О десяти Божьих заповедях человечество знает со времён Моисея. С тех пор, как Господь начертал Свои «Десять слов» на двух каменных скрижалях. Заповеди Блаженств не на слуху, но тоже известны издревле – со времён Нового завета.
А правила дорожного движения – для пешеходов и для автомобилистов – берут своё начало с конца девятнадцатого века. Когда на площади перед лондонским Парламентом был установлен первый, тогда ещё механический, светофор.
Уже в детском саду малышам объясняют, как правильно переходить дорогу, показывают, как выглядит «зебра», объясняют, для чего нужен подземный переход. Ученик автошколы усердно заучивает билеты с обозначениями дорожных знаков, разметки, жестов регулировщика. Учится объезжать препятствия и правильно парковаться. Потому что, прежде чем он получит долгожданное право на управление автомобилем, ему придётся сдавать экзамены. Сложные, в три этапа. И всё это для того, чтобы и пешеход, и автомобилист знали: несоблюдение правил дорожного движения может привести к самым печальным последствиям.
Наша жизнь сплошь состоит из правил. Они – везде. Правила пожарной безопасности, правила поведения за столом, правила пользования электрическими приборами. Огромное количество правил, которые ограничивают нашу свободу, наше движение. Но мы, хотим этого, или не хотим, беспрекословно соблюдаем их. Потому что боимся последствий: наказания или серьёзной беды. Правила – у нас в подсознании, мы с ними живём с момента рождения.
Аварии на дорогах происходят из-за несоблюдения правил вождения. А сколько пожаров в домах из-за неправильного обращения с огнём? Сколько поломано, разбито, испорчено из-за неправильной эксплуатации, из-за несоблюдения инструкции, порядка действий, мер предосторожности? Нам об этом говорят в газетах, по радио, с экранов и ещё раз предупреждают: соблюдайте правила. И мы стараемся соблюдать.
И вот, несколько коротких строк из Библии. Несколько коротких правил. О них Господь сказал всего один раз. И записал в Книгу книг, где заповедовал жить по заповедям. Но, кто из нас сегодня может сходу назвать все десять? О заповедях Блаженства я уже даже не говорю.
Если я еду за рулём, то автоматически жму на тормоз, когда вижу красный свет. Но как часто я жму на тормоз, когда слышу в свой адрес обидное слово? Пожалуй, нечасто. Я вижу знак «Уступи дорогу» и вежливо пропускаю машину справа. Но часто ли я уступаю своё место в маршрутке, в очереди? Часто ли я уступаю в споре или в возможности приобрести последний товар? Клокочет ли у моего виска в подобные моменты: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» или «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят»? Вспоминаю ли я о дне воскресном, как о дне, который Сам Господь освятил для отдыха и духовного делания, когда затеиваю утренний поход в цирк с детьми вместо Литургии?
Конечно, в условиях современного мира, круговерть правил, обязанностей и графиков захлёстывает и притупляет память. Порой, вообще трудно понять, какой сегодня день недели или даже который час. Тем более что Отец наш долготерпелив и многомилостив. Он долго ждёт и смотрит на наш человечий муравейник по-отечески. Но, если задуматься. Основа-то всего – в Божьих заповедях. И даже нарушение правил земных – это результат упорного несоблюдения правил небесных. Гордыня, злость, любостяжание – от этого ли не предостерегают нас слова Библии?
Человек соблюдает правила своего движения на земле, сохраняя свою земную, очень короткую, жизнь. А заповеди Божьего Завета сохраняют нам жизнь вечную. Где уже сейчас всё на своих местах и всё правильно.
Псалом 61. Богослужебные чтения

61-й псалом, который сегодня читается в храмах за богослужением, имеет очень интересные и непохожие друг на друга переводы на разные языки своего первого стиха. Давайте сначала послушаем весь псалом — а потом поразмышляем над причинами разных переводов.
Псалом 61.
1 Начальнику хора Идифумова. Псалом Давида.
2 Только в Боге успокаивается душа моя: от Него спасение моё.
3 Только Он — твердыня моя, спасение моё, убежище моё: не поколеблюсь более.
4 Доколе вы будете налегать на человека? Вы будете низринуты, все вы, как наклонившаяся стена, как ограда пошатнувшаяся.
5 Они задумали свергнуть его с высоты, прибегли ко лжи; устами благословляют, а в сердце своём клянут.
6 Только в Боге успокаивайся, душа моя! ибо на Него надежда моя.
7 Только Он — твердыня моя и спасение моё, убежище моё: не поколеблюсь.
8 В Боге спасение моё и слава моя; крепость силы моей и упование моё в Боге.
9 Народ! надейтесь на Него во всякое время; изливайте пред Ним сердце ваше: Бог нам прибежище.
10 Сыны человеческие — только суета; сыны мужей — ложь; если положить их на весы, все они вместе легче пустоты.
11 Не надейтесь на грабительство и не тщеславьтесь хищением; когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца.
12 Однажды сказал Бог, и дважды слышал я это, что сила у Бога,
13 и у Тебя, Господи, милость, ибо Ты воздаёшь каждому по делам его.
В русском синодальном переводе первый стих звучит так: «Только в Боге успокаивается душа моя: от Него спасение моё». Открываем церковно-славянский текст: «Не Богу ли повинется душа моя? от того бо спасение мое». Как вам разночтение? В русском — «успокаивается», в славянском — «повинуется». Вроде бы как совсем не об одном и том же, не так ли?
Очень интересным видится перевод, сделанный архиепископом Амвросием (Зертис-Каменским) в середине XVIII века: «Точию пред Богом молчание [да будет] [тебе] душе моя! от Того бо спасение мое». А вот как поэтически переложил этот стих священник Гавриил Пакацкий: «Не Богу ли в повиновенье Предаться должен ты, мой дух! Не той ли даруя спасенье, Возвеселит мой взор и слух?»
Если попробовать подытожить всё вышеизложенное, то главный смысл этого стиха можно передать так: только перед Богом моё сердце может спокойно помолчать. И это молчание — «беременно надеждой»; оно не пассивно, оно рождается не от пустоты или обречённости, а, напротив, от глубокой веры и спокойного ожидания спасения. И вот именно в этой точке смыкаются наконец-то «успокоение» и «повиновение»: человек вручает всего себя целиком водительству Божественной воли, и через это «отпускание» себя успокаивается: так преодолевается кажущаяся двойственность между Божественной силой и Божественной милостью — упоминанием которых и завершается 61-й псалом.
В завершение мне хотелось бы привести мысли блаженного Августина из его «Комментариев на Псалмы» именно об этой кажущейся двойственности: «Два основания — сила и милость. Поймите Божью силу, и поймите Божью милость. Этими двумя охватывается почти всё Писание. Его силу — бойтесь; Его милость — любите. Не надейтесь на милость так, чтобы презреть силу; и не бойтесь силы так, чтобы отчаяться в милости».
Псалом 61. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 61. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 61. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора Идифумова. Псалом Давида.
2 Только в Боге успокаивается душа моя: от Него спасение мое.
3 Только Он - твердыня моя, спасение мое, убежище мое: не поколеблюсь более.
4 Доколе вы будете налегать на человека? Вы будете низринуты, все вы, как наклонившаяся стена, как ограда пошатнувшаяся.
5 Они задумали свергнуть его с высоты, прибегли ко лжи; устами благословляют, а в сердце своем клянут.
6 Только в Боге успокаивайся, душа моя! ибо на Него надежда моя.
7 Только Он - твердыня моя и спасение мое, убежище мое: не поколеблюсь.
8 В Боге спасение мое и слава моя; крепость силы моей и упование мое в Боге.
9 Народ! надейтесь на Него во всякое время; изливайте пред Ним сердце ваше: Бог нам прибежище.
10 Сыны человеческие - только суета; сыны мужей - ложь; если положить их на весы, все они вместе легче пустоты.
11 Не надейтесь на грабительство и не тщеславьтесь хищением; когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца.
12 Однажды сказал Бог, и дважды слышал я это, что сила у Бога,
13 и у Тебя, Господи, милость, ибо Ты воздаешь каждому по делам его.
8 июля. О сострадании и сочувствии друг другу

В 12-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими».
О сострадании и сочувствии друг другу — священник Николай Конюхов.
Апостол Павел призывает нас быть внимательными к другим людям, поскольку мы эгоисты, мы очень сильно зациклены на себе, и часто мы транслируем именно то, что с нами происходит, в окружающий мир, и хотим, чтобы люди с нами плакали и с нами смеялись.
Но христианство учит открывать глаза и видеть, что происходит с людьми, находящимися рядом с нами, и в том числе замечать их состояние. Если они скорбят, было бы правильно и благочестиво войти в их страдания, открыть своё сердце для сострадания.
И наоборот, если мы увидим чью-то радость, у кого-то что-то получилось, то не стоит завидовать и думать: «Почему это, Господи, им такие благодеяния? Ты их что, любишь, а меня — нет?»
Нужно быть сострадательными и плакать с теми, у кого случилось горе, и учиться радоваться с теми, у кого что-то получилось.
Все выпуски программы Актуальная тема