Пребыванию сыновей Израиля в Египте и их возвращению в Землю Обетованную посвящена книга Священного Писания «Исход».
Фараоны не были благожелательны к кочевникам, поселившимся на востоке дельты Нила. Кроме того, пришельцы быстро умножались, что вызывало беспокойство, и очередной фараон решил обременить их тяжелой работой — изготовлением кирпичей. Библия сообщает о гонениях и даже сознательном истреблении фараоном евреев — он приказал повитухам, принимавшим роды у евреек, не оставлять в живых младенцев мужского пола. В эти трудные времена у одной из женщин родился сын — будущий пророк Моисей.
Мать некоторое время скрывала мальчика, но не имея возможности более его утаивать, она отнесла его к реке и оставила там. Отцу Моисея было откровение о будущем величии его сына. Это дополнение несколько разъясняет поступок матери — родители младенца надеялись, что Бог его не оставит. В самом деле, младенца подобрала дочь фараона и дала ему имя Моисей, что означает «вынутый из воды».
История Моисея наглядно показывает, как Бог, вопреки человеческим замыслам, устраивает жизнь своих избранников: тот, кого по указу фараона должны были погубить, был воспитан при царском дворе. Достигнув сорокалетнего возраста, Моисей вынужден был бежать из Египта, так как однажды, защищая своего соотечественника, он убил египтянина. Святые отцы не осуждают поступка Моисея, видя в нём проявление мужества, справедливости и любви к своему народу. Они обращают внимание на то, что это событие стало для Моисея решающим в выборе его жизненного пути: убив египтянина, он отверг благополучную жизнь во дворце и вступил на трудный, полный испытаний путь.
Однажды Моисей стал свидетелем чудесного явления. В окрестностях горы Хорив он увидел терновый куст, объятый пламенем, но не сгорающий. Подойдя, пророк услышал голос: «Сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая». И из горящего куста открылся ему Господь.
Обращаясь к пророку, Бог сказал: «Я пошлю тебя к фараону; и выведи из Египта народ Мой, сынов Израилевых». Моисей, считая себя не готовым к такому великому делу, долго отказывался, но Господь обещал ему Свою помощь во всём.
Моисей стал вождём целого народа, на него была возложена величайшая миссия: сообщить одноплеменникам волю Божию и заставить фараона отпустить евреев.
Антон Чехов «Дуэль»: «Деточкой будьте...»

Фото: PxHere
«Если не обратитесь и не будете, как дети, не войдёте в Царство Небесное», — говорит Христос. Одно из самых ярких детских свойств — это умение «не мыслить зла». Дети не способны разглядеть подлость, они до последнего не верят в предательство. И порой этим своим чистым, светлым умением они спасают многих.
Антон Чехов в повести «Дуэль» иллюстрирует именно это качество ребёнка — незлобие — причём ребёнка взрослого, дьякона двадцати двух лет. Кратко напомню сюжет повести. Два непримиримых врага решили стреляться. И вот, секунданты на месте, пистолеты заряжены, дуэлянты начинают сходиться. При этом один из них — зоолог фон Корен — и стреляет превосходно, и щадить врага не намерен, следовательно, трагедия неизбежна, убийство главного героя, Лаевского, неминуемо.
Лаевский, сделав наугад бесполезный выстрел, замирает, глядя в направленное на него дуло пистолета, замирает, кажется, весь мир... и тут приходит спасение. Спасает Лаевского крик дьякона, милого, доброго, полноватого, немного наивного, чуточку смешного человека. Услыхав о дуэли, он решил одним глазком на неё взглянуть, видимо, понятия не имея, что дуэль будет не понарошку, а всерьёз. И, увидев, что фон Корен реально хочет убить Лаевского, дьякон истошно кричит: «Он его убьёт!!» И столько детского ужаса и неприятия в этом крике, что все окружающие, словно по щелчку, вдруг приходят в себя, вывихнутый мир встаёт на своё место хотя бы в отдельно взятой точке.
Произошло чудо: дуэль была прекращена, оба героя, Лаевский и фон Корен, спасены — один от смерти, другой — от смертного греха.
Чтобы подобное чудо было возможно и в нашей жизни, нужно иметь кроткое, незлобивое, как у ребёнка, сердце. И тогда, может быть, мир вокруг нас тоже потихоньку будет вставать на место?
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение
15 октября. О призывании имени Божьего

В 6-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа: «Что вы зовете Меня: Господи! Господи! — и не делаете того, что Я говорю?».
О призывании имени Божьего — протоиерей Максим Горожанкин.
Господь наш Иисус Христос обращает наше внимание на то, что призывание имени Божия должно быть осмысленным. И в нашей повседневной жизни порой бывает так, что имя Божие воспринимается людьми как некое присловие, а тем временем Господь и Его Святое Имя составляют сердцевину нашего вероучения, нашего исповедания.
И поэтому призывание имени Божия должно быть осмысленным. Оно не должно быть суетным, оно не должно быть поспешным. Оно должно быть осмысленным, молитвенным.
И самые краткие молитвы как раз-таки этому нас могут научить. Господи, помилуй! Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас грешных!
Все выпуски программы Актуальная тема
15 октября. О подвиге священномученика Киприана Карфагенского, мученицы Иустины и мученика Феоктиста

Сегодня 15 октября. День памяти священномученика Киприана, епископа Карфагенского, мученицы Иустины и мученика Феоктиста, живших в третьем веке.
Об их подвиге — священник Николай Конюхов.
Священномученик Киприан в своей жизни до принятия Христа поднимал мертвецов из могил, вызывал духов, какой-то чёрной магией обладал. И вот он натолкнулся просто на вот эту удивительную святую мученицу Иустину, которую он должен был приворожить к одному язычнику, который домогался её руки и сердца, и не смог этого сделать.
Потому что тот, кто христианин, тот, кто последовательно верит в Господа Иисуса Христа, над кем прочитаны молитвы, которые я сам читаю во время крещения, так называемые запретительные молитвы, там запрещено нечистым силам приближаться к человеку, верующему во Христа. И над ним не властны никакие заговоры, приговоры, навороты, привороты и вся прочая история, которой так боятся некоторые доверчивые наши граждане, абсолютно не имеет никакого смысла.
И поэтому, поняв силу Бога, Киприан совершенно поменялся, даже принял потом сан, и в будущем они оба стали мучениками за Христа.
А наблюдая за их подвигом, воин, который мученик Феоктист, поразившись их смелости и тому, как они исповедовали Христа даже перед лицом собственной смерти, он сам исповедовал Христа и тоже принял мученическую смерть.
Мы тоже можем сегодня посмотреть на подвиг вот этих двух удивительных людей. Вдохновившись этим подвигом, нас это может как-то сподвигнуть что-то в своей жизни поменять: перестать носить на руке талисман от заговора или перестать смотреть какие-то странного содержания передачи. Суеверный страх изгнать из своего сердца.
Я думаю, что священномученик Киприан, мученица Иустина очень порадуются за нас.
Все выпуски программы Актуальная тема