
Фото: www.patriarchia.ru
Впервые оказавшись в греческих Салониках, я сразу отправился в главный храм этого города – базилику святого мученика Димитрия Солунского. Войдя в храм святого Димитрия, я сначала не мог понять, куда я попал. Было полное ощущение, что я нахожусь в католическом храме, а не в православном. Во-первых, католики в отличие от православных часто по-прежнему строят храмы в виде базилик. А потому базилика воспринимается сегодня как западная форма устройства храма. А во-вторых, всё пространство храма святого Димитрия от входа и до самого алтаря было заставлено скамьями и стульями.
Началось богослужение. И я увидел, как прихожане стали равномерно распределяться по храму, выбирая для себя более удобные места для … сидения. В итоге, из стоящих остался только я и пара таких же, как я, туристов. Помню, как тогда подумал, - наверное, это какая-то местная традиция Салоник, что в этом храме прихожане на службе не стоят, а сидят.
Через пару лет я оказался на Крите и в одно из воскресений отправился в маленький приходской храм на окраине города. Зайдя внутрь, я обнаружил ту же картину, что и в Салониках. Опять все пространство было заставлено скамьями и стульями. Началось богослужение. И вновь прихожане стали подозрительно на меня смотреть, поскольку только я оставался стоящим, а все остальные сидели. Только вот этим на этот раз дело не ограничилось – один мой знакомый грек подошел ко мне и почти указал: «Ну-ка, садись!» Я, было, хотел отказаться и заявить, что с радостью во время службы постою, но в итоге был усажен.
После того случая я решил разобраться – почему же греки во время богослужения сидят, а в России принято в аналогичной ситуации стоять? Первоначально я думал, что Греция оказалась под западным, католическим, влиянием. Действительно, упомянутые уже Салоники несколько веков в церковном плане подчинялись Риму и вполне возможно, что и восприняли его традиции. Но эта версия оказалась неверной. После того, как в 13 веке крестоносцы захватили Константинополь, греки ко всему католическому стали относиться с большим неприятием. Потому традиция сидеть во время службы – это, скорее всего, не западное влияние, а расширение местной традиции. Если вы приедете в любой греческий монастырь, даже в самый строгий афонский, вы увидите и там в храме стулья или стасидии (особые храмовые седалища). Так вот. В Греции никогда не было таких больших приходов, как в России, и все прихожане имели возможность в определенные моменты богослужения посидеть-отдохнуть. В России храмы всегда были заполнены народом, а потому места для стульев просто не было. Поэтому традиция иметь скамьи в храме в Греции осталась и даже усилилась (в связи с увеличением прихожан), а у нас так и не появилась.
Хорошо или плохо сидеть во время богослужения? – ответить на этот вопрос довольно сложно. С одной стороны, имеется такое понятие как храмовый этикет. В России он один, в Греции – несколько иной. С другой стороны, нужно избегать крайностей. Например, я видел греков, которые сидят и во время самых важных моментов богослужения. Но и в России я знаю людей, которые во время службы думают не о Боге или молитве, а о том, как у них болят ноги от долгого стояния. Поэтому лучше, как всегда, соблюдать золотую середину – и не просиживать всю службу, и не мучиться от боли в ногах.
Вязьма, Смоленская область. (путешествие в историю)

Вязьма — небольшой старинный городок на востоке Смоленской области. Своим названием он обязан одноимённой речке с вязким, илистым дном. Исторический центр города расположен на её высоком левом берегу. Этот холм неспроста именуют Соборным. Первый храм здесь стоял ещё в тринадцатом веке, когда Вязьма была центром удельного княжества. Та деревянная церковь носила имя святителя Николая. Каменный Троицкий собор над рекой поставил царь Алексей Романов в семнадцатом столетии. Государь жил в Вязьме со своей семьёй несколько месяцев, с октября 1654-го по февраль 1655 года. В Москве в это время бушевала эпидемия чумы, и Вязьма была фактической столицей Российского государства. Город и в дальнейшем часто играл особую роль в истории страны. Расположенный на Старой Смоленской дороге, которая соединяла Москву с Европой, он не раз служил форпостом. В 1812 году жители Вязьмы оказали сопротивление армии Наполеона. А в сороковых годах двадцатого века сражались с немецкими захватчиками. Тогда, во время Великой Отечественной войны, много исторических зданий было разрушено. А вот старинный Троицкий собор уцелел. Он и поныне остается сердцем Вязьмы. Недаром день города здесь празднуют на Троицу.
Радио ВЕРА в Вязьме можно слушать на частоте 88,3 FM
Псалом 145. Богослужебные чтения

В истории тех или иных народов есть события, которые коренным образом изменили историю этих народов. Для ветхозаветных евреев переломным значением обладал, конечно же, Вавилонский плен — насильственная депортация, постигшая иудеев в шестом веке до Рождества Христова. Об опыте, принесённом Вавилонским пленом, говорит нам псалом 145-й, что читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 145.
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив; буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иа́ковлев, у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю, море и всё, что в них, вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным, дающего хлеб алчущим. Господь разрешает узников,
8 Господь отверзает очи слепым, Господь восставляет согбенных, Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев, поддерживает сироту и вдову, а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки, Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.
Псалом 145-й был составлен неизвестным автором, принадлежавшим к поколению древних евреев, которые получили разрешение вернуться на родину из Вавилона. Почти 70 лет периода насильственной депортации остались в прошлом. И сердце автора псалма ликует. Он возвращается на родину и призывает вместе с собой ликовать небо и землю. Но это радость со слезами на глазах. Потому что историческая Палестина полностью изменилась. Иерусалим разрушен, храма больше нет. И много теперь предстоит потрудиться, чтобы былая жизнь хотя бы отчасти вернулась.
Однако тяжкая работа будет потом, а пока можно радоваться. И подводить некоторые итоги. Например, отвечать на вопросы — что и, самое главное, почему случилось? И автор псалма не напрямую, но отчётливо говорит, что катастрофа произошла из-за предательства иудеями Бога. Цари Израиля стали больше надеяться на себя и на военную помощь соседей, а про Господа забыли. Вернее, так — вспоминали о Нём тогда и так, как было удобно. Потому автор псалма и пишет: «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения. Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его».
Надо сказать, что это осознание пришло к евреям ещё во времена плена. Понимая, что в Вавилоне без Бога можно окончательно погибнуть, евреи стали крепко держаться веры, сопротивляться языческому влиянию. И в результате выжили и вернулись.
Автор псалма в хорошем смысле гордится своими предками, своим поколением. Он называет себя и современников блаженными, то есть и счастливыми, и спасёнными: «Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его». Но веру нельзя сохранить только на уровне слов. Её нужно укреплять через дела. То есть подражая Богу в поступках праведности. Как Господь защищает обиженных, кормит голодных, укрепляет гонимых, милует несчастных, так и верующие должны поступать с окружающими. Не замыкаться в комфортном мирке тёплой религиозности, но свидетельствовать о вере вовне — через служение правде Божией. По большому счёту, у человека или народа выбор не велик. Либо ты на стороне Бога и подчиняешь себя Его заповедям (и тогда будешь спасён), либо ты живёшь во грехе и просто погибнешь. Как кажется, вывод тут напрашивается сам собой и представляется очевидным.
Псалом 145. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 145. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 145. На струнах Псалтири
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив;
буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей,
на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою;
в тот день исчезают (все) помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иаковлев,
у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю,
море и все, что в них,
вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным,
дающего хлеб алчущим.
Господь разрешает узников;
8 Господь отверзает очи слепым,
Господь восставляет согбенных;
Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев,
поддерживает сироту и вдову;
а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки,
Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.