Пребыванию сыновей Израиля в Египте и их возвращению в Землю Обетованную посвящена книга Священного Писания «Исход».
Фараоны не были благожелательны к кочевникам, поселившимся на востоке дельты Нила. Кроме того, пришельцы быстро умножались, что вызывало беспокойство, и очередной фараон решил обременить их тяжелой работой — изготовлением кирпичей. Библия сообщает о гонениях и даже сознательном истреблении фараоном евреев — он приказал повитухам, принимавшим роды у евреек, не оставлять в живых младенцев мужского пола. В эти трудные времена у одной из женщин родился сын — будущий пророк Моисей.
Мать некоторое время скрывала мальчика, но не имея возможности более его утаивать, она отнесла его к реке и оставила там. Отцу Моисея было откровение о будущем величии его сына. Это дополнение несколько разъясняет поступок матери — родители младенца надеялись, что Бог его не оставит. В самом деле, младенца подобрала дочь фараона и дала ему имя Моисей, что означает «вынутый из воды».
История Моисея наглядно показывает, как Бог, вопреки человеческим замыслам, устраивает жизнь своих избранников: тот, кого по указу фараона должны были погубить, был воспитан при царском дворе. Достигнув сорокалетнего возраста, Моисей вынужден был бежать из Египта, так как однажды, защищая своего соотечественника, он убил египтянина. Святые отцы не осуждают поступка Моисея, видя в нём проявление мужества, справедливости и любви к своему народу. Они обращают внимание на то, что это событие стало для Моисея решающим в выборе его жизненного пути: убив египтянина, он отверг благополучную жизнь во дворце и вступил на трудный, полный испытаний путь.
Однажды Моисей стал свидетелем чудесного явления. В окрестностях горы Хорив он увидел терновый куст, объятый пламенем, но не сгорающий. Подойдя, пророк услышал голос: «Сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая». И из горящего куста открылся ему Господь.
Обращаясь к пророку, Бог сказал: «Я пошлю тебя к фараону; и выведи из Египта народ Мой, сынов Израилевых». Моисей, считая себя не готовым к такому великому делу, долго отказывался, но Господь обещал ему Свою помощь во всём.
Моисей стал вождём целого народа, на него была возложена величайшая миссия: сообщить одноплеменникам волю Божию и заставить фараона отпустить евреев.
Две девочки

Фото: Ilse Orsel / Unsplash
Жила-была девочка. Однажды послала её мать в лес копать дикий батат. Девочка взяла лопату, плетёнку, пошла в лес и забралась в глухую чащу. В чаще было гнездо белых термитов, и в нём глубокая нора. Стала девочка около этого гнезда искать батат, лопата у неё соскочила с черенка и угодила прямо в нору.
Девочка бегала-бегала вокруг, никак лопату достать не может, стала звать на помощь.
Вдруг из густых зарослей вылез лев — царь зверей, старый-престарый.
— Девочка, я слышал, ты звала на помощь, — говорит он. — Я готов помочь тебе — достану лопату. Но ты должна полечить мои нарывы на спине. Другой благодарности мне не надо.
— Ах, дедушка! Вы мне только достаньте лопату, я всё для вас сделаю.
Достал лев лопату и стал ожидать, исполнит ли девочка своё обещание. А девочка оторвала кусок от своей юбки, нашла лечебной травы и стала привязывать её к больным местам на спине льва
Как только закончила она своё дело, лев вдруг преобразился, шерсть его заблестела. Он словно помолодел на несколько лет! Говорит тогда лев девочке:
— Давай свою бамбуковую плетёнку, я тебе батата хорошего насыплю.
Девочка подала бамбуковую плетенку, а лев тайком насыпал её доверху чистым золотом и серебром, потом закрыл плотно и говорит:
— Ну, бери свою плетёнку и ступай домой. Вернёшься, позови родителей, братьев и сестёр и тогда уж открывай.
Поблагодарила девочка льва, распрощалась с ним, пришла домой, позвала родителей, сестёр, братьев и открыла плетёнку. Глядь, а в ней золото и серебро так и сверкают!
Не прошло и нескольких дней, как об этом происшествии узнала соседка, у которой тоже была дочка. Стала она бранить-стыдить свою дочь:
— Посмотри на других! Из лесу золото-серебро плетёнками таскают, сестёр-братьев одаривают. А ты ничего, кроме диких бататов, не находишь. Бери лопату, ступай к гнезду белых термитов и делай всё, как соседская девчонка.
Пошла соседская дочь в лес. Забросила она лопату в нору и стала умолять льва помочь ей, обещала любые его желания исполнить.
Достал лев лопату, а в благодарность попросил очистить его нарывы.
— Не могу, дедушка. Твоя шкура неприятно пахнет, — говорит соседская дочка. — Я до неё даже дотрагиваться не хочу.
— Ну, что же, — сказал лев. — Ладно, давай-ка свою бамбуковую плетёнку, я положу тебе кое-чего...
Девочка скорее протянула ему плетёнку. Наложил лев в плетёнку камней и говорит:
— Ступай домой, позови мать, а потом открывай плетёнку.
Обрадовалась девочка. Прибежала домой, еле дотащила своё богатство, позвала мать. Открыли они плетёнку, хотели золото и серебро делить, а там камни лежат.
А царь зверей наконец-то узнал, что такое человечность. Под этим словом подразумевается милосердие и сострадание к тому, кто нуждается в помощи, и это — куда дороже золота и серебра.
(по мотивам камбоджийской сказки)
Все выпуски программы Пересказки
Арзгир. Путешествие в историю

Фото: Annika Treial / Unsplash
Село Арзгир расположено на юго-востоке Ставропольского края, в долине реки Чограй. На карте России это селение появилось в 1876 году. Его жителями стали крестьяне из южных губерний Российской империи — государство помогало им обосноваться на новом месте после отмены крепостного права. Такое освоение земель вначале враждебно встретили кочевники — они привыкли использовать Чограйские просторы для выпаса лошадей. Однако, вскоре переняли у крестьян оседлый образ жизни, методы ведения хозяйства и православную веру. Население Арзгира стало единой дружной семьёй. Взаимовыручка помогла жителям пережить голод в двадцатых годах двадцатого века, немецкую оккупацию во время Великой Отечественной войны. Сплочённость отличает сельчан и поныне. Её основа — православие. В праздничные дни на богослужении в местной церкви Рождества Богородицы яблоку негде упасть.
Радио ВЕРА в Арзгире можно слушать на частоте 103,8 FM
15 сентября. О примере глубокой веры

В 5-й главе Евангелия от Марка есть слова кровоточивой женщины о Христе: «Если хотя к одежде Его прикоснусь, то выздоровею».
О примере глубокой веры — игумен Назарий (Рыпин).
Перед нами трагедия человеческой жизни, потому что эта женщина не могла много лет исцелиться. По закону, она не имела права в этом состоянии никому прикасаться, хотя эта кровь была уже не тем очищением, которое происходит циклично в жизни каждой женщины в определённом возрасте, репродуктивном, а было уже именно болезненно с течением крови, как рана кровоточит.
И поэтому она, конечно же, в несколько ином состоянии была, но всё равно, по закону, она не имела права прикасаться ни к кому. Но здесь она, видя перед собой Спасителя и имея глубокую веру, сама себе сказала, что «если только прикоснусь, то выздоровею». И именно поэтому она прикасается ко Христу.
И Господь свидетельствует об этой вере её, когда Он увидел, то есть почувствовал силу, исшедшую из Него, как сказано в Евангелии, стал оглядываться для того, чтобы её веру объявить перед другими. Не потому, что Он не знал, кто это, Он прекрасно знал, но Он это сделал с тем, чтобы она стала видна и известна всем, как в пример и апостолам, и окружавшим его людям.
Все выпуски программы Актуальная тема