Казанская икона Божией Матери многие века освящала покои русских царей. Впервые этот образ появился в стольном граде ещё в шестнадцатом веке. Это был самый первый список, созданный в год обретения святыни, 1579-ый. Икону представили Ивану Грозному как документальное подтверждение Казанского чуда. В ответ царь издал высочайшее повеление построить на месте явления чудотворного образа церковь во имя Пресвятой Богородицы и женский монастырь.
В период смутного времени Пресвятая Богородица через свой Московский список Казанского образа спасла Россию от лжецарей. Под Её покровом на трон взошла династия Романовых. Казанская икона Божией Матери стала святыней первого из новых царей, Михаила. При нём в 1636 году на Красной площади Москвы был построен каменный Казанский собор. Сын и преемник Михаила Фёдоровича, государь Алексей Михайлович, установил в 1649 году общенародное празднование Казанской иконы.
Пётр Великий посетил место обретения Казанского образа и приложился к иконе. Реликвия была полковой святыней императора во время Полтавской битвы. При перенесении столицы в Петербург, Пётр Первый привез в город на Неве старинный список Казанского образа.
Екатерина Вторая украсила явленную икону Богоматери бриллиантовой короной. Её сын, Павел Первый, лично заложил камень в основание Казанского собора в Богородицком монастыре в Казани.
Последнего Российского императора, Николая Александровича Романова, Казанский образ Божией Матери сопровождал и в счастливые, и в драматические моменты жизни. Одной из главных реликвий царственной семьи была венчальная икона Николая Второго и Александры Федоровны работы легендарного Карла Фаберже. Она представляла собой триптих с миниатюрами Благовещения, Спасителя и Казанским образом Божией Матери. Перед списком старинной иконы, явленной в Казани, государь молился и во время Первой мировой войны, и накануне чудовищной расправы над Романовыми в Ипатьевском доме Екатеринбурга. С нею Николай Александрович вошёл в Царствие Небесное.
Казанская святыня много веков была свидетельством участия Богородицы в судьбах России. Божия Матерь, молитвами благоверных царей и царственных мучеников, не оставляет нас своим покровительством и сегодня.
Все выпуски программы Небесная Заступница
16 ноября. О действии Божьей благодати

В 8-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа после исцеления Им кровоточивой: «Прикоснулся ко Мне некто, ибо Я чувствовал силу, исшедшую из Меня».
О действии Божьей благодати — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Евангельский отрывок об исцелении больной кровотечением женщины раскрывает не только силу веры болящей, но и приоткрывает завесу действия Божией благодати. Как мы знаем, Вселенная сотворена Господом, Бог вездесущий, и в этом мире Он проявляет Себя через действия Божией благодати.
Иногда она бывает видима, как исходящий от Христа свет или слава, которую лицезрели апостолы на Фаворе. В данном случае эта благодать проявила себя как сила, исшедшая от Христа.
Конечно, мы не можем на себе прочувствовать, как сила благодати исходила из тела Христова, ведь мы не боги, но однозначно утверждаем, слова Господа об исходящей из Него силе сказаны для нашего понимания, что произошедшее было не обманом, призрачным явлением или шарлатанством.
Христос говорит о действительном исцелении женщины и открывает, какова причина её исцеления, то есть исшедшая из Него благодать. Хотя для самого Господа все было очевидным и не требовало исследования, кто прикоснулся к Нему, однако всё это Он проговаривает вслух, чтобы мы умели разбираться в невидимых нами, но действительных явлениях Божией благодати.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 ноября. О предназначении человека
Во 2-й главе Послания апостола Павла к эфесянам есть слова: «Мы — Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять».
О предназначении человека — протоиерей Владимир Кашлюк.
Святой апостол Павел отражает ключевую идею христианского учения о предназначении человека. Она объединяет несколько важных аспектов, а именно: связь с Богом через Иисуса Христа, созидательную природу человека и конкретизацию его миссии в совершении добрых дел.
В православном вероучении особое внимание уделяется теме обожения, то есть процессу преображения человека через сакральное соединение с Богом. Добрые дела в этом контексте становятся инструментом обновления не только окружающего мира, но и собственной человеческой души.
Предназначение человека, согласно христианскому учению, — это не пассивное существование, а активное соучастие в божественном замысле. Созданные во Христе, люди призваны через добрые дела, совершаемые с чистым сердцем, уподобляться Богу, преобразовывать мир и вести других ко спасению.
Как подчеркивает апостол Павел, у каждого человека есть уникальный план и цель, которые в конечном итоге приведут к славе Божией.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 ноября. О подвиге Праведной Снандулии Персидской

Сегодня 16 ноября. Церковь чтит память Праведной Снандулии Персидской, жившей в четвёртом веке.
О её подвиге — протоиерей Максим Горожанкин.
Святая праведная Снандулия жила в Персии и исповедовала Господа нашего Иисуса Христа. Во время гонения на христиан более ста человек были арестованы и после полугодичного содержания в тюрьме казнены.
Саму Снандулию не арестовали, она была мирянкой, а целью гонений были аресты клириков, священников, диаконов, монашествующих. Царь Сапор полагал стратегически, что, арестовывая духовенство, он таким образом обезглавит Церковь. И церковная община, не имея иерархического возглавления, закончит своё существование естественным образом. Если некому совершать таинства, если некому рукополагать священников, то Церковь физически не сможет существовать.
Вот Снандулия, избежав ареста, узнала дату казни всех арестованных и организовала пышную трапезу. И каждому, кто приходил на эту трапезу, она дарила белоснежную одежду.
И в день казни, когда всех мучеников обезглавили, святая праведная Снандулия смогла выкрасть святые мощи этих мучеников и захоронить их, спася их тем самым от поругания и надругательств.
Все выпуски программы Актуальная тема







