
Фото: Kévin et Laurianne Langlais/Unsplash
С сожалением приходится признать, что в христианском мире сегодня нет единства. В настоящее время имеется огромное количество людей (порядка двух миллиардов), которые называют себя христианами, но к Православной Церкви не принадлежат. Среди многочисленных христианских сообществ, не имеющих общения с Православием, находится и Коптская церковь. Коптами принято называть потомков древних египтян, которые в отличие от арабов и являются настоящим историческим населением Египта. Слово «копт» образовано от древнегреческого названия Египта — «Айгюптус». До пятого века копты были православными, а затем в силу конфликта с другими православными христианами отделились и образовали собственную церковь.
Христианство в коптской традиции очень своеобразно и имеет множество самобытных традиций. Одна из них — заимствованный из иудаизма или ислама обычай мужского обрезания. Впрочем, не только этим знаменита Коптская церковь. Благодаря ей вплоть до наших дней сохранились древние святые места. Например, монастырь святого Антония Великого, основанный еще в третьем веке и находящийся в 300 километрах к югу от Каира.
Антоний Великий, живший на рубеже 3 и 4 веков, почитается и коптами, и православными христианами как основатель монашества. Святой Антоний стал первым христианином, удалившимся от мира и ставшим жить в одиночестве, посвященном Богу. Коптский монастырь расположен как раз в том месте, где святой Антоний провел в молитвенном подвиге последние годы своей жизни.
Раз в году — 17 января — коптскую обитель с целью почтить память святого Антония посещают православные христиане Египта — русские, арабы и греки. Из-за имеющейся разницы в богословии православные не могут участвовать в коптском богослужении. Но они с большим почтением заходят в главный храм обители, посвященный святому Антонию, который, как верят копты, расположен на месте погребения подвижника.
Но главным местом паломничества для православных является все же не сам монастырь, а горная пещера, расположенная над ним. В этой пещере святой Антоний прожил последние 40 лет своей жизни и умер в возрасте 105 лет. Увидеть пещеру святого Антония Великого можно только после того, как пройдешь более километра вдоль скал. Далее надо подняться по лестнице, насчитывающей более 1100 ступеней. Большая часть паломников отваживается на это восхождение только в день памяти святого Антония. В пещере сегодня имеется часовня. Коптские монахи совершают здесь богослужение раз в году. Но посещают часовню регулярно — часто из аскетических соображений. Начальник монастыря, игумен, бывает, дает какому-то монаху послушание преодолеть трудный путь туда и обратно в течение дня, чтобы тот поборол в себе греховные желания.
Особенно коптский монастырь святого Антония любят посещать русские паломники. Это не новомодное явление. О коптской обители в нашей стране знали еще до революции. В нашей Церкви в начале 20-го века имелись ожидания, что именно личность святого Антония как-то поможет преодолеть многовековой раскол между православными и коптами. Будем надеяться — это когда-нибудь произойдет.
Все выпуски программы Вселенная православия
Город Нижний Новгород
«Купно за едино» — этот лозунг был рожден на Волжских берегах во времена Смутного времени в начале XVII века, когда русские люди встали на защиту своего Государства, Православной веры, объединившись под знамена Второго народного ополчения, которое из города Нижний Новгород выдвинулось на Москву, и освободило Столицу от власти интервентов и захватчиков. «Купно за едино», «Вместе за одно», — эти слова объединяют и в наши дни всех людей, которые любят и дорожат своей Родиной, и стараются что-то сделать для её защиты. В непростое время мы живём. Не только военные действия, но и угрозы, связанные с проблемами зависимостей, сквернословия, обмирщения русского человека ставят нас перед выбором — будем ли мы равнодушно смотреть на то, что наши дети возрастают не на идеалах добра и красоты, а идут на поводу самых низких стереотипов и привычек, или «Купно за едино» станем что-то делать, чтобы украшать нашу Русскую Землю. В Нижнем Новгороде таких дел, которые являются примером для всех, накопилось немало. В нашей программе мы рассказываем не только об истории и достопримечательностях города Нижний Новгород, но и о тех проектах, которые осуществляются трудами Нижегородской Митрополии. Это и центры «Трезвение», и проекты «Россия без сквернословия» и «Ковчег фронту». В программе участвуют настоящие нижегородцы, вдохновители «третьего ополчения», которое рассылает свой клич по всем городам России. А также мы расскажем о святом, которого называют Нижегородским Чудотворцем — Преподобном Иоасафе, чьи мощи пребывают в Храме Преображения Господня на месте старопечерского монастыря, где есть целебный источник.



Иоасафа Нижегородского чудотворца


во Всероссийский день трезвости


у памятника святого Благоверного Великого Князя Георгия и Святителя Симона


Все выпуски программы Места и люди
Пётр Петровичев. «Вид на церковь святого Иоанна Крестителя с Рождественской улицы в Нижнем Новгороде»

— Маргарита Константиновна, спасибо, что пригласили меня в Музей русского импрессионизма! Я сегодня вечером еду к родственникам в Нижний Новгород. Чемодан уже собрал с утра. Время ещё есть, и я рад провести его в таком замечательном месте.
— А вы раньше бывали в Нижнем, Леонид Сергеевич?
— Да вот, как-то всё не доводилось. Обычно родственники ко мне в Москву приезжают. А теперь вдруг к себе позвали. Ну, а я с удовольствием. Люблю новые места, новые впечатления. А в Нижнем Новгороде есть, на что посмотреть!
— О, безусловно! Один из древнейших городов России. Видами и архитектурой Нижнего Новгорода вдохновлялись многие живописцы.
— А вот интересно, есть ли здесь, в Музее русского импрессионизма, какое-нибудь полотно с изображением Нижнего Новгорода?
— Есть, Леонид Сергеевич! Вот, взгляните — справа от вас, в резной раме бронзового цвета.
— Пётр Петровичев. «Вид на церковь святого Иоанна Крестителя с Рождественской улицы в Нижнем Новгороде». 1919 год.
— Пётр Иванович Петровичев был одним из значимых живописцев первой половины ХХ века. Ученик Исаака Левитана, Валентина Серова и Аполлинария Васнецова. В технике импрессионизма — свободной, фактурной — он изображал лирические русские пейзажи. Особенно любил писать с натуры памятники древнего зодчества. Петровичева неспроста называли певцом русской старины.
— Маргарита Константиновна, вы сейчас для меня открыли нового удивительного художника! Я о нём раньше не слышал.
— Без Петра Ивановича Петровичева просто невозможно представить отечественную пейзажную школу. Он умел своим искусством тонко передать зрителю лирическое своеобразие русского пейзажа.
— Это вы точно сказали, Маргарита Константиновна! Смотрю на картину, и прямо ощущаю этот простор! Широкая улица, старинные здания, Волга вдалеке поблёскивает синей гладью. А на переднем плане картины, слева от зрителя — белокаменный храм с шатровой колокольней. Судя по названию полотна — это и есть церковь святого Иоанна Крестителя.
— Да, один из древнейших храмов Нижнего Новгорода. Есть версия, что это с его паперти в 1612 году, в Смутное время, нижегородский купец Кузьма Минин призывал горожан сплотиться и защитить Москву от польских захватчиков. Правда, тогда церковь была ещё деревянной. Каменный храм, который мы видим на картине, построен на его месте в 1683 году. Кстати, правильное, полное название храма — церковь Рождества Иоанна Предтечи на Торгу.
— А, так видимо, отсюда и название улицы — Рождественская! А почему — «на торгу»?
— А вот, видите здание с колоннами? Это типичные старинные торговые ряды. Да и на первых этажах соседних домов тоже угадываются лавочки и магазины. Возле них снуёт народ. Перед нами — торг, то есть, рынок, базар. Ну, а раньше на торгу обязательно стоял храм. Чтобы люди в будничной суете не забывали о Боге.
— Вон оно что! Да, теперь заметил. Наверное, эти детали от меня ускользнули, потому что я на краски засмотрелся. Удивительные! Где-то почти прозрачные, где-то яркие. Жизнерадостный пейзаж!
— А знаете, искусствоведы давно подметили, что творчество русских живописцев, воспитанных на иконописи, как правило оптимистично по настроению.
— Петровичев учился иконописи?
— Да, художник начинал с неё. Ещё подростком он поступил в иконописную и резную школу при Ростовском музее древностей. А уже потом, в 1892 году — в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.
— Теперь понятно, почему от картины словно исходит внутренний свет! Кстати, Маргарита Константиновна, вы не знаете, сохранился ли храм Рождества святого Иоанна Предтечи до нашего времени?
— Сохранился! И выглядит сейчас практически так же, как на этом полотне Петра Ивановича Петровичева. Так что вы, когда приедете в Нижний Новгород, без труда его найдёте.
— Кстати, до отправления-то осталось всего ничего! Как незаметно время пролетело. Ещё раз спасибо вам, Маргарита Константиновна, за приглашение в Музей русского импрессионизма. И за то, что познакомили меня с замечательным художником, Петром Петровичевым.
— Ангела хранителя вам в дорогу, Леонид Сергеевич!
Все выпуски программы Свидание с шедевром
Павел Трубецкой. «Мать и дитя»

— Маргарита, посмотри какая необычная скульптура! Впрочем, не удивлена: мы ведь с тобой в московском Музее русского импрессионизма.
— Да, вижу, Оля! Работа Павла Петровича Трубецкого. Или Паоло Трубецкого, как сам он часто подписывался, потому что был наполовину итальянцем. Он жил и творил в конце 19-го — первой половине 20-го века. Скульптурная композиция называется «Мать и дитя».
— Вообще-то я думала, что импрессионизм — это стиль живописи. А тут — скульптура... Неожиданно.
— Правда, скульптурный импрессионизм — довольно редкое явление. Павел Трубецкой, пожалуй, один из немногих его представителей. Для импрессионизма характерно своеобразное видение натуры. Однако у Трубецкого оно гармонично переплетается с вполне классическими художественными приёмами.
— Я как раз на это и обратила внимание! Фигуры женщины и ребёнка — их головы, лица, руки — вроде бы выполнены в привычной реалистичной манере. Но в то же время скульптура выглядит как будто слегка незавершённой, не до конца отточенной. Кажется, на ней заметны даже вмятины от ладоней мастера, и видно, как двигались его руки. Где-то эти движения резкие, неровные. Где-то — наоборот, плавные.
— И этим контрастом скульптор создал потрясающую динамику. Тем более это поразительно, что материал композиции — не мягкая и податливая глина, а довольно непростая для такой работы бронза.
— Бронза? Никогда бы не подумала! Композиция выглядит лёгкой, воздушной. А знаешь, Маргарита, ведь эта своеобразная небрежность, незаконченность, создаёт удивительный скульптурный рельеф. Благодаря им с любого ракурса на изваянии видна игра света и тени. Кажется даже, что женщина и мальчик двигаются!
— Ты права, Ольга. Из-за необычной техники границы скульптуры как бы размываются, фигуры приобретают внутреннюю экспрессию, можно сказать — «оживают». Это свойство работ Трубецкого отмечал живописец Илья Репин. Он называл творчество Павла Петровича искренним, трогательным, а главное — жизненным. Таким и было творческое кредо самого Трубецкого: «видеть поэзию жизни во всём, что окружает».
— Скульптура лиричная, одухотворённая. А кто же они, эти «Мать и дитя»? С кого Трубецкой их лепил? Или это просто фантазия скульптора?
— Нет, Оля, не фантазия. Павел Петрович запечатлел горячо любимую супругу Элин и их единственного сына Пьера.
— Чувствуется огромная любовь, с которой скульптор создавал своё произведение!
— Да! Трубецкого неспроста называли искренним художником. Коллеги-современники утверждали: по работам Павла Петровича можно с большой долей вероятности определить его отношение к модели.
— А ещё почему-то — печаль...
— В 1908-м году, буквально через несколько месяцев после того, как скульптор начал работу над композицией «Мать и дитя», его сын Пьер заболел и скоропостижно скончался. Мальчику было всего два года...
— Творчество помогло художнику пережить горе?
— Помогло, и потом не раз ещё помогало. В 1927 году супруга Трубецкого, Элин, тяжело заболела. Скульптор нашёл лучших врачей, пробовали всё возможное, чтобы её вылечить. Однако женщина умерла. Всю оставшуюся жизнь Павел Петрович воплощал в своём творчестве образ любимой жены и сына.
— А где можно увидеть эти его скульптуры?
— Ну, например, в итальянском городе Палланца есть монумент работы Трубецкого — мемориал павшим в Первой Мировой войне. В одной из его скульптурных групп — женщине с ребёнком — просматриваются черты Элин и Пьера.
— И всё же, несмотря ни на что, от работы Трубецкого «Мать и дитя» веет светлым настроением.
— Скульптор говорил: «Как после ненастья всегда показывается солнце, так и радость всегда побеждает в жизни и творчестве». Трубецкого называли художником-оптимистом, который с детской непосредственностью умел всюду находить красоту.
— И нас с тобой, Маргарита, скульптор Павел Трубецкой сегодня научил видеть её по-особенному.
Все выпуски программы Свидание с шедевром











