Рим., 106 зач., XI, 13-24.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Судя по истории человечества, народам и племенам всегда было свойственно соперничать. Причём не только им самим, что было бы понятно. Стремясь к тому, чтобы стать выше других, люди, придумывая мифы, заставляли богов поддерживать их в их соперничестве, придавая своим распрям сакральный характер. Одна Илиада Гомера чего стоит. Но как быть христианам, если они верят не в племенного божка, не в бога какого-то конкретного народа, а в Того, Кто сотворил все народы и не только народы, но даже небо и землю? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 11-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 11.
13 Вам говорю, язычникам. Как Апостол язычников, я прославляю служение мое.
14 Не возбужу ли ревность в сродниках моих по плоти и не спасу ли некоторых из них?
15 Ибо если отвержение их — примирение мира, то что будет принятие, как не жизнь из мертвых?
16 Если начаток свят, то и целое; и если корень свят, то и ветви.
17 Если же некоторые из ветвей отломились, а ты, дикая маслина, привился на место их и стал общником корня и сока маслины,
18 то не превозносись перед ветвями. Если же превозносишься, то вспомни, что не ты корень держишь, но корень тебя.
19 Скажешь: «ветви отломились, чтобы мне привиться».
20 Хорошо. Они отломились неверием, а ты держишься верою: не гордись, но бойся.
21 Ибо если Бог не пощадил природных ветвей, то смотри, пощадит ли и тебя.
22 Итак видишь благость и строгость Божию: строгость к отпадшим, а благость к тебе, если пребудешь в благости Божией; иначе и ты будешь отсечен.
23 Но и те, если не пребудут в неверии, привьются, потому что Бог силен опять привить их.
24 Ибо если ты отсечен от дикой по природе маслины и не по природе привился к хорошей маслине, то тем более сии природные привьются к своей маслине.
Римская община была сложной, в ней были бывшие иудеи, которые сомневались в том, можно ли спокойно и без всей строгости закона Моисеева принимать бывших язычников. В ней были и бывшие язычники, которые с подозрением смотрели на бывших иудеев. Отрывок, который мы услышали, — это увещевание язычникам, которые не должны были превозносится над иудеями. Казалось бы, странное дело, ведь это иудеи были в завете с Богом, к иудеям приходили пророки, и Сам Бог родился и проповедовал в их среде. Как могли язычники после этого над ними превозноситься? Но именно так устроен человек. Как только иудеи, смутившись проповедью Иисуса Христа, а потом и апостолов, изменили Богу в Его намерении все народы привести к истине, бывшие язычники стали смотреть на них сверху вниз. Выглядело это всё, как иллюстрация слов известного философа, который писал: «падающего подтолкни». Подобное может импонировать падшему человеку, его страстям и желанию оказаться выше остальных, но никак не может соответствовать воле Бога, Который призывает к спасению всех, Который никого не соблазняет и не может радоваться отпадению Своих детей.
Обращаясь к язычникам, апостол Павел призывает их не совершать той же ошибки, которую уже совершили иудеи, и не превозноситься. Бог позволил иудеям отпасть, чтобы обратились язычники, которым в иудейском варианте веры просто не было места... Но отпадению иудеев нельзя было радоваться, потому что это была бы злая радость. Своим обращением и своей верностью Богу нельзя кичиться, потому что вера — это дар, который мы не заслужили. Нам стоит быть благодарными за него. При этом суть нашей веры в том, что Бог есть любовь. И Он любит не только нас, не только избранных, Он любит всех и даже тех, кто нам не нравится. Те, кто отпал от истины и враждуют против неё, враждуют против Его любви, но не лишаются ее. А значит не должны быть лишены и нашей любви и заботы. Но как заботиться об отпавших? Как заботиться о тех, кто враждует против тебя? Научиться этому не просто, но очевидно, что начинать надо с того, чтобы победить в себе превозношение и злорадство, сострадать отпавшим в их немощи и молиться об их возвращении.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
От мала до велика
О библейском происхождении выражения «От мала до велика» и его различных формах употребления.
Все выпуски программы Первоисточник
«Всемилостивый Господи, помажь сердце мое елеем милости Твоей»
Всемилостивый Господи, помажь сердце мое елеем милости Твоей.
Да никогда не вспыхнет в нём гнев на сильного, не зародится презрение к слабому. Посмотри, роса утренняя — всех слабее...
Да никогда не совьёт в сердце моём ненависть к ненавидящим меня. Да вспомню я о конце их и сохраню мир свой.
Милосердие открывает путь к сердцу всякой твари и несёт радость.
Немилосердие омрачает чело и несёт печаль одиночества.
Помилуй милостивого, Рука Пренежная, и открой ему тайну милости Твоей.
Богочеловек — чадо милости Отца и святости Духа. Весь мир — лишь притча о Нём. Могущественные светила небесные и мельчайшие капли озёрные, собою рассказывают о Нём. Всё небесное и земное, от пресильных Серафимов до мельчайшего комочка пыли, рассказывают притчу о Нём — прасущности и праисточнике своём.
Что такое твари на земле и во вселенной, если не притча о солнце?
Воистину, также и всё видимое, и невидимое, являет собой притчу о Богочеловеке. Сущность её проста, притч о ней множество бесконечное.
Друзья мои, как же рассказать мне вам о сути, если вы притч понимать не умеете?
О, если бы знали вы ту сладостную беспредельность и силу, когда проникаешь до сердца всех притч, туда, где они начинаются, и где кончаются. Туда, где язык немеет, и где всё сказано раз и навсегда!
Какими скучными становятся тогда все долгие и однообразные повествования, сочинённые людьми. Такую же скуку испытывает тот, кто привык слышать раскаты грома и созерцать сверкание молний, но вынужденный слушать рассказы о грозе.
Приими мя в Себя, Сыне Единородный, чтобы стать мне одно с Тобой, как когда-то до сотворения и падения.
Да закончится долгая и томительная притча моя о Тебе, хотя бы мгновением лицезрения Тебя. Да закончится самообман мой о том, что я — нечто рядом с Тобой, или нечто без Тебя.
Пресыщены уши мои притчами. Устали зеницы мои взирать на тщеславную пестроту одежд, Тебя лишь жаждут видеть они, Источник мой, сокрытый миром за пустыми притчами и пёстрыми одеждами.
Стать волонтёром фонда «Я люблю жизнь»
Фонд «Я люблю жизнь» больше восьми лет приходит на выручку взрослым людям с онкологическими заболеваниями, а также их родным и близким. Одно из важных направлений его работы — психологическая поддержка. Перед специалистами фонда стоит задача — помочь подопечным справиться со страхами, принять болезнь и адаптироваться к новой реальности.
Анастасия Малышева — психолог и волонтёр фонда «Я люблю жизнь». «Работа с родственниками заболевших для меня самая непростая, — говорит она. — Часто им сложнее преодолеть такой жизненный вызов, чем самому пациенту. Они не понимают, как себя вести, что делать и говорить. Моя задача — помочь им найти внутреннюю опору и понять, как действовать дальше. Встречи проходят в онлайн формате, поскольку все наши подопечные из самых разных городов. А некоторые подключаются даже из других стран! Всякий раз я испытываю большую радость, когда вижу, что человек смог преодолеть свои страхи, трудности и выйти к свету — обрести надежду и веру.
Волонтёрством я занимаюсь всего лишь год. Многие воспринимают помощь ближним, как дополнительную работу. Но для меня это не так. Быть волонтёром — очень воодушевляет!»
Вы тоже можете стать волонтёром фонда «Я люблю жизнь» и помогать вашими знаниями и талантами. Например, проводить для подопечных и их близких поддерживающие встречи, организовывать разные события, устраивать мастер-классы и не только. Узнать больше о том, как помогать проекту и людям с онкологическими заболеваниями, либо самим обратиться за поддержкой — можно на сайте фонда «Я люблю жизнь»: https://ilovelifefund.ru/
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов