
Апостол Павел
Рим., 92 зач., VI, 11-17.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Жить ради себя или жить ради других? Это выбор, который в той или иной степени стоит перед всяким человеком. Тот отрывок из 6 главы послания апостола Павла к Римлянам, который звучит сегодня в православных храмах, рассматривает и даёт характеристику каждому из этих двух сценариев. Давайте послушаем.
Глава 6.
11 Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем.
12 Итак да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его;
13 и не предавайте членов ваших греху в орудия неправды, но представьте себя Богу, как оживших из мертвых, и члены ваши Богу в орудия праведности.
14 Грех не должен над вами господствовать, ибо вы не под законом, но под благодатью.
15 Что же? станем ли грешить, потому что мы не под законом, а под благодатью? Никак.
16 Неужели вы не знаете, что, кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или рабы греха к смерти, или послушания к праведности?
17 Благодарение Богу, что вы, быв прежде рабами греха, от сердца стали послушны тому образу учения, которому предали себя.
По учению отцов христианской Церкви, одно из последствий грехопадения заключается в том, что человек был одет в грубую плоть. Плоть, на языке Библии, это не материя, это не наше телесное начало. Скорее, это определённый образ мысли, чувств и действий. Это те установки нашего ума, которые подталкивают нас ко греховным поступкам. Преподобный Максим Исповедник говорил о том, что грех рождается от того, что все люди стремятся к удовольствиям и бегут от страданий. Все свои жизненные силы мы направляем на то, чтобы поудобней и как можно комфортней устроится в этой жизни. Отсюда всякие излишества, нарушения закона, порабощение страстям. Всё это пагубно сказывается на нашем теле, на нашей душе, это помрачает наш ум и отвлекает от Бога. И получается, что в жизни человека словно противодействуют две силы: одна стремится к Творцу, другая заставляет нас подчиняться животным инстинктам, своей биологической программе, направленной на выживание, побуждает нас быть зацикленными на себе, подталкивает всё больше и больше за счёт окружающего мира, за счёт других людей, удовлетворять желания нашей больной самости. Чем больше мы вовлечены в эту программу, тем больше мы потребляем. Чем больше потребляем, тем ещё большая жажда и голод открываются в нашей душе. И так по кругу. Я становлюсь одержимым людьми, идеями, имуществом. И мне всё время мало. Появляется зависимость от этого потребления. Я не мыслю себя без новой, ещё большей порции удовольствий. Я теряю свою волю, перестаю ощущать Творца, погружаюсь в состояние одиночества, изоляции от окружающих, страдаю и зачастую не понимаю, почему. Ведь мне кажется, что, когда я удовлетворяю все свои потребности, я делаю себе хорошо. Именно об этом состоянии говорит сегодня апостол Павел, когда упоминает о господстве греха в душе человека. Внутри меня словно живёт отвратительная жаба, которая, как чёрная дыра, поглощает всё, что попадается под руку. Это путь в пустоту, к смерти. Это мой персональный ад. Важно то, что, по мысли апостола, от этого состояния не спасает даже исполнение закона. Можно быть внешне добропорядочным человеком, но при этом иметь злое, завистливое сердце. И вся моя добропорядочность может закончиться в мгновение ока, когда жажда заговорит во мне с новой силой. Ведь как говорит народная мудрость, сколько волка не корми, а он всё равно в лес смотрит. Единственное, что может вытащить меня из этого состояния, — это благодать. То есть такое воздействие на моё сердце Бога, когда меняются установки моего ума. И вместо того, чтобы бежать от страданий и стремиться к удовольствиям ради себя любимого, я, вдохновлённый Духом Святым, начинаю жить вопреки этой животной программе. Я начинаю жить по Евангелию, которое говорит о том, что необходимо служить не себе, а другим людям. Необходимо постоянно усилием воли выводить себя из зоны комфорта. Совершать конкретные действия ради Бога и ближних, без страха потерять своё и ощутить при этом боль. Этот страх — не более чем защитный механизм нашего больного «я». Эта боль не более чем страдания нашего раздутого эгоизма, который сдувается, когда я совершаю поступки не ради себя, но ради других. Это судороги той самой отвратительной жабы, которая управляла моей жизнью. Наконец, это муки рождения нового человека внутри меня. Рождение меня настоящего. Меня свободного, такого, каким меня задумал и сотворил наш Небесный Отец.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (15.12.2025)
Второе послание к Тимофею святого апостола Павла
2 Тим., 294 зач., II, 20-26

Комментирует священник Антоний Борисов.
История неоднократно демонстрировала, как самые светлые, возвышенные вещи могут, к сожалению, быть использованы для самых дурных, меркантильных целей. Таким инструментом служило и Священное Писание — Слово Божие, которое, будучи неверно истолковано, позволяло оправдывать различные преступления. Сегодня во время утреннего богослужения читается отрывок из 2-й главы 2-го послания апостола Павла к Тимофею, которое как раз использовалось для упомянутых, не слишком добрых задач. Давайте послушаем этот текст.
Глава 2.
20 А в большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные; и одни в почетном, а другие в низком употреблении.
21 Итак, кто будет чист от сего, тот будет сосудом в чести, освященным и благопотребным Владыке, годным на всякое доброе дело.
22 Юношеских похотей убегай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца.
23 От глупых и невежественных состязаний уклоняйся, зная, что они рождают ссоры;
24 рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым,
25 с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины,
26 чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю.
Прозвучавший отрывок некоторыми христианскими исповеданиями, тяготеющими к радикализму, понимается превратным образом. А именно — образ дорогих и дешёвых сосудов, использованный апостолом Павлом, с точки зрения этих людей, доказывает, что Господь якобы изначально одних людей предопределил ко спасению, а других к погибели. Таким образом, золотые и серебряные сосуды — праведники, которые таковыми стали фактически по принуждению Бога. А деревянные и глиняные сосуды, соответственно, — грешники, ставшие, в общем-то, невольной жертвой того же предопределения. Им уготована изначально самая печальная участь — и в земной жизни мучиться, и после смерти пребывать в адских мучениях. Почему? Потому что так якобы распорядился Бог.
Такая точка зрения не соответствует ни духу Священного Писания, ни христианской нравственности. Однако человек, как известно, стремится верить не в то, что истинно, а в то, что удобно. Например, английским колонистам в 17-м веке превратное толкование рассуждений апостола Павла позволило оправдать геноцид коренного населения Америки. Колонисты себя считали драгоценными сосудами Божиими, предопределёнными ко спасению, а индейцев — глиняными и деревянными горшками — которые не жалко и разбить. Толку-то от них?..
Но давайте посмотрим всё же на то, что на самом деле имеет в виду апостол Павел, когда рассуждает о двух типах сосудов. Он, с одной стороны, соглашается, что мы все рождаемся не в вакууме, стартовые позиции у нас действительно разные. Но это не означает, что существует не зависящая от человека предопределённость. Вовсе нет. Мы можем или улучшить то, чем обладаем, что нам дано. Или, наоборот, всё растерять, испортить, погубить. В этом и заключается свобода, дарованная нам Богом.
Апостол Павел прямо пишет, что сосуд драгоценный при неправильном использовании может превратиться в ёмкость, куда будут сливаться нечистоты. Сосуд же простой, наоборот, может чудесно переродиться, став вместилищем для самых ценных жидкостей. И апостол иллюстрирует свои размышления примером своего адресата — лица, которому изначально был направлен услышанный нами текст. Речь об апостоле Тимофее, еврее-полукровке, воспитанном бабушкой, т.к. он рос без отца. Для древних иудеев Тимофей был бастардом, то есть выродком. Для язычников — просто неудачником. Но апостол Павел в этом юноше, которого все считали (если использовать образ из послания) чуть ли не ночным горшком, разглядел чистое сердце, наполненное золотым светом любви к Богу и людям.
И Павел сделал всё, чтобы свет благодати внутри Тимофея разгорелся, и сам Тимофей стал драгоценным сосудом — примером для других христиан, их опорой и утешением. Что, в конечном счёте, и произошло. Но почему? Не потому, что так был изначально предопределено, а потому что и Павел, и Тимофей, каждый по-своему, усердно потрудились — стремились творить добро и уклоняться от тьмы пороков. И получается, что все мы (при всех имеющихся различиях) способны к удивительному преображению, которому Господь всячески способствует. Потому будем просить у Бога мудрости и сил. А в отношении других людей не станем спешить с выводами, определяя, из чего они сделаны — из золота или из глины. Чтобы не совершить досадных ошибок, способных лишить нас света благодати и превратить в никому не нужные черепки.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Псалом 127. Богослужебные чтения
Наверное, у каждого человека иногда возникает «картина счастья». Давайте послушаем 127-й псалом, который сегодня читается в храмах за богослужением, и поразмышляем о том, что есть счастье, и об его истоках.
Псалом 127.
Песнь восхождения.
1 Блажен всякий боящийся Господа, ходящий путями Его!
2 Ты будешь есть от трудов рук твоих: блажен ты, и благо тебе!
3 Жена твоя, как плодовитая лоза, в доме твоём; сыновья твои, как масличные ветви, вокруг трапезы твоей:
4 так благословится человек, боящийся Господа!
5 Благословит тебя Господь с Сиона, и увидишь благоденствие Иерусалима во все дни жизни твоей;
6 увидишь сыновей у сыновей твоих. Мир на Израиля!
Прозвучавший псалом — как маленькая икона счастья: дом, многодетная счастливая семья, виноградная лоза, оливковые ветви, общий стол, благоденствующий город. Но эта «идиллия» написана очень трезво: она вырастает не из удачи и не из «правильного тайм-менеджмента», а из одного корня — «страха Господня».
Псалом как бы обрамляется идеей «страха Божия» — и в начале, и ближе к середине речь идёт о благословении «боящегося Господа». Этот страх — не паника перед «карателем-Богом», а трепет перед Его величием и добротой. Любовь не отменяет такой страх, а преображает его: рабский ужас исчезает, остаётся дерзновение сына, который боится не наказания, а разрыва общения.
Мы сегодня из разных источников слышим о том, что страх — это плохо, страх — это «негативная эмоция», которую необходимо тщательно «проработать» у своего психотерапевта. Но едва ли мы скажем, что страх оступиться на краю обрыва — тоже «разрушительная сила» в человеке, и его надо мужественно преодолеть! Страх страху — рознь; и одно дело, когда страх становится «внутренним демоном» личности, подчиняя ему всю жизнь и отравляя её, — и совершенно другое дело, когда глубинное, трепетное переживание близости Бога, Его Любви и Правды оказывает выстраивающее — так и хочется сказать — «конституирующее» — действие на всего человека.
Современный мыслитель Бён Чхоль Хан говорит о том, что подлинная любовь живёт не «позитивными чувствами», а именно «негативностью отсутствия», ожиданием, обращённостью к тому, «чего ещё нет», и благодаря этому противостоит превращению другого в лишённый всякой тайны «товар». Страх Божий — как раз и есть признание радикальной инаковости Бога и готовность идти за Ним, Его непредсказуемым и неуправляемым путём, а не за своим комфортом.
Вот эта открытость навстречу Богу — с пониманием несоразмерности своего и Божественного масштабов — и есть, по мысли псалмопевца, главное условие, даже — гарант! — возможности всей картины счастья, так красочно и описанной в сегодняшнем псалме!
Псалом 127. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 127. (Церковно-славянский перевод)











