
Апостол Павел
Рим., 92 зач., VI, 11-17.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Жить ради себя или жить ради других? Это выбор, который в той или иной степени стоит перед всяким человеком. Тот отрывок из 6 главы послания апостола Павла к Римлянам, который звучит сегодня в православных храмах, рассматривает и даёт характеристику каждому из этих двух сценариев. Давайте послушаем.
Глава 6.
11 Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем.
12 Итак да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его;
13 и не предавайте членов ваших греху в орудия неправды, но представьте себя Богу, как оживших из мертвых, и члены ваши Богу в орудия праведности.
14 Грех не должен над вами господствовать, ибо вы не под законом, но под благодатью.
15 Что же? станем ли грешить, потому что мы не под законом, а под благодатью? Никак.
16 Неужели вы не знаете, что, кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или рабы греха к смерти, или послушания к праведности?
17 Благодарение Богу, что вы, быв прежде рабами греха, от сердца стали послушны тому образу учения, которому предали себя.
По учению отцов христианской Церкви, одно из последствий грехопадения заключается в том, что человек был одет в грубую плоть. Плоть, на языке Библии, это не материя, это не наше телесное начало. Скорее, это определённый образ мысли, чувств и действий. Это те установки нашего ума, которые подталкивают нас ко греховным поступкам. Преподобный Максим Исповедник говорил о том, что грех рождается от того, что все люди стремятся к удовольствиям и бегут от страданий. Все свои жизненные силы мы направляем на то, чтобы поудобней и как можно комфортней устроится в этой жизни. Отсюда всякие излишества, нарушения закона, порабощение страстям. Всё это пагубно сказывается на нашем теле, на нашей душе, это помрачает наш ум и отвлекает от Бога. И получается, что в жизни человека словно противодействуют две силы: одна стремится к Творцу, другая заставляет нас подчиняться животным инстинктам, своей биологической программе, направленной на выживание, побуждает нас быть зацикленными на себе, подталкивает всё больше и больше за счёт окружающего мира, за счёт других людей, удовлетворять желания нашей больной самости. Чем больше мы вовлечены в эту программу, тем больше мы потребляем. Чем больше потребляем, тем ещё большая жажда и голод открываются в нашей душе. И так по кругу. Я становлюсь одержимым людьми, идеями, имуществом. И мне всё время мало. Появляется зависимость от этого потребления. Я не мыслю себя без новой, ещё большей порции удовольствий. Я теряю свою волю, перестаю ощущать Творца, погружаюсь в состояние одиночества, изоляции от окружающих, страдаю и зачастую не понимаю, почему. Ведь мне кажется, что, когда я удовлетворяю все свои потребности, я делаю себе хорошо. Именно об этом состоянии говорит сегодня апостол Павел, когда упоминает о господстве греха в душе человека. Внутри меня словно живёт отвратительная жаба, которая, как чёрная дыра, поглощает всё, что попадается под руку. Это путь в пустоту, к смерти. Это мой персональный ад. Важно то, что, по мысли апостола, от этого состояния не спасает даже исполнение закона. Можно быть внешне добропорядочным человеком, но при этом иметь злое, завистливое сердце. И вся моя добропорядочность может закончиться в мгновение ока, когда жажда заговорит во мне с новой силой. Ведь как говорит народная мудрость, сколько волка не корми, а он всё равно в лес смотрит. Единственное, что может вытащить меня из этого состояния, — это благодать. То есть такое воздействие на моё сердце Бога, когда меняются установки моего ума. И вместо того, чтобы бежать от страданий и стремиться к удовольствиям ради себя любимого, я, вдохновлённый Духом Святым, начинаю жить вопреки этой животной программе. Я начинаю жить по Евангелию, которое говорит о том, что необходимо служить не себе, а другим людям. Необходимо постоянно усилием воли выводить себя из зоны комфорта. Совершать конкретные действия ради Бога и ближних, без страха потерять своё и ощутить при этом боль. Этот страх — не более чем защитный механизм нашего больного «я». Эта боль не более чем страдания нашего раздутого эгоизма, который сдувается, когда я совершаю поступки не ради себя, но ради других. Это судороги той самой отвратительной жабы, которая управляла моей жизнью. Наконец, это муки рождения нового человека внутри меня. Рождение меня настоящего. Меня свободного, такого, каким меня задумал и сотворил наш Небесный Отец.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) о Божественной благодати». Священник Анатолий Главацкий

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» ведущая Кира Лаврентьева вместе со священником Анатолием Главацким читали и обсуждали фрагменты, посвященные теме Божественной благодати, из сборника проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «Спешите идти за Христом».
Разговор шел о том, что такое Божественная благодать, как она на нас действует, что помогает, а что, наоборот, препятствует её стяжанию, в чем заключается ответственность человека перед Богом, а также что такое состояние прелести, чем оно опасно и как отличить его от благодатного состояния.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
Помогаем людям в Донецке вместе с фондом «Мои друзья»

При Свято-Николаевском храме в городе Донецке с 2007 года работает Семейный центр «Отрада». Здесь помогают людям в кризисной ситуации, семьям, одиноким старикам, а также подопечным социальных учреждений Республики. Все они обретают духовную, психологическую, гуманитарную и волонтёрскую помощь, а главное — человеческое, сердечное участие. Команда центра возвращает людям веру в добро и не даёт падать духом!
Семья Вербицких перебралась в Донецк после того, как в результате боевых действий потеряла всё — дом и большое хозяйство. Люди находились на грани отчаяния. Но сотрудники Православного центра «Отрада» окружили их таким вниманием и заботой, что в этих людях вновь загорелась искра жизни.
Проявлять участие ко всем, кто сюда обращается, удаётся с поддержкой добрых людей — кто нужные вещи передаст, кто продукты. «Наши подопечные принимают помощь с благодарностью. Они понимают, что не остались одни, что Господь через людей посылает им поддержку. И это позволяет им преодолевать трудности и даже помогать тем, кому ещё хуже», — рассказывают сотрудники центра «Отрада».
Сегодня Донецк находится в непростом положении — сохраняется ракетная опасность, есть перебои с водоснабжением, но город всё равно продолжает жить и людям здесь необходима помощь.
Сегодня у нас есть возможность поддержать жителей Донецка и его окрестностей. Сделать это можно на сайте фонда «Мои друзья», где открыт сбор на продукты для подопечных православного Семейного центра «Отрада».
Совсем недавно при участии слушателей Радио ВЕРА фонд «Мои друзья» отправил продуктовую помощь жителям Белгорода. А сейчас его команда просит поддержать людей в Донецке.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Великая Пятница. Крестные страдания Христа». Протоиерей Игорь Фомин

У нас в студии был настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского при МГИМО протоиерей Игорь Фомин.
Разговор шел о смыслах Великой Пятницы, о страданиях Иисуса Христа на Кресте и их значении для спасения людей, а также о тех словах, которые произносил Спаситель на Кресте.
Этой беседой мы завершили цикл из пяти программ, посвященных темам Страстной седмицы.
Первая беседа со священником Александром Сатомским была посвящена разговору о библейском патриархе Иосифе.
Вторая беседа с протоиереем Максимом Первозванским была посвящена притчам о талантах и о мудрых и неразумных девах.
Третья беседа со священником Андреем Щенниковым была посвящена тому, как женщина-грешница помазала Христа драгоценным миром и тому, как Иуда предал Спасителя.
Четвертая беседа с иеромонахом Геннадием (Войтишко) была посвящена установлению Спасителем таинства Причастия (Евхаристии) на Тайной Вечери.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер