Начиная с 11 века христианский мир находится в состоянии раздробленности. В 1054 году от общения с Православной Церковью отпала Церковь Римско-Католическая. С тех пор христианские цивилизации востока и запада стали развиваться сами по себе. В конце концов, у Рима и православного востока появились существенные различия и в области вероучения, и в сфере богослужения.
Но есть все же моменты церковной жизни, оставшиеся общими для православных и католиков. Речь идет о монашеской традиции. Когда-то очень давно, в шестом веке, в Италии появился отшельник по имени Бенедикт, который, прочитав монашеские уставы святых подвижников христианского Египта, решил подражать им. Со временем рядом с ним стали селиться близкие к нему по духу люди. Так появилась бенедиктинская традиция монашеской жизни. Устав, составленный Бенедиктом, был чрезвычайно прост — восемь часов молитвы, восемь часов труда, восемь часов сна. Так распределялись сутки.
Бенедиктинская монашеская традиция оказывала огромное влияние на жизнь Католической церкви. Бывали времена, когда в Европе насчитывалось одновременно несколько тысяч бенедиктинцев. Бенедиктинская традиция существует до сих пор и является одной из самых известных на западе. А сам Бенедикт почитается как святой и в Православии, и в католичестве.
В 20 веке среди бенедиктинцев появились люди, которые стали активно интересоваться Православием. А около 70 лет назад в Париже возникла первая православная бенедиктинская община. Заслуга в ее создании принадлежала архимандриту Дионисию (Шамбо). Будучи французом по национальности, он тем не менее в определенный момент жизни перешел в Православие. Его община, жившая в соответствии с уставом святого Бенедикта, была присоединена к Русской Церкви в 1945 году.
Богослужение в этой общине совершалось по древнему западному обряду, а ее члены старались воплощать в жизнь монашеские идеалы — усердно молились, помогали ближним, регулярно исповедовались и причащались. Не все эти люди были монахами в прямом смысле слова. Многие из них имели семьи и совмещали свою церковную деятельность со светской работой.
Парижская община православных бенедиктинцев просуществовала до 1965 года. Дальнейшая ее судьба почти неизвестна. К счастью, православные общины бенедиктинской традиции появились в те годы на территории США. В 1962 году под руководством своего аббата Августина (Уитфилда) к Русской Церкви присоединился монастырь Богоматери Маунт-Роял.
В 1993 году православный бенедиктинский монастырь Христа Спасителя «Крайстминстер» появился в Канаде. Эта обитель осуществляет подготовку православных священников, а также печатает богослужебную литературу и ноты для использования на православных приходах западного обряда.
Мне удалось в свое время познакомиться с православными бенедиктинцами из Америки. Во время богослужения они носят традиционные для запада монашеские одежды — длинное темное платье (хабит) с капюшоном наверху. А уклад их жизни совпадает с древним заветом святого Бенедикта — восемь часов молитвы, восемь часов труда, восемь часов сна.
С вами был священник Антоний Борисов. Сегодня мы говорили о православных бенедиктинцах.
Псалом 139. Богослужебные чтения
Как победить врагов и недругов, которые строят нам козни и отравляют нашу жизнь? Ответ на этот вопрос находим в 139-м псалме, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Псалом 139.
1 Начальнику хора. Псалом Давида.
2 Избавь меня, Господи, от человека злого; сохрани меня от притеснителя:
3 они злое мыслят в сердце, всякий день ополчаются на брань,
4 изощряют язык свой, как змея; яд аспида под устами их.
5 Соблюди меня, Господи, от рук нечестивого, сохрани меня от притеснителей, которые замыслили поколебать стопы́ мои.
6 Гордые скрыли силки́ для меня и петли, раскинули сеть по дороге, тенета разложили для меня.
7 Я сказал Господу: Ты Бог мой; услышь, Господи, голос молений моих!
8 Господи, Господи, сила спасения моего! Ты покрыл голову мою в день брани.
9 Не дай, Господи, желаемого нечестивому; не дай успеха злому замыслу его: они возгордятся.
10 Да покроет головы окружающих меня зло собственных уст их.
11 Да паду́т на них горящие у́гли; да будут они повержены в огонь, в пропасти, так, чтобы не встали.
12 Человек злоязычный не утвердится на земле; зло увлечёт притеснителя в погибель.
13 Знаю, что Господь сотворит суд угнетённым и справедливость бедным.
14 Так! праведные будут славить имя Твоё; непорочные будут обитать пред лицом Твоим.
Только что прозвучавший псалом — это жалоба псалмопевца Богу на злых людей. Автор просит у Господа защиты от врагов. Примечательно то, что своих недругов он представляет в образе змеи. Особенно это чувствуется в четвёртом стихе: «изощря́ют язы́к свой, как змея́; яд а́спида под уста́ми их», — говорится здесь. В тексте оригинала в этой строке присутствует фонетическая игра. Слова, которые на русский язык переведены как «изощрять», «язык», «змея», «аспид», «уста», в древнееврейском варианте содержат звуки «ш» и «с». Такой многократный повтор создает избыток шипящих и свистящих звуков. Этот литературный приём позволяет читателю представить образ змеи более отчётливо.
Ещё одна важная характеристика врагов заключается в том, что они, по словам псалмопевца, «зло́е мы́слят в се́рдце, вся́кий день ополча́ются на брань». Если перевести это буквально, то получается, что эти люди живут ради войны. Они постоянно вынашивают в своём сердце коварные планы. Для них естественно и комфортно жить в состоянии вражды, конкуренции и соперничества. Все вместе эти характеристики недругов псалмопевца намекают на образ того самого змея, под которым в Священном Писании нередко изображается сатана. Сатана — это в переводе с еврейского «противник». Тот, в ком нет мира. Кто постоянно сопротивляется. Тот, кто всегда против и пытается навязать окружающим свою волю.
Несмотря на то, что автор псалма описывает таким способом кого-то из реальных людей, если посмотреть на более широкий контекст Священного Писания, всё оказывается не так-то просто. В Послании апостола Павла к Римлянам дословно повторяется четвёртый стих прозвучавшего псалма: «яд аспида под устами их» (Рим. 3:13). При этом апостол говорит уже не о людях-противниках, которые мешают ему жить. Он вспоминает эту строчку Псалтири, рассуждая о всеобщей греховности человечества. Яд аспида носит в себе всякий человек. Всякий из нас время от времени становится коварной змеёй, которая жалит окружающих и, что важнее всего, саму себя.
Речь идёт о том, что каждый из нас оказывается в состоянии сопротивления жизни и людям. Каждый имеет привычку по делу и без дела настаивать на своём. Добиваться собственных целей, не обращая внимания на тот ущерб, который может быть нанесён окружающим и собственной душе. Находиться рядом с таким человеком — всё равно, что сидеть на пороховой бочке. Не знаешь, когда она взорвётся. Из-за этого возникает излишнее мучительное напряжение. Поэтому, когда псалмопевец просит в начале своей молитвы: «Изба́вь меня́, Го́споди, от челове́ка зло́го», — он просит не только о том, чтобы его враги исчезли и больше его не донимали. Человек злой — это наша вторая натура, тёмная, мрачная сторона нашей души, которая порой берёт верх и вносит в жизнь хаос, боль и в итоге делает её невыносимой.
Христианская традиция обращает наше внимание именно на этого врага. С ним она призывает нас бороться. Таинства Церкви, исполнение Евангельских заповедей, вся церковная дисциплина — это те инструменты, которые помогают нам снизить градус сопротивления людям, Богу и самим себе. Они помогают нам перестать носить войну в своей душе. Как говорил преподобный Серафим Саровский, приобрести мирный дух в своём сердце. Чтобы люди, которые нас окружают, не бежали от нас без оглядки, как при виде ядовитого гада, но тянулись к нам, как к источнику мягкого тепла и света.
«Храмы и музеи». Дмитрий Остроумов, Дионисий Денисов
У нас в студии были архитектор, руководитель мастерской «Прохрам», член совета по храмовой архитектуре при Союзе архитекторов России, магистр богословия Дмитрий Остроумов и заведующий сектором научно-методической работы музея имени Андрея Рублева, искусствовед Дионисий Денисов.
Разговор шел о сохранении памятников церковного искусства и о том, как могут взаимодействовать храмы и музеи.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед, посвященных разным аспектам храмовой архитектуры.
Первая беседа с Дмитрием Остроумовым была посвящена смыслам храмового пространства (эфир от 03.11.2025)
Вторая беседа с Дмитрием Остроумовым была посвящена особенностям современной храмовой архитектуры (эфир от 04.11.2025)
Третья беседа с Дмитрием Остроумовым и Дионисием Иванниковым была посвящена церковному искусству в пространстве храма (эфир от 05.11.2025)
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер
«Доверие Богу». Надежда Космирова
У нас в гостях была многодетная мама, общественный деятель, продюсер Надежда Космирова.
Наша гостья рассказала о том, как жизненные испытания и скорби помогли ей научиться доверять Богу и почему сейчас в своей работе она старается поднимать темы, связанные с христианскими ценностями.
Ведущая: Анна Леонтьева
Все выпуски программы Светлый вечер







