
Фото: www.patriarchia.ru
Впервые оказавшись в греческих Салониках, я сразу отправился в главный храм этого города – базилику святого мученика Димитрия Солунского. Войдя в храм святого Димитрия, я сначала не мог понять, куда я попал. Было полное ощущение, что я нахожусь в католическом храме, а не в православном. Во-первых, католики в отличие от православных часто по-прежнему строят храмы в виде базилик. А потому базилика воспринимается сегодня как западная форма устройства храма. А во-вторых, всё пространство храма святого Димитрия от входа и до самого алтаря было заставлено скамьями и стульями.
Началось богослужение. И я увидел, как прихожане стали равномерно распределяться по храму, выбирая для себя более удобные места для … сидения. В итоге, из стоящих остался только я и пара таких же, как я, туристов. Помню, как тогда подумал, - наверное, это какая-то местная традиция Салоник, что в этом храме прихожане на службе не стоят, а сидят.
Через пару лет я оказался на Крите и в одно из воскресений отправился в маленький приходской храм на окраине города. Зайдя внутрь, я обнаружил ту же картину, что и в Салониках. Опять все пространство было заставлено скамьями и стульями. Началось богослужение. И вновь прихожане стали подозрительно на меня смотреть, поскольку только я оставался стоящим, а все остальные сидели. Только вот этим на этот раз дело не ограничилось – один мой знакомый грек подошел ко мне и почти указал: «Ну-ка, садись!» Я, было, хотел отказаться и заявить, что с радостью во время службы постою, но в итоге был усажен.
После того случая я решил разобраться – почему же греки во время богослужения сидят, а в России принято в аналогичной ситуации стоять? Первоначально я думал, что Греция оказалась под западным, католическим, влиянием. Действительно, упомянутые уже Салоники несколько веков в церковном плане подчинялись Риму и вполне возможно, что и восприняли его традиции. Но эта версия оказалась неверной. После того, как в 13 веке крестоносцы захватили Константинополь, греки ко всему католическому стали относиться с большим неприятием. Потому традиция сидеть во время службы – это, скорее всего, не западное влияние, а расширение местной традиции. Если вы приедете в любой греческий монастырь, даже в самый строгий афонский, вы увидите и там в храме стулья или стасидии (особые храмовые седалища). Так вот. В Греции никогда не было таких больших приходов, как в России, и все прихожане имели возможность в определенные моменты богослужения посидеть-отдохнуть. В России храмы всегда были заполнены народом, а потому места для стульев просто не было. Поэтому традиция иметь скамьи в храме в Греции осталась и даже усилилась (в связи с увеличением прихожан), а у нас так и не появилась.
Хорошо или плохо сидеть во время богослужения? – ответить на этот вопрос довольно сложно. С одной стороны, имеется такое понятие как храмовый этикет. В России он один, в Греции – несколько иной. С другой стороны, нужно избегать крайностей. Например, я видел греков, которые сидят и во время самых важных моментов богослужения. Но и в России я знаю людей, которые во время службы думают не о Боге или молитве, а о том, как у них болят ноги от долгого стояния. Поэтому лучше, как всегда, соблюдать золотую середину – и не просиживать всю службу, и не мучиться от боли в ногах.
Помощь тем, кто перенёс инсульт
Фонд борьбы с инсультом ОРБИ уже 15 лет работает над тем, чтобы в России случаев инсульта становилось меньше, а люди, которые с ним столкнулись, получали всю необходимую помощь.
Юрий Сахненко из Краснодара — любящий муж и отец, мастер на все руки, тот, кто умеет создать уют и поддержать близких. Когда его жене поставили онкологический диагноз, Юрий стал для неё крепкой опорой: окружил заботой и не давал упасть духом. Но однажды и ему самому понадобилась поддержка. Чуть меньше года назад у мужчины случился инсульт, и он лишился возможности двигаться и говорить.

Благодаря помощи фонда ОРБИ семье удалось собрать средства и оплатить реабилитацию для Юрия. Сейчас он уже самостоятельно перемещается в кровати и присаживается. И что особенно радует мужчину — снова может общаться с родными! У него появилась надежда на восстановление.
Для тех, кто также, как и Юрий, нуждается в поддержке, у фонда ОРБИ действует программа «Адресная помощь». Если вашим близким необходима реабилитация после инсульта, вы можете оставить заявку на сайте orbifond.ru.
Там же есть возможность помочь тем, кто прямо сейчас борется с последствиями инсульта. Ваше участие подарит людям шанс вернуться к полноценной жизни.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Храмовый комплекс села Олешь». Антонина Бутрина
У нас в студии была руководитель проекта восстановления храмов в селе Олешь Костромской области Антонина Бутрина.
Наша гостья рассказала о храмовом комплексе, сохранением которого она занимается, почему эти храмы стали так важны для нее и как программы Радио ВЕРА оказались неожиданным вдохновением в этом непростом деле.
Храмовый комплекс села Олешь включает две церкви:
1. Летняя Церковь Троицы с приделами Казанской Иконы Богоматери и Феодосия Тотемского. Построена в 1801 году на средства прихожан.
2. Зимняя Церковь Николая Чудотворца с приделом Дмитрия Солунского. Возведена в 1810 году к северу от летней церкви.
В облике обоих зданий сочетаются архитектурные элементы классицизма и барокко.
Храмовый комплекс является памятником архитектуры XIX века и достопримечательностью Галичского района.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер
Какие птицы свили гнёзда в русских пословицах и поговорках

Фото: PxHere
«Лучше синица в руках, чем журавль в небе», — говорим мы, стоя перед сложным рискованным выбором. Желая исполнения обещанного, уверенно произносим: «Соловья баснями не кормят». В нашей речи часто возникают пословицы с упоминанием птиц, и, как правило, это те пернатые, что веками соседствовали с человеком.
Особенно распространены в пословицах упоминания домашних птиц. Например, пословица «Курочка по зернышку клюёт» подразумевает, что от постоянства малых шагов зависит достижение цели. А выражение «Петух прокукарекал, а там хоть не рассветай» иронически отмечает, что намерение не всегда совпадает с реальным результатом.
Известна и пословица про ещё одну домашнюю птицу: «Индюк важный, а летать не умеет». Индюк — птица нелетающая, зато любит надуваться, демонстрируя мнимую важность.
В пословицах присутствуют и дикие птицы, напоминая о временах, когда охота была основным промыслом. Одна из таких пословиц — «Всяк кулик своё болото хвалит». Кулики селятся на болотах и звонко поют, а древние охотники это заметили и стали употреблять в описании человека, который любит свой дом.
Хищные птицы тоже проникли в народную мудрость. Сокол зачастую противопоставлен вороне: «На чужой стороне и сокола зовут вороною», «Наряд соколий, а походка воронья».
Болтливого человека характеризуют пословицы про сороку: «Когда сорока пером вся побелеет, тогда и сокотать перестанет». То есть привычку говорить лишнее трудно исправить.
Ласточка и воробей, синица и соловей, кукушка и сорока, ястреб и журавль — многие птицы, живущие рядом с человеком, вдохновили его на создание мудрых выражений. Мы и по сей день используем их в своей речи, делая её колоритной, эмоциональной и точной.
Все выпуски программы: Сила слова











