О десяти Божьих заповедях человечество знает со времён Моисея. С тех пор, как Господь начертал Свои «Десять слов» на двух каменных скрижалях. Заповеди Блаженств не на слуху, но тоже известны издревле – со времён Нового завета.
А правила дорожного движения – для пешеходов и для автомобилистов – берут своё начало с конца девятнадцатого века. Когда на площади перед лондонским Парламентом был установлен первый, тогда ещё механический, светофор.
Уже в детском саду малышам объясняют, как правильно переходить дорогу, показывают, как выглядит «зебра», объясняют, для чего нужен подземный переход. Ученик автошколы усердно заучивает билеты с обозначениями дорожных знаков, разметки, жестов регулировщика. Учится объезжать препятствия и правильно парковаться. Потому что, прежде чем он получит долгожданное право на управление автомобилем, ему придётся сдавать экзамены. Сложные, в три этапа. И всё это для того, чтобы и пешеход, и автомобилист знали: несоблюдение правил дорожного движения может привести к самым печальным последствиям.
Наша жизнь сплошь состоит из правил. Они – везде. Правила пожарной безопасности, правила поведения за столом, правила пользования электрическими приборами. Огромное количество правил, которые ограничивают нашу свободу, наше движение. Но мы, хотим этого, или не хотим, беспрекословно соблюдаем их. Потому что боимся последствий: наказания или серьёзной беды. Правила – у нас в подсознании, мы с ними живём с момента рождения.
Аварии на дорогах происходят из-за несоблюдения правил вождения. А сколько пожаров в домах из-за неправильного обращения с огнём? Сколько поломано, разбито, испорчено из-за неправильной эксплуатации, из-за несоблюдения инструкции, порядка действий, мер предосторожности? Нам об этом говорят в газетах, по радио, с экранов и ещё раз предупреждают: соблюдайте правила. И мы стараемся соблюдать.
И вот, несколько коротких строк из Библии. Несколько коротких правил. О них Господь сказал всего один раз. И записал в Книгу книг, где заповедовал жить по заповедям. Но, кто из нас сегодня может сходу назвать все десять? О заповедях Блаженства я уже даже не говорю.
Если я еду за рулём, то автоматически жму на тормоз, когда вижу красный свет. Но как часто я жму на тормоз, когда слышу в свой адрес обидное слово? Пожалуй, нечасто. Я вижу знак «Уступи дорогу» и вежливо пропускаю машину справа. Но часто ли я уступаю своё место в маршрутке, в очереди? Часто ли я уступаю в споре или в возможности приобрести последний товар? Клокочет ли у моего виска в подобные моменты: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» или «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят»? Вспоминаю ли я о дне воскресном, как о дне, который Сам Господь освятил для отдыха и духовного делания, когда затеиваю утренний поход в цирк с детьми вместо Литургии?
Конечно, в условиях современного мира, круговерть правил, обязанностей и графиков захлёстывает и притупляет память. Порой, вообще трудно понять, какой сегодня день недели или даже который час. Тем более что Отец наш долготерпелив и многомилостив. Он долго ждёт и смотрит на наш человечий муравейник по-отечески. Но, если задуматься. Основа-то всего – в Божьих заповедях. И даже нарушение правил земных – это результат упорного несоблюдения правил небесных. Гордыня, злость, любостяжание – от этого ли не предостерегают нас слова Библии?
Человек соблюдает правила своего движения на земле, сохраняя свою земную, очень короткую, жизнь. А заповеди Божьего Завета сохраняют нам жизнь вечную. Где уже сейчас всё на своих местах и всё правильно.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер