
Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Флп., 244 зач., III, 1-8.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Я думаю, каждому благонравному христианину хорошо известно состояние глубокого удовлетворения от исполненного нравственного долга — строго выдержанного поста, длительной молитвы, значимой помощи ближнему — и этот перечень можно продолжать долго. В третьей главе своего послания к Филиппийцам апостол Павел даёт нам очень конкретный совет, как следует дальше поступать с этими нашими «духовными инвестициями». Отрывок из этой главы читается сегодня во время литургии в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 3.
1 Впрочем, братия мои, радуйтесь о Господе. Писать вам о том же для меня не тягостно, а для вас назидательно.
2 Берегитесь псов, берегитесь злых делателей, берегитесь обрезания,
3 потому что обрезание — мы, служащие Богу духом и хвалящиеся Христом Иисусом, и не на плоть надеющиеся,
4 хотя я могу надеяться и на плоть. Если кто другой думает надеяться на плоть, то более я,
5 обрезанный в восьмой день, из рода Израилева, колена Вениаминова, Еврей от Евреев, по учению фарисей,
6 по ревности — гонитель Церкви Божией, по правде законной — непорочный.
7 Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою.
8 Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа
Для начала немного углубимся в греческий текст прозвучавшего сейчас послания к Филиппийцам. Апостол Павел использует понятия вполне земные, даже рыночные: ζημία — «ущерб» или «потеря», κέρδος — выгода. Русский перевод как «тщета» и «превосходство» не показывает всей напряжённости апостольского образа: но ещё большая разница в другом слове — σκύβαλον — переведённом на русский как «сор». Но это не просто безобидный «мусор» — это именно вонючие отбросы.
Что же заставило Павла так жёстко выразиться? Именно то, что для определённой части христиан воспринималось как преимущество перед обратившимися язычниками — а именно изначальная причастность иудейской вере. Апостол хлёстко показывает, что ради Христа он «изверг из себя» все свои предыдущие превосходства — которые оказались не помощниками, а абсолютными препятствиями в его приближении к Иисусу. Казалось бы, всё то, чему многие искренне завидовали, — ритуальная чистота, благородство происхождения, близость к высоким духовным учителям, неукоризненная родословная — Павлом вдруг решительно обесценивается. Но зачем? Ответ — в словах, которые сразу же следуют за сегодняшним чтением: апостол Павел хочет «найтись во Христе» не с собственной праведностью от закона — но только с «праведностью по вере» — для которой дела, какими бы выдающимися они ни были, — всегда будут второстепенны.
Вывод, к которому апостол нас сегодня подталкивает, будет не очень для нас приятен. Вместе с апостолом мы призваны научиться все те добрые поступки и дела благочестия, которые совершаем, воспринимать в наших отношениях со Христом — как «отходы», то, что не может не появиться в процессе «готовки» или «переваривания пищи» — но что точно уж не стоит превозносить и поднимать на пьедестал или предъявлять другим людям.
И здесь хочется сделать небольшое уточнение. Любой, кто сам готовил какое-то блюдо, знает: никогда не бывает так, чтобы после готовки не оказалось отходов и мусора. Но представьте, что мы скажем о поваре, который вместо ароматно пахнущего блюда предложит гостям ресторана посмотреть, сколь сильно он насорил на кухне и как много кастрюль испачкал! У нас, христиан, есть только одно самое главное блюдо, на приготовление которого и должны тратиться все наши силы — это вера. Вера как состояние предельной открытости нашему Господу, абсолютного доверия и вверенности в Его руки. Нам постоянно хочется улизнуть, смыться, слиться из этого неустойчивого состояния — и все наши добрые дела, исполнение заповедей и церковных правил — не более чем инструменты, которые помогают нам удерживать себя в этом состоянии.
Как же важно почаще вспоминать эти слова апостола про «отходы» — особенно когда появляется помысел укорить своих домашних, вернувшись домой после долгой церковной службы!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
5 июня. Об обетованиях Господа

В 16-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа: «Истинно, истинно говорю вам: о чём ни попросите Отца во имя Моё, даст вам».
Об обетованиях Господа — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Если Бог что-то обещает, то Он обязательно исполнит, кроме тех случаев, когда Его слова побуждают к изменению нравственного состояния людей, используются как педагогический приём.
Например, пророк Иона объявил ниневитянам: «Еще сорок дней, и Ниневия будет разрушена». Это были слова Господа, которые передал грешникам Божий пророк. Однако покаяние жителей Ниневии изменило гнев Божий на милость.
Здесь же, во время беседы Христа с учениками, Спаситель двойным повторением слова «истинно» усиливает обещание, придавая ему абсолютное значение.
Почему Господь готов исполнить любую просьбу Своих учеников? По двум причинам. Во-первых, эта просьба будет во имя Отца, то есть она не будет носить праздный характер, а направлена на проявление Божьей заботы о людях. Просьбы учеников будут полностью согласны с волей Божественной, отображением небесной любви. Во-вторых, просьбы апостолов будут исходить от чистого сердца. Ведь мы знаем, что грешников Бог не слушает, но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает.
Поэтому Христос готов выполнить и наши любые просьбы, лишь бы они касались спасения души и исходили от чистого сердца.
Все выпуски программы Актуальная тема
5 июня. О почитании преподобного Давида Гареджийского

Сегодня 5 июня. День памяти преподобного Давида Гареджийского, жившего в шестом веке.
О его почитании — священник Стахий Колотвин.
Великие просветители грузинской земли, 13 сирийских отцов, возглавлялись преподобным Иоанном Зедазнийским.
Однако на Руси более всего известен один из его учеников, причём не самый значимый в плане церковного сана, потому что были ученики Иоанна Зедазнийского и епископы. Но тем не менее, можно сказать, главный чудотворец — преподобный Давид Гареджийский.
Человек, который жил рядом с людьми, проповедовал, старался их наставить, и только потом, когда понял, что ожесточение сердца человеческого достигает некоторых крайностей, что невозможно проповедь вести, удаляется в самую дальнюю из всех 13 ассирийских отцов пустыню. И там в не меньшей степени помогает людям.
Мы смотрим, про преподобного Давида ходит такая зачастую очень страшная легенда, что вот он якобы женщину, которая ложное обвинение возвела, что он помолился, и у неё вместо ребенка камень родился. Тут, конечно, в день его памяти надо развеять такую настоящую клевету. Тут некоторая путаница случилась. Мы знаем, что преподобный Давид ходил в Святую Землю и унёс с собой не три, а по ограничению божественному лишь один камень, но который хранил благодать всей Святой Земли.
Поэтому тоже в народном сознании один элемент жития преподобного смешался с другим, с историей о вразумлении женщины-клеветницы, и получился уже некоторый такой языческий вывод. Поэтому точно так же, дорогие друзья, помолимся преподобному Давиду не только, чтобы он помог своим чудотворным заступничеством перед Богом, но и чтобы мы, читая «Жития святых», могли отделить какое-то человеческое, наносное, легендарное от того, что действительно нас приблизит к Богу.
Все выпуски программы Актуальная тема
5 мая. О творчестве Петра Клодта

Сегодня 5 июня. В этот день в 1805 году родился скульптор Пётр Клодт.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Пётр Карлович Клодт. Замечательный российский скульптор немецкого и итальянского происхождения, русский человек по духу.
Получив военное образование, несомненное призвание нашёл в рисунке, в художестве, и предметом его внимания были лошади. Поступив в Академию художеств, стал любимцем государя Николая Павловича I, который и начал делать ему заказы, и вплоть до своей кончины отличал Петра Карловича, мало-помалу возведя его в достоинство одного из первых скульпторов России.
Главным памятником творчества Петра Карловича являются фигуры спешившихся наездников, которые держат под уздцы лошадей у Аничкова моста. Вглядываясь в эти шедевры, вы понимаете, какого искусства достиг художник, соединил в своём творчестве два призвания — собственно, скульптора и литейщика.
Впрочем, не только лошади были предметом его внимания. Мраморный дворец, храм Христа Спасителя в Москве, фигура князя Владимира в Киеве — это действительно плоды классического образца, свидетельствующие о высоком уровне художественного мышления.
И сегодня, посещая Санкт-Петербург, знакомясь с шедевральными работами этого скульптора, мы чувствуем потребность и познавать, и творить самим, не в отрыве от тысячелетнего развития России под знаком веры, православия и христианских ценностей.
Все выпуски программы Актуальная тема