
Рембрандт. Апостол Павел в темнице. 1627
1 Кор., 128 зач., III, 9-17

Комментирует священник Антоний Борисов.
Здравствуйте! У микрофона священник Антоний Борисов. Мы привыкли считать, что в Церкви существует только три формы служения: епископ, священник и диакон. И, таким образом, церковные служения сводятся к литургическим действиям, то есть к богослужению. Но, на самом деле, это не так. Церковных служений значительно больше, и они необязательно имеют непосредственную связь с храмовыми церемониями. Об этом нам повествует читаемый сегодня утром во время богослужения отрывок из третьей главы первого послания апостола Павла к коринфянам. Давайте его послушаем.
Глава 3.
9 Ибо мы соработники у Бога, а вы Божия нива, Божие строение.
10 Я, по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на нем; но каждый смотри, ка́к строит.
11 Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос.
12 Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы,-
13 каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть.
14 У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду.
15 А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но та́к, как бы из огня.
16 Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?
17 Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм — вы.
Автор прозвучавшего текста — святой Павел — говорит о том, что в Церкви существует, во-первых, апостольское служение. Иными словами — служение миссии, проповеди, научения вере. Апостольство лежит в основании жизни Церкви, потому что и Христос на протяжении Своего служения постоянно проповедовал и учил.
Но это еще не всё. Каждый православный христианин, опираясь на апостольское основание, как на фундамент, призван участвовать в построении Церкви — дома Божия на земле. Речь идет не о буквальном возведении здания храма из кирпичей или бревен, а о духовном вкладе каждого члена Церкви в укрепление и расширение Её (Церкви) миссии. Как подобное возможно?
Дело в том, что наряду с ортодоксией (то есть правой верой) человек, считающий себя христианином, должен обладать ещё и ортопраксией (то есть правым деланием). Нельзя быть христианином по воскресеньям и праздникам. Евангелие призывает нас каждый день жизни исполнять заповеди Божии, исполняя какое-то служение Богу через милосердие к людям.
Тот, кто искренне старается быть соработником Христа, тот, по слову апостола Павла, окажется добрым и ответственным строителем, подбирающим для возведения здания только лучшие материалы. Тот же, кто только имитирует духовность, а на самом деле руководствуется суетными или даже греховными мотивами, потерпит, в конечном счете, поражение.
Благодать Божия похожа на огонь. Когда наступит конец этого мира, Бог, по слову Писания, будет «все во всем». Это означает, что имеющее родство с Господом продолжит (пусть и иначе) существовать. А вот Господу чуждое или даже Ему противоположное окажется упразднено. Например, пороки и прочие дела тьмы. Не выдержит огня благодати и имитация духовности.
Люди созданы по образу Божию. Потому никакая личность не канет в ничто в день Второго пришествия. Сгорят только грехи. Те, кто променял Бога на сладость страстей, продолжат существовать. Хотя это бытие и будет мучительным. Или как пишет святой Павел: «А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем, сам спасётся (то есть сохранится), но так, как бы из огня». Господь не желает наказания грешникам — сами эти люди не хотят быть вместе с Богом. Для них (как ни странно) мука безбожия легче муки пребывания с Господом.
Вывод напрашивается сам собой. Будем просить у Бога истинной мудрости и сил, чтобы на основании апостольского учения верно строить духовную жизнь, внося через служение достойный вклад в соборное бытие Церкви Христовой. Чтобы, когда наступит время дать ответ за прожитые годы, наши труды выдержали бы проверку огнём благодати, а сами мы оказались бы достойны пребывания в вечном Царстве радости Господней!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Лень — что это?» Иеромонах Генадий (Войтишко), Александр Молчанов, Наталья Сазонова
В этом выпуске программы «Клуб частных мнений» иеромонах Геннадий (Войтишко), учитель биологии Александр Молчанов и медсестра Наталья Сазонова размышляли о том, что такое лень, почему она так часто присутствует в жизни человека и насколько является грехом.
Ведущая: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Клуб частных мнений
Что такое народная этимология

В детстве, живя летом в деревне я не раз слышала от пожилых людей слово «спинжак». Догадываетесь, о чём идёт речь? Спинжак — одежда, которую надевают НА СПИНУ — так считали деревенские старики. Здесь налицо не просто искажение существительного «пиджак», а проявление народной этимологии: в слове «спинжак» люди видели связь со спиной.
Этимология — раздел науки, изучающий происхождение слов. Однако и в данной области есть «белые пятна»: не всё пока учёные могут объяснить. Вот и в народной среде часто возникает непонимание, откуда взялось то или иное понятие. Поэтому люди по ассоциации придумывают свой вариант. В отличие от научных специалистов, они могут позволить себе творчески подойти к вопросу этимологии. Нередко встречается переделка заимствованного из другого языка слова на другое, похожее по звучанию.
Например, говорят «нервоз» вместо «невроз». Или вместо «поликлиника» употребляют «полуклиника» — дескать, это не полноценная клиника, а нечто облегчённое. За счёт такой переделки и замены происходит как бы вживление непонятного слова — как правило, иностранного — в родной язык. Стремясь найти объяснение незнакомому слову, народ придумывает своё.
Народная этимология стремится объяснить и географические названия или топонимы. Например, существует легенда о происхождении названия реки Ворскла, протекающей в Белгородской области. Однажды Пётр I, глядя в подзорную трубу, уронил в воду линзу. Стекло, или «скло» найти не смогли. С тех пор, по мнению жителей, река и стала называться Ворскла (то есть «вор стекла»). Подобная мифология — это стремление упростить понимание незнакомых слов.
Да, такая «наивная» этимология ненаучна. Однако желание объяснить незнакомые слова и ввести их в живое пространство речи — яркое проявление творчества народа. А если кто-то по-настоящему интересуется происхождением слов — тому всегда поможет этимологический словарь.
Все выпуски программы: Сила слова
Колобок и все-все-все, или Язык русской кухни

Фото: Roman Shalkevic / Unsplash
В сказке про колобка говорится: «на масле пряжён». Что означает данное выражение? Современные дети, да и многие взрослые не знают. И это объяснимо, ведь сказка придумана давно, и с тех пор некоторые слова вышли из обихода. Слово «пряжён» образовано от глагола «пряжити», то есть жарить в большом количестве масла. По сути, колобок — это современный круглый пончик.
Зачастую литературные произведения используют описания блюд, но всегда ли нам понятно, о чём идёт речь? Вот, например, Митрофанушка из комедии Дениса Фонвизина «Недоросль». Что комичного в том, что он съел, по его словам, всего: «Солонины ломтика три, да подовых, не помню, пять, не помню, шесть»?
Театральные зрители того времени находили это очень смешным. Давайте разберёмся, почему. Ломтик, ломоть в 18–19-х веках как мера веса составлял примерно 700 грамм. Соответственно, съел Митрофанушка 3 ломтика, то есть 2 килограмма мяса. А потом дополнил трапезу пятью подовыми пирогами с начинкой. Каждый из них весил примерно 400 грамм. Подовыми они назывались потому, что готовились на поду — в той части печи, где температура была особенно высокой.
Также многие слова ушедшего быта связаны с царём чайного стола — самоваром.
«Смеркалось; на столе, блистая,
Шипел вечерний самовар,
Китайский чайник нагревая;
Под ним клубился лёгкий пар».
Это отрывок из пушкинского романа «Евгений Онегин». В нём не просто так используется глагол «шипел». Раньше люди по звуку различали, на какой стадии находится процесс закипания воды, и когда нужно заваривать чай, а когда разливать по чашкам. В литературных произведениях русских классиков можно прочитать, что самовар шумел, ворковал, разговаривал, пел, свистел, клокотал, уютно посапывал. Про самовар и загадок было много. Например: «Огонь да вода, посерёдке труба».
Встречается в литературе и такое забытое выражение, как «кислые щи». У Пушкина в «Арапе Петра Великого» читаем: «А кто виноват, — сказал Гаврила Афанасьевич, напеня кружку кислых щей. — Не мы ли сами?»
Кислые щи — это вовсе не суп, а напиток, подобный квасу. И раньше он был вполне популярным, а теперь почти забыт. Однако обогатил наш язык ироничным выражением «профессор кислых щей» — о человеке, имеющем много бесполезных знаний.
Хорошо, что многие слова остаются не только в истории, но и в языке.
Все выпуски программы: Сила слова
- Что такое народная этимология
- Колобок и все-все-все, или Язык русской кухни
- Что означают имена сказочных героев
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов