
Фото: Mario La Pergola/Unsplash
Иосиф Аримафейский, иудейский старейшина и тайный ученик Христа, присутствовал при Распятии Иисуса на горе Голгофе. Увидев, что Спаситель умер на Кресте, он поспешил к наместнику римского императора Понтию Пилату и получил разрешение похоронить Распятого. Евангелист Иоанн сообщает, что ученик положил тело Христа в пещере, расположенной в непосредственной близости от того места, где были установлены кресты. Погребальную камеру в скале Иосиф купил для себя, по иудейской традиции заранее готовиться к смерти. Однако, этой каменной нише была уготована высокая участь принять Тело Богочеловека и стать свидетелем Его Воскресения.
В четвёртом веке византийская царица Елена предприняла первую в истории человечества археологическую экспедицию. Она отправилась в Иерусалим, чтобы отыскать место Распятия и Воскресения Иисуса Христа. К тому времени в святом городе произошли немалые перемены — он был разрушен в семидесятых годах первого века, во время войны иудеев и римлян, а затем отстроен заново. По всей его территории стояли языческие капища, а на Голгофе находилось святилище Венеры. Императрица Елена приказала снести идольский храм и начать раскопки на его месте. Среди крестов, найденных здесь, был и тот, на котором распяли Спасителя. Чудо помогло выделить его среди остальных — Крест Христов приложили к умершему, и тот воскрес. Предание, которое христиане передавали из поколения в поколение, позволило отыскать и пещеру, где Иосиф Аримафейский похоронил Иисуса.
Считается, что погребальное каменное ложе Спасителя уцелело до наших дней. Оно находится внутри часовни, называемой Кувуклией, что в переводе означает «гробница». Эта часовня — центр Иерусалимского собора Воскресения Христова, или, иначе, храма Гроба Господня.
В 1555 году место погребения Христа для сохранности было закрыто мраморной плитой. А в октябре 2016 года специалисты Афинского национального технического университета под руководством профессора Антонии Моропулу по поручению Иерусалимского патриархата начали научное обследование Кувуклии. В присутствии представителей православной, католической и армянской Церквей защитная плита была снята с погребального ложа Спасителя.
Комментарий эксперта:
"Первое, что увидели греческие ученые под мраморной поверхностью — это множественные осколки камней. Под ними оказалась ещё одна плита с высеченным на ней крестом. По всей видимости, её установили крестоносцы, которые владели Иерусалимом в одиннадцатом — тринадцатом веках. Слой битого камня между плитами, вероятно, был необходим для ровной и прочной установки. Когда же ученые сняли и вторую плиту, то под ней открылась ровная известняковая поверхность размером два метра на восемьдесят сантиметров. Согласно церковному Преданию, это то самое ложе, на которое Иосиф из Аримафеи поместил повитое пеленами Тело Иисуса Христа. Ученые заявили о получении косвенных доказательств, что пещера была использована в первом веке для захоронения по иудейскому обряду. Какие именно признаки указывали на этот факт, пока не разъяснялось".
Какую цель преследовали специалисты греческого технического университета, исследуя Кувуклию? Отвечая на этот вопрос, профессор Антония Моропулу предложила вспомнить историю часовни.
Комментарий эксперта:
"Впервые часовня над местом погребения Спасителя в храме Воскресения Господня была построена в 335 году, по замыслу императора Константина Великого. Её скульптурное изображение, выполненное из слоновой кости, хранится сегодня в одном из музеев Мюнхена. В 1009 году первую Кувуклию разрушили мусульмане. К середине одиннадцатого века святыню воссоздал византийский император Константин Мономах. Францисканец Бонифаций Рагузский в 1555 году перестроил часовню, он же возложил на погребальное ложе ту самую защитную плиту, под которую заглянули греческие ученые. В 1808 году Кувуклию вместе с другими сооружениями храма существенно повредил пожар. Ее возродили в 1810 году по проекту греческого архитектора Николая Комниноса. С девятнадцатого века до наших дней часовня оставалась без реставрации, хотя землетрясения 1927 и 1934 годов привели к угрозе её разрушения. Утратившее устойчивость здание лишь укрепили снаружи стальными опорами в 1947 году".
На сегодняшний день, по мнению экспертов, Кувуклия требует реставрации. Необходимо очистить от копоти внутреннее убранство часовни, заменить фрагменты каменной облицовки, обновить наружные и внутренние швы. Конструкция по-прежнему нуждается в укреплении, поскольку стальные опоры изначально использовались как временная мера. Все необходимые работы и проводят греческие специалисты.
На протяжении веков ученые оспаривали библейские постулаты и факты Священной истории, и, напротив, подтверждали их истинность. Исследовательские и реставрационные работы в Кувуклии Иерусалимского храма Воскресения Христова — это ещё одна точка соприкосновения веры и науки. Сохранение христианской святыни требует, с одной стороны, благоговейного отношения, а с другой — квалифицированного подхода. И достижимо это только в сотрудничестве Церкви и научного сообщества.
30 апреля. О жизни и подвиге святого Акакия Мелитинского

Сегодня 30 апреля. День памяти преподобного Акакия, епископа Мелитинского.
О жизни и подвиге святого — протоиерей Владимир Быстрый.
Преподобный Акакий жил в конце IV-го, в начале V-го века. Родился он около 370 года, в древнем армянском городе Мелитина, который расположен в верховьях реки Евфрат. Мелитина был один из древнейших городов Армении. Акакий происходил из благочестивой семьи, которая долгое время оставалась бездетной. И следуя древнему обычаю, родители дали обет посвятить своего будущего ребенка Богу. И Господь даровал им сына. Когда он подрос, они отдали его на воспитание святому Отрию, епископу Мелитинскому. Святой Отрий воспитал Акакия и по истечении времени рукоположил его в сан священника. После кончины святого Отрия Акакий был избранным епископом Мелитинским. Он ревностно служил Богу и Церкви и был отмечен даром чудотворений. Например, во время наводнения разлившаяся река достигла лишь того места, которое отметил преподобный Акакий и не затопила город. В жизни преподобного Акакия можно выделить еще два важных момента. Во-первых, его учеником был великий подвижник, аскет, преподобный Евфимий Великий. Кроме того, Акакий принимал участие в Третьем Вселенском Соборе, где отстаивал православное учение о двух естествах Господа нашего Иисуса Христа — Божественном и Человеческом, и о бессемянном рождении Иисуса Христа от Приснодевы Марии.
Все выпуски программы Актуальная тема
30 апреля. О духовной нищете

В 5-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное».
О духовной нищете — игумен Лука (Степанов).
Начало Нагорной проповеди Господа Иисуса Христа и первая из заповедей блаженств ублажает нищих духом, поскольку им принадлежит Небесное Царство. Удивительное слово «нищета», которое предполагает по человеческому пониманию самое бедственное состояние человека, оказывается причиной царствования или соцарствования с Богом в небесах. Это новое слово, это Господне откровение о том, что только всей душой, устремленный к благам небесным, благам, подаваемым Иисусом Христом, человек, сознающий свою полную нищету и беспомощность, самому оказаться победителем греха и смерти, только тот и будет увенчан. Таким образом, нищий — это тот, кто признает себя ничего не имеющим, но всю надежду свою возлагает на Господа и к Нему устремляется всем своим упованием.
Все выпуски программы Актуальная тема
30 апреля. О служении пожарных

Сегодня 30 апреля. День пожарной охраны России.
О служении пожарных — игумен Назарий (Рыпин).
Служение пожарных — это особое служение, ведь не случайно Христос говорит: «Нет большей любви, кто положит душу свою за друзей своих». И как раз нашим пожарным выпала такая миссия, рискуя собственной жизнью спасать других людей. Конечно, иногда они тушат какие-то объекты, где нет людей, но всё равно это забота о ближнем. Всё равно рискуя своей жизнью, своим здоровьем, они пытаются предотвратить какую-то порчу имущества, чтобы другим сделать жизнь легче, чтобы бремя каких-то лишних материальных затрат не ложилась на чужие плечи. Поэтому, безусловно, это служение крайне необходимое и совершенно явно христианское. Порой даже люди, не зная Христа, исполняя заповедь Христову, и это очень большое подспорье в их жизни, и Господь зачастую даёт благодать за это.
Все выпуски программы Актуальная тема