Послание к Филиппийцам святого апостола Павла - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Послание к Филиппийцам святого апостола Павла

Поделиться Поделиться

Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери

Флп., 244 зач., III, 1-8.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.

Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Я думаю, каждому благонравному христианину хорошо известно состояние глубокого удовлетворения от исполненного нравственного долга — строго выдержанного поста, длительной молитвы, значимой помощи ближнему — и этот перечень можно продолжать долго. В третьей главе своего послания к Филиппийцам апостол Павел даёт нам очень конкретный совет, как следует дальше поступать с этими нашими «духовными инвестициями». Отрывок из этой главы читается сегодня во время литургии в православных храмах. Давайте послушаем.

Глава 3.

1 Впрочем, братия мои, радуйтесь о Господе. Писать вам о том же для меня не тягостно, а для вас назидательно.

2 Берегитесь псов, берегитесь злых делателей, берегитесь обрезания,

3 потому что обрезание — мы, служащие Богу духом и хвалящиеся Христом Иисусом, и не на плоть надеющиеся,

4 хотя я могу надеяться и на плоть. Если кто другой думает надеяться на плоть, то более я,

5 обрезанный в восьмой день, из рода Израилева, колена Вениаминова, Еврей от Евреев, по учению фарисей,

по ревности — гонитель Церкви Божией, по правде законной — непорочный.

7 Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою.

8 Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа

Для начала немного углубимся в греческий текст прозвучавшего сейчас послания к Филиппийцам. Апостол Павел использует понятия вполне земные, даже рыночные: ζημία — «ущерб» или «потеря», κέρδος — выгода. Русский перевод как «тщета» и «превосходство» не показывает всей напряжённости апостольского образа: но ещё большая разница в другом слове — σκύβαλον — переведённом на русский как «сор». Но это не просто безобидный «мусор» — это именно вонючие отбросы.

Что же заставило Павла так жёстко выразиться? Именно то, что для определённой части христиан воспринималось как преимущество перед обратившимися язычниками — а именно изначальная причастность иудейской вере. Апостол хлёстко показывает, что ради Христа он «изверг из себя» все свои предыдущие превосходства — которые оказались не помощниками, а абсолютными препятствиями в его приближении к Иисусу. Казалось бы, всё то, чему многие искренне завидовали, — ритуальная чистота, благородство происхождения, близость к высоким духовным учителям, неукоризненная родословная — Павлом вдруг решительно обесценивается. Но зачем? Ответ — в словах, которые сразу же следуют за сегодняшним чтением: апостол Павел хочет «найтись во Христе» не с собственной праведностью от закона — но только с «праведностью по вере» — для которой дела, какими бы выдающимися они ни были, — всегда будут второстепенны.

Вывод, к которому апостол нас сегодня подталкивает, будет не очень для нас приятен. Вместе с апостолом мы призваны научиться все те добрые поступки и дела благочестия, которые совершаем, воспринимать в наших отношениях со Христом — как «отходы», то, что не может не появиться в процессе «готовки» или «переваривания пищи» — но что точно уж не стоит превозносить и поднимать на пьедестал или предъявлять другим людям.

И здесь хочется сделать небольшое уточнение. Любой, кто сам готовил какое-то блюдо, знает: никогда не бывает так, чтобы после готовки не оказалось отходов и мусора. Но представьте, что мы скажем о поваре, который вместо ароматно пахнущего блюда предложит гостям ресторана посмотреть, сколь сильно он насорил на кухне и как много кастрюль испачкал! У нас, христиан, есть только одно самое главное блюдо, на приготовление которого и должны тратиться все наши силы — это вера. Вера как состояние предельной открытости нашему Господу, абсолютного доверия и вверенности в Его руки. Нам постоянно хочется улизнуть, смыться, слиться из этого неустойчивого состояния — и все наши добрые дела, исполнение заповедей и церковных правил — не более чем инструменты, которые помогают нам удерживать себя в этом состоянии.

Как же важно почаще вспоминать эти слова апостола про «отходы» — особенно когда появляется помысел укорить своих домашних, вернувшись домой после долгой церковной службы!


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Мы в соцсетях
ОКВКТвиттерТГ

Также рекомендуем