Послание к Филиппийцам святого апостола Павла - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Послание к Филиппийцам святого апостола Павла

* Поделиться

Рембрандт. Апостол Павел в темнице. 1627

Флп., 239 зач., I, 27 - II, 4.

епископ Феоктист Игумнов

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Апостол Павел довольно часто в своих посланиях упоминает, что могут быть самые разные мотивы для тех или иных действий человека, но далеко не все мотивы даже для, как кажется, богоугодных дел, могут быть расценены как достойные христианина. Собственно, в словах апостола Павла нет ничего нового и неожиданного, о том же самом говорил Своим ученикам и Христос, Он тоже неоднократно упоминал, что не так важны внешние проявления, как сердечные устремления, которые являются движущей силой для внешнего. Упоминал Спаситель и о том, что в ряде случаев внешнее благочестие представляет собой не выражение благородства души, а совсем иные духовные состояния, к примеру, тщеславие. Апостол Павел, не сказав ничего нового по сути, развил и дополнил слова Христа. Давайте послушаем, как он это сделал в отрывке из 1-й и 2-й глав Послания к Филиппийцам. Этот отрывок звучит сегодня во время богослужения в православных храмах.

Глава 1.

27 Только живите достойно благовествования Христова, чтобы мне, приду ли я и увижу вас, или не приду, слышать о вас, что вы стоите в одном духе, подвизаясь единодушно за веру Евангельскую,

28 и не страшитесь ни в чем противников: это для них есть предзнаменование погибели, а для вас — спасения. И сие от Бога,

29 потому что вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него

30 таким же подвигом, какой вы видели во мне и ныне слышите о мне.

Глава 2.

1 Итак, если есть какое утешение во Христе, если есть какая отрада любви, если есть какое общение духа, если есть какое милосердие и сострадательность,

2 то дополните мою радость: имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны;

3 ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя.

4 Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других.

Апостол Павел призывал своих адресатов жить «достойно благовествования Христова», здесь же он дал разъяснение своей мысли, и указал на то, что именно он понимал под такой жизнью. С точки зрения апостола, жизнь, «достойная благовествования Христова», сводится к тому, чтобы «стоять в едином духе, подвизаясь единодушно за веру Евангельскую», «быть единодушными и осмысленными», а также «ничего не делать по любопрению или по тщеславию». Обращает на себя внимание тот факт, что апостол в этом отрывке ничего не написал относительно иных аспектов жизни по Евангелию: он не написал, к примеру, о милосердии или же о постах и молитвах. Жизнь, «достойную благовествования Христова», апостол Павел свёл к сохранению единства между христианами и напомнил, что единство немыслимо без ограничения себя в тех проявлениях, которые столь часто являются движущими факторами во внехристианской среде.

Несомненно, апостол Павел был прав: мы, привыкшие свысока относиться к евангельским книжникам и фарисеям, зачастую мало чем от них отличаемся, мы также, как и они, иной раз действуем исключительно из тщеславия. В качестве примера можно вспомнить встречающиеся в христианской среде рассказы о том, как мы провели тот или иной пост, как мы были близки к церковному уставу и сколь продолжительны были наши молитвы. С одной стороны, молитва и пост — добрые вещи, но они нивелируются тогда, когда о них становится известно кому-либо ещё, кроме Бога и духовника. Если же мы оказываемся не в силах сдержать себя и делаем так, чтобы о наших аскетических усилиях узнали все, то этим самым уничтожается духовная польза от аскезы, и мы уподобляемся всё тем же книжникам и фарисеям, которых Спаситель упрекал в тщеславии (см. Мф. 23).

Но самая большая беда тщеславия в том, что оно, как о том и написал апостол Павел, наносит урон христианскому единству, оно рождает нездоровую зависть и уничтожает любовь. Ну а единство — это то, без чего немыслима Церковь. Дай Бог, чтобы мы услышали слова апостола как обращённые к каждому из нас лично и научились видеть в себе ростки тщеславия с тем, чтобы вовремя искоренять их.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем