
Евр., 315 зач., VII, 1-6.
1 Ибо Мелхиседек, царь Салима, священник Бога Всевышнего, тот, который встретил Авраама и благословил его, возвращающегося после поражения царей, 2 которому и десятину отделил Авраам от всего,- во-первых, по знаменованию имени царь правды, а потом и царь Салима, то есть царь мира, 3 без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, уподобляясь Сыну Божию, пребывает священником навсегда.
4 Видите, как велик тот, которому и Авраам патриарх дал десятину из лучших добыч своих.
5 Получающие священство из сынов Левииных имеют заповедь — брать по закону десятину с народа, то есть со своих братьев, хотя и сии произошли от чресл Авраамовых.
6 Но сей, не происходящий от рода их, получил десятину от Авраама и благословил имевшего обетования.

Комментирует священник Антоний Борисов.
На страницах Библии встречаются действительно таинственные герои. Одним из них, безусловно, является Мелхиседек, легендарный царь загадочного государства Салим. С личностью Мелхиседека мы знакомимся благодаря Аврааму, который, возвращаясь из успешного военного похода, встречает этого правителя и неожиданно для всех жертвует ему десятую часть от всего завоеванного. Мелхиседек же предлагает родоначальнику народа еврейского хлеб и вино. Библия затем как будто забывает про таинственного правителя и вспоминает о нем века спустя в лице апостола Павла. Павел внимательно рассуждает о личности Мелхиседека в тексте своего послания в христианской общине Иерусалима. Рассуждает, естественно, не случайно, потому что для апостола царь Салима — это, прежде всего, символ Спасителя мира Иисуса Христа. Действительно, параллелей можно провести достаточно. Мелхиседек, как уже было сказано, предложил Аврааму хлеб и вино, что явно перекликается с поступком Христа. Спаситель на Тайной вечери преломил хлеб и благословил чашу с вином, совершив таинство Евхаристии. Хлеб и вино при этом таинственным образом стали Телом и Кровью Христовыми. Библия ничего не говорит о семейных связях Мелхиседека — мы не знаем имен его родителей, была ли у него жена, дети. Нам также ничего не известно о том, где он родился и при каких обстоятельствах умер. Многие аспекты жизни Христа для нас также сокрыты. Мы абсолютно ничего не знаем, так сказать, о Божественной предыстории биографии Спасителя — Его предвечное Рождение от Бога Отца для нас совершенно не понятно. Христос не нуждался в браке, у Него не было детей по плоти. Ведь Он пришел в наш мир не для ограниченного круга почитателей или родственников, а для искупления всего человечества. Мелхиседек именуется Библией не только царем, но и священником Бога Живого. Именно поэтому Авраам преклоняет перед ним колени и жертвует ему десятину. Христос — Божественный царь и истинный Первосвященник. Его благодатью живет наш мир, Его внеземной силой совершаются таинства Церкви. Для апостола Павла личность Мелхиседека имеет еще одно важное значение. В традиции древнего Израиля правом быть священнослужителями обладали только потомки Левия, сына праотца Иакова. Первосвященник же избирался из рода Аарона — брата пророка Моисея. Мелхиседек жил ранее возникновения всех перечисленных постановлений и явил собой пример того, что служение Богу зависит не от кровного родства, а от чистоты сердца и непорочности души. Христос обладает истинной святостью, более того, является ее Источником. А потому Он по праву и навеки занял место небесного Первосвященника, стал новым Мелхиседеком, чтобы благословить не только Авраама и его потомков, но и весь мир.
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема