О десяти Божьих заповедях человечество знает со времён Моисея. С тех пор, как Господь начертал Свои «Десять слов» на двух каменных скрижалях. Заповеди Блаженств не на слуху, но тоже известны издревле – со времён Нового завета.
А правила дорожного движения – для пешеходов и для автомобилистов – берут своё начало с конца девятнадцатого века. Когда на площади перед лондонским Парламентом был установлен первый, тогда ещё механический, светофор.
Уже в детском саду малышам объясняют, как правильно переходить дорогу, показывают, как выглядит «зебра», объясняют, для чего нужен подземный переход. Ученик автошколы усердно заучивает билеты с обозначениями дорожных знаков, разметки, жестов регулировщика. Учится объезжать препятствия и правильно парковаться. Потому что, прежде чем он получит долгожданное право на управление автомобилем, ему придётся сдавать экзамены. Сложные, в три этапа. И всё это для того, чтобы и пешеход, и автомобилист знали: несоблюдение правил дорожного движения может привести к самым печальным последствиям.
Наша жизнь сплошь состоит из правил. Они – везде. Правила пожарной безопасности, правила поведения за столом, правила пользования электрическими приборами. Огромное количество правил, которые ограничивают нашу свободу, наше движение. Но мы, хотим этого, или не хотим, беспрекословно соблюдаем их. Потому что боимся последствий: наказания или серьёзной беды. Правила – у нас в подсознании, мы с ними живём с момента рождения.
Аварии на дорогах происходят из-за несоблюдения правил вождения. А сколько пожаров в домах из-за неправильного обращения с огнём? Сколько поломано, разбито, испорчено из-за неправильной эксплуатации, из-за несоблюдения инструкции, порядка действий, мер предосторожности? Нам об этом говорят в газетах, по радио, с экранов и ещё раз предупреждают: соблюдайте правила. И мы стараемся соблюдать.
И вот, несколько коротких строк из Библии. Несколько коротких правил. О них Господь сказал всего один раз. И записал в Книгу книг, где заповедовал жить по заповедям. Но, кто из нас сегодня может сходу назвать все десять? О заповедях Блаженства я уже даже не говорю.
Если я еду за рулём, то автоматически жму на тормоз, когда вижу красный свет. Но как часто я жму на тормоз, когда слышу в свой адрес обидное слово? Пожалуй, нечасто. Я вижу знак «Уступи дорогу» и вежливо пропускаю машину справа. Но часто ли я уступаю своё место в маршрутке, в очереди? Часто ли я уступаю в споре или в возможности приобрести последний товар? Клокочет ли у моего виска в подобные моменты: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» или «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят»? Вспоминаю ли я о дне воскресном, как о дне, который Сам Господь освятил для отдыха и духовного делания, когда затеиваю утренний поход в цирк с детьми вместо Литургии?
Конечно, в условиях современного мира, круговерть правил, обязанностей и графиков захлёстывает и притупляет память. Порой, вообще трудно понять, какой сегодня день недели или даже который час. Тем более что Отец наш долготерпелив и многомилостив. Он долго ждёт и смотрит на наш человечий муравейник по-отечески. Но, если задуматься. Основа-то всего – в Божьих заповедях. И даже нарушение правил земных – это результат упорного несоблюдения правил небесных. Гордыня, злость, любостяжание – от этого ли не предостерегают нас слова Библии?
Человек соблюдает правила своего движения на земле, сохраняя свою земную, очень короткую, жизнь. А заповеди Божьего Завета сохраняют нам жизнь вечную. Где уже сейчас всё на своих местах и всё правильно.
Голос в церковном хоре. Ольга Кутанина

Как здорово, когда душа поёт и голос есть! В такие моменты хочется звучать громче. Пусть и люди, и Бог услышат! Только, чтобы звучать не просто громко, но и красиво, надо хорошо потрудиться.
Моя подруга поёт в церковном хоре. Тихо, осторожно, но чисто и аккуратно. Она всегда старается беречь общую гармонию. Однажды регент сказала ей: «У тебя идеальный второй голос. Он не выбивается, он прекрасно дополняет общее звучание. В любом хоре такой голос нужен».
Я очень люблю петь, но плохо умею. Никак не могу усовершенствовать свои навыки, полученные ещё в музыкальной школе. Времени, как говорится, нет, а желание есть.
Так и проходят мои дни без музыкальных занятий. Среди повседневных забот спою несколько молитв: перед едой и после, с утра и перед сном. Ещё с большим удовольствием мурлычу колыбельные детям на ночь. Сначала для них, а потом, как уснут, уже для себя продолжу.
Но самое чудесное — это петь в церковном хоре. Я даже год ходила на занятия для начинающих певчих при храме, пока время позволяло. В Литургии участвовала. И всё. Бросила. Опять некогда: родился еще один малыш. Затянули домашние хлопоты.
Навык пения в хоре снова был утрачен, но одну молитву — «Воскресение Христово» — у меня хорошо получалось исполнять. Это услышала знакомая в маленьком храме, который находится рядом с нашей дачей. И предложила мне помочь регенту-матушке на Литургии. Певчих мало, ещё один голос лишним не будет.
Как я обрадовалась! Снова есть возможность петь в храме — в доме Бога! И я запела. Звонко, решительно.
Только оказалось, что на занятиях для начинающих певчих, которые несколько лет назад посещала, я выучила совсем мало песнопений, да и те подзабыла. Поэтому знакомые фрагменты я пела громко, а сложные места пропускала: прерывалась, чтобы не портить общую картину. Это быстро приметил батюшка, у которого замечательный слух. Прислал к нам спросить: «Кто это там: то поёт, то не поёт? На полуслове обрывает?» Оказалось, что я. Мне тогда аккуратно намекнули, что пению в храме мне бы ещё подучиться. Предложили приходить на спевки.
Тем временем у нас появился ещё один малыш, опять стало трудно учиться. Моё певческое послушание в маленьком храме с маленьким хором закончилось.
Понимаю, надо работать дома, разучивать песнопения. Как только будет хоть малая возможность, постараюсь заняться. Я же это люблю!
И ещё мне стало ясно: если что-то умеешь плохо, то лучше сначала прислушаться, присмотреться к тому, как это делают другие, более опытные, люди. Горделиво выставлять свой голос и любоваться им ни к чему. «Там, где есть смирение, диавол не может пребывать», — говорит мой любимый святой Паисий Святогорец. Если терпеливо трудиться, развивать данный Богом талант, можно принести пользу и послужить Богу и людям.
Автор: Ольга Кутанина
Все выпуски программы Частное мнение
20 октября. О Божьем произволении и наших действиях

Во 2-й главе Послания апостола Павла к филиппийцам есть слова: «Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению».
О Божьем произволении и наших действиях — священник Николай Конюхов.
Сегодняшние слова апостола должны побудить нас не быть только лишь наблюдателями, но быть участниками. Святитель Иоанн Златоуст очень точно подмечает, что Бог видит в нас некое хотение, некое произволение сердца, что мы готовы к тому, чтобы послужить Богу, чтобы совершить некий, хоть маленький, но подвиг. И Господь тогда даёт нам и действия, Он даёт нам некие силы.
То есть Бог, Он не поддерживает такую, знаете, инфантильность или там безволие, когда мы сидим и ждём у моря погоды и говорим: «А почему это Господь мне не посылает новую работу? Или почему Он мне не даёт отношений?»
Может, потому что Он видит, что у тебя нет произволения в сердце, то есть у тебя нет желания, допустим, послужить? У тебя эгоистическое желание только себе что-нибудь забрать, и ты просишь себе мужа или просишь себе жену, а ты сам хочешь укрепить свой комфорт, а не в том, чтобы сделать человека более счастливым рядом с тобой. И это всего касается.
Поэтому нам важно не только ждать, что Бог придёт и за нас решит наши проблемы, что мы просто прочтём акафист, и вот сразу же после этого к нам кто-нибудь посватается или постучится работодатель и скажет: «Вот тебе суперработа, где ничего не надо делать, и огромная зарплата». Это не так работает. Бог видит наше сердце.
Если у нас возникает здоровое, взрослое чувство ответственности за свою жизнь и за свои отношения, если мы хотим потрудиться, если мы хотим выйти из зоны комфорта и пойти да сделать что-то действительно важное, то тогда Господь даст тебе и благодать, и сил, и супругу пошлёт.
Все выпуски программы Актуальная тема
20 октября. О жизни и подвиге святителя Ионы, епископа Ханькоуского

Сегодня 20 октября. День памяти святителя Ионы, епископа Ханькоуского.
О его жизни и подвиге — протоиерей Михаил Самохин.
Когда святитель Иона скончался от заражения крови в 1925 году, ему было всего 37 лет. Имя этого святого хорошо известно в русском зарубежье.
Подвижник милосердия и пламенный проповедник, он прошёл военным священником Первую мировую и Гражданскую войны. А на его духовную жизнь повлияло общение с оптинскими старцами и старцем Гавриилом Зыряновым из Седмиезерной пустыни.
После двух арестов вместе с беженцами в 1922 году отец Иона оказался в Китае, где его рукоположили епископом в Маньчжурию. Всего за три года владыка создал целую систему благотворительности: детский приют для 30 сирот, училище, бесплатную столовую, амбулаторию и аптеку.
До последних дней владыка оставался руководителем Международного комитета помощи детям-сиротам и нуждающимся, для которого сам собирал необходимые средства. Неожиданно рано владыка Иона ушёл из жизни.
Мы только начинаем узнавать о подвиге новомучеников, наших старших современников, явивших нам пример жизни и подвига ради Христа. И пример этот ценен тем, что жили эти угодники Божии совсем недавно, во многом сталкиваясь с теми же вызовами и обстоятельствами, что и мы.
Давайте же чаще вглядываться в их лица, которые сохранили для нас фотографии, и молиться перед их ликами, которые теперь изображены на святых иконах. Ведь именно новомученики особенно ярко напоминают нам, что святость — путь, к которому призван каждый из нас.
Все выпуски программы Актуальная тема