
Фото: Kévin et Laurianne Langlais/Unsplash
С сожалением приходится признать, что в христианском мире сегодня нет единства. В настоящее время имеется огромное количество людей (порядка двух миллиардов), которые называют себя христианами, но к Православной Церкви не принадлежат. Среди многочисленных христианских сообществ, не имеющих общения с Православием, находится и Коптская церковь. Коптами принято называть потомков древних египтян, которые в отличие от арабов и являются настоящим историческим населением Египта. Слово «копт» образовано от древнегреческого названия Египта — «Айгюптус». До пятого века копты были православными, а затем в силу конфликта с другими православными христианами отделились и образовали собственную церковь.
Христианство в коптской традиции очень своеобразно и имеет множество самобытных традиций. Одна из них — заимствованный из иудаизма или ислама обычай мужского обрезания. Впрочем, не только этим знаменита Коптская церковь. Благодаря ей вплоть до наших дней сохранились древние святые места. Например, монастырь святого Антония Великого, основанный еще в третьем веке и находящийся в 300 километрах к югу от Каира.
Антоний Великий, живший на рубеже 3 и 4 веков, почитается и коптами, и православными христианами как основатель монашества. Святой Антоний стал первым христианином, удалившимся от мира и ставшим жить в одиночестве, посвященном Богу. Коптский монастырь расположен как раз в том месте, где святой Антоний провел в молитвенном подвиге последние годы своей жизни.
Раз в году — 17 января — коптскую обитель с целью почтить память святого Антония посещают православные христиане Египта — русские, арабы и греки. Из-за имеющейся разницы в богословии православные не могут участвовать в коптском богослужении. Но они с большим почтением заходят в главный храм обители, посвященный святому Антонию, который, как верят копты, расположен на месте погребения подвижника.
Но главным местом паломничества для православных является все же не сам монастырь, а горная пещера, расположенная над ним. В этой пещере святой Антоний прожил последние 40 лет своей жизни и умер в возрасте 105 лет. Увидеть пещеру святого Антония Великого можно только после того, как пройдешь более километра вдоль скал. Далее надо подняться по лестнице, насчитывающей более 1100 ступеней. Большая часть паломников отваживается на это восхождение только в день памяти святого Антония. В пещере сегодня имеется часовня. Коптские монахи совершают здесь богослужение раз в году. Но посещают часовню регулярно — часто из аскетических соображений. Начальник монастыря, игумен, бывает, дает какому-то монаху послушание преодолеть трудный путь туда и обратно в течение дня, чтобы тот поборол в себе греховные желания.
Особенно коптский монастырь святого Антония любят посещать русские паломники. Это не новомодное явление. О коптской обители в нашей стране знали еще до революции. В нашей Церкви в начале 20-го века имелись ожидания, что именно личность святого Антония как-то поможет преодолеть многовековой раскол между православными и коптами. Будем надеяться — это когда-нибудь произойдет.
Все выпуски программы Вселенная православия
17 апреля. О подвиге святого Зосимы Палестинского

Сегодня 17 апреля. День памяти Преподобного Зосимы Палестинского, встретившего преподобную Марию Египетскую в пустыне Иорданской в шестом веке.
О подвиге святого — священник Алексий Дудин.
Преподобный старец Зосима Палестинский, подвизаясь добрым подвигом, вступил в борьбу с дьяволом, который каждого подвижника пытается преодолеть. И преодолеть, прежде всего, своим самым страшным оружием. Мы все прекрасно знаем, что самое тяжелое искушение — это искушение гордыни. И чем больше человек подвизается, тем больше ослабевают его страсти. Все, кроме одной страсти — страсти гордости. Эта страсть, как говорят святые отцы, как бешеный пес, вновь и вновь нападает на подвижника по мере того, как подвижник пытается ее отогнать. Для того, чтобы бороться с этой страстью, очень хорошо иметь перед своими очами пример более высокой жизни, более высокого подвига. Именно такой подвиг и именно такую жизнь показал Господь преподобному старцу Зосиме, дав ему возможность познакомиться с преподобной Марией Египетской, с ее жизнью, с ее подвигом, с ее смирением. Будем же и мы всегда искать впереди идущего, доброго, духовного наставника, который ближе к Богу, чем мы, и который мог бы дать нам не только пример подвига, но и пример своего личного смирения.
17 апреля. О традициях, связанных с чтением Страстных Евангелий

Сегодня 17 апреля. Вечером за богослужением читается 12 Евангелий о Страстях Христовых.
О традициях, связанных с чтением Страстных Евангелий — игумен Лука (Степанов).
Самое скорбное богослужение года — 12 Евангельских зачал от всех четырех евангелистов, читаемое в контексте богослужения, именуемом «Утреня Великой пятницы». Обычно служится эта утреня с вечера — Чистый четверг, Великий четверг. И это вечернее богослужение исполнено особого благоговения и сердечного сокрушения. Слушают каждое из 12 Евангелий, первое из которых от Иоанна особенно продолжительное, христиане с возженными свечами, которые и олицетворяют эту Кровь Христову, которая была излита Господом ради нашего спасения. По русской традиции не гасилась свеча после чтения 12 Евангелия, но копотью от этой горящей свечи запечатлевались притолоки — косяки домов в напоминание того знака помазания кровью Агнца на домах иудеев перед выходом из земли рабства по повелению Господню, когда ангел смерти обошел дома израильтян и были погублены все первенцы египетские. Само наименование праздника «Песах» означает проходить мимо, когда иудеи избавились от власти фараона и от смерти и получили возможность уйти в Землю обетованную.
17 апреля. О богослужении Великого четверга

Сегодня 17 апреля. Великий четверг.
О совершаемом в этот день богослужении — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Четверг из-за исключительной важности дня, в который было установлено Таинство Причащения, называется Великим. Центральной частью совершаемого богослужения является чтение Евангелия об установлении Таинства Благодарения, или по-гречески Евхаристии. Вслед за учениками мы мысленно попадаем в специально приготовленную горницу, где Спаситель мира перед страданиями преподал ученикам свои Тело и Кровь под видом хлеба и вина, обратился с наставлением и произнес исключительную по своему характеру и содержанию молитву к Небесному Отцу. Он сказал апостолам: «Сие творите в Мое воспоминание». С момента Вознесения Господа Иисуса Христа и до сего дня эта заповедь неуклонно исполняется в Церкви. Божественная литургия — это и есть богослужение, на котором совершается Таинство Евхаристии. Христос сказал: «Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день». Эти слова указывают нам о важном значении Причастия для нашей будущей жизни.