У нас в гостях был настоятель Казанского храма села Молоково Видновского округа, руководитель интернет-журнала для настоящих пап «Батя» священник Дмитрий Березин.
Мы говорили о функциях и особенностях нового мобильного приложения «Мой приход» для более активной и удобной приходской жизни в разных храмах по всей стране. Отец Дмитрий ответил, для кого и с какой целью разрабатывалось это приложение, чем оно может быть полезно как настоятелям храмов, так и прихожанам, и какие платные и бесплатные услуги можно получить через него. Наш гость рассказал, кто принимал участие в разработке и выпуске приложения, каким образом оно продвигается, и как любой храм может подключиться к такой новой социальной сети, которая объединяет общины православных церквей.
Ведущий: Алексей Пичугин
А. Пичугин
— Здравствуйте, дорогие слушатели. Это «Светлый вечер» на светлом радио. Меня зовут Алексей Пичугин. Я рад вас приветствовать в нашей студии. И сегодня здесь вместе с нами и с вами священник Дмитрий Березин, благочинный церквей Видновского округа, это Подмосковье, и настоятель Казанского храма в селе Молоково. Добрый вечер.
Свящ. Дмитрий Березин
— Добрый вечер.
А. Пичугин
— Интересный проект отец Дмитрий нам сегодня будет представлять — это мобильное приложение. Мы сейчас живем в век, когда ничего без мобильных приложений не обходится. По-разному люди на это смотрят, но как по мне, это очень удобно. Приложение называется «Мой приход». Соответственно, уже понятно, что оно имеет какое-то отношение к храмам. Сейчас мы с отцом Дмитрием перед началом программы смотрели, действительно, очень много полезной информации. И я думаю, что лучше, чем я, расскажет, конечно же, отец Дмитрий. Я так понимаю, что идея ваша.
Свящ. Дмитрий Березин
— Да, она появлялась в разных ипостасях, эта идея. И не только у меня, естественно. Но вот до финальной точки удалось ее довести, соответственно, мне и творческому объединению «Парсуна», которое занимается выпуском мобильных приложений, в том числе и православных.
А. Пичугин
— Да, мы с ними где-то уже пересекались.
Свящ. Дмитрий Березин
— Наверняка. Мы очень много обсуждали, особенно в период пандемии, когда все сидели по домам и это немножко сдвинуло, наверное, наше отношение к интернету и к связи с храмом. И тогда как раз и рождалась концепция этого приложения.
А. Пичугин
— Все-таки, значит, пандемия в какой-то мере сподвигла нас, и об этом многие говорят, сподвигла нас по-другому смотреть и на интернет и на возможности и на то, что мы сами, что тут греха, радио «Вера» в период пандемии, когда не было возможности приходить в студию и я знаю, что так же работало огромное количество наших коллег на разных радиостанциях, работали из дома, чтобы не прекращались эфиры, чтобы не прекращалось ведение программ, мы очень часто вели из своих квартир. Я понимаю, что богослужения в храме не прерывались, но это подстегнуло и священников и людей, которые работают в храмах, постараться максимально приблизить храм к дому людей, к домам людей. И что человек, скачав это приложение (я так понимаю, что оно есть для платформ как Android, так и iOS), что он получает, скачав это приложение?
Свящ. Дмитрий Березин
— Прежде всего, поскольку мы действительно сейчас живем во времени, когда люди мобильным телефоном пользуются по несколько часов в сутки и в интернет выходят с его помощью, то телефон это удобное средство коммуникации. А быть на связи со своим приходом, быть в курсе приходской жизни можно, естественно, присутствуя в храме, но также и присутствуя вне храма, потому что люди ходят чаще всего раз в неделю в храм, а всё остальное время они занимаются чем-то другим. Вот данное приложение позволяет быть в курсе того, что происходит, того, что планируется. И в том числе, допустим, у нас есть возможность подавать записки через это приложение, потому что, опять же, в период пандемии и изоляции придумали огромное количество способов, как передавать записки: по почте, где-то в комментариях, в «Инстаграм (деятельность организации запрещена в Российской Федерации)» и так далее. Но всё это было очень неудобно, потому что где-то это терялось, где-то нужно было всё это собирать, распечатывать и это была целая история. И одна из приятных возможностей данного приложения — это возможность сохранять свои записки, их подавать по мере надобности, в том числе накануне службы, на которую я собираюсь прийти, для того, чтобы не стоять в очереди за свечным ящиком, например. И, подав эту записку, она появляется в приложении и священник, опять же, из приложения может увидеть все поданные записки, их прочитать, помянуть всех близких и нажать кнопочку, что они прочитаны.
А. Пичугин
— Если я написал записку, я увижу, что она прочитана?
Свящ. Дмитрий Березин
— Я увижу, что она подана и священник увидит, что она подана...
А. Пичугин
— Потом вы прочитали, нажали кнопочку, а я увидел, что их прочитали?
Свящ. Дмитрий Березин
— Нет, пока такой связи нет, но в целом, она будет прочитана.
А. Пичугин
— Тут мы и не сомневаемся. Услуга платная?
Свящ. Дмитрий Березин
— Ну, естественно, записки за пожертвование. И пожертвование списывается с карточки или через Google Pay. Здесь подача очень удобная и, в отличие от подачи через сайт, мы сейчас знаем, что многие храмы и продолжают через сайты принимать записки, это делается буквально тремя нажатиями кнопки.
А. Пичугин
— А храмы по какому принципу могут добавляться в приложение?
Свящ. Дмитрий Березин
— Они могут зайти на сайт www.myprihod.ru и, соответственно, подать заявку. Дальше с ними связывается представитель разработчика и обсуждает, для чего планируется использовать приложение, будут ли люди, которые будут за ним следить, в частности, наполнять ленту, обновлять новости, расписание и в том числе и читать записки, потому что если приход принимает записки, должен быть ответственный, священник, кто будет их читать.
А. Пичугин
— Это, правда, проблема, потому что, ну, это не применительно к церковной истории, это всецело проблема интернет-сайтов и приложений, которые появляются, которые скачивают люди, а потом через некоторое время поддержка прекращается, и они мертвым грузом лежат в памяти телефона.
Свящ. Дмитрий Березин
— Да. То есть в данном случае мы очень заинтересованы в активных приходах. И более того, здесь есть возможность реализации межприходского взаимодействия на любом уровне — на уровне благочиний, епархий и даже общецерковном, потому что любой пользователь может подписаться на события прихода. То есть у прихода есть, можно сказать, своя новостная лента, где публикуется расписание к каждому дню, публикуются новости, объявления и всё что угодно. Это может быть проект воскресной школы, молодежного клуба и так далее. И пользователь выбирает, на что ему подписаться, но при этом это может сделать не только прихожанин, а это может сделать прихожанин соседнего храма. Например, если у нас в одном из приходов хорошая паломническая служба, а в нашем приходе, например, ее нет, и я подписываюсь на паломническую службу соседнего прихода и в курсе, когда куда какие поездки планируются. Или если у нас есть, например, в благочинии хорошая воскресная школа, которая может размещать свои материалы, например, к каждому воскресному дню.
А. Пичугин
— То есть я могу подписаться таким образом не на один храм, а на несколько, и просматривать это в своей ленте, получается своеобразная социальная сеть.
Свящ. Дмитрий Березин
— Да, конечно. В этом-то как раз и есть удобство для пользователя — он выбирает и фильтрует ту информацию, которая именно ему интересна. То есть я могу подписаться на расписание богослужений храма, где я живу и, например, храма на даче, куда я выезжаю. И, соответственно, знать, где и когда какие службы.
А. Пичугин
— Или какое-то разовое событие в соседнем храме — престольный праздник, или в соседнем храме интересная лекция проходит в приходском доме. И я это вижу, что приезжает такой-то известный человек и могу прийти, увидев это в своей ленте.
Свящ. Дмитрий Березин
— Да. И это удобно, потому что, допустим, в социальных сетях это часто теряется, поскольку, как мы знаем, что есть фильтрация в социальных сетях, мы далеко не всё видим, что публикуется. А каждый раз, допустим, заходить на сайт храма, мы тоже этого не делаем. Соответственно, пропустить это очень просто. В данном случае мы такую возможность даем — не потеряться.
А. Пичугин
— Есть ли возможность у храма, который создает свою страничку, привязывать туда существующие социальные сети? Например, свою страницу в «Инстаграме (деятельность организации запрещена в Российской Федерации)» или в «Фейсбуке (деятельность организации запрещена в Российской Федерации)»?
Свящ. Дмитрий Березин
— Да, это одна из проблем, потому храмы ведут и социальные сети, у них есть какие-то чаты и далеко не всегда информация о них так легко доступна. Это либо объявления внутри храма, либо на сайте, и то я видел, что далеко не у всех храмов есть ссылки на собственные соцсети. Здесь есть раздел «Приходские чаты и социальные сети». И приход, соответственно, там публикует полный список и все, кто хочет, могут перейти в соответствующую социальную сеть или в WhatsApp и подписаться, вступить в группу данного прихода.
А. Пичугин
— Это сейчас очень популярная тема, когда в WhatsApp, преимущественно в WhatsApp, приходские чаты, а то и несколько приходских чатов. И на них ссылки тоже можно прикрепить?
Свящ. Дмитрий Березин
— Конечно. И это как раз позволяет... Ну, мы не стали изобретать WhatsApp, потому что это совершенно другой бюджет. Да, это позволяет узнать, что эта группа существует, добавиться туда, и также там присутствовать.
А. Пичугин
— Как вы распространяете информацию? Понятно, что сегодня мы рассказываем об этом на радио «Вера», но вот я захожу и вижу, что уже несколько десятков подмосковных храмов в приложении присутствуют. Даже вы говорите, что из Челябинска есть кто-то.
Свящ. Дмитрий Березин
— Да. Мы стараемся рассказывать везде, где это возможно. И, соответственно, приветствуем заявки. Заявки на сайте www.myprihod.ru можно оставлять. Пока вот таким образом. Поскольку приложение появилось где-то только в январе и вот сейчас в апреле мы отладили некоторые процессы — заметили ошибки, какие-то новые функции добавили. Сейчас будем делать это более активно. И идея такая, что мы, прежде всего, добавляем приход и приход берет на себя некие обязательства, что он будет обновлять эту информацию. И дальше приход рассказывает своим прихожанам, что очень важно, об этом приложении и о его возможностях. Потому что у нас есть приходы, кто добавился, но затаился, то есть никому о нем не рассказал. И, допустим, количество подписчиков может быть 10, 20 человек. А есть приходы, где 300, 500 человек уже подписались на данное приложение, то есть выбрали его. Особенность этого приложения, что оно, с одной стороны, для всех доступно, а с другой стороны, я, как прихожанин, могу выбрать свой приход и он у меня будет в отдельном пункте меню доступен одним нажатием и всё, что связано с приходом — это и новости, пожертвования, записки, — будет мне доступно сразу. Поэтому тех, кто подписался на приходы, можно считать подписчиками. У нас сейчас почти 300 человек подписалось на наш приход, хотя он сельский и не сказать, что большой. И я вижу, что они пользуются, мы получаем обратную связь, это достаточно интересно.
А. Пичугин
— У вас написано, что есть какие-то платные модули, я перешел у себя в компьютере на страничку www.myprihod.ru. Здесь написано, что «подключение к проекту и базовое заполнение информации в приложении бесплатно, при подключении платных модулей взимается вступительный взнос». Что такое платные модули?
Свящ. Дмитрий Березин
— Это возможность принимать пожертвования. Дело в том, что разработка мобильных приложений это достаточно дорогостоящий процесс. Помимо самой разработки, его нужно развивать, его нужно поддерживать. И я видел неоднократно приложения, которые создавались, например, единоразово, по чьей-то доброй воле и потом они постепенно угасали, потому что финансирования не было. Поэтому когда создавалось это приложение, в том числе и разработчиками было принято решение, что часть возможностей будет платной для прихода. Во-первых, приход должен понять, что для него это нужно. И, в частности, что такое платежный модуль — это возможность у прихода заключить договор с ЮKassa, это бывшая Яндекс-Касса. И когда вы заключается такой договор, подключается в мобильном приложении возможность, например, принятия целевых пожертвований, то есть когда мы делаем сборы на какую-то конкретную нужду храмовую, и подача записок, то есть записки подаются, пожертвования, соответственно, тоже перечисляются. И удобство этого договора в том, что все пожертвованные средства поступают сразу напрямую на расчетный счет храма. То есть здесь высокая прозрачность, прямая статистика у настоятеля, сколько было пожертвовано и у бухгалтерии. Поэтому это очень удобно с точки зрения финансовой в том числе. Второй платный модуль — это виртуальный тур или виртуальная экскурсия по храму. Естественно, платный он потому, что необходимо эту виртуальную экскурсию снять, а это происходит при помощи высококачественной техники, панорама 360 градусов. И это тоже такой процесс.
А. Пичугин
— Я напомню, что в гостях у светлого радио сегодня священник Дмитрий Березин, благочинный церквей Видновского округа, настоятель Казанского храма в селе Молоково в Подмосковье и один из авторов приложения «Мой приход». Новая совершенно история для мобильных телефонов, для планшетов, где вы можете, скачав приложение, если вы сотрудник прихода, священник, зарегистрировать свой приход. Если вы прихожанин, вы можете узнавать всё, что происходит в вашем ли храме, в соседних храмах, подписываться. Это такая новая социальная сеть православных приходов. Причем раньше были попытки создать нечто подобное с разной степенью успешности, не могу сказать, что всё было очень плохо, но, наверное, правда, пандемия изменила качественно представления о том, как это должно выглядеть и направила мысли разных людей в нужное русло для того, чтобы создать работающую сеть. Потому что, честно признаться, до этого всё, что я видел, это было достаточно скудно, наверное, не по вине людей, которые это затевали, идея-то была хорошая, но, к сожалению, наверное, по вине, ну, как тут можно сказать по вине, нельзя же обвинить кого-то, что они страничку своего храма не наполняли ничем? Но тут же опять такая проблема, с которой можете и вы столкнуться.
Свящ. Дмитрий Березин
— Да. Более того, что далеко не всем храмам, приходам, допустим, наше приложение нужно, потому что если есть достаточное количество прихожан, кто пользуется этим, кто живет активной жизнью, в том числе и в интернет-пространстве, то, конечно, это бывает полезно. И здесь, наверное, эта инициатива добавления прихода может звучать не обязательно от настоятеля или духовенства, а может звучать и от прихожан, которые посмотрят и скажут: здорово, мы хотим, чтобы наш приход здесь присутствовал, и, допустим, я готов тратить 2-3 часа в месяц для того, чтобы обновлять эту ленту. Мне кажется, это была бы более правильная инициатива от прихожан.
А. Пичугин
— Мне кажется, еще лет 10 назад, по-моему, об этом говорил Патриарх, что у каждого храма должна быть своя страница в интернете.
Свящ. Дмитрий Березин
— Да. И более того, наверное, лет 6 назад мы делали для Московской епархии такой проект совместно с порталом www.prihod.ru, для каждого храма создали страницу, потому что на тот момент...
А. Пичугин
— Не только Московской епархии.
Свящ. Дмитрий Березин
— Естественно. Но просто я говорю про нас, что мы централизованно создали, наверное, больше половины приходов не имели страницы в интернете. И они были созданы, пусть маленькие, какие-то развились в большие сайты. А сейчас другая тенденция проявляется, я вижу, что есть приходы, которые вообще не создают сайты — они делают группу «ВКонтакте» или в «Инстаграме (деятельность организации запрещена в Российской Федерации)» и им сайт даже вообще не нужен, потому что отчасти это немножко уже устаревающий инструмент.
А. Пичугин
— Видите, опять же, очень по-разному. Вот про себя — иногда я проезжаю где-то, условно, в Ивановской области — красивый храм, видно, что его уже почти восстановили. Видно, что там идет какая-то жизнь. Сразу начинаешь гуглить, что это такое: о, страничка есть. То есть, видимо, у них в епархии тоже в свое время распорядились создать каждому храму по такой страничке. Но, к сожалению, там вообще ничего нет, скажем, так: Никольский храм села Никольское, настоятель священник Иван Иванов, язык богослужения церковнославянский, телефон — всё, больше ничего. И, возможно, уже не отец Иван Иванов настоятель, а Петр Николаев. Как в каком-нибудь 2012-м году создали, так с тех пор ничего и не изменилось.
Свящ. Дмитрий Березин
— Да, это как раз та проблема, есть ли у прихода понимание, во-первых, потребность, а во-вторых, понимание важности этой информационной работы. Потому что, действительно, о жизни прихода, мы даже сейчас не берем случайных проезжающих, а если взять людей, которые живут рядом с храмом, как они узнают, что происходит внутри? А ведь внутри бывает очень интересно, это не только богослужения, это могут быть какие-то интересные просветительские проекты. И, вообще, это может быть хорошая община, но человек внешний без какой-то информации дополнительной не узнает. Как в анекдоте: «У вас в храме скучно: как ни приду, всё „Христос Воскресе“, „Христос Воскресе“». То есть человек, если вдруг в храм заходит, там пусто, там никого нет, и у него представление, что храм это просто такое большое здание, куда можно зайти в тишине, постоять и поставить свечку. А о том, что там может быть бурная интересная приходская жизнь, хорошие люди, чтобы об этом узнать, нужен какой-то информационный инструмент, то есть канал — это либо сайт, который обновляется, либо это какая-то социальная сеть, либо в данном случае наше приложение.
А. Пичугин
— Вы говорите про людей нецерковных, а я думаю, что многие нецерковные люди вообще с удивлением узнают, что священники пользуются мобильными телефонами. Я неоднократно встречался с абсолютно нецерковными людьми, которые очень удивлялись, когда видели батюшку со смартфоном. Извините, попы на «Мерседесах» — это уже устоявшийся мем, а то, что священник может пользоваться благами цивилизации, что у храма может быть страница в «Инстаграме (деятельность организации запрещена в Российской Федерации)», это до сих пор у людей вызывает удивление. А уж приложение — так это вообще!
Свящ. Дмитрий Березин
— А если мы еще покажем виртуальный тур в очках или в CastBox, где можно прямо, как бы находясь в храме, поворачиваться, смотреть, рассматривать росписи, то, наверное, человек сразу покается и станет постоянным прихожанином.
А. Пичугин
— Вы смеетесь, а для меня действительно порой очень удивительно, что люди вот так вот узнают, что Церковь живет современными технологиями. Просто мы уже привыкли, наверное, внутри епархиальной жизни, внутри церковной жизни к тому, что мы постоянно этим пользуемся. Были у нас перенесенные на май Рождественские чтения и была установочная сессия, как это всё работает, как устраивать трансляции, как в Zoom это всё совмещать. И сидишь, и вроде ты всю жизнь в интернете, с компьютером я познакомился очень рано, в 1991-м году, благодаря отцовской работе, а я половины не понимал из того, что мне на этой установочной сессии говорят.
Свящ. Дмитрий Березин
— Да, особенно, допустим, Zoom как инструмент, есть очень много полезных возможностей, которые совершенно не отрицают и не отменяют личных встреч, личного общения, участия в богослужении, посещения храма, естественно, мы не пытаемся это нигде противопоставлять. Но те же самые Zoom-конференции, они очень удобные и мы некоторые собрания стали проводить именно в Zoom, потому что обычно, если проводишь собрание, минимум полдня жизни нужно освободить, вычеркнуть, соответственно, потратить на дорогу туда, дорогу обратно и так далее. А многие вопросы можно решать совершенно быстро и спокойно через такие инструменты. И, кстати, да, эти Рождественские чтения, которые в этом году прошли, они достаточно показательны в положительном смысле — в них смогли принять участие множество людей, которые географически и физически не могли приехать и присутствовать. И они видели, что происходило, участвовали в секциях и даже не только смотрели, но в том числе и могли выступать, я видел некоторые доклады по Zoom, и задавать вопросы. Поэтому, мне кажется, это очень хороший сдвиг.
А. Пичугин
— А трансляции у вас остаются? Понятно, что сейчас люди в храмы вернулись, но тем не менее трансляция это очень хороший инструмент. Я знаю, что все по-разному это решали, кто-то с помощью простого мобильного телефона, кто-то несколько камер ставил, каждый в зависимости от своих возможностей, но я так понимаю, что далеко не во всех храмах с окончанием пандемии эти трансляции остались?
Свящ. Дмитрий Березин
— Да, потому что они были нацелены в первую очередь на массу прихожан, тех, кто не мог прийти по объективным причинам. Сейчас практически все могут прийти по объективным причинам, а трансляция все-таки достаточно трудоемкий процесс, нужно и настраивать и выбирать какой-то инструмент, нужно снимать. И я знаю, что есть храмы, которые оставили трансляции...
А. Пичугин
— Да, я тоже такие знаю.
Свящ. Дмитрий Березин
— Но многие, кто делал трансляции, мы, в частности, перестали их делать, потому что практически все прихожане могут присутствовать. И, кстати, эти трансляции также можно в приложении указывать. Допустим, если мы планируем трансляцию в «Ютьюбе». то мы можем прямо в расписание включить информацию о том, что будет трансляция, пожалуйста, заходите и смотрите.
А. Пичугин
— Вы как раз опередили мой вопрос, он был связан с тем, что в вашем приложении будет ли такая возможность у храмов? Видимо, если они сами захотят этого.
Свящ. Дмитрий Березин
— Да, конечно, если сами захотят. И опять же, через какую-то существующую площадку, потому что там сервис онлайн-трансляции — это достаточно сложный инструмент, поэтому часто пользуются «Ютьюбом», часто пользуются «Инстаграм (деятельность организации запрещена в Российской Федерации)ом» или какими-то специальными площадками, то в приложении можно будет людей об этом известить и поставить ссылку, чтобы они открыли и могли посмотреть.
А. Пичугин
— А есть ли у вас какая-то модерация? Хочет приход создать страничку, — как узнать, что они действительно ее будут вести, что это не какой-то сиюминутный порыв, а дальше будет только устаревшая информация от 2021-го года?
Свящ. Дмитрий Березин
— Мы периодически проводим мониторинг приходов, особенно если у них мало подписчиков, смотрим, когда обновляется лента. Если давно не обновлялась, мы стараемся связаться, выяснить, по каким причинам, может быть, какая-то нужна помощь. А если приход говорит, что «мы решили, что нам это не нужно», мы просто его из списка убираем, то есть...
А. Пичугин
— А такое уже было?
Свящ. Дмитрий Березин
— Да, такое уже было. Как вы правильно сказали, был порыв: ой, нам тоже тут надо присутствовать. А некоторые воспринимают информацию об этом приложении, что вот нам сверху поступило указание, поэтому нам надо. А делать они там ничего не хотят. Да, в конце концов, мы говорим, что «наверное, вам это не нужно — это нестрашно». И просто храм из списка исчезает. Когда они захотят, мы их сможем вернуть.
А. Пичугин
— Напомню, что мы сегодня говорим со священником Дмитрием Березиным, благочинным церквей Видновского округа, настоятелем Казанского храма в селе Молоково в Подмосковье, неподалеку от города Видное. И говорим мы о приложении «Мой приход», которое совсем недавно появилось в App Store и на сервисах приложений Android. Я — Алексей Пичугин. Мы через минуту продолжим говорить об этом в нашей студии.
А. Пичугин
— Возвращаемся в студию светлого радио. Напомню, что сегодня у нас в гостях священник Дмитрий Березин, настоятель Казанского храма в селе Молоково и благочинный церквей Видновского округа. Мы сегодня говорим о приложении «Мой приход», которое совсем недавно появилось для смартфонов, для планшетов. И вы его можете скачать, установить себе в гаджет. И очень удобно пользоваться, если там есть ваш храм или, например, сделать так, чтобы ваш храм, куда вы ходите, в этом приложении появился. Потому что идея очень хорошая, и если там будет много церквей, активных приходов, которые ведут свои страницы, то получится очень удобная социальная сеть, откуда вы будете узнавать не просто о какой-то приходской активности, не просто о том, что происходит вне богослужебной жизни прихода и какие-то удобные богослужебные вещи, как то: расписание, чтение из Апостола, из Евангелия, православный календарь и прочее и прочее. Кстати, опять же, наверное, каждый храм волен делать что-то свое, но мне кажется, что удобно было бы делать еще какие-то пояснения богослужений.
Свящ. Дмитрий Березин
— Да, помимо того, что здесь можно вести приходские ленты и пользователь может настроить, какую информацию от каких приходов он хочет получать, мы также добавили сюда наши православные СМИ. Пока это только некоторые материалы, может быть, со временем их количество мы увеличим.
А. Пичугин
— Можно сказать, что это радио «Вера», журнал «Фома».
Свящ. Дмитрий Березин
— Да. Это телеканал «Спас» и портал «Иисус». То есть пока 4. Но пока мы берем материалы, которые привязаны именно к православным праздникам, к дням, к событиям и так далее, или связанные с евангельскими чтениями. В частности, радио «Вера», мы можем каждый день прослушать аудио с житиями святых и с толкованием Евангелия дня. Поэтому я прямо в этой же ленте, я посмотрел, когда у нас служба, выбрал радиопередачу и тут же ее прослушал, и, соответственно, уже пришел на службу подготовленным. Это как раз позволяет устранить еще одну из проблем, потому что если я православный христианин и мне интересно узнавать о вере, то мне нужно либо установить, допустим, приложение радио «Вера», зайти на сайт журнала «Фома», открыть телеканал «Спас», то есть это разные источники информации, которые мне нужно регулярно посещать, а это всё время, и опять же нужно себя к этому понудить. В данном случае мы как раз постарались материалы, связанные с богослужением, прямо сюда все собрать.
А. Пичугин
— А как же журнал «Батя»?
Свящ. Дмитрий Березин
— Журнал «Батя» пока мы не придумали, как сюда прикрутить. С одной стороны, не хочется перегружать большим количеством информации, как, например, в социальных сетях, где мы можем быть подписаны на сотни разных групп. Поэтому пока мы, можно сказать, информационный пост выдерживаем, чтобы это в первую очередь была церковная информация и связанная с днями, с богослужениями. Возможно, впоследствии будем немножко расширять.
А. Пичугин
— Надо напомнить нашим слушателям, что отец Дмитрий, наш сегодняшний гость, еще издает журнал «Батя». Я думаю, чуть позже мы про него поговорим, потому что давно не говорили. Мне кажется, идея очень хорошая и надо нашим слушателям, которые у нас появляются новые, которые не слышали наши старые программы, про журнал рассказать и про всю ту активность, которая вокруг него происходит. Пока же мы говорим о приложении «Мой приход». Я напомню, что очень удобный инструмент появился и надеюсь, что будет работать. Но это всё зависит от вас, дорогие друзья. Если вы ходите в церковь в какой-то один храм, вы можете или сами поспособствовать, я думаю, что все равно при помощи священника этого храма, чтобы храм появился в приложении «Мой приход», а дальше, чтобы вся приходская активность не проходила мимо этого приложения, потому что в таком случае вы можете формировать свою собственную ленту, как в любой социальной сети, и видеть, что происходит в этом храме, в соседнем или в храме, который у вас на даче. Кстати, очень хороший пример вы привели. Ведь огромное количество людей уезжают летом на дачу, и если они где-то ходят в церковь в Москве, или в большом городе, то они, соответственно, на даче тоже будут ходить в местный храм. И очень удобно узнавать что-то об этом храме не только тогда, когда ты там живешь, но и когда тебя там нет, знать, что в другом милом сердцу храме что-то происходит. А что, в идеале, вы бы хотели сами получить?
Свящ. Дмитрий Березин
— В идеале, хотелось бы получить такое православное информационное пространство. Потому что, с одной стороны, как мы уже сегодня говорили, в социальных сетях огромное количество и полезной информации тоже, но и то, что можно назвать информационным мусором. У нас в ленте есть группы, которые публикуют православные иконы, высказывания святых и так далее. И вот эти иконы перемежаются с какими-то иногда даже непотребствами из других групп или какой-то рекламой. И получается такое странное очень пространство. Здесь хотелось бы именно собрать, чтобы человек, заходя сюда... Кстати, я знаю, что постом многие прихожане у себя с телефонов удаляют соцсети, в частности, «Инстаграм (деятельность организации запрещена в Российской Федерации)», «Фейсбук (деятельность организации запрещена в Российской Федерации)». Ну, такой некий информационный пост выдерживают. Мне бы хотелось, чтобы это приложение не нужно было удалять постом, чтобы оно было именно полезно и способствовало нашей духовной жизни. А вообще, в планах развития — добавить сюда возможность общения между прихожанами, возможность в том числе комментариев, то есть развить это пространство для того, чтобы можно и общаться друг с другом и, в итоге, реализовывать какие-то совместные интересные проекты.
А. Пичугин
— А расскажите про «Парсуну», творческое объединение, которое делало это приложение и в союзе с которым всё это появилось.
Свящ. Дмитрий Березин
— Мы познакомились чудесным образом — Константин Дьячков приехал к нам два года назад на престольный праздник. Один из его проектов называется «Парсуна», он фотографирует приход, всех прихожан по максимуму, кого можно собрать, в интерьере храма и делает потом огромную фотографию с правильной геометрией, и потом ее распечатывает и дарит приходу. У нас такая фотография висит, там куча людей стоит, и каждый, кто приходит в храм, там себя находит. И мы таким образом познакомились, стали общаться, и оказалось, что он занимался разработкой мобильного приложения для Валаамского монастыря.
А. Пичугин
— Да, мы об этом с ним когда-то говорили, он приходил к нам.
Свящ. Дмитрий Березин
— Это очень красивое приложение, там прекрасный тур, можно путешествовать по всему Валааму, даже туда, куда мы не попадем никогда, даже в закрытые места. И, общаясь, я рассказал о наших приложениях, которые уже существуют — это «Православный молитвослов» и «Православная библиотека». Они к тому времени начали устаревать, и мы вместе их немножко починили, а сейчас «Молитвослов» сделали полностью новый, совместно с «Парсуной». И буквально в ближайшее время выйдет «Православная библиотека», тоже полностью обновленная, потому что приложения, как я уже говорил, со временем устаревают, ломаются и перестают качественно работать.
А. Пичугин
— А «Библиотека» и «Молитвослов» это тоже то, что вы в рамках Миссионерского отдела разрабатывали? Или сами?
Свящ. Дмитрий Березин
— Фактически, в рамках Миссионерского отдела. Это были два больших проекта, с 2014-года мы выпустили первую версию, сейчас перевыпускаем вторую версию, качественно принципиально новую. В «Молитвослове» у нас сейчас более 500 различных молитв, а в «Библиотеке» более 2 тысяч книг. И я приглашаю, во-первых, устанавливать и пользоваться. И тех, кто хочет, кому интересно это направление, даже, может быть, и участвовать в развитии этих приложений, в наполнении. Мы очень открыты и будем рады сотрудничеству.
А. Пичугин
— Я помню, когда я раньше приходил на службу, например, на канон Андрея Критского, мне было неудобно доставать телефон, потому что сейчас все подумают: вот, тут канон Андрея Критского, а он в телефоне ковыряется. Хотя очень удобно было по нему следить. А потом я стал замечать, что все-таки вечер и если это раннее начало поста и еще темно в храме, то весь храм озаряется светом мобильных телефонов, что постепенно-постепенно люди начали использовать мобильники практически везде. Священники очень часто используют планшеты и мобильные телефоны в качестве служебников.
Свящ. Дмитрий Березин
— Если постоянно, это может быть и не всегда удобно, но бывают моменты, допустим, когда нужен Требник, а Требника нет под рукой, или нужно найти срочно какую-нибудь молитву, и здесь я тоже часто пользуюсь именно мобильным приложением, это удобно. И, более того, мы у себя в ленте размещали текст канона преподобного Андрея Критского, адаптированный для понимания прихожан. То есть я занимался некой адаптацией.
А. Пичугин
— То есть вы сами адаптировали?
Свящ. Дмитрий Березин
— В данном случае, да. Чтобы прихожане, находясь в храме, могли параллельно читать и более внимательно участвовать в богослужении.
А. Пичугин
— И вы его и читали таким образом?
Свящ. Дмитрий Березин
— Да, да.
А. Пичугин
— Кто его только не адаптировал, адаптаций очень много. И что интересно, именно канон Андрея Критского очень часто адаптируют, не переводя полностью на русский язык, но изменяя самые непонятные части, а их там очень много.
Свящ. Дмитрий Березин
— Да, дело в том, что даже иногда, переставив слова местами в нормальном и привычном нам порядке, смысл уже становится гораздо более понятным, чем когда эта фраза вся перемешана. Это достаточно интересный, непростой труд и каждый пытается что-то внести. Наверное, уже более десятка существует вариантов.
А. Пичугин
— А вы делаете какие-нибудь листовки информационные, чтобы можно было в храме вешать, чтобы люди видели, что есть такое приложение? Знаете, как на стенде, где все объявления висят, там висит, например, реклама радио «Вера», ну, и приложения «Мой приход».
Свящ. Дмитрий Березин
— Да. Более того, всем приходам, которые добавляются, мы разработали макет, такой достаточно симпатичный, где указывается, какой это храм, о том, что у них приложение это есть, и там же добавляется QR-код. Причем это не просто QR-код, а пользователь, наводя камеру на QR-код, может установить приложение и одновременно выбрать сразу своим приходом данный приход. То есть это уникальный QR-код для храма. Да, такое мы делаем. И также есть такая ссылка для социальных сетей, для групп в WhatsApp, которую можно разместить, известить своих прихожан о том, что это есть и периодически напоминать, что там интересного, какие есть возможности. Я периодически напоминаю про записки, потому что люди, допустим, приходя на Радоницу, я заранее за день напоминаю, что вы можете подать записки, а завтра спокойно прийти помолиться, а записки мы уже получим и завтра прочитаем.
А. Пичугин
— Интересно, только ли молодая часть прихожан будет этим пользоваться? Потому что где-то всё чаще видишь людей пожилых со смартфонами, которые уже хорошо начали разбираться во всем этом.
Свящ. Дмитрий Березин
— Да, на самом деле есть такой стереотип, что в интернете молодежь.
А. Пичугин
— Как и стереотип про то, что священник никогда в руках смартфон не держал.
Свящ. Дмитрий Березин
— Ну да. А даже по статистике, по-моему, две трети или три четверти пользователей интернета — это люди старше 35 лет.
А. Пичугин
— Знаете, 35 лет это сейчас всего лишь середины 80-х годов рождения. Речь идет, скорее, о людях, которые родились в 40-е.
Свящ. Дмитрий Березин
— Тех, кто пользуется смартфоном, вполне... Я знаю, что WhatsApp точно освоили. У меня статистики нет, но мне кажется, что все пенсионеры освоили WhatsApp.
А. Пичугин
— Это да.
Свящ. Дмитрий Березин
— И активно им пользуются. Поэтому здесь препятствий для того, чтобы пользоваться этим приложением, никаких нет.
А. Пичугин
— У меня просто есть внутреннее представление о границах, что люди, родившиеся до войны — это люди, которые все-таки до сих пор живут в мире, в котором цифровые технологии представлены минимально. А люди, которые родились в середине 40-х годов, когда активно всё начало развиваться, интернет в нашей стране активно стал развиваться в 90-е годы, в 1997-м году примерно, я помню, что я познакомился с интернетом. А им тогда было всего лишь 50 лет, поэтому они-то как раз очень активные пользователи всего.
Свящ. Дмитрий Березин
— Конечно, конечно.
А. Пичугин
— А сколько сейчас храмов зарегистрировано?
Свящ. Дмитрий Березин
— Сейчас порядка 70 храмов добавились в приложение.
А. Пичугин
— Это уже прилично.
Свящ. Дмитрий Березин
— Да. И порядка почти 5000 пользователей уже у нас установили это приложение...
А. Пичугин
— За полгода?
Свящ. Дмитрий Березин
— Даже меньше, чем за полгода. Если мы в январе только появились, ну, так более-менее о себе стали заявлять, то за эти 4-5 месяцев.
А. Пичугин
— А сколько времени ушло на разработку?
Свящ. Дмитрий Березин
— Наверное, от идеи до появления — где-то около года. Очень активно шла разработка у нас, наверное, с лета 2020-го года. А до этого очень активно шло обсуждение, потом шло обсуждение концепции дизайна, того, что называется юзабилити, то есть удобство пользования. Ну и вообще, как это должно выглядеть, чтобы это было удобно, интересно. Хочется надеяться, что это отчасти получилось. Кстати, мы тоже очень ждем обратной связи. Пожалуйста, пишите, звоните и предлагайте какие-то идеи. Или пишите, что вам неудобно, что вам непонятно, мы будем учитывать это всё и стараться...
А. Пичугин
— А писать можно на сайте www.myprihod.ru?
Свящ. Дмитрий Березин
— Да, проще всего так.
А. Пичугин
— И там есть все формы обратной связи.
А. Пичугин
— Я напомню, что священник Дмитрий Березин в гостях у светлого радио. Отец Дмитрий — благочинный церквей Видновского округа и настоятель Казанского храма в селе Молоково в Подмосковье. Вы неоднократно говорили «мы», «мы сделали». А кто вместе с вами, кроме объединения «Парсуна»?
Свящ. Дмитрий Березин
— В основном, мы это обсуждали с Константином Дьячковым.
А. Пичугин
— То есть идея ваша — священника Дмитрия Березина.
Свящ. Дмитрий Березин
— Можно так сказать, да.
А. Пичугин
— Но есть же, наверное, какие-то люди — прихожане, на ком вы обкатывали какие-то вещи?
Свящ. Дмитрий Березин
— Я старался делиться этими мыслями, обсуждать. Какой-то фокус-группы у нас не было, с кем бы это удалось бы обсудить. В большей степени надо было понять, какая есть потребность у прихожан, поэтому со знакомыми прихожанами обсуждал: а вот если что-нибудь такое было бы, что бы вы хотели, что там было? И вот как раз идею с православными СМИ мне подсказали прихожане.
А. Пичугин
— Я обещал, что мы с вами поговорим еще про журнал «Батя». Давайте напомним нашим слушателям про еще одно ваше детище. Давненько мы, мне кажется, уже года полтора или два про него не говорили, а до того вы достаточно часто приходили и про журнал «Батя» рассказывали. И особенно, что мне нравилось, это ваши мероприятия, связанные с авторалли.
Свящ. Дмитрий Березин
— Да, мы уже 9 лет подряд проводим. В январе, надеемся, у нас будет юбилейное ралли.
А. Пичугин
— А говорили же, что не только в январе, у вас была идея выйти с ралли за пределы новогодних праздников и за пределы Москвы?
Свящ. Дмитрий Березин
— Да, проводилось такое же ралли в Волгограде, и, по-моему, еще в каком-то городе. То есть эта идея есть и, опять же, если кто-то хочет провести семейное ралли, мы готовы поделиться концепцией, готовы поделиться опытом. Может быть, еще и пандемия немножко помешала. И все-таки это достаточно трудный организационный процесс, поэтому пока еще никто активно не поднял пальму первенства. В январе мы хотели попробовать провести еще и на базе Москвы, то есть мы делаем Москва и область. Может быть, будет два этажа авторалли. Ну, поживем — увидим.
А. Пичугин
— Про журнал «Батя». Напомните нашим слушателям, что это за издание.
Свящ. Дмитрий Березин
— Это журнал для пап, не для Римских пап, а для обычных наших российских, посвященный отцовству, посвященный тому, как воспитывать детей, опыту, прежде всего, отцовства. То есть это не какие-то методические материалы, это в большей степени биографические или автобиографические рассказы о том, что можно вместе делать, куда поехать, в какие игры поиграть и так далее. То есть, как быть хорошим папой.
А. Пичугин
— Сколько лет он уже выходит? И мы не сказали, что это интернет-журнал.
Свящ. Дмитрий Березин
— Да, это интернет-журнал. Сайт www.rusbatya.ru. И самое интересное, что уже несколько человек, наверное, более 5 человек мне говорили, что, «конечно, мы знаем ваш журнал — прекрасный журнал, мы его читали, мы его листали, держали в руках». Я каждый раз слушаю... (Смеется.)
А. Пичугин
— Да-да, здорово.
Свящ. Дмитрий Березин
— И потом я говорю, что он у нас ни разу в жизни не выходил в печатном виде, он всегда был в интернете.
А. Пичугин
— Вы знаете, у меня тоже полное ощущение того, что я его когда-то держал в руках, хотя я знаю, что он никогда выходил в печатном виде, но у меня прямо тактильные ощущения, я помню обложку. Почему, не знаю. (Смеются.)
Свящ. Дмитрий Березин
— Да, это какой-то удивительный эффект.
А. Пичугин
— Если бы вы меня спросили, не рассказав эту историю, и я бы не знал, я бы вам тоже сказал, что я его держал в руках, например, на мероприятиях его раздавали, а может, где-то купил.
Свящ. Дмитрий Березин
— Он выходит с 2007-го года, то есть уже достаточно древнее издание, посвященное пропаганде, в хорошем смысле, ответственного отцовства, научению. И за это время, конечно, очень многое поменялось в этой среде, в умах многих людей. То есть папы стали очень активно принимать участие в жизни семей. По крайней мере, то, что удается видеть.
А. Пичугин
— А вы динамику видите?
Свящ. Дмитрий Березин
— Опять же, это не какая-то статистика, это наблюдения и личные и СМИ, и какая-то медиасреда, и знакомые и так далее. То есть на тот момент, когда журнал появился, было такое впечатление и даже стереотип, что папа добыл пищу, принес денег и дальше отдыхает. То есть такое стабильное и массовое. А мама должна заниматься воспитанием детей.
А. Пичугин
— А еще стиркой, готовкой, уборкой.
Свящ. Дмитрий Березин
— Да, конечно. А сейчас уже совсем всё по-другому. То есть огромное количество пап в стране объединяются в том числе, делают какие-то интересные проекты по профориентации, по наставничеству, спортивные, туристические и так далее. Именно папы, есть даже сообщества отцов. И более того, мы не так давно даже организовали такой совет отцов Видновского городского округа. И он тоже уже начал постепенно какие-то мероприятия проводить. И, в частности, очень важно, когда папы принимают участие в работе школы и есть некий совет отцов внутри школы, который в том числе и помогает устранять какие-то конфликты, то есть не только покрасить стену и не столько, и даже это не про покрасить стены, хотя иногда...
А. Пичугин
— Раньше так и было, что на собрания ходят мамы, а отцы в жизни школы участвуют в основном, когда надо покрасить стены, обои приклеить, рамы починить.
Свящ. Дмитрий Березин
— Ну, да. Хотя это тоже дело хорошее, поэтому иногда нужно просто прийти и сделать. Но здесь очень важно, чтобы папы брали некое шефство над учениками со сложной судьбой иногда. Потому что дети, которые ведут себя в школах плохо, то, что называется девиантное поведение или как-то страдают, здесь не всегда учителя могут помочь, а семья чаще всего как раз является причиной этого поведения. И было бы здорово, если бы было некое сообщество, которое могло бы помочь данному ребенку — где-то остановить, где-то вразумить, где-то энергию направить в хорошее доброе русло, где-то, может быть, помочь семье увидеть эту проблему. Хотелось бы, чтобы было больше таких советов отцов и чтобы отцы принимали участие не только в жизни класса, но и были бы группы, которые бы помогали в школах в этом направлении.
А. Пичугин
— Это в городе Видное?
Свящ. Дмитрий Березин
— Это наш совет в городе Видное. А вообще, сейчас такие советы существуют почти в 80 регионах страны.
А. Пичугин
— И это не ваша идея, через журнал «Батя» реализованная и транслированная, а это как-то в воздухе витало? Или это тоже вы?
Свящ. Дмитрий Березин
— Нет, конечно же, не мы. Естественно, мы это поддерживали и старались продвигать эту идею. Да, эти сообщества появлялись совершенно автономно, объединялись, общались. И в 2016-м году, если я не ошибаюсь, появился даже федеральный совет при уполномоченном по правам ребенка при президенте — Федеральный совет отцов. И с тех пор как раз на базе этого Федерального совета региональные сообщества объединяются, проводятся форумы и собираются хорошие практики, опыт, и происходит обмен опытом и даже какие-то реализации инициатив такого же федерального масштаба.
А. Пичугин
— А какие у вас еще проекты есть в рамках журнала «Батя»?
Свящ. Дмитрий Березин
— Помимо общественной деятельности, мы также стараемся заниматься издательской, но это происходит время от времени. В частности, вышла книга «Быть отцом!» в издательстве «Никея», где 9 известных пап рассказывают о том, какие они папы. Там есть варианты совершенно разные — от папы, который говорит, что я каждый день звоню супруге по несколько раз и спрашиваю, как ребенок, покормила, не покормила, до, допустим, Федора Конюхова, который на вопрос «а слушаются ли вас дети?», говорит: «Дети? Ну, конечно. Когда я бываю дома, раз в полгода, конечно, они меня слушаются». (Смеется.)
А. Пичугин
— Ну, они уже взрослые.
Свящ. Дмитрий Березин
— Да. Очень разный опыт и это тоже хорошо, потому что мы все разные и нету какого-то шаблонного идеального папы. Идеальный папа — это тот, который любит свою семью и старается быть с ней как можно чаще.
А. Пичугин
— Я вот, открыв сайт журнала «Батя», ну, наверное, может быть, потому что это разные истории, но не вижу здесь нигде никакой рекламы вашего приложения.
Свящ. Дмитрий Березин
— Мы это исправим обязательно.
А. Пичугин
— Конечно, может быть, я не вижу.
Свящ. Дмитрий Березин
— Его там нет, потому что, действительно, это разные истории. Но спасибо за мысль.
А. Пичугин
— У нас уже время потихоньку подходит к концу, давайте подведем итог. Еще раз вкратце, пожалуйста, про приложение расскажите.
Свящ. Дмитрий Березин
— Итак, мобильное приложение «Мой приход» позволяет приходу добавить себя, быть на связи со своими прихожанами, извещать их не только о богослужениях, но и о тех интересных событиях, которые происходят в храме. А главное, прихожанам дает возможность, во-первых, быть на связи со своими приходом или приходами, с которыми они дружат. Во-вторых, видеть в ленте полезные материалы православных СМИ, которые они будут читать. Больше узнавать о праздниках, богослужениях, а также организовывать на базе приходов виртуальные экскурсии, виртуальные туры, где можно подробно рассмотреть росписи, узнать их историю, посмотреть образы, которые есть в храме и даже полетать над храмом. И вот этот виртуальный тур также могут прихожане заказать и наполнить его полезной интересной информацией, которая будет полезна не только и, может, не столько прихожанам, но в том числе и тем людям, кто живет вокруг храма узнать о том, какое это замечательное место.
А. Пичугин
— Я от себя лично хочу добавить, что я уже скачал это приложение, потому что мне кажется, что идея совершенно замечательная и таким образом можно создать действительно очень интересную социальную сеть, которая не отменяет, конечно же, другие социальные сети, но органично дополняет. Потому что раньше приходилось, вот до сих пор меня иногда просят посмотреть расписание в нескольких московских храмах. Я, честно говоря, у одного храма, к сожалению, нашел три разных страницы, созданных в разное время, видимо, разными людьми. Слава Богу, что на всех трех единственное, что как-то более-менее восполняется, это расписание богослужений, но его там еще поди найди, куда они его задвинули. Вот это как раз с помощью приложения «Мой приход» очень легко устраняется, потому что там вся эта информация есть, она в доступе, она оформлена по определенному шаблону, это сделано одинаково во всех храмах, чтобы не было путаницы. Мне кажется, что я сейчас сам всех запутаю, но я просто хочу сказать, что это очень удобная история. Но она будет работать, только если мы все будем в это вкладывать еще и что-то свое, добавлять туда приходы, активно участвовать в жизни своих приходов в рамках этого приложения. Спасибо большое за то, что сегодня к нам пришли.
Свящ. Дмитрий Березин
— Спасибо всем. И надеемся на взаимное сотрудничество.
А. Пичугин
— Священник Дмитрий Березин, благочинный храмов Видновского округа в Подмосковье и настоятель Казанского храма в селе Молоково. Я — Алексей Пичугин. Прощаемся, всего доброго и до новых встреч. До свидания.
Свящ. Дмитрий Березин
— До свидания.
Фильм «Восхождение в Иерусалим». Игорь Мещан, Александра Андронова
У нас в гостях были создатели фильма «Восхождение в Иерусалим»: режиссер Александра Андронова и продюсер Игорь Мещан.
Мы говорили о святынях Иерусалима, об истории паломничеств в Святую Землю и о том, какое значении придается паломничествам в христианстве, а также о том, как создавался фильм «Восхождение в Иерусалим» и в чем его уникальность.
Все выпуски программы Светлый вечер
Успенский Второафонский Бештаугорский мужской монастырь
Успенский Второафонский Бештаугорский мужской монастырь был основан русскими монахами, пришедшими на Кавказ со Святой горы Афон в 1903 году. А 28 ноября 1904 года на горе Бештау уже был освящен Храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. Монахи стали для Кавказских Минеральных вод защитниками Православия в трудные годы советской власти, а до революции были помощниками и просветителями, молясь за всех, привлекая своей добротой и искренностью в лоно Православной Церкви и людей, далеких от веры, и представителей иных религий. Но так происходит и в наши дни, когда на Бештау, где не сохранилось ни зданий первого монастыря, ни фундаментов храмов, пришли отважные люди, которые создали здесь такое удивительное красивейшее пространство, куда хочется приехать вновь. И потому что здесь необыкновенный Успенский Собор, который называют жемчужиной Кавказа, и множество святынь, и удивительный храм под открытым небом в честь Всех русских святых, подвизавшихся на Святой горе Афон, но главное, здесь звучит молитва, которая раскрывает сердца. И совершается она и на самой вершине Бештау.
О том, зачем в наши дни люди приезжают в обитель — наша программа.
Все выпуски программы Места и люди
Бог в душе. Анна Тумаркина
Довольно часто приходится слышать от невоцерковленных знакомых: «Ну зачем тебе все эти молитвы, посты, богослужения? Веришь в Бога — верь, но Бог должен быть в душе, а это все... так. Внешнее.»
Отнюдь не считаю нужным оправдываться или переубеждать своих собеседников. У каждого своя мера воцерковления. И все же не люблю я это умозаключение: «Бог должен быть в душе». Давным-давно, еще в годы студенчества сама любила утверждать, что в моей душе присутствует нечто весьма значимое. И не просто нечто, а, скорее, некто.
В то время мы, студенты-филологи, часто увлекались различными модными идеями, религиозными и философскими течениями, новыми явлениями в культуре и искусстве. Охотно посещали выставки, конференции, интересные семинары. И было в нашем кругу довольно популярно заявлять о себе: я, мол, в душе поэт или философ, или артист. В моем случае — художник.
В этом, безусловно, нет ничего предосудительного, особенно для романтически настроенных молодых людей. Здорово чувствовать в душе художника: думать о прекрасном, мечтать о прекрасном, искать прекрасное во всем и во всех. Но есть одна проблема: этот художник, который в душе, ничего не создает в реальной жизни. Не пишет ни портретов, ни пейзажей, ни натюрмортов. Разве что там, в душе... В воображении.
Мне кажется, что примерно то же самое представляет из себя так называемый «Бог в душе». Наверное, обладателю души он представляется великим, всемогущим, всеблагим. Но все это лишь в душе, это твой выдуманный субъективный бог. Воображаемый Бог в душе ведь и мир мог бы сотворить лишь такой же, каков и сам: воображаемый.
Разумеется, никого и никогда я не пытаюсь учить правильно веровать. Сама учусь этому всю жизнь. Но когда кто-то настойчиво пытается убедить, что Бог, якобы, должен быть в душе, отвечаю: Бог слишком велик, примерно так же, как мир всегда больше любого глобуса или карты, пусть и самой точной. И уж во много-много раз больше и реальнее, чем человеческое воображение.
Автор: Анна Тумаркина
Все выпуски программы Частное мнение