Иосиф Аримафейский, иудейский старейшина и тайный ученик Христа, присутствовал при Распятии Иисуса на горе Голгофе. Увидев, что Спаситель умер на Кресте, он поспешил к наместнику римского императора Понтию Пилату и получил разрешение похоронить Распятого. Евангелист Иоанн сообщает, что ученик положил тело Христа в пещере, расположенной в непосредственной близости от того места, где были установлены кресты. Погребальную камеру в скале Иосиф купил для себя, по иудейской традиции заранее готовиться к смерти. Однако, этой каменной нише была уготована высокая участь принять Тело Богочеловека и стать свидетелем Его Воскресения.
В четвёртом веке византийская царица Елена предприняла первую в истории человечества археологическую экспедицию. Она отправилась в Иерусалим, чтобы отыскать место Распятия и Воскресения Иисуса Христа. К тому времени в святом городе произошли немалые перемены — он был разрушен в семидесятых годах первого века, во время войны иудеев и римлян, а затем отстроен заново. По всей его территории стояли языческие капища, а на Голгофе находилось святилище Венеры. Императрица Елена приказала снести идольский храм и начать раскопки на его месте. Среди крестов, найденных здесь, был и тот, на котором распяли Спасителя. Чудо помогло выделить его среди остальных — Крест Христов приложили к умершему, и тот воскрес. Предание, которое христиане передавали из поколения в поколение, позволило отыскать и пещеру, где Иосиф Аримафейский похоронил Иисуса.
Считается, что погребальное каменное ложе Спасителя уцелело до наших дней. Оно находится внутри часовни, называемой Кувуклией, что в переводе означает «гробница». Эта часовня — центр Иерусалимского собора Воскресения Христова, или, иначе, храма Гроба Господня.
В 1555 году место погребения Христа для сохранности было закрыто мраморной плитой. А в октябре 2016 года специалисты Афинского национального технического университета под руководством профессора Антонии Моропулу по поручению Иерусалимского патриархата начали научное обследование Кувуклии. В присутствии представителей православной, католической и армянской Церквей защитная плита была снята с погребального ложа Спасителя.
Комментарий эксперта:
"Первое, что увидели греческие ученые под мраморной поверхностью — это множественные осколки камней. Под ними оказалась ещё одна плита с высеченным на ней крестом. По всей видимости, её установили крестоносцы, которые владели Иерусалимом в одиннадцатом — тринадцатом веках. Слой битого камня между плитами, вероятно, был необходим для ровной и прочной установки. Когда же ученые сняли и вторую плиту, то под ней открылась ровная известняковая поверхность размером два метра на восемьдесят сантиметров. Согласно церковному Преданию, это то самое ложе, на которое Иосиф из Аримафеи поместил повитое пеленами Тело Иисуса Христа. Ученые заявили о получении косвенных доказательств, что пещера была использована в первом веке для захоронения по иудейскому обряду. Какие именно признаки указывали на этот факт, пока не разъяснялось".
Какую цель преследовали специалисты греческого технического университета, исследуя Кувуклию? Отвечая на этот вопрос, профессор Антония Моропулу предложила вспомнить историю часовни.
Комментарий эксперта:
"Впервые часовня над местом погребения Спасителя в храме Воскресения Господня была построена в 335 году, по замыслу императора Константина Великого. Её скульптурное изображение, выполненное из слоновой кости, хранится сегодня в одном из музеев Мюнхена. В 1009 году первую Кувуклию разрушили мусульмане. К середине одиннадцатого века святыню воссоздал византийский император Константин Мономах. Францисканец Бонифаций Рагузский в 1555 году перестроил часовню, он же возложил на погребальное ложе ту самую защитную плиту, под которую заглянули греческие ученые. В 1808 году Кувуклию вместе с другими сооружениями храма существенно повредил пожар. Ее возродили в 1810 году по проекту греческого архитектора Николая Комниноса. С девятнадцатого века до наших дней часовня оставалась без реставрации, хотя землетрясения 1927 и 1934 годов привели к угрозе её разрушения. Утратившее устойчивость здание лишь укрепили снаружи стальными опорами в 1947 году".
На сегодняшний день, по мнению экспертов, Кувуклия требует реставрации. Необходимо очистить от копоти внутреннее убранство часовни, заменить фрагменты каменной облицовки, обновить наружные и внутренние швы. Конструкция по-прежнему нуждается в укреплении, поскольку стальные опоры изначально использовались как временная мера. Все необходимые работы и проводят греческие специалисты.
На протяжении веков ученые оспаривали библейские постулаты и факты Священной истории, и, напротив, подтверждали их истинность. Исследовательские и реставрационные работы в Кувуклии Иерусалимского храма Воскресения Христова — это ещё одна точка соприкосновения веры и науки. Сохранение христианской святыни требует, с одной стороны, благоговейного отношения, а с другой — квалифицированного подхода. И достижимо это только в сотрудничестве Церкви и научного сообщества.
Исаак Левитан. «Одуванчики»
— Так вот почему вы так стремились в Чебоксары, в Чувашский художественный музей, Андрей Борисович! Здесь экспонируется полотно вашего любимого художника, Исаака Левитана!
— Вы проницательны, Маргарита Константиновна! Я действительно хотел увидеть своими глазами картину «Одуванчики». Посмотрите, сколько в ней очарования!
— И вместе с тем простоты! Цветы стоят в глиняном кувшине. Кроме белых, созревших бутонов, здесь и жёлтые медовые солнышки, и нераскрывшиеся головки.
— В букете нет тщательности, его как будто ребёнок собирал. Зато есть свежесть, которая особенно заметна на тёмном невзрачном фоне.
— «Одуванчики» великолепны! Даже не хочется называть этот шедевр натюрмортом. Термин переводится с французского как «мёртвая природа», а в произведении гениального мастера столько жизни!
— Да, такое вот парадоксальное явление — живой натюрморт. Левитан не так много работал в этом жанре. За всю жизнь он написал не больше трёх десятков картин с цветами. «Одуванчики» — одна из первых.
— Какой это год?
— Счастливое лето 1889-го года. Художник тогда жил в Плёсе на Волге, большую часть своего времени проводил на пленэрах. А возвращаясь по вечерам, собирал полевые букеты и рисовал их до поздней ночи. Через девять лет этот опыт пригодился Левитану для преподавания в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.
— Он учил студентов писать натюрморты?
— В основном, конечно, пейзажи. Но после занятий на природе мастер непременно велел собирать цветы для этюдов. Один из учеников Левитана, Борис Липкин, вспоминал позднее, насколько это было потрясающе. Мастерская превращалась в подобие оранжереи. Левитан расставлял букеты в простых горшках и таких же вот глиняных кувшинах, как на картине «Одуванчики». И давал задачу сложную, как само искусство.
— Это какую же?
— Он говорил, что писать нужно так, чтобы от картины пахло не красками, а цветами.
— Сам Левитан умел это делать. Подходя к полотну «Одуванчики», почти физически ощущаешь горьковатый запах травы. А ещё невольно задерживаешь дыхание, чтобы невесомые соцветия не разлетелись самолётиками.
— Да, Исаак Ильич гениально показал хрупкое очарование одуванчиков. Смотришь и понимаешь, что через несколько секунд порыв сквозняка может растрепать незатейливый пучок. И осознаёшь неповторимость мига, который запечатлел художник.
— В этом особый талант Левитана! В каждом его полотне скрыт призыв ценить мгновения.
— И благодарить Творца, который их подарил нам. «Одуванчики» Левитана — свидетельство о том, насколько прекрасен мир, в котором мы живём. Здесь самые скромные полевые цветы достойны стать произведением искусства.
Картину Исаака Левитана «Одуванчики» можно увидеть в Чебоксарах, в Чувашском государственном художественном музее.
Все выпуски программы: Краски России
Брянск. Преподобный благоверный князь Олег Брянский
Одним из небесных покровителей города Брянска считается благоверный князь Олег Романович. Святой родился в тринадцатом веке. Он был внуком Михаила Черниговского — великого Киевского князя, принявшего мученическую смерть в Золотой Орде за отказ поклониться идолам. Олег унаследовал от деда глубокую веру в Бога. Он щедро подавал милостыню, строил храмы. Из летописей известно, что в 1274 году благоверный князь вместе со своим отцом, Романом Брянским, участвовал в походе против Литвы. Что случилось с Олегом на поле сражения — доподлинно неизвестно. Но сразу после сражения он принял иноческий постриг в Брянском Петропавловском монастыре, который сам учредил. Князь провёл остаток дней в аскетических подвигах ради Христа и непрестанной молитве. Вскоре после кончины он был прославлен Церковью в лике преподобных. Мощи князя Олега хранятся в кафедральном Троицком соборе города Брянска.
Радио ВЕРА в Брянске можно слушать на частоте 98,2 FM
Брянск. Собор Святой Троицы
В 1968 году в Брянске произошла трагедия — безбожники взорвали храм Преображения Господня, который считался главным в городе. В начале двадцать первого века священноначалие решило восстановить кафедральный собор, посвятив его на этот раз Живоначальной Троице. Строительство началось в 2006 году. В нём участвовало большинство горожан — пожертвованиями, трудами, молитвами. В 2009-ом в нижнем, цокольном этаже церкви отслужили первую Литургию. А спустя ещё три года святейший патриарх Кирилл совершил чин великого освящения главного, Троицкого престола кафедрального собора. Рядом с храмом возвысилась восьмидесятиметровая четырёхъярусная колокольня. Ей дали название Пересвет в честь инока Троице-Сергиевой лавры, который в четырнадцатом веке участвовал по благословению Сергия Радонежского в Куликовской битве. Возле колокольни был установлен памятник святому воину Александру Пересвету. Яркий архитектурный комплекс Троицкого собора стал узнаваемым символом Брянска.
Радио ВЕРА в Брянске можно слушать на частоте 98,2 FM