
Фото: Kévin et Laurianne Langlais/Unsplash
С сожалением приходится признать, что в христианском мире сегодня нет единства. В настоящее время имеется огромное количество людей (порядка двух миллиардов), которые называют себя христианами, но к Православной Церкви не принадлежат. Среди многочисленных христианских сообществ, не имеющих общения с Православием, находится и Коптская церковь. Коптами принято называть потомков древних египтян, которые в отличие от арабов и являются настоящим историческим населением Египта. Слово «копт» образовано от древнегреческого названия Египта — «Айгюптус». До пятого века копты были православными, а затем в силу конфликта с другими православными христианами отделились и образовали собственную церковь.
Христианство в коптской традиции очень своеобразно и имеет множество самобытных традиций. Одна из них — заимствованный из иудаизма или ислама обычай мужского обрезания. Впрочем, не только этим знаменита Коптская церковь. Благодаря ей вплоть до наших дней сохранились древние святые места. Например, монастырь святого Антония Великого, основанный еще в третьем веке и находящийся в 300 километрах к югу от Каира.
Антоний Великий, живший на рубеже 3 и 4 веков, почитается и коптами, и православными христианами как основатель монашества. Святой Антоний стал первым христианином, удалившимся от мира и ставшим жить в одиночестве, посвященном Богу. Коптский монастырь расположен как раз в том месте, где святой Антоний провел в молитвенном подвиге последние годы своей жизни.
Раз в году — 17 января — коптскую обитель с целью почтить память святого Антония посещают православные христиане Египта — русские, арабы и греки. Из-за имеющейся разницы в богословии православные не могут участвовать в коптском богослужении. Но они с большим почтением заходят в главный храм обители, посвященный святому Антонию, который, как верят копты, расположен на месте погребения подвижника.
Но главным местом паломничества для православных является все же не сам монастырь, а горная пещера, расположенная над ним. В этой пещере святой Антоний прожил последние 40 лет своей жизни и умер в возрасте 105 лет. Увидеть пещеру святого Антония Великого можно только после того, как пройдешь более километра вдоль скал. Далее надо подняться по лестнице, насчитывающей более 1100 ступеней. Большая часть паломников отваживается на это восхождение только в день памяти святого Антония. В пещере сегодня имеется часовня. Коптские монахи совершают здесь богослужение раз в году. Но посещают часовню регулярно — часто из аскетических соображений. Начальник монастыря, игумен, бывает, дает какому-то монаху послушание преодолеть трудный путь туда и обратно в течение дня, чтобы тот поборол в себе греховные желания.
Особенно коптский монастырь святого Антония любят посещать русские паломники. Это не новомодное явление. О коптской обители в нашей стране знали еще до революции. В нашей Церкви в начале 20-го века имелись ожидания, что именно личность святого Антония как-то поможет преодолеть многовековой раскол между православными и коптами. Будем надеяться — это когда-нибудь произойдет.
Все выпуски программы Вселенная православия
Спасо-Преображенский кафедральный собор — Димитровград

Преображенский кафедральный собор Димитровограда, города в Ульяновской области, был построен совсем недавно — в 2007 году. Однако, история его уходит корнями в девятнадцатый век, в то далёкое время, когда на территории современного города находилась деревенька Мелекесс. В 1859 году она стала селом, поскольку здесь появился первый деревянный храм. Его посвятили Николаю Чудотворцу.
По праздникам маленькая церквушка не вмешала молящихся и жители Мелекесса решили поставить ещё одну, на этот раз каменную. Главным жертвователем стал купец первой гильдии Николай Масленников. Он не только оплатил материалы и работу мастеров, но и отдал свой дом для проживания духовенства.
В 1879 году каменный храм освятили и он также получил имя Николая, Угодника Божия. Десять лет в Мелекессе существовало два Никольских прихода. Деревянную церковь в народе называли Староникольской, а каменную — Белой. Оштукатуренные стены заботливо белили весной и осенью и храм неизменно сохранял праздничный вид.
В 1889 году деревянный храм сгорел при пожаре. Белая церковь стала центром общественной жизни Мелекесса. При ней открылась школа и заработала библиотека. В день памяти святителя Николая, 19 декабря, в селе устраивали ярмарку, на которую съезжалось множество гостей из окрестных деревень. Празднование совершалось каждую зиму вплоть до революции 1917 года. Безбожники, захватившие власть в России, закрыли Никольскую церковь, а в 1939-м — снесли. Там, где стоял Белый храм, устроили парк.
Но через шестьдесят лет верующие получили разрешение возродить утраченную святыню. Первые молебны служили под открытым небом на месте снесённой церкви. В двухтысячном году в парке поставили часовню во имя Казанской иконы Божией Матери, а ещё через семь лет здесь возвели великолепный кирпичный храм в честь праздника Преображения Господня. За яркий цвет стен его называют Красным.
Мелекесс к этому времени получил статус города и новое имя — Димитровград. В 2012 году он стал центром Мелекесской православной епархии. Кафедральным, то есть главным её собором считается Спасо-Преображенский храм — Красная церковь, что выросла на месте утраченной Белой в самом сердце города.
Все выпуски программы ПроСтранствия
Счетоводы чужой любви. Анна Тумаркина

Анна Тумаркина
Однажды я мысленно осудила приятельницу за недостаток любви. Мы давно не виделись до этой встречи. Полтора года назад она вышла замуж, и сейчас рассказывала мне, как обживается в новой семье, на новом месте, как привыкает к особенностям супружеской жизни, как они с мужем придумывают друг другу ласковые прозвища и вместе ходят на концерты. Среди прочего знакомая обмолвилась:
— Я ненавижу убирать в квартире. Идеальный порядок мне не нужен, а муж и сам всё умеет.
Я ничего не сказала, но в глубине души стала порицать её. Муж ведь приходит домой с работы голодный, уставший, а она ... Может быть, и готовить тоже не любит?
— Готовить тоже не люблю! -— сказала знакомая, упредив мой вопрос, -— еда всегда в холодильнике, можно разогреть. К тому же муж готовит гораздо лучше меня.
«Точно, -— подумала я, -— только о себе думает. И ленивая. Мало в ней любви, любовь бы справилась с ленью».
Наверное, осуждение, кипевшее внутри меня, проявилось на моём лице. Девушка опустила глаза и погрустнела. Видимо, сама понимала, что недостаточно уделяет мужу внимания. А потом проговорила полушёпотом:
— Мы полгода назад ребёнка потеряли.
И тут уже стыдно стало мне. Ведь я всерьез осудила её: что не хватает любви у девушки, не умеет любить. А у неё просто не хватало физических и душевных ресурсов на быт, потому что ещё не оправилась от тяжёлой потери. Ведь и так поддерживала мужа, как могла: добрым словом, улыбкой, лаской. Давала столько любви, сколько могла, а иногда и больше, чем могла.
Внезапно пришло осознание: грешно, преступно быть счетоводом чужой любви. Указывать другим, как правильно или неправильно любить, считать, мол, этот любит больше, эта -— меньше и наоборот... Любовь -— самое святое и настоящее, что есть в человеке. Но мера и способы проявления любви у каждого свои. Вспомнила историю о двух лептах вдовы из Евангелия от Луки. Наверное, те фарисеи, что смотрели, как она опускает в сокровищницу две лепты, тоже думали про себя, что недостаточно у бедной женщины любви, только о себе и думает.
Так Господь научил меня, как важно не считать чужие душевные и духовные богатства. Лучше обратиться к своим. И как можно чаще пополнять Божественную сокровищницу.
Автор: Анна Тумаркина
Все выпуски программы Частное мнение
23 октября. О взаимоотношении Лиц Святой Троицы

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Всё предано Мне Отцом Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть».
О взаимоотношении Лиц Святой Троицы – епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Все выпуски программы Актуальная тема