
Фото: PxHere
Можно ли победить многотысячное вражеское войско, не поднимая оружия? В истории древних евреев есть пример такой удивительной победы.
Сегодня мы говорим о праведном судье Гедеоне и стихотворении Всеволода Крестовского «Гедеон».
Место действия — город Офра в древнем Израиле.
Время действия — первая половина XI века до Рождества Христова.
Гедеон жил в давние времена, когда евреи, приведённые пророком Моисеем из Египта в Палестину, начали обосновываться на новых землях и постоянно терпели притеснения от соседних воинственных племён.
Однажды к селению Офра на берегу реки Иордан, где жил юноша по имени Гедеон, подошли сразу два вражеских войска — мадианитяне и амаликитяне. Они надеялись, что евреи устрашатся их численности и будут спасаться бегством, бросив свои дома и несобранный урожай. Но Гедеону, который один из немногих в Офре хранил веру предков в Единого Бога, явился ангел и возвестил: «Господь с тобой и велел мне передать: иди с этой силою твоей и спаси детей Израиля от руки мадианитян».
Гедеон стал созывать соплеменников на битву. Множество израильтян из разных селений собрались в Офре, чтобы вместе дать отпор врагу.
Однако ангел Божий приказал Гедеону распустить по домам почти всех добровольцев и оставить только тех, кто хранил в душе веру в Бога. Таких нашлось всего триста человек — против огромной сдвоенной армии мадианитян и амаликитян.
Накануне сражения Гедеон услышал новое, ещё более необычное повеление: не брать в бой никакого оружия, а запастись лишь глиняными горшками и горящими факелами.
Ночью со своим отрядом Гедеон прокрался в стан врагов. По его сигналу воины дружно разбили кувшины, в которых несли зажжённые факелы, затрубили в трубы и громко закричали: «С нами меч Господа и Гедеона!» От шума в стане началась паника. Враги бросились в бегство, а Гедеон и его воины преследовали их до другого берега Иордана.
Вот как описано это удивительное сражение в стихотворении Всеволода Крестовского «Гедеон».
Грозой пронёсся мощный крик:
«Меч Богу сил и Гедеону!..»
И встал средь ужасу и стону
И Мадиам, и Амалик...
Смятенье... Шум... Несутся кони.
Визжат мечи, тупясь о брони...
Туманит скорбь врагам глаза,
И, ошалелый в ночь от страху,
Брат брата бьёт мечом с размаху...
Ещё удар... Ещё гроза...
И дрогнул враг, и до рассвета
Бежал к пустыням Вифасетта...
А утром, солнце — лишь взошло —
Багряным светом облилО
Запасов брошенные груды,
Оружья, ткани и сосуды...
Весть о чудесной победе сразу над двумя вражескими армиями настолько поразила соплеменников Гедеона, что они захотели избрать его своим царём. В те времена еврейский народ управлялся старейшинами или как их называли — судьями, которые выбирались из самых уважаемых людей.
Гедеон отказался от царской власти, а согласился стать судьёй Израиля. И вот как он объяснил свой отказ народу, собравшемуся на городской площади.
О, нет!.. Да Узрят же потомки
Родной страны одни обломки,
Когда воссядет хоть один
Над нами дерзкий властелин!..
Не ты ль, народ, из рода в рОды
Пред Богом был — народ свободы?..
Из века в век, среди тревог,
И в мирный день, и пред врагами —
Над нами царь — единый Бог!..
И Бог да царствует над нами!
Автором этих строк является русский прозаик и поэт XIX века Всеволод Владимирович Крестовский. В качестве журналиста он принимал участие в русско-турецкой войне 1877-1878 годов, и не понаслышке знал, какой ценой даются победы.
Крестовский написал стихотворение о судье Гедеоне — библейском герое, который на много лет принёс своему народу мир и показал, что нет на свете большей силы, чем вера в Бога.
Все выпуски программы Прообразы
26 декабря. О подвиге святителя Досифея, митрополита Молдавского

Сегодня 26 декабря. День памяти святителя Досифея, митрополита Молдавского, жившего в семнадцатом веке.
О его подвиге — священник Стахий Колотвин.
В наши дни нам доступно православное образование и просвещение. Есть множество проектов: можно получить через интернет, через радио, через телевидение знания о богословии, изучить наследие святых отцов. А однако были времена, когда и люди вокруг были неграмотные. Так ещё если была богоборческая власть, так и возможности такой спокойно не было.
Когда мы смотрим на историю румынского народа, то мы видим, с одной стороны, это была автономия, которой не было у других православных народов — у сербов, у греков, у болгар — от османского владычества. Но, с другой стороны, больше дано — больше спросится. И то, что было автономное православное правление, накладывало на румынский народ большую ответственность перед Господом.
И эту ответственность на себя взял святитель Досифей, митрополит Молдавский. Конечно, его стали обвинять, что он на самом деле якобы шпион московского русского царства, и под конец жизни он вынужден был бежать на территорию Речи Посполитой, тоже в православные края. Умер во Львове, потому что уже не мог оставаться на своей родине ради просвещения, которому он трудился.
Но, как и в наши дни, порой обвиняют в православных странах людей в том, что они якобы связаны с Россией, что они действуют не в интересах своего народа, а в интересах какого-то русского правительства. Точно так же обвиняли и этого святителя, но спустя века его прославили в лике святых. Поэтому и сейчас человек, который служит единству православных народов, который служит церковному просвещению, может столкнуться с гонениями, но Господь обязательно всё расставит по своим местам.
Все выпуски программы Актуальная тема
Псалом 146. На струнах Псалтири
(Аллилуия.)
1 Хвалите Господа, ибо благо петь Богу нашему, ибо это сладостно, — хвала подобающая.
2 Господь созидает Иерусалим, собирает изгнанников Израиля.
3 Он исцеляет сокрушенных сердцем, и врачует скорби их.
4 Исчисляет количество звезд; всех их называет именами их.
5 Велик Господь наш и велика крепость (Его), и разум Его неизмерим.
6 Смиренных возвышает Господь, а нечестивых унижает до земли.
7 Пойте поочередно славословие Господу; пойте Богу нашему на гуслях.
8 Он покрывает небо облаками, приготовляет для земли дождь, произращает на горах траву (и злак на пользу человеку);
9 дает скоту пищу его и птенцам ворона, взывающим к Нему.
10 Не на силу коня смотрит Он, не к быстроте ног человеческих благоволит;
11 благоволит Господь к боящимся Его, к уповающим на милость Его.
Псалом 146. Богослужебные чтения
О чём следует просить Бога в своих молитвах в первую очередь? Важную рекомендацию на этот счёт находим в псалме 146-м, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Псалом 146.
[Аллилуия.]
1 Хвалите Господа, ибо благо петь Богу нашему, ибо это сладостно, — хвала подобающая.
2 Господь созидает Иерусалим, собирает изгнанников Израиля.
3 Он исцеляет сокрушённых сердцем и врачует скорби их;
4 исчисляет количество звезд; всех их называет именами их.
5 Велик Господь наш и велика́ крепость Его, и разум Его неизмерим.
6 Смиренных возвышает Господь, а нечестивых унижает до земли.
7 Пойте поочередно славословие Господу; пойте Богу нашему на гуслях.
8 Он покрывает небо облаками, приготовляет для земли дождь, произращает на горах траву и злак на пользу человеку;
9 даёт скоту пищу его и птенцам ворона, взывающим к Нему.
10 Не на силу коня смотрит Он, не к быстроте ног человеческих благоволит,
11 благоволит Господь к боящимся Его, к уповающим на милость Его.
Глубокая истина скрыта в прозвучавших словах. Задумаемся, зачем мы обращаемся в своих молитвах к Богу? Нередко затем, чтобы Он дал нам что-то, без чего мы испытываем нехватку. И это не обязательно какие-то материальные блага. Это не обязательно имущество, деньги и физическое здоровье. Наши просьбы могут быть вполне себе альтруистическими и даже духовными. Дай мне, Господи, умение любить, понимать, прощать, миловать, служить. Но во всех этих случаях я молюсь, чтобы получить. Мне чего-то не хватает. И молитва становится средством воздействовать на Творца. Он Тот, кто может дать мне то, чего у меня нет.
Псалмопевец предлагает нечто иное. «Бла́го петь Бо́гу на́шему, и́бо э́то сла́достно», — говорит он. Из его слов следует, что молитва может совершаться не ради просьбы. Ценность молитвы в самой молитве. Ценность беседы с Богом в самой беседе. Иногда мы так разговариваем с любимыми людьми. Разговариваем просто, чтобы поговорить. Нам просто хорошо быть с ними в контакте. Вот так и здесь. Молитва — это состояние, когда внутри себя я ощущаю связь, контакт с той Великой Силой, которая любит меня безусловно и принимает, несмотря на моё несовершенство. Я направляю на Бога всё своё внимание. Для моей израненной и тревожной души — это величайшее благо на свете. Эта беседа даёт мне огромное утешение и сердечный покой. Самого по себе этого ощущения достаточно для того, чтобы перестать метаться по этой жизни, чего-то страстно желать, что-то искать и о чём-то просить. Ведь в этот момент у меня уже и так всё есть. Это состояние духовной сытости и наполненности.
От такой молитвы в душе рождается славословие. И мы видим это в 146-м псалме. Автор благодарит Бога за жизнь, за Вселенную и то, что её наполняет, за все Его благодеяния в этом мире. Как он пишет: Господь «покрыва́ет не́бо облака́ми, приготовля́ет для земли́ дождь, произраща́ет на гора́х траву́; даёт скоту́ пи́щу его́ и птенца́м во́рона, взыва́ющим к Нему́». Именно к такой молитве нас призывают стремиться все христианские подвижники. Да и Сам Христос говорит в Евангелии: «не говори́те ли́шнего, как язы́чники, и́бо они́ ду́мают, что в многосло́вии своём бу́дут услы́шаны... зна́ет Оте́ц ваш, в чём вы име́ете нужду́, пре́жде ва́шего проше́ния у Него́».
И Господь, и псалмопевец дают эти рекомендации не потому, что просить нельзя. В христианской традиции многих просительных молитв на разные случаи жизни. Просто им хорошо известен духовный закон: если постоянно думать о нужде, она никогда не уйдёт. Если постоянно просить, аппетиты будут увеличиваться, и тогда где остановишься в своих просьбах? Человеку всегда всего бывает мало. Поэтому и предостерегает Господь злоупотреблять чрезмерными и суетными просьбами к Богу.
Каждый из нас призван к тому, чтобы почувствовать вкус самой беседы с Творцом. Ощутить тихую радость безмолвного предстояния Богу. Познать, что это такое — быть в Его присутствии. И учиться этому можно начать с практики благодарности. Благодарить Его за любые мелочи, которые нас окружают и которые с нами происходят на протяжении дня. И за хорошее, и, что наиболее полезно, за то, что нам кажется нехорошим. Если будем усердны в этой духовной работе, то однажды отчётливо увидим, как изменились наши внутренние ощущения. В душе словно сместились акценты. И даже то, в чём мы недавно объективно нуждались, перестало быть для нас критичным. Нас это не беспокоит так остро, как раньше. Ведь самое главное мы уже имеем в себе. И этого достаточно для того, чтобы жить наполненной, полноценной жизнью.











