«Первое воскресенье Великого поста: Торжество Православия». Прот. Максим Первозванский - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

«Первое воскресенье Великого поста: Торжество Православия». Прот. Максим Первозванский

* Поделиться

В нашей студии был клирик московского храма Сорока Севастийских мучеников протоиерей Максим Первозванский.

Разговор шел о смыслах богослужения в ближайшее воскресенье, в которое празднуется Торжество Православия, об особенностях Литургии Василия Великого и Литургии Преждеосвященных Даров, о праздновании обретения мощей блаженной Матроны Московской, а также первого и второго обретения главы Иоанна Предтечи и об особых богослужениях Великого поста: Пассиях, Родительских субботах и Соборованиях.

Ведущая: Марина Борисова


М. Борисова:

—Добрый вечер, дорогие друзья! В эфире Радио ВЕРА наша еженедельная субботняя программа «Седмица». В студии Марина Борисова и наш сегодняшний гость — клирик храма Сорока мучеников Севастийских в Спасской слободе протоиерей Максим Первозванский.

Прот. Максим Первозванский:

—Здравствуйте.

М. Борисова:

—С его помощью мы постараемся разобраться с тем, что будет происходить на богослужениях завтра, в первое воскресенье Великого поста, и на наступающей неделе. Как вы знаете, наверное, первое воскресенье Великого поста носит название Торжества Православия, причём оно плавно вытеснило первоначальный праздник, который так назывался, потому что изначально Торжеством Православия называлась память Феодора Тирона, которая у нас перенеслась на субботу, и, в конце концов, когда Церковь победила все свои споры и недоумения по поводу почитания икон, праздником Торжества Православия стало первое воскресенье Великого поста. Но мы ещё об этом поговорим, а сначала, как всегда, постараемся вникнуть в смысл наступающего воскресенья, исходя из тех отрывков Апостольских посланий и Евангелия, которые прозвучат завтра в храме за Божественной Литургией. Мы услышим отрывки из Послания апостола Павла к Евреям, из 11-й главы, стихи с 24-го по 26-й и с 32-го по 2-й стих 12-й главы. Звучат эти отрывки так: «24 Верою Моисей, придя в возраст, отказался называться сыном дочери фараоновой, 25 и лучше захотел страдать с народом Божиим, нежели иметь временное греховное наслаждение, 26 и поношение Христово почел бо́льшим для себя богатством, нежели Египетские сокровища; ибо он взирал на воздаяние.» Поношение Христово Моисей вряд ли мог считать богатством или не богатством, потому что жил задолго до воплощения Сына Божия.

Прот. Максим Первозванский:

—Ну, во-первых, я хотел бы сказать несколько общих слов. Это связано с тем, что, как вы сказали, праздник Торжества Православия вытеснил память Феодора Тирона. На самом деле, в Евангельских и Апостольских чтениях субботних и воскресных дней Великого поста прослеживается его изначальный литургический смысл. Дело в том, что эта так называемая лествица Великого поста, о которой так много говорят и которую изображают в виде наглядных иллюстраций, иногда даже как путь Великого поста, где, действительно, Первая неделя — Торжество Православия, вторая неделя — Григория Паламы, третья — Крестопоклонная, четвёртая — Иоанн Лествичник, пятая — Марии Египетской, и так далее. Это некоторое внешнее наложение на исходный смысл. Например, сегодняшний праздник Торжества Православия установлен уже в 9-м веке. Что было до этого? Что, собственно, Церковь отмечает, почему Церковь привлекает внимание в этт два дня, субботний и воскресный, именно когда читпются Евангелие и Апостол? Напомню нашим радиослушателям, что в весь период Великого поста не читается в простые седмичные дни Священное Писание Нового Завета, читается только три книги Ветхого Завета — Бытия, Притчей и пророка Исайи. А Апостол и Евангелие читаются только в субботу и воскресенье, и у этих чтений есть своя логика. Если мы говорим про Апостол, читается Послание апостола Павла к Евреям. И, фактически, из недели в неделю развивается мысль о том, что такое вера. Вот, у поздних и, особенно, светских толкователей есть такое очень расхожее популистское представление о том, что апостол Павел спорил с апостолом Иаковом о том, как мы спасаемся, верой или делами. Действительно, мы можем в этих посланиях можем встретить как бы перекличку двух апостолов. Напомню, что апостол Иаков, брат Божий, был главой Иерусалимской общины, и это те самые евреи, кому адресует своё послание апостол Павел. И апостол Павел раскрывает нам, что такое вера. Что это не есть некое субъективное мировоззрение или представление о том, есть ли жизнь на Марсе или нет, верим мы в это или не верим, а это то, что является движущей силой и самой Жизнью нашей жизни, потому что в другом месте апостол Павел говорит удивительные слова: вы умерли, и ваша жизнь погребена со Христом в Боге, не я уже живу, но живёт во мне Христос. Вот, что такое вера и что такое жизнь во Христе, почему, например, святой праведный Иоанн Кронштадтский посвятил целую книгу размышлениям на эту тему, у него есть дневник «Моя жизнь во Христе». И здесь апостол Павел говорит нам впервые Великим постом о тои, что такое вера, чем мы должны обладать и к чему двигаться. И первый же пример: верою Моисей, придя в возраст, отказался называться сыном дочери фараоновой, и лучше захотел страдать с народом Божиим, нежели иметь временное греховное наслаждение. И сейчас я доберусь до вашего вопроса про поношение Христово. Напомню вам о том, что Моисей был, ни много ни мало, по египетским законам, наследным принцем. Он изображался наследным принцем Египта. Его статус подразумевал жизнь в роскоши и почтении, по сути, божественный статус. Фараон, ни много ни мало, в Египте обожествлялся, ему поклонялись, как Богу. И некоторые фараоны активно это поддерживали и утверждали, например, по-моему, его названный дед утверждал, что он сотворил Нил, и так далее. То есть, вот такой статус. А он предпочёл временному греховному наслаждению, как нам напоминает апостол Павел, страдать с народом Божиим. А вот, мы знаем эту историю про то, что он отказался, по сути, от своего статуса, бежал в пустыню, принимал участие в исходе евреев из Египта, был самым активным вождём, пророком, голосом Божиим еврейского народа, выведшим его из египетского рабства. А поношение Христово — это, конечно, образно. Мы знаем, чем закончилась земная жизнь Господа нашего Иисуса Христа, в общем, по сути дела, Моисей понимал, к чему и как идёт. То есть, это общая фраза и некий аналог. По сути днла, для евреев, кому адресуется, собственно, это послание, кто такой Христос? Это — Мессия, Тот, Кто является одновременно Царём, Пророком и, по сути дела, Самим Богом. Таким Мессией евреи воспринимали и Давида, например. И в псалмах Давида, в книге Псалтирь Давид неоднократно прямо называется христом. И иногда у неподготовленных читателей возникает какая-то путаница: о ком говорит пророк, о себе или о ком-то ином. И Моисей, несомненно, являлся таким вождём от Бога, потому что Мессия — это тот, кто будет править, через кого Бог будет править Своим народом. Это крайне важно. Вот, мы сейчас живём в демократии, народ правит. Люди, которых мы выбираем, правят от имени народа. Но я сейчас теорию, а не практику излагаю, как это мыслится. Царь правит Божией милостью, а вот Мессия, Христос, правит не Божией милостью, через Него правит Бог, как Он правил народом Израильским через пророков.

М. Борисова:

—И дальше, собственно, в этом отрывке у апостола Павла речь, как раз, идёт о пророках. Он напоминает нам о том, что они верою побеждали царства, испытали поругания и побои, а также узы и темницу, были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби и озлобления. Те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли. И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного, потому что Бог предусмотрел для нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства. Вот это, мне кажется, нужно немножечко пояснить.

Прот. Максим Первозванский:

—Мне так странно смотреть на нас, на христиан, и вот эта странность в этом отрывке, как мне кажется, наиболее выпукло вообще показана. В этом отрывке апостол Павел приводит для нас примеры веры и, естественно, для своего времени, он ещё не знал о том сонме святых, которые восстанут в исторической Церкви Нового Завета, но он напоминает нам о величайших ветхозаветных святых, которые были у всех не то, что на слуху, а в сердце. Он говорит о Гедеоне, Вараке, Самсоне, Иеффае, Давиде, Самуиле и других. Казалось бы, вот образец веры. И тут же он свидетельствует о них, что они не получили обещанного. Казалось бы, вот он- довод атеистический: смотритн, какие были замечательные и удивительные верующие люди, которые обещанного не получили. И мы идём вслед за ними, и мы тоже, вроде как, обещанного не получаем. Но здесь, если разобраться, что такое обещанное и что им было обещано, а обещано им было то, что их ожидает спасение со Христом в Боге, и этого они как бы не получили, при жизни их это не состоялось. И апостол Павел здемь прямо развивает эту мысль о том, что Бог предусмотрел это, дабы они не без нас достигли совершенства. Вот это учение о полноте времён, о полноте Церкви, ведь и мы тоже чаем воскресения мертвых и жизни будущего века — сказано в конце нашего Символа веры. И, кстати, об этом часто забывают. Что мы не просто ждём от Бога, что Он нам в этой жизни будет помогать. Кстати я, как священник, очень часто, к сожалению, наблюдал разочарование а Боге у людей, которые ждали от Бога разрешения своих земных проблем, задач, исцеления от болезней и не получали, разочаровывались: ах, так, вы обещали, что Бог решит все наши проблемы, а Он не решает! Но вспомним Символ веры: единственное, чего мы чаем, то есть, ожидаем с надеждой — это воскресения мертвых и жизни будущего века. И это всё. Нигде в Символе веры не сказано, что мы чаем и ожидаем, что Господь поможет нам победить царства, заградить уста львов, заградить силу огня, Бог может это сделать, но совсем не обязательно делает. Поэтому, наша вера такова: если мы туда устремляемся, мы эту силу от Бога и получаем, если мы же в этой вере пребываем на Земле и в нашей суетной жизни, соответственно, получаем то, что получаем.

М. Борисова:

—Об этом же, отчасти об этом же говорит и отрывок из первой главы Евангелия от Иоанна, стихи с 43-го по 51-й, который прозвучит завтра за Божественной Литургией. И начинается он словами: «На другой день Иисус восхотел идти в Галилею. И находит Филиппа, и говорит ему: иди за Мной. А Филипп потом находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Ком писал Моисей в Законе и пророки- Иисуса, сына Иосифова из Назарета. Но Нафанаил сказал: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри. Иисус, увидев идущего к нему Нафанаила, говорил о нём: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства». Заканчивается этот отрывок словами, которые очень перекликаются с тем, о чём мы только что говорили: «И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих, восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому». Собственно говоря, это то самое обетование, о котором мы только что вспоминали.

Прот. Максим Первозванский:

—Да, вы знаете, я один раз в программе «Светлые истории», которая тоже на нашем любимом радио звучит, не смог рассказать эту светлую историю, но расскажу её сейчас. О том, как я в первый раз увидел небо отверстым. Вот, не поверите, на Патриаршей службе. Я ещё не был священником, я только что принял крещение и попал на Патриаршую службу, служил патриарх Алексий. Если кто-нибудь бывал на Патриаршей службе, тот знает, что перед началом самой Литургии, происходит встреча Святейшего Предстоятнля, и его начинают облачать на середине храма. Из отверстых Царских Врат выходят по одному священники с такими красивыми подносами, выносят элементы Патриарших облачений, а диаконы стоят на солее лицом к народу и к Святейшему и возглашают таким басом: Господу помолимся! И читается молитва на каждый элемент облачения. Я не могу сказать, что у меня было какое-то видение или откровение, совершенно никакой мистики не было, небо, в буквальном смысле этого слова, не отверзлось, как это все представляют себе небесные врата. Я прямо остро ощущал внутри себя, что небо открыто. И то духовенство, которое подходит к Святейшему, оставляет иподиаконам облачение и уходит в алтарь — это и есть Ангелы Божии, которые восходят и нисходят к Сыну Человеческому. И тогда у меня впервые остро проявилось это желание стать священником, потому что они же восходят на небо и с неба нисходят. Это было только на Патриаршей службе, потом я, пожалуй, такого не испытывал, но эта острая память об открытых небесах на Патриаршей службе во многом сформировала мою веру. И поэтому, конечно, вообще Великий пост и начинается с этого обещания. По сути, первая неделя, которую мы с вами только что прошли: чтение Канона Андрея Критского. И, как бы там ни было, это — введение, мы входим первой неделей в Великий Пост. А дальше начинается его поприще. И нам сразу говорят: вы начали — молодцы, отселе узрите небо отверстым, крепите вашу веру, не ослабевайте в посте и в молитве, небо для вас отверсто, цель — видна, Страстная неделя, Пасха крестная, Пасха Воскресения — именно туда движется вся наша жизнь и именно туда движется текущий Великий пост.

М. Борисова:

—Напоминаю нашим радиослушателям о том, что в эфире наша еженедельная субботняя программа «Седмица», в которой мы говорим о смысле и особенностях богослужения наступающего воскресенья и предстоящей недели. У микрофона Марина Борисова и наш сегодняшний гость — клирик храма Сорока мучеников Севастийских в Спасской слободе протоиерей Максим Первозванский. Но, как раз, вы сказали, что первая неделя — это такое вступление и сосредоточение. Что греха таить, в основном, в лучшем случае, нам удаётся сосредоточиться на вечерах, посвящённых чтению Великого покаянного Канона преподобного Андрея Критского. И уже мало кому хватает запала, сил и внутреннего сосредоточения, чтобы посетить ещё какие-то постовые службы. Скорее, со второй недели у нас начинается воспоминание о том, что нам говорили, что надо хотя бы 1-2 раза сходить на эти службы.

Прот. Максим Первозванский:

—Знаете, многие всё-таки стараются, многие стараются, хотя сейчас гораздо меньше. Знаете, я совсем ещё, с точки зрения церковной жизни, не старый человек, но я застал время из начала 1990-х, пожалуй, в конце 1990-х было уже чуть-чуть по-другому, когда, например, в первую субботу Великого поста причастников было даже больше, чем в первое воскресенье. Люди говели всю неделю, чтобы причаститься в субботу, не дожидаясь воскресенья. А на первую Преждеосвященную обязательно был праздничный хор в полном составе, и народу было, может быть, не как в воскресные дни в храме, но, по крайней мере, наполовину храм был заполнен, потому что люди старались попасть ещё и на первую Преждеосвященную. Я не знаю, насколько много эти слова сейчас значат для обычного прихожанина: первая Преждеосвященная в этом году, последняя Преждеосвященная в этом году, если люди и не попадали на Преждеосвященную каждую неделю, то на первую и на последнюю старались попасть обязательно. Сейчас это немножко ушло.

М. Борисова:

—Но давайте сейчас всё-таки кому-то напомним , а кому-то расскажем, что это за такая Литургия Преждеосвященных Даров или Литургия святителя Григория Двоеслова, которая, по сути, Литургией-то, как раз, и не является, если брать само последование?

Прот. Максим Первозванский:

—Она не является Евхаристией, а Литургией она всё равно является, если мы переводим слово Литургия как общее дело, то да. На этой службе, которая, по сути своей, является великопостной вечерней с чтением Изобразительных и последующим Причащением Святых Христовых Таин не происходит освящение Святых Даров, то есть, не происходит торжества Литургии, когда мы последовательно восходим на небеса и участвуем в Трапезе Господней, в Тайной Вечере со всеми её Евхаристическими канонами, молитвами и её торжеством. Этого, действительно, нет. Кстати говоря, именно понимание этого факта позволяет нам осознать почему, собственно, по средам и пятницам совершается Литургия Преждеосвященных Даров. Потому что это — самые постные дни. По уставу церковному, в среду и пятницу. На пятой седмице ещё и в четверг, но я не буду сейчас говорить об особых днях памяти святых, например, Сорока мучеников. Это зависит от того, на какие дни эта память приходится. У нас день Сорока мучеников Севастийских, например, престольный праздник, а в некоторых храмах в таких случаях служат даже полную Литургию, хотя это, может быть, и является в некоторой степени Литургическим нарушением, но такое тоже встречается, если Преосвященный Владыка благословляет совершать полную Литургию. А так — тоже Преждеосвященная. Но вообще Церковь постановила совершение Литургии Преждеосвященных Даров в среду и пятницу и в первые три дня Страстной седмицы. Это — дни особенно строгого поста, когда не положено вкушать до захода солнца. Именно поэтому служба совершается на вечерне. Кстати говоря, я так вот наблюдаю жизнь нашу столичную и не столичную и знаю, что в последние годы эта практика служения Литургии Преждеосвященных Даров во второй половине дня постепенно возрождается. Хотя я знаю храмы, где, например, в среду служат Преждеосвященную с утра, как это было принято в последние десятилетия и даже столетия, а в пятницу, например, вечером, когда, действительно, постный день или почти постный. Для тех, кто немощен, в таких случаях обычно разрешается позавтракать с тем, чтобы Евхаристический пост, пост перед Причащением был, хотя бы, шесть часов, как минимум. Ну, а если следовать букве Устава, в этот день не полагается ничего есть и пить до захода солнца, а вечером уже трапеза. Служба эта достаточно короткая, если её не соединяют ни с какими другими чинопоследованиями. Например, поскольку на первой неделе всё-таки вечером читался Канон Андрея Критского, её повсеместно служили с утра. Ну, как с утра? Если по монастырски, то эта служба, начавшись в 8 часов утра, заканчивалась во втором часу. Поскольку читалась последовательно великопостная утреня со всеми кафизмами, со всеми канонами, со всеми библейскими песнями, которые пелись, потом читались великопостные часы, а на каждом часе — тоже кафизма. Потом та самая вечерня, тоже с кафизмами, с изобразительными, то есть, всё это заканчивается, действительно, за полдень далеко.

М. Борисова:

—Я думаю, что для многих радиослушателей вот это перечисление не очень понятно, потому что всё-таки в нашей повседневной приходской практике богослужений в большинстве случаев нет.

Прот. Максим Первозванский:

—Потому что это может стать для обычного прихожанина бременами неудобоносимыми. Я сам начинал свою богослужебную и литургическую жизнь в Новоспасском монастыре, где совершались уставные службы. И, будучи человеком деятельным, я где-то уже на 5-м часу богослужения ты не можешь найти себе место, и мозг лихорадочно ищет повод, почему тебе сейчас нужно выйти из храма. И ты сидишь или стоишь — там же можно сидеть — и шестой час идёт служба, а это уже третий день, потом перерыв 2 часа — и вечерняя служба, по сути, весь день превращается в богослужение. В приходской практике сама Литургия Преждеосвященных Даров даже короче Литургии святителя Иоанна Златоуста, поскольку в ней нет возношения, нет анафоры. Она длится час.

М. Борисова:

—Это всё ещё зависит от того, как читают библейские песни. Это атрибутика Великого поста, это бывает только Великим постом. Когда-то то, что мы сейчас называем каноном, начиналось как раз с этих библейских песен.

Прот. Максим Первозванский:

—Это утреня, библейские песни читаются на утрене. Соединяются они, не соединяются — практика разная.

М. Борисова:

—У нас остались от них почти исключительно ирмосы. Поэтому для новоначальных непонятно, почему канон, который посвящён каким-то новозаветным событиям, предваряется перед песнями какими-то непонятными отсылами к Ветхому завету, а, собственно, если вспомнить, как всё строилось, откуда вообще взялся канон, он начинался именно с этих библейских песен, которые были редуцированы до ирмосов.

Прот. Максим Первозванский:

—Историческая литургика — интереснейшая наука, поскольку, действительно, мы воспринимаем богослужение в том виде, в котором оно нам сейчас досталось, в той практике приходской или монастырской, а если чуть глубже копнуть, оказывается, что совершенно разные источники, абсолютно по-разному складывался устав, вообще, богослужение носило стихирный характер. Или, например, кондак как жанр тоже имел своё историческое развитие, очень интересно.

М. Борисова:

—Тут просто ещё такой акцент на том, что в будние дни Великого поста читается в основном Ветхий Завет. Откуда вот эти достаточно пространные библейские песни появляются? Почему я на этом заостряю внимание? Потому что человеку современному, недостаточно сведущему в ветхозаветных текстах, на слух воспринимать это сложно, если он предварительно, хотя бы идя на службу, не прочитает глазами эти тексты, ему на самой службе сохранить внутренний настрой и сосредоточенность будет тяжело, потому что служба состоит, главным образом, из чтений.

Прот. Максим Первозванский:

—Ну, и ещё церковнославянский язык и его понимание — это большая проблема, на самом деле, языковая проблема присутствует. Например, Святейший Патриарх благословил в тех приходах, которые к этому готову, Священное Писание: Апостол, Евангелие, Ветхий Завет, паримии читать на русском языке. Но, насколько я знаю, таких приходов крайне мало, народ держится традиций, не поддерживается это начинание. Поэтому, действительно, имеет смысл заранее посмотреть дома. Вообще, те три книги Ветхого завета, которые прочитываются насквозь, от начала до конца, мы их уже называли сегодня: это книга Бытия, книга Притчей и книга пророка Исайи — их вообще за Великий пост надо бы прочитать. Поэтому, пока пост в самом начале, можно себе такую галочку поставить, и по главе или кто как привык читать — как мы Евангелие читаем: кто-то читает по главе, кто-то по несколько стихов, кто-то следит по календарю за зачалами, которые в этот день читаются — самое разумное, действительно, открывать календарь и смотреть, какие отрывки читаются этим днём. И, если вы идёте в храм, перед этим их прочитывать. Ну и, конечно, то, о чём вы уже говорили — именно будничные богослужения Великого поста и создают эту особую литургическую великопостную атмосферу. Если вы ходите в храм только по субботам и воскресеньям, то богослужебно вы, пожалуй, почти ничего и не заметите. Да, духовенство будет в тёмных облачениях, кроме первой недели, которая тоже служится обычно в золотом. Да, будет Литургия Василия Великого, но, поскольку она отличается теми молитвами, которые мы обычно не слышим, она просто пройдёт мимо. Вместо Достойно есть будут петь О Тебе радуется. Неподготовленный слушатель и молитвенник никак не заметит. Да, распевы немножко более растянутые, больше времени она занимает, более пространно и протяжно поёт хор. Поэтому, хотя бы раз в неделю я могу рекомендовать Великим постом стараться пусть ненадолго идти в храм, где будет служиться только Преждеосвященная Литургия, есть такие храмы в Москве точно, когда в 9 придёшь, а в 10 уйдёшь — можно выбрать храм, от которого вам будет удобно идти на работу — даже не обязательно причащаться, просто постойте. Потому что молитва Ефрема Сирина, Господи и Владыко живота моего, это Да исправится молитва моя, это Ныне Силы Небесные с нами невидимо служат — это те самые песнопения, сам по себе минорный распев, которым поёт хор, сразу же погружает нас в эту светлую великопостную атмосферу.

М. Борисова:

—Вы слушаете нашу еженедельную субботнюю программу «Седмица». В студии я, Марина Борисова и наш сегодняшний гость — клирик храма Сорока мучеников Севастийских в Спасской слободе протоиерей Максим Первозванский. Мы ненадолго прервёмся и вернёмся к вам буквально через минуту, не переключайтесь.

М. Борисова:

—Ещё раз здравствуйте, дорогие друзья! В эфире Радио ВЕРА наша еженедельная субботняя программа «Седмица», в которой мы говорим о смысле и особенностях богослужения наступающего воскресенья и предстоящей недели. В студии Марина Борисова и наш сегодняшний гость — клирик храма Сорока мучеников Севастийских в Спасской слободе протоиерей Максим Первозванский. И мы говорим о первой неделе Великого поста. Я понимаю, что мы сосредоточены на великопостных смыслах, но всё-таки, календарь остаётся календарём, и он тоже подкидывает нам темы для размышлений. Вот, на предстоящей неделе у нас будет память обретения мощей блаженной Матроны Московской — 8 марта, и Первое и второе обретение главы Иоанна Предтечи — 9 марта. Мне кажется, что это такая особая тема, котрая касается обретения мощей. Очень много в наших святцах и в житиях святых сюжетов, связанных не только с жизнеописанием того или другого святого, а именно с обретением его, говоря светским языком, останков. Почему это — такая важная тема, что именно эти воспоминания выносятся Церковью даже в отдельные праздники?

Прот. Максим Первозванский:

—Во-первых, здесь есть своё, очень важное богословие. Если мы сейчас говорим не о народном почитании, а именно о богословии, тем более, что Неделя Торжества Православия и победа над иконоборчеством из той же серии, и часто этот праздник — я говорю о Торжестве Православия — политизируют, представляя его как победу одной династии над другой в интересах более мирного сосуществования с исламом. Но надо чётко понимать, в частности, глядя на нашу современную жизнь, что наше иконопочитание всегда, любое добро можно не только делать, его можно причинять людям. Любое правильное отношение, любое добро можно употребить во зло, его можно понять неправильно. Желание физически прикоснуться к святыне, желание дотронуться, желание увидеть глазами часто в исторической Церкви перерастает в какое-то самое настоящее идолопоклонство. И мы знаем из истории, что соскребали краску с иконы, пытались раздобыть частичку мощей святого для того, чтобы растереть её в порошок и тоже каким-то образом использовать — нельзя допускать такого отношения. Но напомню, что я вам обещал рассказать о богословском состоянии — именно об этом я и хочу сказать. Дело в том, что в то время было много гностических учений, где тело — особенно, в восточном религиозном вомприятии — рассматривается как темница души, которой необходимо освободиться. Дух должен воспарить в эмпиреи, а грешное тело должно разложиться. И, вообще, всё телесное является творением некого злого бога — это я вам сейчас гностические теории излагаю, они, в общем-то, все одинаковые, они из этой самой оперы. Современные движения борцов за экологии тоже попахивают гностицизмом: нелюбовь к телесности и, одновременно, разгул всевозможных извращений. Это в историческом гностицизме именно таким образом и присутствовало. Положительное православное учение состоит в том, что личность человека — я напомню, что слова личность и ипостась прозвучали ещё на Первом Вселенском Соборе, потом они были особо развиты на Четвёртом Вселенском Соборе, знаменитый Халкидонский догмат и, собственно, догмат об иконопочитании поставила такой жирный и восклицательный знак на учении о том, что мы говорим и утверждаем, что личность человеческая, она... вспомним замечательный тропарь Великой Субботы, который читается перед началом каждой Литургии и касающийся смерти Господа нашего Иисуса Христа : «Во гробе плотски, во аде же с душею, яко Бог, в раи же с разбойником, и на престоле был ecu Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй, Неописанный». В этом тропаре говорится о том, что Христос умер, Его человеческая душа отделилась от тела, тело лежало во гробе, душа спустилась в ад? А где был Сам Христос Бог? Этот тропарь утверждает нам, что Он был везде: Он был и с телом, и с душой, Он был с Отцом на Престоле, Он всё Собой исполнил. Так и наша человеческая личность: когда мы умираем, душа разлучается от тела. Я знаю, что я когда-нибудь умру, причём, вероятно, по имторическим меркам достаточно скоро, не успеем мы и глазом моргнуть — а отца Максима уже на этом свете не остпнется, душа моя разлучится от тела и пойдёт на Божий Суд, тело пойдёт в землю — я надеюсь, не в крематорий, а в какую-нибудь приличную могилу, его будут есть червяки. А где буду я, где будет моя личность? Вот Церковь учит, что она будет не только с душой, моя личность будет с душой и с телом. Поэтому, когда мы обретаем останки того или иного свчтого, мы говорим, что этот святой, есть даже такое православное учение, мощаии почивает в таком-то храме или в таком-то монастыре, что его личность не разлучается с его телом. Поэтому, на этои, собственно, основано учение о почитании святых мощей. Это так важно, потому что когда мы обретаем мощи, святой оказывается к нам ближе, мы можем к нему прикоснуться и его облобызать, хотя это для постороннего наблюдателя какая-то странная история: лежит покойник, м люди к нему прикладываются зачем-то, счастливо отходят. Что это за ерунда какая-то? Это то же самое, что в догмате об иконопоситании, принятом на Седьмом Вселенском Соборе, который утверждает Торжество Православия, что мы взирая на образ, восходим к Первообразу, поклоняемся не образу, а Первообразу, изображённому на иконе. Здесь, если мы говорим об обретении мощей блаженной Матроны или об обретении главы Иоанна Предтечи. Представьте себе, люди нашли и получили возможность прикоснуться к мощам блаженной Матроны. Что это значит? Это значит, что они получили возможность прикоснуться к самой блаженной Матроне, получили возможность получить её благословение, я уж не говорю, поговорить с ней. Люди приходят в храм — я, как священник, стою при входе в храм, люди подходят, складывают ручки и просят моего благословения. И я, как священник, их благословляю, и они, счастливые, потому что получили священническое благословение, идут себе радостно по своим делам, веруя, что Господь с ними. А теперь представьте себе, что вы в любой момент можете прийти в Московский Покровский монастырь и получить благословение блаженной старицы Матроны.

М. Борисова:

—То есть, когда было её стихийное народное почитание, когда она была похоронена на Даниловском кладбище — это было не то?

Прот. Максим Первозванский:

—Почему не то? А я и туда ездил. Понимаете, Православие как-то соблюдает эту тонкую грань, потому что, как только мы скажем, что чем ближе мы физически находимся к останкам святого, тем больше благодать, мы сразу впадём в ересь — так говорить нельзя. Но оказаться ближе к святому нам всё-таки хочется. Понятно, что мы сейчас с вами, сидя в студии, можем обратиться к преподобному Сергию Радонежскому: «Преподобне отче наш Сергие, спаси, помоги, исцели нас». Дорогие наши радиослушатели, давайте все вместе вдохнем и помолимся преподобному Сергию, перекрестимся и скажем: «Преподобне отче наш Сергие, моли Бога о нас!» И наша молитва будет услышана: я очень на это надеюсь, я в это верю. Но, тем не менее, у меня есть потребность раз в год побывать в Лавре преподобного Сергия и прикоснуться к его святым мощам, а люди ездят за тридевять земель тоже для того, чтобы по-настоящему оказаться ближе к нему, и их молитвы бывают услышаны. Можно ли сказать: на три килограмма лучше или на три децибела громче благодать исходит в непосредственной близости от мощей, чем если мы находимся далеко. Нет, нельзя, и я это подчёркиваю — здесь мы можем впасть в ересь, которая называется ересью энергетизма, но наше состояние приближения к святому, наша радость... Вот, когда мы сегодня с вами встретились, мы вспомнили, что в прошлый раз мы с вами встречались ещё до Рождества Христова, и, честно говоря, я про вас вспоминал несколько раз, и я радовался тому, что в моей жизни есть такой замечательный человек, с еоторым мы не часто, но регулярно встречаемся, имеем возможность обняться, поделиться своими моображениями. Но, когда я вас сегодня увидел, моя радость была гораздо больше, чем когда я просто о вас вспоминал. Очень надеюсь, что это взаимно. То же самое происходит, когда мы оказываемся рядом с мощами или, например, с чудотворной иконой. Наша радость и то взаимное чувство, когда мы имеем возможность прямо здесь, у мощей испытать ответное действие благодати — оно, конечно, переполняет нас. Я хотел сказать, по-другому действует, но не буду — это будет, опять -таки, уже ересью. Не то что она по-другому действует — мы изменяемся в присутствии святого, в присутствии, например, мощей святого или в присутствии его чудотворной иконы также, как мы изменяемся в присутствии друг друга. Мы можем, например, скучать друг по другу. Я вот сейчас думаю, по кому я сейчас скучаю: ну, вот по жене своей любимой сейчас скучаю, но, когда я приеду, дай Бог, сегодня вечером домой, у меня будет гораздо больше радости, чем когда я сейчас просто по ней здесь скучаю и вспоминаю об этом.

М. Борисова:

—Напоминаю нашим радиослушателям, что в эфире Радио ВЕРА программа «Седмица», в студии Марина Борисова и наш сегодняшний гость — клирик храма Сорока мучеников Севастийских в Спасской слободе протоиерей Максим Первозванский. И, как всегда по субботам, мы говорим о смысле и особенностях богослужения наступающего воскресенья и предстоящей недели. Но, поскольку следующая неделя она уже такая совсем постовая, я думаю, что логично вспомнить именно о Литургии Преждеосвященных Даров и о других великопостных службах, которые, кроме как Великим постом, никогда не служатся или служатся крайне редко. Прежде всего, мне хочется вспомнить о такой службе, позаимствованная, что ли, из обихода западных христиан — это служба Пассия, которая посвящена Страстям Христовым, и совершается она четыре раза в год, причём на первом последовании прочитываются 26 — 27 главы Евангелия от Матфея, на втором — 14-15 главы Евангелия от Марка, на третьем — 22-23 главы Евангелия от Луки, на четвёртом — 18 и 19 главы Евангелия от Иоанна. Служба служится очень красиво, по традиции все стоят с зажжёнными свечами, настраивает на такой очень торжественный лад. Что это за служба, и как она оказалась в обиходе Русской Православной Церкви?

Прот. Максим Первозванский:

—Вообще, если честно, вопрос не совсем ко мне, поскольку я не могу сказать, когда в последний раз принимал участие в этой службе. Возможно, никогда. Действительно, служба эта не уставная, служится она в воскресенье вечером. По сути, это — акафист Страстям Христовым + те отрывки из Евангелия о Страстях Христовых, которые вы назвали. Вообще, весь её богослужебный смысл — это напоминание о том смысле, который вообще несёт в себе Великий пост, что это — путь к Страстной неделе. Пожалуй, это всё, что я могу на эту тему сказать. В одной из следующих передач — а у нас ещё четыре этих самых недели, кто-то из священников, который придёт к вам гости, служит у себя в храме пассию и сможет более подробно об этом рассказать. В нашем храме она не служится.

М. Борисова:

—Но я думаю, что о том, что касается соборования, вы наверняка сможете рассказать более подробно.

Прот. Максим Первозванский:

—О соборовании конечно, как же без соборования! Люди жаждут соборования, они ждут, тут нам никак не увернуться, как бы мы не хотели этого. По традиции, а традиция эта тоже такая, недавняя... дело в том, что соборование — это Таинство, установленное Церковью для исцеления от болезней. Апостол Иаков говорит: «Более ли кто из вас, пусть рризовет пресвитеров Церкви, и да молитву сотворят над ним, помазав его елеем во имя Господне, и молитва веры исцелит болящего, и воздвигнет его Господь, и если какие грехи сотворил он, отпустятся ему». Вот, на основании этих слов апостола Иакова, еоторые тоже читаются на соборовании, болящие приглашают к себе домой собор священников. Таинство это называется Елеосвящение, то есть, освящение елея или Соборование, поскольку положено совершать его собором из семи, или сколько имеетсч, священников. По традиции, в соборах Московского Кремля, в начале ХХ века, когда впервые Таинство было совершено не над конкретным болящим, а над всеми собравшимися молящимися — это была такая обязательно архиерейская служба, и такие болящие, или не очень, или не совсем, с разной степенью болящести, приходили для того, чтобы пособороваться, а дальше, коль скоро эта практика возникла в одном храме, она молниеносно распространилась на всю Русскую Православную Церковь, когда постами, обычно, Великим постом, но в некоторых храмах ещё и другими постами — Петровским, Рождественским и Успенским- во внебогослужебное время — у нас в храме это, как правило, вечер воскресенья, в некоторых храмах служится Пассия, а у нас по воскресеньям вечером совершается Соборование. Люди приходят в храм для того, чтобы от своих всяких болячек — знаете, как говорят, если после сорока лет ты проснулся и у тебя ничего не болит, значит, ты умер — болячки есть у всех, люди приходят просить у Бога помощи и исцеления от хронических и острых заболеваний. Только, знаете, с гриппом, ОРВИ и ковидом не приходите, пожалуйста, чтобы не заражать всех остальных. А так, со всеми прочими не заразными болячками милости просим, в нашем храме, да и почти во всех храмах это Таинство совершается для того, чтобы мы могли получить исцеление.

М. Борисова:

—Но есть ещё один такой смысловой нюанс, связанный с Таинством Соборования. Его на протяжении веков совершали перед умирающими, и как-то, в общем сознании, умирающий всё-таки находится на одре болезни, то есть, он не очень в себе и не очень может сосредоточиться и исповедоваться. Поэтому, в Таинстве Елеосвящения, в Таинстве Соборования прощаются не исповеданные грехи, то есть, те, о которых человек забыл.

Прот. Максим Первозванский:

—Я многократно слышал об этом, естественно, и даже сам иногда мог об этом сказать, но какого-то положительного литургического учения об этом всё-таки в Церкви нет. Да, существует католическая традиция, и вслед за этим, мы знаем, что на Украине, больше в западных областях, чем ближе к востоку, тем меньше, но и у нас такие отголоски бывали, что Соборование — это предсмертное напутствовпние. Вот, человек умирает, и приглашают священника, чтобы тот его пособоровал перед смертью. Это не православное учение, хотя многие, достаточно далёкие от Церкви люди, когда родные и близкие хотят пригласить священника — я регулярно с этим сталкиваюсь, приходишь уе бывает, и мне в первую очередь, особенно, какая-нибудь бабушка говорит: «Я еще не умираю, батюшка! Зря вас вообще позвали, я пока ещё не собираюсь умирать!» Она думает, что, раз священника позвали посоьоровать её, значит, она уже умирает. Ничего подобного. Соборование — это не предсмертное напутствие. Действительно, тяжелоболящих соборуют, и некоторые из них потом умирают. Действительно, такое бывает. Вообще, к соборованию в народе очень разное отношение. Если говорить о средней температуре по больнице, есть люди, которые очень любят собороваться, вот их хлебом не корми, дай пособороваться. Если бы им не говорили, что собороваться нужно раз в год, не чаще, если вы, в целом, здоровы. Вообще, учение о соборовании говорит нам о том, что в одной болезни собороваться можно один раз, и о том, что, если ты не слишком сильно болен, но есть хронические заболевания, то раз в год, чаще не нужно. Есть люди, которые прямо стремятся, их хлебом не корми, действительно, дай пособороваться каждую неделю. У нас в храме соборование совершается пять или шесть раз Великим постом — вот, все шесть раз этот человек придёт, ты его не оттащишь и не отговоришь, он будет собороватьмя. Есть другая категория людей, которые относятся к соборованию так: я же не слишком болен, зачем я пойду собороваться? Вот, буду, действительно, неизлечимо болен, когда человеческие лечебные средства будут бессильны — вот, тогда я пособоруюсь. Или будет у меня какая-нибудь непонятная болячка, когди диагноз, например, врачи никак поставить не могут, вся эта бодяга тянется, мне будет очень плохо — вот, тогда я пойду пособоруюсь. Я не хочу сказать, что первое или второе отношение правильное или неправильное, я просто констатирую тот факт, что отношение разное. Некоторые люди — я бывал свидетелем, одна прихожанка подходит к другой: «Ты уже пособоровалась?», другая ей: «А зачем?» " - Ну, как зачем, надо же пособороваться! Опять же: забытые грехи!«Но, всё-таки, если подходить к этому богословски: на каждой исповеди, когда мы подходим к исповеди, священник читает молитву о том, что нам прощаются все грехи. Нет таких грехов, о которых священник не прочитал бы молитву об их прощении на исповеди, этого вполне достаточно. Другой вопрос, что, например, человек умер, он лежит во гробе, и священник читает над ним молитву, а в это1 молитве тоже есть слова: если проклятие отца своего или матери своей носил, или сам под проклятие подпал, или иными некими грехами, как человек, был связан и во всех них с сокрушенным сердцем покаялся, от их вины и уз да разрешит его, и те, которые забвению предал, да простятся ему, как человеку, Имени ради Своего. То есть, когда человека отпевают, читают над ним разрешительную молитву, священник молится о том, чтобы Господь простил ему грехи исповеданные и неисповеданные, которые он по забывчивости мог не исповедовать. Собственно, само прощение грехов — это не магическое действие. Вот, батюшка прочитал над ним молитву... кстати, на этом основано такое совсем неправильное учение: я исповедовался в том, что я чревоугодничал, а в том, что я сребролюбив, я пока не каюсь — когда сумею что-то с этим сделать, тогда приду и в этом исповедуюсь. Так нельзя, невозможно получить прощение в одном грехе и не получить прощение в другом грехе, потому что прощение грехов — это не просто вычёркивание нашего греха из какого-то списка там, на небесах или, паче чаяния, из каких-то бесовских списков, которые они якобы на мытарствах разгибают и оттуда их читают. Прощение грехов — это соединение нас с Богом, либо мы соединяемся с Богом — и тогда мы прощены, либо мы с Ним не соединяемся. Сознательно неисповеданный грех — помните, как в том напутствии, которое священник читает перед исповедью — аще что скрыеши от мене, сугубый грех имаши — то есть, понятно, что всё назвать мы не можем, но сознательное скрывание и нежелание бороться с каким-то грехом, ведёт к непрощению грехов в целом, не то, что какого-то конкретного греха, а в целом. Поэтому, рассматривать соборование как специальное Таинство, в котором прощаются неисповеданные и забытые грехи, я бы не стал. Более того, что такое прощение грехов? Прощение грехов, как я уже сказал, это соединение нас с Богом. Я сегодня уже приводил эти слова апостола Павла: не я живу, но живёт во мне Христос. Весь Великий пост — это путь к обновлению нашего Крещения, к обновлению нашего духовного рождения, это путь к чаянию воскресения мертвых и нашему Небесному Царствованию с Ним и в Нём. Поэтому, не будем этот замечательный, вудесный, исполненный благодати путь разменивать на какие-то магические представления.

М. Борисова:

—Большое спасибо за эту беседу. Я напоминаю, что вы слушали еженедельную субботнюю программу «Седмица», в студии была Марина Борисова инаш сегодняшний гость — клирик храма Сорока мучеников Севастийских в Спасской слободе протоиерей Максим Первозванский. Слушайте нас каждую субботу, поститесь постом приятным. До свидания.

Прот. Максим Первозванский:

—Храни вас Господь.


Все выпуски программы Седмица

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем