
Историк и мыслитель 20 века Георгий Петрович Федотов своими книгами много сделал для прославления русских святых.
Сегодня мы говорим о преподобном Ниле Сорском и книге Георгия Федотова «Святые древней Руси».
Место действия — Нило-Сорская пустынь в Вологодской области. Время действия — 15 век по Рождестве Христовом.
Святой Нил Сорский, прославленный Церковью в чине преподобного, родился в 1433 году. В юности он принял монашеский постриг в Кирилло-Белозерском монастыре, затем отправился в паломничество по святым местам Востока и несколько лет прожил на Святой Горе Афон.
После возвращения на родину Нил решил вести строгую подвижническую жизнь монаха-отшельника и поселился в уединённой келье на реке Соре, в 16-ти километрах от Кирилло-Белозерской обители.
Желая подражать подвижнику, рядом с ним стали строить себе хижины другие иноки и возник монастырь: Нило-Сорская пустынь.
Это был не привычный для Руси того времени общежительный монастырь, а так называемый скитский, и различие было существенным.
Преподобный Нил не стремился иметь в качестве монастырских владений пахотные земли, лесные угодья или водоёмы для рыбной ловли. Иноки в скиту не вели сообща никакой хозяйственной деятельности, а собирались вместе только для церковной молитвы. Они жили в избушках неподалёку друг от друга, соблюдая молитвенное уединение и кормясь каким-нибудь рукоделием.
В книге Георгия Федотова «Святые древней Руси» хорошо показано, какое место определял для себя в монашеской общине преподобный Нил Сорский.
Его служение братии не имеет характера ни управления, ни учительства. Нил не хочет быть игуменом или хотя бы учителем. Так называемое «Послание ученикам», он адресует «Братьям моим присным...», то есть людям близким и равным ему. И объясняет это так: «Един бо нам есть Учитель», имея в виду Иисуса Христа.
Преподобный Нил был убеждён, что монастырям не следует иметь никакой собственности, а монахи не должны отвлекаться от своего главного дела — совершенствования в молитве. Подобно старшему брату, он показывал другим инокам пример нестяжательности и смирения. Преподобный Нил Сорский предпочитал хранить безмолвие и общаться с братией скита письменно.
Литературное наследство преподобного Нила состоит из многочисленных посланий к его ученикам на темы духовной жизни и обширного, в одиннадцати главах, скитского устава. Нил Сорский прекрасный писатель. В посланиях он раскрывается с личной стороны, делясь и своим опытом, и горением в любви.
Последнее прижизненное письменное свидетельство о преподобном Ниле Сорском относится к началу 16 века. В документах собора Русской Православной церкви, который проходил в Москве в 1503 году, говорится: «Старец Нил глаголати, чтобы у монастырей сёл не было, а жили бы чернецы по пустыням, а кормились бы рукоделием».
Сорский пустынник скончался в 1508 году, оставив после себя множество учеников и последователей, которых в Московской Руси называли «нестяжателями». Письменные поучения преподобного Нила Сорского о духовной жизни получили известность далеко за пределами скитского монастыря на реке Соре.
В Ниле Сорском обрело свой голос безмолвное пустынножительство русского Севера. Он завершает собой весь великий 15 век русской святости.
В книге «Святые древней Руси» Георгий Петрович Федотов убедительно показывает значение духовного опыта преподобного Нила Сорского в истории Русской Православной Церкви. Историк называет преподобного Нила выразителем самого глубокого и прекрасного направления русского подвижничества.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер