Флп., 242 зач., II, 16-23.
16 содержа слово жизни, к похвале моей в день Христов, что я не тщетно подвизался и не тщетно трудился.
17 Но если я и соделываюсь жертвою за жертву и служение веры вашей, то радуюсь и сорадуюсь всем вам.
18 О сем самом и вы радуйтесь и сорадуйтесь мне.
19 Надеюсь же в Господе Иисусе вскоре послать к вам Тимофея, дабы и я, узнав о ваших обстоятельствах, утешился духом.
20 Ибо я не имею никого равно усердного, кто бы столь искренно заботился о вас, 21 потому что все ищут своего, а не того, что угодно Иисусу Христу.
22 А его верность вам известна, потому что он, как сын отцу, служил мне в благовествовании.
23 Итак я надеюсь послать его тотчас же, как скоро узнаю, что будет со мною.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Сегодняшнее чтение начинается с того, что апостол Павел выражает надежду на то, что труды его не будут напрасны. Действительно, каждому из нас, тех кто трудится хочется, чтобы его труд не был тщетным. Неслучайно, когда-то в записках из мертвого дома Достоевский писал, что бессмысленный труд может свести человека с ума. Мы готовы прикладывать усилия, даже очень значительные, но только если цель осмысленна, если действия не бесполезны.
Итак, апостол надеется, что проповедь его будет плодотворной. Но что же лежит в основании этой надежды? Апостол говорит слова, которые могут быть не вполне понятны. «Но если я и соделываюсь жертвою за жертву и служение веры вашей, то радуюсь и сорадуюсь всем вам». Вдумавшись в текст мы понимаем, что он имеет ввиду знакомую для них ситуацию. Дело в том, что слово соделываюсь, буквально переводится как возливаюсь. Как в ветхозаветном иудаизме, так и в языческих культах, существовало понятие жертвы возлияния, которая становилась как бы дополнением к основной жертве, возливалась на сжигаемые дары. Естественно, главной жертвой для человека обратившегося в христианство, оказывается не жертва внешняя, но жертва собой, предание себя Богу.
Услышав проповедь апостола, филиппийцы радикально изменили свою жизнь. Крещение, как умирание и воскресение со Христом — стало их жертвой, которую они приносят, начиная новую жизнь. Эта жертва — есть служение веры, то есть искренняя отдача себя во всей полноте, в каждом своем мнении и поступке. Видя их веру — апостол говорит, что радуется тому, что он своим служением, соучаствует в их жертве и может к ней приобщиться. Он радуется так, как радуется учитель — видя, что его жертва временем и силами не прошла даром, она не тщетна. Но Павел готов на большее — он не боится умереть за то, чтобы его ученики жили новой жизнью. Не боится сам и просит не бояться их самих, но напротив, — порадоваться вместе с ним. Апостол не переживает о своей смерти, и готов к жертве, гораздо более важным для него оказывается передать общину учеников в руки своего преемника — Тимофея. Говоря о нем, Павел формулирует важную черту тех, кому можно доверить заботу о Церкви: они должны искать не того, чего хочется им, но того, что угодно Христу.
Читая похвальные слова, которые апостол обращает к филиппийцам, каждый из нас может задуматься о своем. Кто-то о том, стала ли его жизнь жертвой Богу? Или о том, что значит жертвенно относиться к ближним? И умеем ли мы это делать? Но самое главное, думаю, каждый должен задуматься над тем, что для нас значит жизнь в Церкви? Чем она для нас является? Поиском своего или того, что угодно Господу Иисусу Христу?
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.