
Татьяна Любомирская
Мой день рождения в конце ноября, и с тех пор, как я переехала в Москву, это утро я стараюсь начинать с Литургии и Причастия. В моем родном городе такой возможности не было, так как в единственном храме службы проводились только по выходным и по большим праздникам. Но в столице верующие имеют огромное счастье причащаться в любой день, благо что во многих храмах Богослужения совершаются ежедневно.
Я люблю будничные службы. Нет обычной, неизбежной при большом количестве людей суеты. И всё же именно в свой день рождения мне почему-то всегда хотелось побывать на праздничной Литургии, послушать большой красивый хор, ощутить особую радость, которая бывает на торжественных Богослужениях. Такое вот, может быть, детское желание праздника как-то неосознанно мелькало у меня в голове, хотя я знала, что исполнить его будет сложно. Святой, чья память отмечается в этот день, в России малоизвестен. Я знала, что зовут его Григорий, но святых с этим именем много. Вряд ли в городе существует храм именно в его честь.
Господь сам привел меня в такой храм. И привел благодаря моей любимой подруге Маше, которая называет себя атеисткой. А я уверена, что она пока что ищет Бога, но обязательно найдет.
Дело было под Рождество. Я собиралась пойти на ночную Литургию в ближайший к дому храм и пригласила Машу составить мне компанию, будучи почти на сто процентов уверенной, что она откажется. Ночь, мороз, длинная служба... Кому из атеистов захочется простоять на ногах несколько часов, засыпая на ходу?
Но подруга неожиданно согласилась. Ей стало интересно, как проходят христианские Богослужения.
— А куда мы пойдем? — Спросила она.
— Я планировала идти в храм рядом с домом, — сказала я.
— Ну нет, это не интересно. Пойдем в совершенно новую церковь, где ты еще не была! Вот, давай выберем, — Маша открыла электронную карту и стала разглядывать храмы Москвы. — Смотри, есть церковь в честь святого Григория Неокесарийского. Мне нравится имя Неокесарийский. Нео — это звучит современно. Вот, давай пойдем туда.
Честно говоря, мне совсем не хотелось ехать в незнакомую церковь. Я думала, что подруга не выдержит и получаса, устанет и уйдет. А мне потом придется долго добираться до дома, ночью, в мороз. И это при том, что в моем районе есть прекрасный храм, где я очень люблю бывать. Но, с другой стороны, — подумала я, — если я откажусь, то и Маша не пойдет на службу. А мне важно показать ей христианство изнутри. Поэтому я согласилась. И мы поехали отмечать Рождество Христово в храм Григория Неокесарийского.
В дороге я решила почитать историю этой красивой старинной церкви. Оказалось, что она была основана еще в пятнадцатом веке. Великий князь Василий Второй дал обет Богу, что если он освободится из татарского плена, то построит храм в честь того святого, чья память будет совершаться в день, когда Василий вновь увидит стены Кремля. И князю действительно удалось вырваться из плена и вернуться в родную Москву. А Кремль он увидел в день памяти Григория Неокесарийского, который совпадает... с датой моего рождения!
Представляете? Я, уже давно мечтавшая встретить свой маленький личный праздник на торжественной Литургии, вдруг оказываюсь в храме, где в День моего рождения служится Престол. Разве это не чудесно, что Господь посылает нам даже такие радостные мелочи? Он словно говорит: для Меня нет ничего невозможного! Я слышу ваши мысли, я вижу ваши сердца. Если ваши желания светлы, чисты, полезны для вас, неужели Я их не исполню, мои дорогие дети?
Вот так, в свой день рождения Господь приготовил подарок на мой день рождения. И хотя до праздника еще далеко, я заранее предвкушаю эту маленькую, но такую долгожданную радость!
Автор: Татьяна Любомирская
Все выпуски программы Частное мнение
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер