
Фото: PxHere
Можно ли победить многотысячное вражеское войско, не поднимая оружия? В истории древних евреев есть пример такой удивительной победы.
Сегодня мы говорим о праведном судье Гедеоне и стихотворении Всеволода Крестовского «Гедеон».
Место действия — город Офра в древнем Израиле.
Время действия — первая половина XI века до Рождества Христова.
Гедеон жил в давние времена, когда евреи, приведённые пророком Моисеем из Египта в Палестину, начали обосновываться на новых землях и постоянно терпели притеснения от соседних воинственных племён.
Однажды к селению Офра на берегу реки Иордан, где жил юноша по имени Гедеон, подошли сразу два вражеских войска — мадианитяне и амаликитяне. Они надеялись, что евреи устрашатся их численности и будут спасаться бегством, бросив свои дома и несобранный урожай. Но Гедеону, который один из немногих в Офре хранил веру предков в Единого Бога, явился ангел и возвестил: «Господь с тобой и велел мне передать: иди с этой силою твоей и спаси детей Израиля от руки мадианитян».
Гедеон стал созывать соплеменников на битву. Множество израильтян из разных селений собрались в Офре, чтобы вместе дать отпор врагу.
Однако ангел Божий приказал Гедеону распустить по домам почти всех добровольцев и оставить только тех, кто хранил в душе веру в Бога. Таких нашлось всего триста человек — против огромной сдвоенной армии мадианитян и амаликитян.
Накануне сражения Гедеон услышал новое, ещё более необычное повеление: не брать в бой никакого оружия, а запастись лишь глиняными горшками и горящими факелами.
Ночью со своим отрядом Гедеон прокрался в стан врагов. По его сигналу воины дружно разбили кувшины, в которых несли зажжённые факелы, затрубили в трубы и громко закричали: «С нами меч Господа и Гедеона!» От шума в стане началась паника. Враги бросились в бегство, а Гедеон и его воины преследовали их до другого берега Иордана.
Вот как описано это удивительное сражение в стихотворении Всеволода Крестовского «Гедеон».
Грозой пронёсся мощный крик:
«Меч Богу сил и Гедеону!..»
И встал средь ужасу и стону
И Мадиам, и Амалик...
Смятенье... Шум... Несутся кони.
Визжат мечи, тупясь о брони...
Туманит скорбь врагам глаза,
И, ошалелый в ночь от страху,
Брат брата бьёт мечом с размаху...
Ещё удар... Ещё гроза...
И дрогнул враг, и до рассвета
Бежал к пустыням Вифасетта...
А утром, солнце — лишь взошло —
Багряным светом облилО
Запасов брошенные груды,
Оружья, ткани и сосуды...
Весть о чудесной победе сразу над двумя вражескими армиями настолько поразила соплеменников Гедеона, что они захотели избрать его своим царём. В те времена еврейский народ управлялся старейшинами или как их называли — судьями, которые выбирались из самых уважаемых людей.
Гедеон отказался от царской власти, а согласился стать судьёй Израиля. И вот как он объяснил свой отказ народу, собравшемуся на городской площади.
О, нет!.. Да Узрят же потомки
Родной страны одни обломки,
Когда воссядет хоть один
Над нами дерзкий властелин!..
Не ты ль, народ, из рода в рОды
Пред Богом был — народ свободы?..
Из века в век, среди тревог,
И в мирный день, и пред врагами —
Над нами царь — единый Бог!..
И Бог да царствует над нами!
Автором этих строк является русский прозаик и поэт XIX века Всеволод Владимирович Крестовский. В качестве журналиста он принимал участие в русско-турецкой войне 1877-1878 годов, и не понаслышке знал, какой ценой даются победы.
Крестовский написал стихотворение о судье Гедеоне — библейском герое, который на много лет принёс своему народу мир и показал, что нет на свете большей силы, чем вера в Бога.
Все выпуски программы Прообразы
Псалом 90. Богослужебные чтения

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Верующие люди привыкли трудности называть искушениями. Но можно ли искушать Бога и, если да, что из этого выйдет? Ответ на этот вопрос звучит в 90-м псалме, который согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 90.
Хвалебная песнь Давида.
1 Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится,
2 говорит Господу: «прибежище моё и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю!»
3 Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы,
4 перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен; щит и ограждение — истина Его.
5 Не убоишься ужасов в ночи, стрелы, летящей днём,
6 язвы, ходящей во мраке, заразы, опустошающей в полдень.
7 Падут подле тебя тысяча и десять тысяч одесную тебя; но к тебе не приблизится:
8 только смотреть будешь очами твоими и видеть возмездие нечестивым.
9 Ибо ты сказал: «Господь — упование моё»; Всевышнего избрал ты прибежищем твоим;
10 не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему;
11 ибо Ангелам Своим заповедает о тебе — охранять тебя на всех путях твоих:
12 на руках понесут тебя, да не преткнёшься о камень ногою твоею;
13 на аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона.
14 «За то, что он возлюбил Меня, избавлю его; защищу его, потому что он познал имя Моё.
15 Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним Я в скорби; избавлю его и прославлю его,
16 долготою дней насыщу его, и явлю ему спасение Моё».
Как-то давно я видел плакат, на котором был изображён разбитый автомобиль. Подпись гласила «Результат вождения без освящения». И хотя я человек верующий и автомобиль, на котором я езжу, освящён, я был возмущён таким рассуждением, которое только внешне походило на иллюстрацию глубокой веры, но по сути являлось явной манипуляцией, потому что безусловной связи между освящением и безопасностью на дороге нет и быть не может. Все мы знаем, что человек может нарушить правила, да и у Бога может быть о нём Свой особенный промысл. Известны случаи, когда после освящения машины человек попадал в аварию и приезжал в храм, возмущаясь тем, что молитва не сработала. Ему приходится объяснять, что молитва не магия, и никаким освящением нельзя принудить Бога к тем или иным решениям. Обратившись к Нему с молитвой, нам остаётся только доверять.
90-й псалом, который мы сейчас услышали, один из самых известных и посвящён именно доверию. Он описывает человека, который живёт под покровом Всевышнего и видит в Боге свою защиту так же, как ребёнок видит её в матери. Псалмопевец использует самые разные образы, чтобы показать, что Господь может защитить от всего: от ночных ужасов, от болезней и от стрел тысяч врагов. И всё это произойдёт по причине полного доверия Богу, которого праведник считает своим прибежищем и своей обителью. Однако мало, кто помнит, что строки этого псалма цитирует дьявол, искушая Спасителя. Поставив Христа на крыло храма, лукавый предложил Ему броситься вниз, чтобы доказать, что Он сын Божий, так как написано «на руках понесут тебя, да не преткнёшься о камень ногою твоею». Кажется, всё верно, и он прав — Христос совершенно безгрешен, в Нём нет ни тени сомнения в Отце, Он творит Волю Его и уж точно не сомневается в Нём. Но что же Спаситель отвечает лукавому? «Не искушай Господа Бога твоего». То есть жить и действовать, и пребывать в доверии, что там, где это необходимо Господь и покроет, и убережёт — это одно дело. И совсем другое дело вести себя вызывающе, будто бы проверяя Бога, справится ли Он, действительно ли защитит, даже если человек будет вести себя безрассудно. Такое вызывающее и искушающее поведение Христос отвергает как недостойное.
Бога надо не проверять на прочность, но любить, не манипулировать Им, но стремиться познать Его. И когда мы приходим к Нему и взываем к Его милости, нам стоит помнить, что Он не просто автоматически избавляет нас от всякой скорби, но порой даже пребывает с нами в скорбях, которые нам бывает нужно пройти и которые без Него были бы для нас непосильны. Ведь дело не только в Его любви, но и в нашем духовном состоянии, которое может быть очень разным. Но в итоге при всех возможных сложностях жажду того, кто надеется на Бога, Он всегда утоляет и всякому ищущему спасения, являет его.
Псалом 90. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 90. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 90. На струнах Псалтири
1 Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится,
2 говорит Господу: "прибежище мое и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю!"
3 Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы,
4 перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен; щит и ограждение - истина Его.
5 Не убоишься ужасов в ночи, стрелы, летящей днем,
6 язвы, ходящей во мраке, заразы, опустошающей в полдень.
7 Падут подле тебя тысяча и десять тысяч одесную тебя; но к тебе не приблизится:
8 только смотреть будешь очами твоими и видеть возмездие нечестивым.
9 Ибо ты сказал: "Господь - упование мое"; Всевышнего избрал ты прибежищем твоим;
10 не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему;
11 ибо Ангелам Своим заповедает о тебе - охранять тебя на всех путях твоих:
12 на руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею;
13 на аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона.
14 "За то, что он возлюбил Меня, избавлю его; защищу его, потому что он познал имя Мое.
15 Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним Я в скорби; избавлю его и прославлю его,
16 долготою дней насыщу его, и явлю ему спасение Мое".
9 июля. О любви к Отечеству

6 июля, в праздник Владимирской иконы Божией Матери, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Храме Христа Спасителя в Москве.
На проповеди по завершении богослужения Святейший Патриарх говорил о любви к Отечеству.
Всегда Отечество наше спасалось верой, а отсюда и проистекающим патриотизмом и готовностью душу свою положить за други своя. Пусть Господь всех нас укрепляет в это опять-таки непростое время, хотя простых времен не бывает. В первую очередь укрепляет в вере, в преданности Церкви, в любви к Отечеству. Сегодня эта любовь к Отечеству требует очень часто мужества и совершения подвигов. Мы знаем, что сегодня настало то тяжелое время, когда эта любовь к Отечеству, связанная с исполнением долга, нередко влечет за собой смерть человека. Поэтому мы должны помнить о тех, кто сегодня рискует своей жизнью, своим здоровьем, помнить о воинах наших и молиться о скорейшем прекращении междоусобной брани на земле русской, о спасении наших родных и близких, тех, кто сегодня там, на тех тяжелых огненных рубежах, защищает нашу страну. И да поможет нам Господь, сохраняя веру в наших сердцах, помогая нам совершать добрые дела, укрепить не только наше личное благочестие, от которого зависит наше личное спасение, но и содействовать укреплению веры и благочестия во всем нашем народе. Пусть Господь помогает каждому из нас, архипастырям, пастырям, приходским активистам, да и всему православному народу. Вот именно так, а не иначе, сегодня исповедовать свою веру в Господа и Спасителя. Аминь!
Все выпуски программы Актуальная тема