Русский церковный хор под руководством талантливого регента Бориса Кириллова приходили послушать бразильцы вне зависимости от вероисповедания.
Обстановка в церкви святой мученицы Зинаиды и сейчас остается творческой, атмосфера – братской. Здесь все устроено по-русски, на службе может показаться, что ты находишься где-нибудь под Псковом. Но достаточно выглянуть в окно, чтобы убедиться, что ты в Бразилии – с одной стороны знаменитая статуя Христа распростерла руки на горе Корковадо, с другой – шумит Атлантический океан.
Но Храм мученицы Зинаиды – маленький кусочек России в неповторимом Рио-де-Жанейро.
Памятник преподобному Сергию Радонежскому (с. Радонеж, Московская область)
В Подмосковье, в 15-ти километрах от Сергиева Посада, есть небольшое древнее село Радонеж. Здесь прошло детство преподобного Сергия Радонежского. Именование своё преподобный и получил по названию места, где жил и подвизался. В эти подмосковные земли примерно в 1328 году он, будучи ещё отроком Варфоломеем, переехал вместе с семьёй из Ростовского княжества. В радонежских лесах началась его подвижническая жизнь. Здесь просиял в святости игумен земли Русской. И сегодня в селе Радонеж путников встречает памятник преподобному Сергию.
Преклонив голову в монашеском клобуке, погружённый в глубокую молитву, стоит он на фоне леса. А в центре трёхметровой каменной фигуры инока — барельеф, изображающий мальчика с образом Пресвятой Троицы в руках. Композиция отсылает нас к знаменитому эпизоду из жития преподобного Сергия, когда к ему, ещё мальчику, явился вдруг под дубом святой старец и предрёк славное будущее. О том, что именно этот сюжет лёг в основу идеи памятника преподобному Сергию в Радонеже, говорил и сам его автор, скульптор Вячеслав Клы́ков. Есть и другая история, связанная с монументом. Произошла она в недалёком прошлом.
Памятник святому Сергию был установлен... ещё во времена СССР Это событие стало свидетельством духовной силы, на которую способен русский народ по завету самого преподобного Сергия: «Единением и любовью спасёмся». Дело в том, что поначалу партийные, антицерковные власти воспрепятствовали появлению памятника святому. Во время первой попытки установить монумент, в 1987-м, милиция перекрыла дорогу на подъездах к Радонежу, перехватила автомобиль с памятником и конфисковала фигуру преподобного. Тысячи верующих, съехавшихся на церемонию установки, были объявлены участниками антисоветской акции. Но люди не испугались, не разошлись. С иконами и хоругвями они до темноты стояли под проливным дождём. И власти сдались: было получено официальное разрешение на установку памятника преподобному Сергию, которое и состоялось через год, в мае 1988-го.
Изменились времена, и сегодня в подмосковный Радонеж, к местам, где прошло отрочество преподобного Сергия, стекаются паломники со всех уголков России. Подолгу стоят они возле памятника святому — одновременно и строгому иноку, и благоговейному отроку с иконой Троицы в руках.
Все выпуски программы ПроСтранствия
Вязьма. Одигитриевская церковь (Смоленская область)
Церковь Смоленской иконы Божьей Матери Одигитрии, то есть Путеводительницы, в городе Вязьме на Смоленщине — настоящий белокаменный шедевр.
Церковь находится на территории Иоанно-Предтеченского монастыря, начало которому положил ещё в 16-м столетии преподобный Герасим Болдинский, святой покровитель города Вязьмы. Одигитриевский храм —жемчужина обители. Чем же уникальна эта церковь середины 17-го века? Прежде всего, архитектурой. В России сохранились буквально несколько подобных памятников той же эпохи. Ведь именно на годы постройки храма, 1650-е, пришлись реформы Патриарха Никона, в числе которых был и запрет на строительство шатровых церквей — то есть, таких, у которых вместо купола были конусы, по форме напоминающие шатёр. Даже у старинных храмов шатровые навершия заменяли тогда купольными. А крышу Одигитриевской церкви венчают целых три шатровых конуса! Они буквально усыпаны декором, тонким и изящным. Да и сама крыша по всему периметру в несколько рядов покрыта так называемыми «кокошниками» — особыми полукруглыми декоративными элементами, которые и придают облику храма легкость и нарядность. А ещё при взгляде на Одигитриевскую церковь на ум приходит знаменитый собор Сагра́да Фами́лия в испанской Барсело́не, построенный архитектором Антонио Гауди. Внешне они, конечно, совсем разные, однако обладают схожей архитектурной динамикой — стремительной, и в то же время плавной, увлекающей ввысь. А ещё их объединяет обилие мельчайших декоративных деталей. Одигитриевская церковь издалека кажется резной. Необычный стиль, в котором она выстроена, называется «русское узорочье». Он был очень популярен в эпоху царя Алексея Михайловича. Радость охватывает душу, когда любуешься красотой храма.
А вот внутри Одигитриевский храм убран весьма аскетично. Белёные стены без росписей. Деревянный иконостас. Всё здесь сосредотачивает ум на молитве. На одной из стен — памятная табличка, гласящая, что храм восстановлен по сохранившимся чертежам. Восстанавливать церковь пришлось после того, как в советские годы в ней побывала сначала спичечная фабрика, потом городской архив. Начали реставрацию в 1962-м, а завершили только в 2000-м. Зато теперь церковь Смоленской иконы Божьей Матери Одигитрии в Вязьме предстаёт перед паломниками и туристами во всей своей красоте. Верующие со все уголков страны приезжают сюда, чтобы помолиться перед чудотворной Смоленской иконой Божией Матери. И прикоснуться к истории храма.
Все выпуски программы ПроСтранствия
Вьясская Владимирская пустынь (Пензенская область)
Вьясская Владимирско-Богородицкая пустынь расположена на северо-востоке Пензенской области, в заповедном лесу возле села Большой Вьяс. Вековые сосны соседствуют здесь с могучими дубами, а меж зелёных холмов неспешно течёт речка Вьяс. В конце семнадцатого века на правом её берегу, у родника, поселились два старца-монаха. История сохранила имена этих подвижников — Иван и Тихон. Они поставили над источником часовню и освятили её в честь Владимирской иконы Божией Матери.
Рядом с отшельниками стали жить единомышленники, искавшие молитвенного уединения. О монашеском поселении узнал владелец здешних земель, граф Гавриил Головкин, сподвижник Петра Первого. Он не только не разгневался на иноков, но и решил поддержать их. Гавриил Иванович передал во владение монахам часть своего имения с правом ловить рыбу и отправил государю челобитную грамоту, в которой просил разрешения построить церковь в лесной пустыни. С царского дозволения Головкин исполнил задуманное. В 1714 году над родником у реки Вьяс уже стоял новый храм, освящённый в честь иконы Богородицы «Живоносный источник».
Владимирско-Богородицкая пустынь год от года ширилась и крепла. К концу девятнадцатого века в монастыре действовали четыре храма. Территория была обнесена каменной оградой с двумя сторожевыми башнями. В церкви иконы Божией Матери «Живоносный источник» над родником монахи обустроили небольшую купель с фонтаном. Вода в ней постоянно обновлялась, убегая по трубам за пределы храма. Верующие издалека приезжали во Владимирско-Богородицкую пустынь, чтобы с молитвой окунуться в источник. Многие при этом исцелялись от недугов.
Паломничество к освящённому роднику не прекратилось даже в советское время, когда безбожники разорили обитель и снесли церковь иконы «Живоносный источник». До наших дней из всех монастырских храмов уцелел лишь Владимирский. Молитва под его сводами вновь зазвучала в 2002 году. Тогда же в обители возобновилась монашеская жизнь.
Над родником насельники установили кованую ажурную часовенку и рядом обустроили купель. Вода в источнике все такая же чистая, освежающая, целительная, как на заре истории Вьясской Владимирской пустыни.
Все выпуски программы ПроСтранствия












