
Рембрандт. Апостол Павел в темнице. 1627
Флп., 239 зач., I, 27 - II, 4.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Апостол Павел довольно часто в своих посланиях упоминает, что могут быть самые разные мотивы для тех или иных действий человека, но далеко не все мотивы даже для, как кажется, богоугодных дел, могут быть расценены как достойные христианина. Собственно, в словах апостола Павла нет ничего нового и неожиданного, о том же самом говорил Своим ученикам и Христос, Он тоже неоднократно упоминал, что не так важны внешние проявления, как сердечные устремления, которые являются движущей силой для внешнего. Упоминал Спаситель и о том, что в ряде случаев внешнее благочестие представляет собой не выражение благородства души, а совсем иные духовные состояния, к примеру, тщеславие. Апостол Павел, не сказав ничего нового по сути, развил и дополнил слова Христа. Давайте послушаем, как он это сделал в отрывке из 1-й и 2-й глав Послания к Филиппийцам. Этот отрывок звучит сегодня во время богослужения в православных храмах.
Глава 1.
27 Только живите достойно благовествования Христова, чтобы мне, приду ли я и увижу вас, или не приду, слышать о вас, что вы стоите в одном духе, подвизаясь единодушно за веру Евангельскую,
28 и не страшитесь ни в чем противников: это для них есть предзнаменование погибели, а для вас — спасения. И сие от Бога,
29 потому что вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него
30 таким же подвигом, какой вы видели во мне и ныне слышите о мне.
Глава 2.
1 Итак, если есть какое утешение во Христе, если есть какая отрада любви, если есть какое общение духа, если есть какое милосердие и сострадательность,
2 то дополните мою радость: имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны;
3 ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя.
4 Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других.
Апостол Павел призывал своих адресатов жить «достойно благовествования Христова», здесь же он дал разъяснение своей мысли, и указал на то, что именно он понимал под такой жизнью. С точки зрения апостола, жизнь, «достойная благовествования Христова», сводится к тому, чтобы «стоять в едином духе, подвизаясь единодушно за веру Евангельскую», «быть единодушными и осмысленными», а также «ничего не делать по любопрению или по тщеславию». Обращает на себя внимание тот факт, что апостол в этом отрывке ничего не написал относительно иных аспектов жизни по Евангелию: он не написал, к примеру, о милосердии или же о постах и молитвах. Жизнь, «достойную благовествования Христова», апостол Павел свёл к сохранению единства между христианами и напомнил, что единство немыслимо без ограничения себя в тех проявлениях, которые столь часто являются движущими факторами во внехристианской среде.
Несомненно, апостол Павел был прав: мы, привыкшие свысока относиться к евангельским книжникам и фарисеям, зачастую мало чем от них отличаемся, мы также, как и они, иной раз действуем исключительно из тщеславия. В качестве примера можно вспомнить встречающиеся в христианской среде рассказы о том, как мы провели тот или иной пост, как мы были близки к церковному уставу и сколь продолжительны были наши молитвы. С одной стороны, молитва и пост — добрые вещи, но они нивелируются тогда, когда о них становится известно кому-либо ещё, кроме Бога и духовника. Если же мы оказываемся не в силах сдержать себя и делаем так, чтобы о наших аскетических усилиях узнали все, то этим самым уничтожается духовная польза от аскезы, и мы уподобляемся всё тем же книжникам и фарисеям, которых Спаситель упрекал в тщеславии (см. Мф. 23).
Но самая большая беда тщеславия в том, что оно, как о том и написал апостол Павел, наносит урон христианскому единству, оно рождает нездоровую зависть и уничтожает любовь. Ну а единство — это то, без чего немыслима Церковь. Дай Бог, чтобы мы услышали слова апостола как обращённые к каждому из нас лично и научились видеть в себе ростки тщеславия с тем, чтобы вовремя искоренять их.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
5 декабря. О добродетели благодарения Богу

В 4-й главе 1-го Послания апостола Павла к Тимофею есть слова: «Всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением».
О добродетели благодарения Богу — игумен Назарий (Рыпин).
Благодарность — это вообще духовное состояние христианина, необходимое, потому что в этом есть уже предвкушение жизни будущего века, где всякая тварь будет воздавать поклонение Богу и благодарение Ему. Поэтому очень важно в нашей христианской жизни не только каяться, не только смиряться, но, конечно же, иметь благодарность Богу.
И на это обращает внимание апостол Павел, чтобы мы в том, что избираем, благодарили Бога. Это отсылка ещё к иудейским воззрениям на чистые и нечистые продукты. И то, что было ещё апостолу Петру открыто, то, что Бога светил ты не скверни, то есть не оскверняй. Поэтому всё, что принимается с благодарением, будет нам на пользу, потому что не то, что входит в уста, оскверняет нас, — сам Христос сказал об этом в Евангелии, — но то, что исходит из наших уст. Это всякие гнилые слова, гневные слова, оскорбительные и так далее, слова, которые убивают.
Поэтому важно смотреть на то, что в нас, и с благодарением принимать то, что нам подаётся от Бога.
Все выпуски программы Актуальная тема
5 декабря. О мотивации добровольного служения ближним
Сегодня 5 декабря. День волонтёра в России.
О мотивации добровольного служения ближним — протоиерей Михаил Самохин.
Добровольчество — категория, безусловно, христианская. «Друг друга бремена носите, и так исполните закон Христов», — призывает нас святой апостол Павел. И это не только о взаимном терпении недостатков, к которому призван каждый из нас. Это и прямой призыв к тому, чтобы помогать ближним.
Пример добровольного служения ближним показали нам многие святые. Один из близких к нам по времени примеров — служение сёстрами милосердия святых царственных страстотерпцев, императрицы Александры и великих княжон Ольги, Татьяны, Марии, Анастасии. И это, конечно же, далеко не единственный пример.
Мотивация христианина, добровольно помогающего своему ближнему, предельно проста: он делает то, что делает ради Христа, видя в ближнем образ Спасителя и зная, что сам Господь поступал так же, исцеляя, воскрешая из милосердия, жалости и любви к людям.
К сожалению, сейчас доброе имя волонтёра стало использоваться разного рода посредниками. Между нашими воинами и тем, кто хочет им помочь здесь, в мирной жизни, волонтёрству нужно вернуть доброе имя. И сделать это можем в том числе и мы, православные христиане, своим примером, совершая подвиг служения ближним ради Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема
5 декабря. О личности Афанасия Фета

Сегодня 5 декабря. В этот день в 1820 году родился русский поэт и переводчик Афанасий Фет.
О его личности — протоиерей Василий Гелеван.
Воспоминания о детстве Афанасия Афанасьевича крайне редко встречаются. Это продиктовано особенностями характера его отца: он был человек суровый, скупой на ласку, а вот мать была терпеливой, покорной женщиной. В доме царила атмосфера тоски, мрака и тягости. Афанасию было просто неуютно в родительском доме, поэтому, как только получилась такая возможность, он тут же оставил родителей.
В 14 лет его огорошили известием о том, что он не имеет права носить фамилию своего отца, и дворянство тоже он лишается. А всё потому, что его родители венчались после того, как родился малыш. Суров закон, но закон. Конечно, это ударило по честолюбию юноши, и он поставил себе цель во что бы то ни стало однажды вернуть себе дворянство.
Когда-то в его жизни появилась девушка по имени Мария Лазич, сербских корней. Девушка, которая искренне любила его и которую он любил, но в то время он ещё был одержим своим идеями по восстановлению своего дворянского чина. И когда он сказал девушке о том, что сейчас не готов, что «мы ещё слишком бедны, у нас ещё своего угла нет», и всё прочее, что на самом деле актуально и сегодня, что можно услышать из уст молодых людей, что является своего рода препятствием к вступлению в брак, они всё оттягивают это на потом и даже вступать в брак не хотят. Всё встать на ноги хотят.
Вот история Афанасия Фета очень поучительна в этом смысле. Он сказал эти слова девушке, а девушка ему ответила, что она готова с ним идти на край света и даже просто впроголодь жить, но лишь бы только вместе с ним.
А он развернулся и поехал по служебным делам. И вскоре, когда командировка кончилась, он вернулся и узнал, что на самом деле случилась трагедия, что девушка сгорела буквально заживо. Его единственная любовь ушла из этого мира, и он понял, что он больше никогда не будет любить никого так и что ушла та, которая любила его больше, чем все вокруг. А он потом ещё женится, причём удачно, он станет богатым человеком и даже дворянство восстановит. Но счастья он больше никогда не встретит. И все его лирические посвящения будут адресованы Марии Лазич, единственной любви его жизни.
Все выпуски программы Актуальная тема











