Римская империя, как любое государство имперского типа, объединяла народы разной культурной и религиозной принадлежности. Показательным в этом смысле являлся античный город Коринф, расположенный на юге Греции и контролировавший одновременно два порта – со стороны Эгейского и Ионического морей, соответственно. Первое поселение появилось на месте Коринфа еще в доисторические времена – в конце второго тысячелетия до Рождества Христова. Ко второму веку до Рождества Христова Коринф уже имел статус важного торгового центра северного Средиземноморья. Славная история города чуть было не прервалась в результате вторжения римлян. Коринф был разрушен военачальником Римской республики Луцием Ахейским. Восстановление города произошло в 44 году до Рождества Христова по приказу Гая Юлия Цезаря, который заселил вновь отстроенный Коринф бывшими рабами, вольноотпущенниками. С этого времени город приобрел репутацию места, заселенного людьми предприимчивыми, но не слишком образованными и нравственно устойчивыми. Как и в любом портовом городе, в Коринфе процветали различные пороки. Ситуация усугублялась тем, что в городе было расположено святилище языческой богини Афродиты. Кроме того, именно в Коринфе существенное влияние имело движение киников – ярким представителем его был Диоген, эпатировавший людей своим поведением и живший в пифосе, большом глиняном сосуде для вина. Удивительно, но именно в Коринфе в середине первого века появилась христианская община – одна из наиболее крупных в Римской империи. Основателем Коринфской церкви был апостол Павел. Он же направил коринфским христианам послание, отрывок из которого читается сегодня утром во время богослужения.
Братья, 16.13 Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды. 16.14 Все у вас да будет с любовью. 16.15 Прошу вас, братия (вы знаете семейство Стефаново, что оно есть начаток Ахаии и что они посвятили себя на служение святым), 16.16 будьте и вы почтительны к таковым и ко всякому содействующему и трудящемуся. 16.17 Я рад прибытию Стефана, Фортуната и Ахаика: они восполнили для меня отсутствие ваше, 16.18 ибо они мой и ваш дух успокоили. Почитайте таковых. 16.19 Приветствуют вас церкви Асийские; приветствуют вас усердно в Господе Акила и Прискилла с домашнею их церковью. 16.20 Приветствуют вас все братия. Приветствуйте друг друга святым целованием. 16.21 Мое, Павлово, приветствие собственноручно. 16.22 Кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема, маран-афа. 16.23 Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами, 16.24 и любовь моя со всеми вами во Христе Иисусе. Аминь.
Прозвучавший отрывок является окончанием первого послания апостола Павла к христианам Коринфа. Данный текст был собственноручно написан Павлом в Эфесе в период между 54 и 57 годом. Поводом для составления послания послужили недобрые вести о состоянии коринфской общины христиан. После отбытия апостола местные последователи Христа стали ссориться между собой и делиться на различные группировки. Одни коринфяне называли себя последователями Павла, другие – апостола Петра, третьи – известного на тот момент проповедника Аполлоса. Среди немногих здравомыслящих христиан-коринфян оказались Стефан, Фортунат и Ахаик, которые упоминаются в прозвучавшем отрывке. Они были теми, кто верно хранил заветы Павла и защищал единство христианской общины Коринфа. Они же уверили апостола в том, что Коринфская церковь преодолеет выпавшие на ее долю испытания. Акилла и Прискилла, которые также упоминаются в послании, были супружеской четой. Они приютили апостола Павла в своем доме, когда он прибыл в Коринф. Впоследствии они последовали за Павлом за Эфес и стали частью местной общины христиан. Необходимо отметить, что не все коринфские христиане вняли призыву апостола Павла и пожелали преодолеть разделение. Таковым Павел адресует древнюю еврейскую угрозу - анафема, маран-афа. Которое означает отлучение от церковного общения вплоть до второго пришествия Христа. Этим апостол подчеркивает, что нарушение церковного единства и противление христианской любви является страшным грехом, который отлучает человека от общения с Богом и которого нужно опасаться в первую очередь.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 120 зач., XVI, 1-16.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Одна из глубоких истин, которую сообщило людям христианство, заключается в том, что Бог — это любовь, которая не может оставаться в стороне, видя страдания человека. А потому Бог любит нас не издалека. Он действует. Он идёт на крест. К подобной любви Христос призывает и Своих учеников. Как же сформировать любовь в самом себе и в окружающих людях? Замечательный способ нам предлагает отрывок из 16-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 16.
1 Представляю вам Фиву, сестру нашу, диакониссу церкви Кенхрейской.
2 Примите ее для Господа, как прилично святым, и помогите ей, в чем она будет иметь нужду у вас, ибо и она была помощницею многим и мне самому.
3 Приветствуйте Прискиллу и Акилу, сотрудников моих во Христе Иисусе
4 (которые голову свою полагали за мою душу, которых не я один благодарю, но и все церкви из язычников), и домашнюю их церковь.
5 Приветствуйте возлюбленного моего Епенета, который есть начаток Ахаии для Христа.
6 Приветствуйте Мариам, которая много трудилась для нас.
7 Приветствуйте Андроника и Юнию, сродников моих и узников со мною, прославившихся между Апостолами и прежде меня еще уверовавших во Христа.
8 Приветствуйте Амплия, возлюбленного мне в Господе.
9 Приветствуйте Урбана, сотрудника нашего во Христе, и Стахия, возлюбленного мне.
10 Приветствуйте Апеллеса, испытанного во Христе. Приветствуйте верных из дома Аристовулова.
11 Приветствуйте Иродиона, сродника моего. Приветствуйте из домашних Наркисса тех, которые в Господе.
12 Приветствуйте Трифену и Трифосу, трудящихся о Господе. Приветствуйте Персиду возлюбленную, которая много потрудилась о Господе.
13 Приветствуйте Руфа, избранного в Господе, и матерь его и мою.
14 Приветствуйте Асинкрита, Флегонта, Ерма, Патрова, Ермия и других с ними братьев.
15 Приветствуйте Филолога и Юлию, Нирея и сестру его, и Олимпана, и всех с ними святых.
16 Приветствуйте друг друга с целованием святым. Приветствуют вас все церкви Христовы.
Ещё древнегреческие мудрецы заметили, что любовь и ненависть можно целенаправленно взращивать как в самом себе, так и в окружающих людях. Античная риторика утверждала, что эта работа начинается уже на уровне нашего повседневного общения. Иначе говоря, любовь и ненависть можно формировать словом. И ораторы Древней Греции и Рима досконально изучали, как это можно сделать технически.
Так, например, если интонация моей речи тороплива и монотонна, если я излагаю материал на птичьем, непонятном для слушателей языке, если мои истории полны логических нестыковок и противоречий, если я говорю больше или меньше, чем от меня ожидают, не к месту и не ко времени, если в моей речи много сухой теории, сумбур, мало примеров, если она вызывает неприятные ассоциации, если я слишком назойлив в своих поучениях, или, напротив, сваливаюсь с ними на голову слушателям один раз в год — во всех этих случаях всё, что я говорю, вызывает негатив вплоть до ненависти и отвращения. Причём не любить будут не только меня. Слушатели невольно будут испытывать неприязнь и к тому предмету, о котором я говорю.
Апостол Павел получил замечательное классическое образование. Он прекрасно владел ораторским искусством. А потому избегал этих ошибок в деле проповеди Евангелия. Он знал, как именно при помощи слова формировать в людях верные чувства и эмоции. И прозвучавший отрывок — яркий тому пример. Павел поимённо перечисляет ключевых участников Римской общины. Причём не только называет их имена, но и сопровождает каждое имя каким-то тёплым комментарием. Чтобы никто не почувствовал себя обделённым. Чтобы каждый ощутил ту заботу, которой пронизано это краткое письмо.
Подобная речевая стратегия сама по себе очень эффективна. Она открывала людей апостолу. Более того, в самой общине это создавало атмосферу доверия и взаимопонимания. Слово Павла помогало людям ощущать себя братьями и сёстрами. Будучи внимательным к тому, как и что он говорит, апостол показывал, какой должна быть норма внутрицерковных отношений. Это братство, семья, в которой люди призваны быть открытыми друг ко другу, в которой не может быть места для подозрительности, соперничества или превозношения. Но самое главное — Бог скреплял это слово Павла Своей благодатью. Он видел усердие Своего апостола, видел, как он старается даже в своей речи быть работником Его Евангелия, и давал этим человеческим словам нечеловеческую силу.
Это пример и для каждого из нас. Не стоит недооценивать то, что мы делаем своим словом. Всё то, что мы говорим, понуждая себя проявить любовь и заботу к ближним, хорошо уже само по себе. Уже само по себе такое слово несёт тепло и объединяет. Если же всё это мы произносим с мыслью послужить людям ради Христа, наши слова приобретают силу свыше. Дух Божий действует через них. И нам самим, и тем, к кому мы обращаемся, Он приносит великое утешение и тихую радость.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Религиозная философия К.Н. Леонтьева». Юрий Пущаев

У нас в студии был старший научный сотрудник философского факультета МГУ Юрий Пущаев.
Разговор шел об известном религиозном мыслителе 19го века — Константине Леонтьеве, в частности о его размышлениях о том, что такое «страх Божий» и чем, по его мнению, опасно так называемое «розовое христианство».
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных русским религиозным философам 19 века.
Первая беседа с заведующим кафедрой философии и религиоведения Свято-Тихоновского университета Константином Антоновым была посвящена Алексею Хомякову и Ивану Киреевскому;
Вторая беседа с доцентом философского факультета МГУ Борисом Межуевым шла о Федоре Михайловиче Достоевском, как о религиозном мыслителе;
Третья беседа с деканом философского факультета МГУ Алексеем Козыревым была посвящена известному религиозному мыслителю Владимиру Соловьеву.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер
«Вера и дело». Мирослава Сергеенко

Гостьей рубрики «Вера и дело» была учредитель и президент благотворительного фонда «Онкологика» Мирослава Сергеенко.
Наша гостья рассказала о том, как сама прошла через борьбу с тяжелой болезнью, и как сейчас строит работу фонда, чтобы оказываемая помощь была наиболее эффективна и полезна.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова
Все выпуски программы Вера и Дело