
Фото: www.patriarchia.ru
Впервые оказавшись в греческих Салониках, я сразу отправился в главный храм этого города – базилику святого мученика Димитрия Солунского. Войдя в храм святого Димитрия, я сначала не мог понять, куда я попал. Было полное ощущение, что я нахожусь в католическом храме, а не в православном. Во-первых, католики в отличие от православных часто по-прежнему строят храмы в виде базилик. А потому базилика воспринимается сегодня как западная форма устройства храма. А во-вторых, всё пространство храма святого Димитрия от входа и до самого алтаря было заставлено скамьями и стульями.
Началось богослужение. И я увидел, как прихожане стали равномерно распределяться по храму, выбирая для себя более удобные места для … сидения. В итоге, из стоящих остался только я и пара таких же, как я, туристов. Помню, как тогда подумал, - наверное, это какая-то местная традиция Салоник, что в этом храме прихожане на службе не стоят, а сидят.
Через пару лет я оказался на Крите и в одно из воскресений отправился в маленький приходской храм на окраине города. Зайдя внутрь, я обнаружил ту же картину, что и в Салониках. Опять все пространство было заставлено скамьями и стульями. Началось богослужение. И вновь прихожане стали подозрительно на меня смотреть, поскольку только я оставался стоящим, а все остальные сидели. Только вот этим на этот раз дело не ограничилось – один мой знакомый грек подошел ко мне и почти указал: «Ну-ка, садись!» Я, было, хотел отказаться и заявить, что с радостью во время службы постою, но в итоге был усажен.
После того случая я решил разобраться – почему же греки во время богослужения сидят, а в России принято в аналогичной ситуации стоять? Первоначально я думал, что Греция оказалась под западным, католическим, влиянием. Действительно, упомянутые уже Салоники несколько веков в церковном плане подчинялись Риму и вполне возможно, что и восприняли его традиции. Но эта версия оказалась неверной. После того, как в 13 веке крестоносцы захватили Константинополь, греки ко всему католическому стали относиться с большим неприятием. Потому традиция сидеть во время службы – это, скорее всего, не западное влияние, а расширение местной традиции. Если вы приедете в любой греческий монастырь, даже в самый строгий афонский, вы увидите и там в храме стулья или стасидии (особые храмовые седалища). Так вот. В Греции никогда не было таких больших приходов, как в России, и все прихожане имели возможность в определенные моменты богослужения посидеть-отдохнуть. В России храмы всегда были заполнены народом, а потому места для стульев просто не было. Поэтому традиция иметь скамьи в храме в Греции осталась и даже усилилась (в связи с увеличением прихожан), а у нас так и не появилась.
Хорошо или плохо сидеть во время богослужения? – ответить на этот вопрос довольно сложно. С одной стороны, имеется такое понятие как храмовый этикет. В России он один, в Греции – несколько иной. С другой стороны, нужно избегать крайностей. Например, я видел греков, которые сидят и во время самых важных моментов богослужения. Но и в России я знаю людей, которые во время службы думают не о Боге или молитве, а о том, как у них болят ноги от долгого стояния. Поэтому лучше, как всегда, соблюдать золотую середину – и не просиживать всю службу, и не мучиться от боли в ногах.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер