1 Кор., 125 зач., I, 18-24.
18 Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых,- сила Божия.
19 Ибо написано: погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну.
20 Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие?
21 Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих.
22 Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; 23 а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, 24 для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Вам когда-нибудь приходилось оказаться в такой ситуации: заходишь в душ в предвкушении приятных водных процедур, включаешь воду — и тут на тебя неожиданно обрушивается ледяная струя! Горячую воду-то отключили.
То же самое делает апостол с Коринфянами — которые были абсолютно уверены, что уверовав во Христа они уже получили пропуск в Царство Небесное. Они уже всё знают, они уже стали сильными и мудрыми — и больше им ничего не надо. Они на голову выше всех остальных — что и служит источником их крайнего самодовольства. От Павла они ждут всего лишь подтверждения своей исключительности, теплого, ласкающего душа пафосных словес, а вместо этого он окатывает их ледяной водой!
Вместо красивой печати на уже заготовленных элитных пропусках Павел ставит перед коринфянами Крест с Распятым во всей своей неприглядности и трагичности. Для них Распятие было всего лишь одним из множества эпизодов истории Иисуса — но никак не краеугольным камнем. Для языческого сознания сама идея убийства божества — идея совершенно безумная. Для иудеев — насильственная смерть долгожданного Мессии — кощунство: как может быть убит тот, кто сильнее и могущественнее всех? Коринфяне стеснялись Креста — и именно поэтому Павел обращается к ним с этим «евангелием Креста»: да, в этом-то и заключается прямое, Божественное, а не человеческое, вхождение в историю! Бог Сам именно таким странным образом решил проявить Себя в этом мире: это не укладывается в рамки никаких религиозных систем или философских построений! И именно в этом — проявляется реальность Его, Божественного, присутствия!
Но человеку очень сложно удержать в своём сознании Крест как идею безграничной Божественной жертвенной любви к Своему творению. Пройдя через метаморфозы плотского мудрования, Крест может легко превратиться в некий «магический артефакт», действующий сам по себе, вне всякой связи с верой и жизнью человека. Бог поднимается на Крест, чтобы никому не навязывать Себя — а дать простор свободной вере — но в человеческих руках Крест временами действительно превращался в страшный символ, несущий смерть и разорение.
Что для каждого из нас Крест: призыв Бога подражать Ему — призыв, пронзающий всю жизнь насквозь — или же только магический знак нашей причастности к христианству — пусть каждый сам для себя ответит!
Улыбка Мадонны. Татьяна Любомирская
«Улыбнется или нет? Да или нет?» — такими мыслями я терзалась, стоя в длинной очереди в пещерном храме Успения Божьей Матери в Гефсимании.
Мы с коллегой были в паломничестве по Святой Земле, и нынешней точкой нашего путешествия была Гробница Богородицы, где Ее пречистое тело пребывало три дня перед вознесением на небо.
Тот, кто бывал в этом храме, помнит узкие врата, пройти сквозь которые можно низко склонив голову, глухой пещерный свод и небольшую подземную церковь. Там, позади гроба Богородицы располагается каменный кивот с чудотворным образом Иерусалимской Божьей Матери. Этот образ ‒ списан с древней иконы, написанной по преданию святым Евангелистом Лукой. И в связи с этой иконой существует одно народное поверье.
— Знаете, паломники стали замечать, что кому-то Божья Матерь, как будто, улыбается, а на кого-то глядит очень строго, — неспешно рассказывала монахиня — экскурсовод, когда мы стояли в огромной очереди к святыне.
Толпа заволновалась. Несмотря на то, что священники осторожно относятся к разным знакам и приметам и большинство из них советуют не принимать всерьез, люди продолжают искать «голос Бога» во всём, что им думается или кажется.
Это происходит непроизвольно, как часть того мысленного диалога, что каждый из нас ведет со своей совестью. Вот и я, стоя в конце очереди, отчаянно вглядывалась в лик Богородицы. Мне очень хотелось увидеть Ее улыбку.
Удивительно, но в какой-то момент действительно показалось, что Божья Матерь улыбается мне. И не просто улыбается, а радостно смеется! Но когда, окрыленная этим видением, я сумела подойти ближе, то увидела на иконе очень серьезное и сосредоточенное лицо. Богородица пристально смотрела на меня, словно хотела спросить: «Что ты ищешь в моей улыбке? Ты хочешь верить, что у тебя какие-то особенные отношения с Богом? И ты права, у тебя действительно особенные отношения с Ним, также как у многодетных родителей свое особенное отношение к каждому ребенку. Ты веришь, что мою улыбку могут увидеть только хорошие люди, и ты хочешь считать себя хорошей. Но ведь твоя жизнь и твои поступки далеко не совершенны, и ты это знаешь. Так что не ищи внешних подтверждений своей, так называемой, "праведности". Я буду улыбаться тебе, как буду улыбаться всем, кто приходит к моему Образу с верой и горячей молитвой. Эту улыбку не обязательно искать на иконе. Ты увидишь ее в своей душе, если совесть твоя чиста, мысли светлые, а сердце наполнено любовью к Богу и людям».
Я прижалась к иконе лбом и молилась о заступничестве Богородицы на моем жизненном пути. А когда этот путь оборвется и начнется другая, неземная жизнь, как было бы прекрасно, если бы при встрече с Божьей Матерью я могла радостно, не пряча глаза и не отворачиваясь от стыда, улыбнуться Ей как самому лучшему другу!
И увидеть ответную улыбку.
Автор: Татьяна Любомирская
Все выпуски программы Частное мнение
28 марта. О почитании родителей
В 6-й главе Книги Притчей Соломоновых есть слова: «Храни заповедь отца твоего и не отвергай наставления матери твоей».
О почитании родителей, — священник Иоанн Мазурчук.
28 марта. О борьбе с ленью
В 6-й главе Книги Притчей Соломоновых есть слова: «Немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь: и придёт, как прохожий, бедность твоя».
О борьбе с ленью, — священник Николай Конюхов.