
1 Тим., 285 зач., V, 1-10.
1 Старца не укоряй, но увещевай, как отца; младших, как братьев; 2 стариц, как матерей; молодых, как сестер, со всякою чистотою.
3 Вдовиц почитай, истинных вдовиц.
4 Если же какая вдовица имеет детей или внучат, то они прежде пусть учатся почитать свою семью и воздавать должное родителям, ибо сие угодно Богу.
5 Истинная вдовица и одинокая надеется на Бога и пребывает в молениях и молитвах день и ночь; 6 а сластолюбивая заживо умерла.
7 И сие внушай им, чтобы были беспорочны.
8 Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного.
9 Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя, бывшая женою одного мужа, 10 известная по добрым делам, если она воспитала детей, принимала странников, умывала ноги святым, помогала бедствующим и была усердна ко всякому доброму делу.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Основная часть сегодняшнего апостольского чтения посвящена совершенно неактуальной в наши дне теме — церковному служению вдов. Дело тут в том, что в современной нам Церкви вдовы никаким особым образом не фигурируют. Они — лишь один из пунктов в длинном перечне тех, кому Церковь по мере сил оказывает помощь. Речь идет, конечно, не о всех вообще вдовах, а, как правило, только о вдовах священнослужителей. В ранней Церкви ситуация было иной, исследователи выделяют сразу несколько категорий женщин, которые имели определенный статус в тогдашней Церкви и несли соответствующее своему статусу служение. Это пророчицы, старицы, вдовы, диакониссы и девы. Положение вдов регулировалось теми самими словами апостола Павла, которые мы только что услышали, на основе этих же слов святитель Василий Великий составил правила, которыми должны были руководствоваться вдовы. Сами слова апостола Павла показывают, что вдовы — это не вообще все женщины, мужья которых умерли. Это те из них, кого церковная община поставила на определенное служение. Большинство исследователей полагают, что служение вдов заключалось в помощи нуждающимся. Для этих целей им выделялись определенные средства, а вдовы могли их расходовать исходя из своего видения ситуация. Для того, чтобы это видение не было помрачено разного рода страстями, для служение избирались вдовы, которые подходили по ряду критериев. Апостол Павел пишет, что такие вдовы должны, в-первую очередь, заботиться о своих детях и внуках, потому что это угодно Богу. Понятно, что если у них есть любовь к своим близким, то они, скорее всего, смогут проявить любовь и к нуждающимся. Далее апостол упоминает молитвенный настрой и молитвенный навык, которые необходимы этим женщинам для служения Церкви. В конце отрывка апостол говорит о том, что нужен также и засвидетельствованный опыт христианского служение ближним. Если выполнены все три условия, то такой вдове можно доверить церковное служение. Несмотря на то, что в Церкви уже очень давно нет этого института, павловы критерии не потеряли своей актуальности. Любой человек, который имеет желание нести то или иное церковное послушание, который хочет быть полезным Церкви, должен проверить себя на соответствие этим критериям. Есть ли забота о близких, есть ли умение молиться и есть ли опыт помощи другим? Если чего-то из этого не достает, то лучшим выбором будет сосредоточить свое внимание на приобретении этих добродетелей.
«О Боге в мировом кино: цикл фильмов «Декалог». Августина До-Егито

У нас в студии была киновед, автор и преподаватель курса «Религия и кино» в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете Августина До-Егито.
Разговор шел о цикле из десяти фильмов Кшиштофа Кесьлёвского «Декалог», в котором каждый фильм соотнесен с одной из заповедей, как режиссер размышляет о взаимоотношениях человека и Бога, о том, как соотносятся вера и научные знания и как пороки и нарушения заповедей разрушают жизнь человека.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед посвященных тому, как классики мирового кинематографа обращались к темам, связанным напрямую с жизнью Церкви, церковной историей и Библией.
Первая беседа с Августиной До-Егито была посвящена фильму Карла Теодора Дрейера «Страсти Жанны д’Арк» (эфир 13.10.2025)
Вторая беседа с Августиной До-Егито была посвящена фильму Робера Бессона «Дневник сельского священника» (эфир 14.10.2025)
Третья беседа с Августиной До-Егито была посвящена фильму Ингмара Бергмана «Причастие» (эфир 15.10.2025)
Все выпуски программы Светлый вечер
«Выставка «Августейший хозяин Москвы». Анна Громова

В гостях у программы «Светлый вечер» была председатель наблюдательного совета фонда «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество», ведущий научный сотрудник Института всеобщей истории РАН Анна Громова.
Мы говорили о Великом Князе Сергее Александровиче Романове, о его судьбе и служении Отечеству, а также о выставке «Августейший хозяин Москвы», приуроченной к 120-летию со дня трагической гибели Великого Князя.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова
Все выпуски программы Светлый вечер
Музей Патриарха Тихона в Донском монастыре
Для сердца каждого верующего человека образ Святителя Тихона Патриарха Московского и Всея Руси является примером любви, доброты, милосердия, мужества, бесстрашия, верности Русской Православной Церкви и России, веры в Бога.
Мы можем прийти сегодня в Донской ставропигиальный мужской монастырь в будний день и увидеть много людей. Одни из них прогуливаются по территории обители, рассматривая памятники одного из самых значительных Некрополей, где упокоилось столько людей, послуживших своими дарованиями нашему Отечеству. Другие заходят в Большой и Малый Донской Соборы — приложиться к чудотворной Донской иконе Божией Матери и, чтобы постоять у мощей великого Патриарха и помолиться на месте его погребения. Он почил о Господе 7 апреля 1925 года.
В Донской обители к 100-летию этого события был открыт мемориальный музей в домике, где Патриарх Тихон провел последние годы своей жизни, и где с 19 мая 1922 года по 27 июня 1923 года он пребывал под арестом.
Мы приглашаем вас в этот музей, чтобы узнать о том, как это было. Узнать о том времени, когда Русская Православная Церковь силой воли и мужества ее Первосвятителя, помощью Божией нашему великому Патриарху, верностью многих и многих его духовных детей выстояла, и позволила нам сегодня жить и молиться, верить и любить.









Московский и Всея Руси

Московский и Всея Руси
Фотографии предоставлены Музеем Святителя Тихона Патриарха Московского и Всея Руси в Донском ставропигиальном мужском монастыре.
В программе использована музыка Инока Дионисия Новоселова.
Все выпуски программы Места и люди