
Евр., 322 зач., IX, 24-28.
Глава 9.
24 Ибо Христос вошел не в рукотворенное святилище, по образу истинного устроенное, но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие,
25 и не для того, чтобы многократно приносить Себя, как первосвященник входит во святилище каждогодно с чужою кровью;
26 иначе надлежало бы Ему многократно страдать от начала мира; Он же однажды, к концу веков, явился для уничтожения греха жертвою Своею.
27 И как человекам положено однажды умереть, а потом суд,
28 так и Христос, однажды принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Каждый раз, когда мы читаем или слушаем апостольское Послание к Евреям, необходимо для понимания его смысла иметь в виду известные нам особенности мировосприятия его адресатов, а также их понимание истинного богопочитания, которое имело своим основанием постановления закона Моисея, но если для христиан закон Моисея ограничивается его нравственными императивами, известными как «Десять заповедей», то для евреев закон был значительно шире — он, помимо норм морали, включал в себе постановления относительно устройства общественной жизни, относительно нечистоты, относительно жертвоприношений и многое другое.
Если мы обратим своё внимание на Талмуд, то, пожалуй, немало удивимся, обнаружив, что комментарии к Десяти заповедям закона Моисея составляют совсем небольшую его часть, тогда как комментарии относительно обрядов и жертвоприношений весьма пространны. Из самой это пропорции талмудических текстов можно сделать вывод, что люди Ветхого Завета понимали под угождением Богу не только тщательное исполнение Десяти заповедей, но и детальное следование всем прочим словам Бога, переданным народу Израиля через Моисея, для этих людей ошибка в принесении жертвы была ничем не лучше, скажем, нарушения заповеди, запрещающей воровство или убийство, и к тем, и к другим словам Пятикнижия они относились в равной степени серьёзно.
Но вот наступило время Нового Завета, Спаситель мира воплотился, пострадал, умер, воскрес и вознёсся. Человек обрёл свободу, мы больше не рабы греха, и не рабы смерти, человеческое естество пребывает на Престоле Бога-Отца, Христом нам дан новый закон — закон Духа Святого, закон невыразимый словами, и уже не мёртвая буква закона, а Животворящий Дух руководит человеком ко спасению. Обо всем этом немало сказано в апостольских Посланиях. При этом апостолы прекрасно понимали, что любой человек — крайне инертен, и вместе с этим труслив, а ещё мы все хотим чётких понятных инструкций, нам сложно находиться в ситуации неопределённости, нам нужно, чтобы кто-то ясно и недвусмысленно сказал, что нам делать и как.
Евангельское же благовестие устроено по иному принципу, оно не диктует нам шаги, оно призывает исполниться Святого Духа с тем, чтобы Он Сам нами руководил, и мы должны быть готовы к тому, что Его руководство одним человеком окажется совсем не похожим на руководство другим. Даже сегодня, по прошествии двух тысяч лет со дня Христова Рождества, нам очень непросто принять эту евангельскую идею, и можно лишь догадываться, насколько непросто было понять и согласиться с ней благочестивым евреям первого века по Рождестве Христовом, для них весть о дарованной Христом свободе от буквы закона ломала всю многовековую парадигму жизни.
В этом отрывке Послания к Евреям апостол затрагивает лишь одну часть традиционного Израильского устоя — закон о жертвах. Он пишет, что время очистительных, благодарственных и всех других видов жертв прошло, Христос Сам принёс Себя в Жертву, принёс однократно, Он — не животное, Он — Воплощённый Бог, а потому Его Жертва упраздняет все соответствующие постановления Ветхого Завета. Христос Своей Жертвой уничтожил грех, а потому любые другие жертвы, которые в эпоху Ветхого Завета должны были помогать устранять последствия греха, утратили свою актуальность.
Неизвестно, в какой степени услышали и поняли апостола его непосредственные адресаты, но это сейчас уже не имеет особого значения, имеет значение другое: насколько поняли его мы, ведь и нам зачастую кажется, что есть нечто иное, помимо Христа, то, что может нам помочь избежать трагических последствий греха, тогда как нет ничего и никого, кроме Него, только в Нём освобождение, надежда и блаженная вечная жизнь.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 120 зач., XVI, 1-16.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Одна из глубоких истин, которую сообщило людям христианство, заключается в том, что Бог — это любовь, которая не может оставаться в стороне, видя страдания человека. А потому Бог любит нас не издалека. Он действует. Он идёт на крест. К подобной любви Христос призывает и Своих учеников. Как же сформировать любовь в самом себе и в окружающих людях? Замечательный способ нам предлагает отрывок из 16-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 16.
1 Представляю вам Фиву, сестру нашу, диакониссу церкви Кенхрейской.
2 Примите ее для Господа, как прилично святым, и помогите ей, в чем она будет иметь нужду у вас, ибо и она была помощницею многим и мне самому.
3 Приветствуйте Прискиллу и Акилу, сотрудников моих во Христе Иисусе
4 (которые голову свою полагали за мою душу, которых не я один благодарю, но и все церкви из язычников), и домашнюю их церковь.
5 Приветствуйте возлюбленного моего Епенета, который есть начаток Ахаии для Христа.
6 Приветствуйте Мариам, которая много трудилась для нас.
7 Приветствуйте Андроника и Юнию, сродников моих и узников со мною, прославившихся между Апостолами и прежде меня еще уверовавших во Христа.
8 Приветствуйте Амплия, возлюбленного мне в Господе.
9 Приветствуйте Урбана, сотрудника нашего во Христе, и Стахия, возлюбленного мне.
10 Приветствуйте Апеллеса, испытанного во Христе. Приветствуйте верных из дома Аристовулова.
11 Приветствуйте Иродиона, сродника моего. Приветствуйте из домашних Наркисса тех, которые в Господе.
12 Приветствуйте Трифену и Трифосу, трудящихся о Господе. Приветствуйте Персиду возлюбленную, которая много потрудилась о Господе.
13 Приветствуйте Руфа, избранного в Господе, и матерь его и мою.
14 Приветствуйте Асинкрита, Флегонта, Ерма, Патрова, Ермия и других с ними братьев.
15 Приветствуйте Филолога и Юлию, Нирея и сестру его, и Олимпана, и всех с ними святых.
16 Приветствуйте друг друга с целованием святым. Приветствуют вас все церкви Христовы.
Ещё древнегреческие мудрецы заметили, что любовь и ненависть можно целенаправленно взращивать как в самом себе, так и в окружающих людях. Античная риторика утверждала, что эта работа начинается уже на уровне нашего повседневного общения. Иначе говоря, любовь и ненависть можно формировать словом. И ораторы Древней Греции и Рима досконально изучали, как это можно сделать технически.
Так, например, если интонация моей речи тороплива и монотонна, если я излагаю материал на птичьем, непонятном для слушателей языке, если мои истории полны логических нестыковок и противоречий, если я говорю больше или меньше, чем от меня ожидают, не к месту и не ко времени, если в моей речи много сухой теории, сумбур, мало примеров, если она вызывает неприятные ассоциации, если я слишком назойлив в своих поучениях, или, напротив, сваливаюсь с ними на голову слушателям один раз в год — во всех этих случаях всё, что я говорю, вызывает негатив вплоть до ненависти и отвращения. Причём не любить будут не только меня. Слушатели невольно будут испытывать неприязнь и к тому предмету, о котором я говорю.
Апостол Павел получил замечательное классическое образование. Он прекрасно владел ораторским искусством. А потому избегал этих ошибок в деле проповеди Евангелия. Он знал, как именно при помощи слова формировать в людях верные чувства и эмоции. И прозвучавший отрывок — яркий тому пример. Павел поимённо перечисляет ключевых участников Римской общины. Причём не только называет их имена, но и сопровождает каждое имя каким-то тёплым комментарием. Чтобы никто не почувствовал себя обделённым. Чтобы каждый ощутил ту заботу, которой пронизано это краткое письмо.
Подобная речевая стратегия сама по себе очень эффективна. Она открывала людей апостолу. Более того, в самой общине это создавало атмосферу доверия и взаимопонимания. Слово Павла помогало людям ощущать себя братьями и сёстрами. Будучи внимательным к тому, как и что он говорит, апостол показывал, какой должна быть норма внутрицерковных отношений. Это братство, семья, в которой люди призваны быть открытыми друг ко другу, в которой не может быть места для подозрительности, соперничества или превозношения. Но самое главное — Бог скреплял это слово Павла Своей благодатью. Он видел усердие Своего апостола, видел, как он старается даже в своей речи быть работником Его Евангелия, и давал этим человеческим словам нечеловеческую силу.
Это пример и для каждого из нас. Не стоит недооценивать то, что мы делаем своим словом. Всё то, что мы говорим, понуждая себя проявить любовь и заботу к ближним, хорошо уже само по себе. Уже само по себе такое слово несёт тепло и объединяет. Если же всё это мы произносим с мыслью послужить людям ради Христа, наши слова приобретают силу свыше. Дух Божий действует через них. И нам самим, и тем, к кому мы обращаемся, Он приносит великое утешение и тихую радость.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Религиозная философия К.Н. Леонтьева». Юрий Пущаев

У нас в студии был старший научный сотрудник философского факультета МГУ Юрий Пущаев.
Разговор шел об известном религиозном мыслителе 19го века — Константине Леонтьеве, в частности о его размышлениях о том, что такое «страх Божий» и чем, по его мнению, опасно так называемое «розовое христианство».
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных русским религиозным философам 19 века.
Первая беседа с заведующим кафедрой философии и религиоведения Свято-Тихоновского университета Константином Антоновым была посвящена Алексею Хомякову и Ивану Киреевскому;
Вторая беседа с доцентом философского факультета МГУ Борисом Межуевым шла о Федоре Михайловиче Достоевском, как о религиозном мыслителе;
Третья беседа с деканом философского факультета МГУ Алексеем Козыревым была посвящена известному религиозному мыслителю Владимиру Соловьеву.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер
«Вера и дело». Мирослава Сергеенко

Гостьей рубрики «Вера и дело» была учредитель и президент благотворительного фонда «Онкологика» Мирослава Сергеенко.
Наша гостья рассказала о том, как сама прошла через борьбу с тяжелой болезнью, и как сейчас строит работу фонда, чтобы оказываемая помощь была наиболее эффективна и полезна.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова
Все выпуски программы Вера и Дело