
Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Флп., 244 зач., III, 1-8.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Я думаю, каждому благонравному христианину хорошо известно состояние глубокого удовлетворения от исполненного нравственного долга — строго выдержанного поста, длительной молитвы, значимой помощи ближнему — и этот перечень можно продолжать долго. В третьей главе своего послания к Филиппийцам апостол Павел даёт нам очень конкретный совет, как следует дальше поступать с этими нашими «духовными инвестициями». Отрывок из этой главы читается сегодня во время литургии в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 3.
1 Впрочем, братия мои, радуйтесь о Господе. Писать вам о том же для меня не тягостно, а для вас назидательно.
2 Берегитесь псов, берегитесь злых делателей, берегитесь обрезания,
3 потому что обрезание — мы, служащие Богу духом и хвалящиеся Христом Иисусом, и не на плоть надеющиеся,
4 хотя я могу надеяться и на плоть. Если кто другой думает надеяться на плоть, то более я,
5 обрезанный в восьмой день, из рода Израилева, колена Вениаминова, Еврей от Евреев, по учению фарисей,
6 по ревности — гонитель Церкви Божией, по правде законной — непорочный.
7 Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою.
8 Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа
Для начала немного углубимся в греческий текст прозвучавшего сейчас послания к Филиппийцам. Апостол Павел использует понятия вполне земные, даже рыночные: ζημία — «ущерб» или «потеря», κέρδος — выгода. Русский перевод как «тщета» и «превосходство» не показывает всей напряжённости апостольского образа: но ещё большая разница в другом слове — σκύβαλον — переведённом на русский как «сор». Но это не просто безобидный «мусор» — это именно вонючие отбросы.
Что же заставило Павла так жёстко выразиться? Именно то, что для определённой части христиан воспринималось как преимущество перед обратившимися язычниками — а именно изначальная причастность иудейской вере. Апостол хлёстко показывает, что ради Христа он «изверг из себя» все свои предыдущие превосходства — которые оказались не помощниками, а абсолютными препятствиями в его приближении к Иисусу. Казалось бы, всё то, чему многие искренне завидовали, — ритуальная чистота, благородство происхождения, близость к высоким духовным учителям, неукоризненная родословная — Павлом вдруг решительно обесценивается. Но зачем? Ответ — в словах, которые сразу же следуют за сегодняшним чтением: апостол Павел хочет «найтись во Христе» не с собственной праведностью от закона — но только с «праведностью по вере» — для которой дела, какими бы выдающимися они ни были, — всегда будут второстепенны.
Вывод, к которому апостол нас сегодня подталкивает, будет не очень для нас приятен. Вместе с апостолом мы призваны научиться все те добрые поступки и дела благочестия, которые совершаем, воспринимать в наших отношениях со Христом — как «отходы», то, что не может не появиться в процессе «готовки» или «переваривания пищи» — но что точно уж не стоит превозносить и поднимать на пьедестал или предъявлять другим людям.
И здесь хочется сделать небольшое уточнение. Любой, кто сам готовил какое-то блюдо, знает: никогда не бывает так, чтобы после готовки не оказалось отходов и мусора. Но представьте, что мы скажем о поваре, который вместо ароматно пахнущего блюда предложит гостям ресторана посмотреть, сколь сильно он насорил на кухне и как много кастрюль испачкал! У нас, христиан, есть только одно самое главное блюдо, на приготовление которого и должны тратиться все наши силы — это вера. Вера как состояние предельной открытости нашему Господу, абсолютного доверия и вверенности в Его руки. Нам постоянно хочется улизнуть, смыться, слиться из этого неустойчивого состояния — и все наши добрые дела, исполнение заповедей и церковных правил — не более чем инструменты, которые помогают нам удерживать себя в этом состоянии.
Как же важно почаще вспоминать эти слова апостола про «отходы» — особенно когда появляется помысел укорить своих домашних, вернувшись домой после долгой церковной службы!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
14 октября. О Святом храме Божьем как о лечебнице человеческих душ

12 октября Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную Литургию в новоосвящённом храме Святой Троицы в селе Саввино в Егорьевском районе Московской области.
На проповеди после богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви говорил о Святом храме Божьем как о лечебнице человеческих душ.
Переходя в порог Храма Божьего, каждый из нас должен осознавать, что он пришёл в лечебницу, он пришёл в больницу, в ту самую больницу, где его ждут, кто от него не потребует ничего. Если есть возможность пожертвовать — пожертвуйте что-то, а нет возможностей, никто тебе даже об этом не напомнит. Потому что Храм Божий — это есть лечебница, освобождающая нас от наших внутренних недугов. А каждый человек таким недугом страдает.
А лекарством в этой больнице является наша молитва и таинства. В первую очередь, таинство Святой Евхаристии — это причащение Тела и Крови Господа и Спасителя нашего, которому предшествовать должна исповедь. Исповедь в наших грехах.
Почему? Да потому что в злохудожную душу, как говорит Слово Божие, не входит премудрость, и она не обитает в теле, повинном в грехе. Поэтому, если душа злохудожная, если грех не раскаян, если всё это не переосмыслено, то требовать от Господа помощи несправедливо.
Конечно, справедливость божественная — это не то, что человеческая справедливость. И Господь прощает нам, грешным, наши грехи. Потому что Бог есть любовь.
Но в ответ на Божью любовь, ведь мы должны чем-то Ему отвечать, хотя бы самым малым: в храм ходить почаще. Но наступает воскресный день, и не к телевизору припадать с утра, а перекреститься, в храм пойти, взять детей с собой, супругу, если таковая есть, пойти помолиться и спросить у Господа помощи и прощения за свои грехи.
И с каким чувством обычно люди выходят из храма? Это с радостным, светлым. Никогда посещение храма не оставляет тяжелых чувств, за исключением, когда пришёл человек с плохими мыслями, искушать Бога: «Ну-ну, я вот сейчас помолюсь, посмотрим, ты поможешь мне или не поможешь?» Выходит и говорит: «Не помог, значит, и Бога нет». Вот если так, то ничего не получится.
А если мы со смирением, с любовью, с верой к Господу обращаемся и просим Его, даже иногда в мелочах (простите), но если эти мелочи для нас важны, то Господь в ответ на молитву и эти мелочи помогает исцелить.
Все выпуски программы Актуальная тема
14 октября. О встрече праведной Елисаветы и Богородицы

В 1-й главе Евангелия от Луки есть слова: «Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве её».
О встрече праведной Елисаветы и Богородицы — протоиерей Владимир Быстрый.
После Благовещения, после явления Архангела Гавриила с Благой Вестью, Пресвятая Дева Мария с поспешностью идёт в Нагорную страну, чтобы посетить свою родственницу Елизавету. Она несёт в себе величайшую тайну и идёт не только для служения, но и чтобы узреть знамение веры: беременность престарелой Елизаветы.
И вот на пороге дома Захарии происходит чудо, которое потрясает до основания: при одном лишь звуке приветствия Марии младенец взыграл во чреве Елизаветы. И это не простое движение, это пророческий лик ещё не рождённого Иоанна Предтечи, который духом уже узрел пришедшего в мир Христа. Сама Елизавета, исполнившись Святого Духа, провозглашает: «Благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?»
Святитель Иоанн Златоуст обращает наше внимание на суть этого прославления. Елизавета ублажает Деву не только за то, что она зачала, но и за то, что уверовала. В этих словах блаженно уверовавшей — ключ ко всему.
Здесь, в смиренном доме, человеческая воля в лице Девы Марии даёт полный и радостный ответ на призыв Божий, открывая тем самым врата спасения для всего мира. Этот ответ «се, Раба Господня» становится для нас образом подлинного избранничества.
Быть избранником Божиим — это не путь к безмятежному покою, но сочетание верха блаженства с тяжестью креста. Это призвание к служению, которое потребует всей нашей жизни, всех душевных сил.
Истинное блаженство, как показала нам Богородица, рождается не в бегстве от скорбей, но в благоговейном приятии воли Божьей, которая одна только и делает нас причастниками вечной радости.
Все выпуски программы Актуальная тема
14 октября. Об истории Псково-Покровской иконы Богородицы

Сегодня 14 октября. Церковь чтит Псково-Покровскую икону Богородицы.
О её истории — протоиерей Василий Гелеван.
Псково-Покровская икона Божией Матери явилась в 1581 году, и её чудесное явление связано с именем старца Дорофея. Дело было так, что возле городских стен уже стояли вражеские ополчения во главе со Стефаном Баторием, и, в общем, неминуемо угрожала городу гибель.
Когда что-то подобное происходило с Москвой, к примеру, люди сразу прибегали к молитве. Смоленск, Москва, Рязань, любые города — люди сразу прибегали к молитве Божьей Матери о заступлении. Потому и Россия называется уделом Божьей Матери, потому что есть потрясающий опыт, веками проверенный. Мы сразу молимся, и Богородица откликается, что есть эта обратная связь.
И вот тогда, в далёком XVI веке, в далёком от Москвы Пскове, люди русские пришли и помолились, причём начиная от архиереев и заканчивая вот этим кузнецом старцем Дорофеем. Люди искренне припали к Божьей Матери, со слезами просили избавления и получили его.
Матерь Божья, согласно видению, вошла в Покровскую церковь, потому и название иконы такое — Псково-Покровская икона Божией Матери.
Печерский монастырь мы все хорошо знаем. Уже оттуда пришла икона умиления, опять же, Божьей Матери, как подтверждение присутствия Матери Божьей и избавления.
Этот механизм работает и сегодня, и во все времена. Когда мы искренне просим Богородицу, она отзывается, приходит и помогает.
Все выпуски программы Актуальная тема