1 Тим., 285 зач., V, 1-10.
1 Старца не укоряй, но увещевай, как отца; младших, как братьев; 2 стариц, как матерей; молодых, как сестер, со всякою чистотою.
3 Вдовиц почитай, истинных вдовиц.
4 Если же какая вдовица имеет детей или внучат, то они прежде пусть учатся почитать свою семью и воздавать должное родителям, ибо сие угодно Богу.
5 Истинная вдовица и одинокая надеется на Бога и пребывает в молениях и молитвах день и ночь; 6 а сластолюбивая заживо умерла.
7 И сие внушай им, чтобы были беспорочны.
8 Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного.
9 Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя, бывшая женою одного мужа, 10 известная по добрым делам, если она воспитала детей, принимала странников, умывала ноги святым, помогала бедствующим и была усердна ко всякому доброму делу.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Основная часть сегодняшнего апостольского чтения посвящена совершенно неактуальной в наши дне теме — церковному служению вдов. Дело тут в том, что в современной нам Церкви вдовы никаким особым образом не фигурируют. Они — лишь один из пунктов в длинном перечне тех, кому Церковь по мере сил оказывает помощь. Речь идет, конечно, не о всех вообще вдовах, а, как правило, только о вдовах священнослужителей. В ранней Церкви ситуация было иной, исследователи выделяют сразу несколько категорий женщин, которые имели определенный статус в тогдашней Церкви и несли соответствующее своему статусу служение. Это пророчицы, старицы, вдовы, диакониссы и девы. Положение вдов регулировалось теми самими словами апостола Павла, которые мы только что услышали, на основе этих же слов святитель Василий Великий составил правила, которыми должны были руководствоваться вдовы. Сами слова апостола Павла показывают, что вдовы — это не вообще все женщины, мужья которых умерли. Это те из них, кого церковная община поставила на определенное служение. Большинство исследователей полагают, что служение вдов заключалось в помощи нуждающимся. Для этих целей им выделялись определенные средства, а вдовы могли их расходовать исходя из своего видения ситуация. Для того, чтобы это видение не было помрачено разного рода страстями, для служение избирались вдовы, которые подходили по ряду критериев. Апостол Павел пишет, что такие вдовы должны, в-первую очередь, заботиться о своих детях и внуках, потому что это угодно Богу. Понятно, что если у них есть любовь к своим близким, то они, скорее всего, смогут проявить любовь и к нуждающимся. Далее апостол упоминает молитвенный настрой и молитвенный навык, которые необходимы этим женщинам для служения Церкви. В конце отрывка апостол говорит о том, что нужен также и засвидетельствованный опыт христианского служение ближним. Если выполнены все три условия, то такой вдове можно доверить церковное служение. Несмотря на то, что в Церкви уже очень давно нет этого института, павловы критерии не потеряли своей актуальности. Любой человек, который имеет желание нести то или иное церковное послушание, который хочет быть полезным Церкви, должен проверить себя на соответствие этим критериям. Есть ли забота о близких, есть ли умение молиться и есть ли опыт помощи другим? Если чего-то из этого не достает, то лучшим выбором будет сосредоточить свое внимание на приобретении этих добродетелей.
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.