
Фото: Kévin et Laurianne Langlais/Unsplash
С сожалением приходится признать, что в христианском мире сегодня нет единства. В настоящее время имеется огромное количество людей (порядка двух миллиардов), которые называют себя христианами, но к Православной Церкви не принадлежат. Среди многочисленных христианских сообществ, не имеющих общения с Православием, находится и Коптская церковь. Коптами принято называть потомков древних египтян, которые в отличие от арабов и являются настоящим историческим населением Египта. Слово «копт» образовано от древнегреческого названия Египта — «Айгюптус». До пятого века копты были православными, а затем в силу конфликта с другими православными христианами отделились и образовали собственную церковь.
Христианство в коптской традиции очень своеобразно и имеет множество самобытных традиций. Одна из них — заимствованный из иудаизма или ислама обычай мужского обрезания. Впрочем, не только этим знаменита Коптская церковь. Благодаря ей вплоть до наших дней сохранились древние святые места. Например, монастырь святого Антония Великого, основанный еще в третьем веке и находящийся в 300 километрах к югу от Каира.
Антоний Великий, живший на рубеже 3 и 4 веков, почитается и коптами, и православными христианами как основатель монашества. Святой Антоний стал первым христианином, удалившимся от мира и ставшим жить в одиночестве, посвященном Богу. Коптский монастырь расположен как раз в том месте, где святой Антоний провел в молитвенном подвиге последние годы своей жизни.
Раз в году — 17 января — коптскую обитель с целью почтить память святого Антония посещают православные христиане Египта — русские, арабы и греки. Из-за имеющейся разницы в богословии православные не могут участвовать в коптском богослужении. Но они с большим почтением заходят в главный храм обители, посвященный святому Антонию, который, как верят копты, расположен на месте погребения подвижника.
Но главным местом паломничества для православных является все же не сам монастырь, а горная пещера, расположенная над ним. В этой пещере святой Антоний прожил последние 40 лет своей жизни и умер в возрасте 105 лет. Увидеть пещеру святого Антония Великого можно только после того, как пройдешь более километра вдоль скал. Далее надо подняться по лестнице, насчитывающей более 1100 ступеней. Большая часть паломников отваживается на это восхождение только в день памяти святого Антония. В пещере сегодня имеется часовня. Коптские монахи совершают здесь богослужение раз в году. Но посещают часовню регулярно — часто из аскетических соображений. Начальник монастыря, игумен, бывает, дает какому-то монаху послушание преодолеть трудный путь туда и обратно в течение дня, чтобы тот поборол в себе греховные желания.
Особенно коптский монастырь святого Антония любят посещать русские паломники. Это не новомодное явление. О коптской обители в нашей стране знали еще до революции. В нашей Церкви в начале 20-го века имелись ожидания, что именно личность святого Антония как-то поможет преодолеть многовековой раскол между православными и коптами. Будем надеяться — это когда-нибудь произойдет.
Все выпуски программы Вселенная православия
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер