
Крестьяне деревни Самодуровка Пензенской губернии спешили на поле. Надвигались дожди — нужно было быстро сжать созревшую пшеницу, иначе влажная погода погубит урожай. В толпе людей с серпами шёл семилетний мальчуган. Это был Ваня Игошкин, сын самодуровского крестьянина. Он вместе со всеми отправился на жатву. И не забавы ради — каждые рабочие руки теперь были на вес золота. Даже детские ладошки.
Родители Ваню к труду не принуждали. Он сам с радостью спешил на помощь отцу даже в самой тяжёлой работе — на поле, в конюшне, на огороде. Искреннее желание помогать другим осталось с Иваном на всю жизнь.
Ещё одной радостью в жизни мальчика были церковные службы. Ни для родителей Ивана, ни для его односельчан не стало неожиданностью, когда в 1903 году, в возрасте пятнадцати лет он поступил послушником — кандидатом в монахи — в Казанский Ждановский монастырь близ города Симбирска.
А в 1917-м грянул октябрьский переворот…
Гонения на Церковь со стороны новой советской власти последовали почти сразу же. Но именно в это тяжёлое для верующих людей время — в 1922 году — Иван был рукоположен в священники и получил назначение в Покровский храм Марфо-Мариинской обители сестёр милосердия в Москве. При постоянном притеснении со стороны властей сёстры обители каждый день совершали настоящий подвиг, помогая несчастным и обездоленным. Отец Иоанн по природе своего щедрого и милосердного сердца тоже не мог оставаться в стороне. Рискуя быть арестованным, он организовал масштабный сбор пожертвований для поддержки репрессированного духовенства. Эту деятельность отец Иоанн продолжил и после закрытия властями Марфо-Мариинской обители в 1928 году, служа в московском храме святителя Николая в Пыжах.
Через год, в 1929-м, отец Иоанн принял монашеский постриг и новое имя — Гавриил. В течение последующих двадцати лет ему удалось наладить чётко работающую сеть по сбору и отправке посылок с продуктами, медикаментами и денежных передач священнослужителям, монахам и другим нуждавшимся, арестованным за веру и томящимся в тюрьмах и лагерях.
Но в 1949 отец Гавриил сам оказался в лагере. За деятельность по сбору пожертвований ему был вынесен суровый приговор — 10 лет исправительно-трудового лагеря в городе Мариинске Кемеровской области.
И даже там, в тяжелейших условиях, отец Гавриил находил силы не только для себя, но и для других. Он поддерживал и утешал заключённых духовными беседами, исповедовал, отпевал уме́рших, за что неоднократно попадал в карцер. Когда ему приходили продуктовые передачи от духовных чад, он делил их между самыми истощёнными и голодными, часто не оставляя ничего для себя.
«Я рад, что Господь сподобил меня пострадать вместе с моим народом; испытания посылаются человеку от Бога и необходимы для его очищения и освящения», — говорил отец Гавриил, в общей сложности проведший в советских застенках и лагерях семнадцать лет. Кажется удивительным, что после всех обвинений в контрреволюции его не расстреляли. Отец Гавриил Игошкин мирно скончался в октябре 1959-го. Русская Православная Церковь канонизировала его, столько пострадавшего за веру, и прославила в сонме новомучеников и исповедников Российских.
Вязьма, Смоленская область. (путешествие в историю)

Вязьма — небольшой старинный городок на востоке Смоленской области. Своим названием он обязан одноимённой речке с вязким, илистым дном. Исторический центр города расположен на её высоком левом берегу. Этот холм неспроста именуют Соборным. Первый храм здесь стоял ещё в тринадцатом веке, когда Вязьма была центром удельного княжества. Та деревянная церковь носила имя святителя Николая. Каменный Троицкий собор над рекой поставил царь Алексей Романов в семнадцатом столетии. Государь жил в Вязьме со своей семьёй несколько месяцев, с октября 1654-го по февраль 1655 года. В Москве в это время бушевала эпидемия чумы, и Вязьма была фактической столицей Российского государства. Город и в дальнейшем часто играл особую роль в истории страны. Расположенный на Старой Смоленской дороге, которая соединяла Москву с Европой, он не раз служил форпостом. В 1812 году жители Вязьмы оказали сопротивление армии Наполеона. А в сороковых годах двадцатого века сражались с немецкими захватчиками. Тогда, во время Великой Отечественной войны, много исторических зданий было разрушено. А вот старинный Троицкий собор уцелел. Он и поныне остается сердцем Вязьмы. Недаром день города здесь празднуют на Троицу.
Радио ВЕРА в Вязьме можно слушать на частоте 88,3 FM
Псалом 145. Богослужебные чтения

В истории тех или иных народов есть события, которые коренным образом изменили историю этих народов. Для ветхозаветных евреев переломным значением обладал, конечно же, Вавилонский плен — насильственная депортация, постигшая иудеев в шестом веке до Рождества Христова. Об опыте, принесённом Вавилонским пленом, говорит нам псалом 145-й, что читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 145.
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив; буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иа́ковлев, у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю, море и всё, что в них, вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным, дающего хлеб алчущим. Господь разрешает узников,
8 Господь отверзает очи слепым, Господь восставляет согбенных, Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев, поддерживает сироту и вдову, а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки, Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.
Псалом 145-й был составлен неизвестным автором, принадлежавшим к поколению древних евреев, которые получили разрешение вернуться на родину из Вавилона. Почти 70 лет периода насильственной депортации остались в прошлом. И сердце автора псалма ликует. Он возвращается на родину и призывает вместе с собой ликовать небо и землю. Но это радость со слезами на глазах. Потому что историческая Палестина полностью изменилась. Иерусалим разрушен, храма больше нет. И много теперь предстоит потрудиться, чтобы былая жизнь хотя бы отчасти вернулась.
Однако тяжкая работа будет потом, а пока можно радоваться. И подводить некоторые итоги. Например, отвечать на вопросы — что и, самое главное, почему случилось? И автор псалма не напрямую, но отчётливо говорит, что катастрофа произошла из-за предательства иудеями Бога. Цари Израиля стали больше надеяться на себя и на военную помощь соседей, а про Господа забыли. Вернее, так — вспоминали о Нём тогда и так, как было удобно. Потому автор псалма и пишет: «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения. Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его».
Надо сказать, что это осознание пришло к евреям ещё во времена плена. Понимая, что в Вавилоне без Бога можно окончательно погибнуть, евреи стали крепко держаться веры, сопротивляться языческому влиянию. И в результате выжили и вернулись.
Автор псалма в хорошем смысле гордится своими предками, своим поколением. Он называет себя и современников блаженными, то есть и счастливыми, и спасёнными: «Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его». Но веру нельзя сохранить только на уровне слов. Её нужно укреплять через дела. То есть подражая Богу в поступках праведности. Как Господь защищает обиженных, кормит голодных, укрепляет гонимых, милует несчастных, так и верующие должны поступать с окружающими. Не замыкаться в комфортном мирке тёплой религиозности, но свидетельствовать о вере вовне — через служение правде Божией. По большому счёту, у человека или народа выбор не велик. Либо ты на стороне Бога и подчиняешь себя Его заповедям (и тогда будешь спасён), либо ты живёшь во грехе и просто погибнешь. Как кажется, вывод тут напрашивается сам собой и представляется очевидным.
Псалом 145. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 145. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 145. На струнах Псалтири
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив;
буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей,
на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою;
в тот день исчезают (все) помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иаковлев,
у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю,
море и все, что в них,
вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным,
дающего хлеб алчущим.
Господь разрешает узников;
8 Господь отверзает очи слепым,
Господь восставляет согбенных;
Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев,
поддерживает сироту и вдову;
а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки,
Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.