Мне кажется, большинство юных представительниц прекрасного пола мечтает вырасти и стать невестой, надеть белоснежный свадебный наряд и быть в нём самой красивой. По крайней мере я в детстве сооружала себе подвенечное платье, фату из старых тюлевых занавесок и крутилась у зеркала.
Да что там говорить о детстве! Образ невесты и сейчас меня манит. Непременно остановлюсь, если увижу молодожёнов. В первую очередь, чтобы полюбоваться на невесту. В день бракосочетания девушки бывают особенно красивыми. Конечно, они светятся прежде всего от счастья. Но не последнюю роль играет и свадебный наряд, который, как правило, подчеркивает особенности характера новобрачной, выражает её привычки и ценности.
Работая в храме, видела столько венчаний! На многих даже пела. Некоторые пары, в основном молодые, отличаются изысканностью нарядов, другие, постарше, часто выбирают для этого дня обычные костюмы — праздничные, но не специально свадебные. Но больше всего мне запомнилось одно особое венчание.
Андрей и Маша знали друг друга с самых ранних лет. Вместе с родителями ходили на службы в наш храм. Потом стали заниматься в воскресной школе, принимать участие в совместных поездках, помогать в церковных делах. Выросли и полюбили друг друга. В тот год они решили пожениться. Пришли к батюшке, который был духовником у их семей, за благословением повенчаться сразу после Рождественского поста. Но отец Александр сказал «нет».
— Нет, детки мои, до Рождества откладывать не будем. Благословляю венчаться до поста.
Это был совет опытного священника, которого у нас в храме почитали, как старца, и который хорошо знал, что и когда полезно его духовным чадам.
А на дворе-то уже стоял конец октября, то есть, на подготовку к свадьбе оставалось чуть больше месяца. Успеть подать заявление для регистрации в ЗАГСе оказалось не самым сложным в этом деле. А праздничное угощение! А наряды! Сшить подвенечное платье Маша решила сама, с помощью родных и подруг.
Наступил день венчания. Как сейчас вижу: открывается дверь, и в храм входят юные жених и невеста. Непередаваемо красивые. Кудрявый Андрейка в вышитой рубахе-косоворотке — и где только смогли найти такую? И буквально излучающая свет Маша. Длинное белое платье самого простого фасона ладно и аккуратно сидело на её невысокой фигурке, самодельная фата на небольшом веночке из цветов покрывала заплетенные в косу волосы. Щеки разрумянились от волнения — и это оказалось единственной краской на её лице, которому ещё совершенно не требовалась косметика. Не преувеличивая скажу: Мария была прекрасна. Настоящая русская красавица.
В тот день мне по-новому открылись слова апостола Петра: «Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценное пред Богом».
Я своими глазами увидела, что истинная красота — в чистоте и целомудрии. Вот оно — главное украшение, о котором стоит заботиться с детских лет и девочкам, и их родителям. Тогда у невесты будет самый лучший подвенечный наряд.
— Сегодня мы венчаем наших деток, — обратился к собравшимся в храме отец Александр. — Давайте помолимся!
Автор: Елена Тулисова
Все выпуски программы Частное мнение
Рядом с Пушкиным. Ольга Шушкова
Пушкина я горячо полюбила с детства и пронесла это чувство через всю жизнь. Помню, как ребёнком с радостью без конца повторяла строчки из сказок: «Ветер по морю гуляет...». А уже в зрелые годы с трепетом читала пушкинское покаянное: «И с отвращением читая жизнь мою, я трепещу и проклинаю, и горько жалуюсь, и горько слезы лью, Но строк печальных не смываю».
Я видела в Александре Сергеевиче живого, близкого человека, родную душу. Надо ли говорить, что он оказал на меня большое влияние, и что, поэтом я стала во многом благодаря и ему. А вот точно, благодаря кому получила я такое призвание — поняла уже много позже... Это — Господь!
Расскажу небольшую предысторию. Крестили меня еще ребенком. А в храм впервые привела родственница, когда у меня в жизни был тяжелый период. Это был храм «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке. Помню, как я сидела там на скамеечке, заливалась слезами. Поплакала, помолилась, и мне стало легче.
Второй раз пришла сама, когда снова обрушились неприятности — помнила, где становится легче. Поговорила с батюшкой — и опять отлегло. Стала приходить в храм регулярно. Выбрала себе местечко в центре храма около прохода.
И вот, спустя несколько месяцев я случайно прочитала в интернете, есть икона, на которой изображен мой любимый поэт! Точнее, там запечатлен сюжет поэтического диалога между святителем Филаретом Московским и Александром Сергеевичем Пушкиным. Поэт тогда написал стихи, в которых были следующие строки: «Дар напрасный, дар случайный, Жизнь, зачем ты мне дана?..» А после публикации получил ответ от святителя Филарета с такими словами: «Не напрасно, не случайно Жизнь от Бога мне дана...»
Пушкин с благодарностью написал стихотворный ответ будущему святому, в котором признал правоту митрополита и свои заблуждения, назвав их «скептическими куплетами».
Так вот, когда иконописцы писали образ митрополита Московского Филарета (Дроздова), вспомнили про эту историю. Изобразили рядом со святителем великого русского поэта. Как мне же мне захотелось посмотреть на эту икону!
И каково же было мое удивление, когда я узнала, что образ находится в храме Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»! В том самом, где я обрела душевный и духовный приют.
Я знала многие иконы в храме, они стали важными и любимыми для меня. Но — Александра Сергеевича я не видела.
Я переходила от одной иконы к другой, приглядывалась, внимательно изучала. Началась служба, и я остановилась на своем любимом месте в храме. И тут обнаружила — Пушкин смотрел прямо на меня! Икона со святителем Филаретом и любимым поэтом оказалась напротив моего места, но в глубине. Слезы благодарности выступили на глазах.
Я восприняла это как знак. Как будто Господь благословил меня. И теперь каждый раз, приходя на любимое место в храме, я кланяюсь святителю Филарету, улыбаюсь Александру Сергеевичу и благодарю Всевышнего за то, что, как отметил святитель Филарет в упомянутой переписке, «не без воли Бога тайной» все сложилось в моей жизни.
Господь говорит с каждым из нас через ситуации, через обстоятельства. Он знает, что для каждого человека дорого, что тронет душу.
Главное — суметь услышать Спасителя. На мой взгляд, для этого нужно учиться слушать Бога. Воспитывать душу. Учиться домашней молитве. И стремиться к Богу, хотеть быть рядом. Ходить в храм, участвовать в церковных таинствах, в соборной молитве. Христос посреди нас!
Автор: Ольга Шушкова
Все выпуски программы Частное мнение
26 декабря. О значении слов Христа о пророке Илии
В 9-й главе Евангелия от Марка есть слова Христа: «Говорю вам, что и Илия пришёл, и поступили с ним, как хотели, как написано о нём».
О значении этих слов Христа — протоиерей Владимир Быстрый.
Эти слова сказаны Господом в ответ на вопрос, с которым ученики обратились к Нему. Произошло это сразу после Преображения. По поверьям иудеев перед пришествием Мессии должен прийти Илия, пророк Божий Илия, и устроить все, то есть приготовить богоизбранный народ к грядущим событиям. И Господь говорит, что Илия уже пришел. Это Иоанн Креститель, пришедший в силе и духе Илииной. И с ним поступили так, как хотели, как написано о нем. Ведь это известное изречение пророка Малахии.
«Я пошлю вам Илию Фесвитянина прежде пришествия Дня Господня. Он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы я, придя, не поразил земли проклятием». Важно то, что из этих слов становится ясно, что долгожданный Мессия, долгожданный Спаситель мира уже пришел. Он уже идет своим путем. Путем страданий, путем воскресения.
Все выпуски программы Актуальная тема
26 декабря. О проповеди и хранении благой вести
В 6-й главе 1-го Послания апостола Павла к Тимофею есть слова: «Храни преданное тебе, отвращаясь негодного пустословия и прекословий лжеименного знания».
О проповеди и хранении благой вести — священник Родион Петриков.
Когда апостол Павел свидетельствует о том, что именно делает его проповедь сильной, он говорит так «Слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы». Апостол убежден, что слово проповедника должно прежде всего опираться на веру в исполнении духом святым, на помощь Божию, на силу, подаваемую свыше. Ведь если служитель слова будет полагать свой успех только в своих человеческих усилиях, в риторических приемах, в литературных эффектах, то речь его будет словно «медь звенящая» или «кимвал звучащий», если использовать сравнение самого же Павла. Яркая подача может быть просто завесой, скрывающей отсутствие духа истины. Красноречивая проповедь, лишенная благодатного внутреннего содержания — это пустословие души, которое не способно открыть правду и не способно наполнить светом. Духовные нужды тут не найдут своего ответа, а сердце слушателей останется без утешения. Если у проповедника нет нелицемерной веры, доброй совести, то слово его будет малодейственным, потому что уходит сила Божия. И все, что говорится таким человеком, Павел и называет одним словом — пустословие. А чтобы проповедь не оказалась пустословием, она должна быть сказана, как писал Иоанн Богослов, не словом или языком, но делом и истинно. А истина не столько доказуется, сколько показуется. И именно поэтому наша главная проповедь, конечно, звучит не с амвона храма, а именно тогда, когда мы сходим с амвона и выходим в саму жизнь.
Все выпуски программы Актуальная тема