Иосиф Аримафейский, иудейский старейшина и тайный ученик Христа, присутствовал при Распятии Иисуса на горе Голгофе. Увидев, что Спаситель умер на Кресте, он поспешил к наместнику римского императора Понтию Пилату и получил разрешение похоронить Распятого. Евангелист Иоанн сообщает, что ученик положил тело Христа в пещере, расположенной в непосредственной близости от того места, где были установлены кресты. Погребальную камеру в скале Иосиф купил для себя, по иудейской традиции заранее готовиться к смерти. Однако, этой каменной нише была уготована высокая участь принять Тело Богочеловека и стать свидетелем Его Воскресения.
В четвёртом веке византийская царица Елена предприняла первую в истории человечества археологическую экспедицию. Она отправилась в Иерусалим, чтобы отыскать место Распятия и Воскресения Иисуса Христа. К тому времени в святом городе произошли немалые перемены — он был разрушен в семидесятых годах первого века, во время войны иудеев и римлян, а затем отстроен заново. По всей его территории стояли языческие капища, а на Голгофе находилось святилище Венеры. Императрица Елена приказала снести идольский храм и начать раскопки на его месте. Среди крестов, найденных здесь, был и тот, на котором распяли Спасителя. Чудо помогло выделить его среди остальных — Крест Христов приложили к умершему, и тот воскрес. Предание, которое христиане передавали из поколения в поколение, позволило отыскать и пещеру, где Иосиф Аримафейский похоронил Иисуса.
Считается, что погребальное каменное ложе Спасителя уцелело до наших дней. Оно находится внутри часовни, называемой Кувуклией, что в переводе означает «гробница». Эта часовня — центр Иерусалимского собора Воскресения Христова, или, иначе, храма Гроба Господня.
В 1555 году место погребения Христа для сохранности было закрыто мраморной плитой. А в октябре 2016 года специалисты Афинского национального технического университета под руководством профессора Антонии Моропулу по поручению Иерусалимского патриархата начали научное обследование Кувуклии. В присутствии представителей православной, католической и армянской Церквей защитная плита была снята с погребального ложа Спасителя.
Комментарий эксперта:
"Первое, что увидели греческие ученые под мраморной поверхностью — это множественные осколки камней. Под ними оказалась ещё одна плита с высеченным на ней крестом. По всей видимости, её установили крестоносцы, которые владели Иерусалимом в одиннадцатом — тринадцатом веках. Слой битого камня между плитами, вероятно, был необходим для ровной и прочной установки. Когда же ученые сняли и вторую плиту, то под ней открылась ровная известняковая поверхность размером два метра на восемьдесят сантиметров. Согласно церковному Преданию, это то самое ложе, на которое Иосиф из Аримафеи поместил повитое пеленами Тело Иисуса Христа. Ученые заявили о получении косвенных доказательств, что пещера была использована в первом веке для захоронения по иудейскому обряду. Какие именно признаки указывали на этот факт, пока не разъяснялось".
Какую цель преследовали специалисты греческого технического университета, исследуя Кувуклию? Отвечая на этот вопрос, профессор Антония Моропулу предложила вспомнить историю часовни.
Комментарий эксперта:
"Впервые часовня над местом погребения Спасителя в храме Воскресения Господня была построена в 335 году, по замыслу императора Константина Великого. Её скульптурное изображение, выполненное из слоновой кости, хранится сегодня в одном из музеев Мюнхена. В 1009 году первую Кувуклию разрушили мусульмане. К середине одиннадцатого века святыню воссоздал византийский император Константин Мономах. Францисканец Бонифаций Рагузский в 1555 году перестроил часовню, он же возложил на погребальное ложе ту самую защитную плиту, под которую заглянули греческие ученые. В 1808 году Кувуклию вместе с другими сооружениями храма существенно повредил пожар. Ее возродили в 1810 году по проекту греческого архитектора Николая Комниноса. С девятнадцатого века до наших дней часовня оставалась без реставрации, хотя землетрясения 1927 и 1934 годов привели к угрозе её разрушения. Утратившее устойчивость здание лишь укрепили снаружи стальными опорами в 1947 году".
На сегодняшний день, по мнению экспертов, Кувуклия требует реставрации. Необходимо очистить от копоти внутреннее убранство часовни, заменить фрагменты каменной облицовки, обновить наружные и внутренние швы. Конструкция по-прежнему нуждается в укреплении, поскольку стальные опоры изначально использовались как временная мера. Все необходимые работы и проводят греческие специалисты.
На протяжении веков ученые оспаривали библейские постулаты и факты Священной истории, и, напротив, подтверждали их истинность. Исследовательские и реставрационные работы в Кувуклии Иерусалимского храма Воскресения Христова — это ещё одна точка соприкосновения веры и науки. Сохранение христианской святыни требует, с одной стороны, благоговейного отношения, а с другой — квалифицированного подхода. И достижимо это только в сотрудничестве Церкви и научного сообщества.
Послание к Евреям святого апостола Павла
Евр., 322 зач., IX, 24-28.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Христианская традиция существует уже около двух тысяч лет. Для её изучения созданы целые институты. Как же простому человеку, который хочет жить в согласии с правилами Православной веры, не потеряться в этом объёме информации? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к евреям, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 9.
24 Ибо Христос вошел не в рукотворенное святилище, по образу истинного устроенное, но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие,
25 и не для того, чтобы многократно приносить Себя, как первосвященник входит во святилище каждогодно с чужою кровью;
26 иначе надлежало бы Ему многократно страдать от начала мира; Он же однажды, к концу веков, явился для уничтожения греха жертвою Своею.
27 И как человекам положено однажды умереть, а потом суд,
28 так и Христос, однажды принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение.
В только что прозвучавшем отрывке апостол Павел сравнивает Иисуса Христа с ветхозаветным первосвященником. Однако служение Спасителя качественно отличается от того, что делает при помощи религиозного ритуала человек. Если священник входит для совершения жертвоприношения в рукотворный храм, то Спаситель, по слову апостола Павла, вошёл в самое небо. То есть совершённые Христом действия имели мгновенный отклик от Бога-Отца. Хотя были совершены вне храмовой постройки. Всё, что сделал Господь, происходило в присутствии Небесного Родителя, с Которым у Иисуса Христа была теснейшая связь. Если священник приносил в жертву кровь животных, то Спаситель окропил жертвенник собственной кровью. Наконец, если священник по закону Моисееву был вынужден совершать жертвенный обряд каждый год, то жертва, принесённая Христом, совершилась один раз. И этого было достаточно, чтобы искупить грехи всех людей, которые когда-либо жили и будут жить на этом свете. На Голгофе Спаситель вновь открыл человеку путь к Богу. Открыл его раз и навсегда. Теперь дело только за нами. Мы призваны принять этот дар, чтобы благодать спасения и любви Божией поселилась в нашем сердце.
Весь вопрос — как это сделать? Казалось бы, ничего проще: вступи в церковную общину, посещай богослужения, принимай участие в таинствах Церкви, молись, держи пост, одним словом, соблюдай церковный устав, не отступай от благочестивых обычаев. Однако бывает, что даже самое дотошное исполнение этих очевидных предписаний, которые освящены временем и авторитетом православной традиции, не даёт сердцу удовлетворения. Будто что-то важное, чем обладали святые, ускользает от нас. Будто в общей картине нашей религиозной жизни постоянно не хватает какого-то важного пазла. Всё делаю, а покой на сердце не приходит. И бывает даже так, что традиция благочестия ложится на меня тяжким грузом, а порой и невыносимым бременем. Что же это за недостающая деталь?
Приглядимся к образу Спасителя. Он не просто Небесный Первосвященник, для Которого существует мир и Который правит Вселенной. Он вместе с этим и смиренный служитель, Который существует для мира и является нашим Вечным Слугой. Нам кажется это странным, парадоксальным. Но в этом-то и беда. Ведь это означает, что у нас просто нет опыта подобного служения. Если мы служим, то или по необходимости, словно тянем лямку, или преследуя свои собственные цели и увлечённые собственными идеями. Евангелие же говорит нам, что дар спасения усваивает тот, кто всю свою жизнь организует так, чтобы служить Богу и людям. Бескорыстно. Во всех своих делах. В любых ситуациях. На ежедневной основе. Это и есть та самая недостающая деталь. Именно сознательное и бескомпромиссное служение — тот ключ, который запускает весь сложный, формировавшийся столетиями комплекс, который мы именуем церковная традиция. Для того, кто служит, она оживает. Она становится лёгкой и прозрачной. Всё в ней оказывается на своём месте. Не важно, кто я и какой у меня опыт, она очень органично усваивается моим умом, моими чувствами и моими сердцем. Во мне словно открывается источник благодати. И душа обретает долгожданные мир и покой.
«Cохраните любовь, и этого будет достаточно для вашего спасения»
Апостол Иоанн Богослов дожил до ста лет. И когда у него уже не было сил посещать церковь и церковные собрания, его приносили туда на руках ученики. От старости апостол не мог много говорить и проповедовать. Все другие апостолы к тому времени уже погибли от руки гонителей. И только Иоанн Богослов ещё был жив. На него смотрели и слушали с особым вниманием. Апостол только повторял: «Детки, любите друг друга». И когда у него спрашивали: «Почему ты часто это повторяешь»? Иоанн Богослов отвечал:
«Cохраните любовь, и этого будет достаточно для вашего спасения».
Все выпуски программы Слова Святых
Прийти утром первым в храм или как православные болгары просят Бога о помощи?
Русская Православная Церковь до сих пор находится в стадии восстановления после крайне непростых для нее семидесяти лет коммунистической власти в нашей стране. Схожая по сложности история имеется у Болгарской Православной Церкви. В Болгарии, хоть и не было столь жестоких гонений за веру, как в Советском Союзе, но и здесь последствия антирелигиозной пропаганды до сих пор видны.
Выражаются они, эти последствия, в том, что на современном этапе многие болгары, считая себя православными, тем не менее, по большей части являются людьми нецерковными. Они редко посещают богослужение, еще реже участвуют в церковных таинствах. Даже на богослужениях главы Церкви, Патриарха Болгарского, молящихся крайне немного.
Чаще всего, приход того или иного жителя Болгарии в храм обусловлен какими-то несчастьями, неприятностями, которые с ним приключились. Случилось подобное событие — человек идет просить Бога о помощи. В общем-то, картина привычная и для нашей страны. Но — в Болгарии на протяжении столетий существует обычай, который местные православные христиане стремятся исполнить, если хотят, как они верят, чтобы молитва их была Небом услышана.
Обычай этот состоит в том, что желающий получить от Бога помощи православный болгарин берет на себя обет — в течение какого-то времени исполнять обязанности церковного сторожа. Не в полной мере. Человек обещает приходить в храм раньше всех и отпирать церковные двери.
Данному человеку вручаются ключи от церкви. И он в течение нескольких дней рано утром отпирает храмовые двери, зажигает лампадки, свечи. Делает все необходимое, чтобы подготовить церковь к началу утреннего богослужения. Отпирая двери, зажигая лампады и свечи, взявший на себя обет человек в это время молится Богу и просит Его помочь в решении волнующего вопроса.
Естественно, что подобный обет может исполнять человек, священнику знакомый. Бывали случаи, что данной традицией пользовались люди бессовестные, которые под предлогом благочестия просто обворовывали тот или иной храм, получив от него ключи.
Кто-то может спросить — а что такого трудного в том, чтобы прийти в храм раньше других? В чем подвиг? Отвечать на этот вопрос нужно, зная особенности болгарского менталитета. Современные болгары, как и многие южане, люди неторопливые, живущие по принципу «один день — одно дело». Для них это действительно труд — понудить себя встать с утра пораньше и прийти в храм.
Здесь еще нужно учесть и такую вещь. Каким бы маленьким ни был труд, если он совершен во имя Бога, никогда он без ответа не останется. Господь потрудившегося ради Него человека без своей помощи не оставит.
Все выпуски программы Вселенная православия