
В августе две тысячи двадцать первого года на главной площади города Кандалакши в Мурманской области был открыт памятник преподобному Феодориту Кольскому — выдающемуся миссионеру шестнадцатого века, просветителю народа саамов, земли Кольской заступнику, как поётся в кондаке этому святому.
Уроженец Ростова Великого, одного из важнейших культурных центров древней Руси, в юные годы Феодорит изучил грамоту и получил духовную подготовку. Он прошёл монашескую школу Соловецкой обители, был учеником преподобного Зосимы Соловецкого.
Тяга к уединению, любовь к Северу привели Феодорита в тысяча пятьсот восемнадцатом году на Кольский полуостров. Здесь он жил и трудился много лет, просвещая истиной православной веры народ саамов — или лопарей, как их называли на Руси. Люди эти жили неприхотливой жизнью. Святой Феодорит писал: «Тот народ лопарей — люди очень простые и кроткие, и совсем к какому-либо лукавству не склонные, к пути спасения же старательны и охочи».
Преподобный ездил в становья лопарей у рек Тулома, Ваенга и Нива. Как писал князь Андрей Курбский, знавший святого Феодорита, «он умел старые нечистоты злобы разрушать и искоренять их из душ человеческих, и нечистых, и скверных очищать и просвещать, и к Господу обращать».
Просветив множество лопарей, Феодорит не мог их сам крестить, не имея священного сана. Поэтому в тысяча пятьсот двадцать шестом году он отправил делегацию саамов к великому князю Василию Иоанновичу. Как сказано в Софийской летописи, «приехаше к Москве, лопляне били челом государю и просили священников, церковь свящати и просветити их святым Крещением». Государь благосклонно отнёсся к их просьбе, и в том же году был послан иеромонах Илия, а в устье реки Нива был построен храм святого Иоанна Предтечи, ставший началом будущего города Кандалакши. Множество лопарей приняло крещение в этой церкви.
В тысяча пятьсот тридцать первом году такие же события произошли у рек Колы и Туломы после основания там двух церквей. А спустя ещё два года преподобный Феодорит был рукоположен во священника, получив право и самому крестить. Как писал историк Николай Карамзин, святой Феодорит «имел славу крестить многих диких лопарей; не убоялся пустынь снежных; проник во глубину мрачных, хладных лесов и возвестил Христа Спасителя на берегах Туломы; узнав язык жителей, истолковал им Евангелие, изобрёл для них письмена».
Последнее обстоятельство особенно примечательно. Святой Феодорит был человеком образованным. Он составил первую в истории азбуку языка саамов, которая, к сожалению, не сохранилась до нашего времени, перевёл Символ веры и основные молитвы.
В тысяча пятьсот сороковом году преподобный основал Троицкий Усть-Кольский монастырь, ставший центром духовного просвещения обширного края. Что примечательно, многие монахи обители были лопарями.
В тысяча пятьсот пятьдесят первом году святой Феодорит покинул Север, чтобы вернуться туда несколько раз уже на закате жизни. Слава о его духовной жизни и учёности дошла до царя Иоанна Васильевича, который направил преподобного в Константинополь в качестве своего представителя, чтобы добиться признания греками царского статуса правителя Руси. С этой миссией святой Феодорит справился блестяще.
В церковных молитвах он прославляется как «апостолов сопричастник». Вместе со своим сподвижником преподобным Трифоном Печенгским, проповедовавшим в других местах, святой Феодорит является небесным заступником саамов.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 120 зач., XVI, 1-16.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Одна из глубоких истин, которую сообщило людям христианство, заключается в том, что Бог — это любовь, которая не может оставаться в стороне, видя страдания человека. А потому Бог любит нас не издалека. Он действует. Он идёт на крест. К подобной любви Христос призывает и Своих учеников. Как же сформировать любовь в самом себе и в окружающих людях? Замечательный способ нам предлагает отрывок из 16-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 16.
1 Представляю вам Фиву, сестру нашу, диакониссу церкви Кенхрейской.
2 Примите ее для Господа, как прилично святым, и помогите ей, в чем она будет иметь нужду у вас, ибо и она была помощницею многим и мне самому.
3 Приветствуйте Прискиллу и Акилу, сотрудников моих во Христе Иисусе
4 (которые голову свою полагали за мою душу, которых не я один благодарю, но и все церкви из язычников), и домашнюю их церковь.
5 Приветствуйте возлюбленного моего Епенета, который есть начаток Ахаии для Христа.
6 Приветствуйте Мариам, которая много трудилась для нас.
7 Приветствуйте Андроника и Юнию, сродников моих и узников со мною, прославившихся между Апостолами и прежде меня еще уверовавших во Христа.
8 Приветствуйте Амплия, возлюбленного мне в Господе.
9 Приветствуйте Урбана, сотрудника нашего во Христе, и Стахия, возлюбленного мне.
10 Приветствуйте Апеллеса, испытанного во Христе. Приветствуйте верных из дома Аристовулова.
11 Приветствуйте Иродиона, сродника моего. Приветствуйте из домашних Наркисса тех, которые в Господе.
12 Приветствуйте Трифену и Трифосу, трудящихся о Господе. Приветствуйте Персиду возлюбленную, которая много потрудилась о Господе.
13 Приветствуйте Руфа, избранного в Господе, и матерь его и мою.
14 Приветствуйте Асинкрита, Флегонта, Ерма, Патрова, Ермия и других с ними братьев.
15 Приветствуйте Филолога и Юлию, Нирея и сестру его, и Олимпана, и всех с ними святых.
16 Приветствуйте друг друга с целованием святым. Приветствуют вас все церкви Христовы.
Ещё древнегреческие мудрецы заметили, что любовь и ненависть можно целенаправленно взращивать как в самом себе, так и в окружающих людях. Античная риторика утверждала, что эта работа начинается уже на уровне нашего повседневного общения. Иначе говоря, любовь и ненависть можно формировать словом. И ораторы Древней Греции и Рима досконально изучали, как это можно сделать технически.
Так, например, если интонация моей речи тороплива и монотонна, если я излагаю материал на птичьем, непонятном для слушателей языке, если мои истории полны логических нестыковок и противоречий, если я говорю больше или меньше, чем от меня ожидают, не к месту и не ко времени, если в моей речи много сухой теории, сумбур, мало примеров, если она вызывает неприятные ассоциации, если я слишком назойлив в своих поучениях, или, напротив, сваливаюсь с ними на голову слушателям один раз в год — во всех этих случаях всё, что я говорю, вызывает негатив вплоть до ненависти и отвращения. Причём не любить будут не только меня. Слушатели невольно будут испытывать неприязнь и к тому предмету, о котором я говорю.
Апостол Павел получил замечательное классическое образование. Он прекрасно владел ораторским искусством. А потому избегал этих ошибок в деле проповеди Евангелия. Он знал, как именно при помощи слова формировать в людях верные чувства и эмоции. И прозвучавший отрывок — яркий тому пример. Павел поимённо перечисляет ключевых участников Римской общины. Причём не только называет их имена, но и сопровождает каждое имя каким-то тёплым комментарием. Чтобы никто не почувствовал себя обделённым. Чтобы каждый ощутил ту заботу, которой пронизано это краткое письмо.
Подобная речевая стратегия сама по себе очень эффективна. Она открывала людей апостолу. Более того, в самой общине это создавало атмосферу доверия и взаимопонимания. Слово Павла помогало людям ощущать себя братьями и сёстрами. Будучи внимательным к тому, как и что он говорит, апостол показывал, какой должна быть норма внутрицерковных отношений. Это братство, семья, в которой люди призваны быть открытыми друг ко другу, в которой не может быть места для подозрительности, соперничества или превозношения. Но самое главное — Бог скреплял это слово Павла Своей благодатью. Он видел усердие Своего апостола, видел, как он старается даже в своей речи быть работником Его Евангелия, и давал этим человеческим словам нечеловеческую силу.
Это пример и для каждого из нас. Не стоит недооценивать то, что мы делаем своим словом. Всё то, что мы говорим, понуждая себя проявить любовь и заботу к ближним, хорошо уже само по себе. Уже само по себе такое слово несёт тепло и объединяет. Если же всё это мы произносим с мыслью послужить людям ради Христа, наши слова приобретают силу свыше. Дух Божий действует через них. И нам самим, и тем, к кому мы обращаемся, Он приносит великое утешение и тихую радость.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Религиозная философия К.Н. Леонтьева». Юрий Пущаев

У нас в студии был старший научный сотрудник философского факультета МГУ Юрий Пущаев.
Разговор шел об известном религиозном мыслителе 19го века — Константине Леонтьеве, в частности о его размышлениях о том, что такое «страх Божий» и чем, по его мнению, опасно так называемое «розовое христианство».
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных русским религиозным философам 19 века.
Первая беседа с заведующим кафедрой философии и религиоведения Свято-Тихоновского университета Константином Антоновым была посвящена Алексею Хомякову и Ивану Киреевскому;
Вторая беседа с доцентом философского факультета МГУ Борисом Межуевым шла о Федоре Михайловиче Достоевском, как о религиозном мыслителе;
Третья беседа с деканом философского факультета МГУ Алексеем Козыревым была посвящена известному религиозному мыслителю Владимиру Соловьеву.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер
«Вера и дело». Мирослава Сергеенко

Гостьей рубрики «Вера и дело» была учредитель и президент благотворительного фонда «Онкологика» Мирослава Сергеенко.
Наша гостья рассказала о том, как сама прошла через борьбу с тяжелой болезнью, и как сейчас строит работу фонда, чтобы оказываемая помощь была наиболее эффективна и полезна.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова
Все выпуски программы Вера и Дело