
Мне кажется, большинство юных представительниц прекрасного пола мечтает вырасти и стать невестой, надеть белоснежный свадебный наряд и быть в нём самой красивой. По крайней мере я в детстве сооружала себе подвенечное платье, фату из старых тюлевых занавесок и крутилась у зеркала.
Да что там говорить о детстве! Образ невесты и сейчас меня манит. Непременно остановлюсь, если увижу молодожёнов. В первую очередь, чтобы полюбоваться на невесту. В день бракосочетания девушки бывают особенно красивыми. Конечно, они светятся прежде всего от счастья. Но не последнюю роль играет и свадебный наряд, который, как правило, подчеркивает особенности характера новобрачной, выражает её привычки и ценности.
Работая в храме, видела столько венчаний! На многих даже пела. Некоторые пары, в основном молодые, отличаются изысканностью нарядов, другие, постарше, часто выбирают для этого дня обычные костюмы — праздничные, но не специально свадебные. Но больше всего мне запомнилось одно особое венчание.
Андрей и Маша знали друг друга с самых ранних лет. Вместе с родителями ходили на службы в наш храм. Потом стали заниматься в воскресной школе, принимать участие в совместных поездках, помогать в церковных делах. Выросли и полюбили друг друга. В тот год они решили пожениться. Пришли к батюшке, который был духовником у их семей, за благословением повенчаться сразу после Рождественского поста. Но отец Александр сказал «нет».
— Нет, детки мои, до Рождества откладывать не будем. Благословляю венчаться до поста.
Это был совет опытного священника, которого у нас в храме почитали, как старца, и который хорошо знал, что и когда полезно его духовным чадам.
А на дворе-то уже стоял конец октября, то есть, на подготовку к свадьбе оставалось чуть больше месяца. Успеть подать заявление для регистрации в ЗАГСе оказалось не самым сложным в этом деле. А праздничное угощение! А наряды! Сшить подвенечное платье Маша решила сама, с помощью родных и подруг.
Наступил день венчания. Как сейчас вижу: открывается дверь, и в храм входят юные жених и невеста. Непередаваемо красивые. Кудрявый Андрейка в вышитой рубахе-косоворотке — и где только смогли найти такую? И буквально излучающая свет Маша. Длинное белое платье самого простого фасона ладно и аккуратно сидело на её невысокой фигурке, самодельная фата на небольшом веночке из цветов покрывала заплетенные в косу волосы. Щеки разрумянились от волнения — и это оказалось единственной краской на её лице, которому ещё совершенно не требовалась косметика. Не преувеличивая скажу: Мария была прекрасна. Настоящая русская красавица.
В тот день мне по-новому открылись слова апостола Петра: «Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценное пред Богом».
Я своими глазами увидела, что истинная красота — в чистоте и целомудрии. Вот оно — главное украшение, о котором стоит заботиться с детских лет и девочкам, и их родителям. Тогда у невесты будет самый лучший подвенечный наряд.
— Сегодня мы венчаем наших деток, — обратился к собравшимся в храме отец Александр. — Давайте помолимся!
Автор: Елена Тулисова
Все выпуски программы Частное мнение
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер