
Рембрандт. Апостол Павел в темнице. 1627
1 Кор., 128 зач., III, 9-17

Комментирует священник Антоний Борисов.
Здравствуйте! У микрофона священник Антоний Борисов. Мы привыкли считать, что в Церкви существует только три формы служения: епископ, священник и диакон. И, таким образом, церковные служения сводятся к литургическим действиям, то есть к богослужению. Но, на самом деле, это не так. Церковных служений значительно больше, и они необязательно имеют непосредственную связь с храмовыми церемониями. Об этом нам повествует читаемый сегодня утром во время богослужения отрывок из третьей главы первого послания апостола Павла к коринфянам. Давайте его послушаем.
Глава 3.
9 Ибо мы соработники у Бога, а вы Божия нива, Божие строение.
10 Я, по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на нем; но каждый смотри, ка́к строит.
11 Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос.
12 Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы,-
13 каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть.
14 У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду.
15 А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но та́к, как бы из огня.
16 Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?
17 Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм — вы.
Автор прозвучавшего текста — святой Павел — говорит о том, что в Церкви существует, во-первых, апостольское служение. Иными словами — служение миссии, проповеди, научения вере. Апостольство лежит в основании жизни Церкви, потому что и Христос на протяжении Своего служения постоянно проповедовал и учил.
Но это еще не всё. Каждый православный христианин, опираясь на апостольское основание, как на фундамент, призван участвовать в построении Церкви — дома Божия на земле. Речь идет не о буквальном возведении здания храма из кирпичей или бревен, а о духовном вкладе каждого члена Церкви в укрепление и расширение Её (Церкви) миссии. Как подобное возможно?
Дело в том, что наряду с ортодоксией (то есть правой верой) человек, считающий себя христианином, должен обладать ещё и ортопраксией (то есть правым деланием). Нельзя быть христианином по воскресеньям и праздникам. Евангелие призывает нас каждый день жизни исполнять заповеди Божии, исполняя какое-то служение Богу через милосердие к людям.
Тот, кто искренне старается быть соработником Христа, тот, по слову апостола Павла, окажется добрым и ответственным строителем, подбирающим для возведения здания только лучшие материалы. Тот же, кто только имитирует духовность, а на самом деле руководствуется суетными или даже греховными мотивами, потерпит, в конечном счете, поражение.
Благодать Божия похожа на огонь. Когда наступит конец этого мира, Бог, по слову Писания, будет «все во всем». Это означает, что имеющее родство с Господом продолжит (пусть и иначе) существовать. А вот Господу чуждое или даже Ему противоположное окажется упразднено. Например, пороки и прочие дела тьмы. Не выдержит огня благодати и имитация духовности.
Люди созданы по образу Божию. Потому никакая личность не канет в ничто в день Второго пришествия. Сгорят только грехи. Те, кто променял Бога на сладость страстей, продолжат существовать. Хотя это бытие и будет мучительным. Или как пишет святой Павел: «А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем, сам спасётся (то есть сохранится), но так, как бы из огня». Господь не желает наказания грешникам — сами эти люди не хотят быть вместе с Богом. Для них (как ни странно) мука безбожия легче муки пребывания с Господом.
Вывод напрашивается сам собой. Будем просить у Бога истинной мудрости и сил, чтобы на основании апостольского учения верно строить духовную жизнь, внося через служение достойный вклад в соборное бытие Церкви Христовой. Чтобы, когда наступит время дать ответ за прожитые годы, наши труды выдержали бы проверку огнём благодати, а сами мы оказались бы достойны пребывания в вечном Царстве радости Господней!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Вера и дело». Владимир Миков

Гостем рубрики «Вера и дело» был предприниматель, эксперт по корпоративной культуре, обучению и развитию персонала Владимир Миков.
Мы говорили с нашим гостем о его пути к вере и как это отразилось на его работе, о том, насколько возможно строить отношения в организации, основываясь на христианских ценностях, а также об участии нашего гостя возрождении традиции строительства обыденных храмов, то есть построенных за один день.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова
Все выпуски программы Вера и Дело
Свято-Елисаветинский женский монастырь на Калининградской земле
В программе рассказывается о монастыре, который находится на самых западных рубежах России. Эта обитель была построена неподалёку от города Черняховска с нуля, трудами и молитвами настоятельницы обители Игумении Елисаветы (Кольцовой), сестер и их единомышленников. В монастыре построено 3 храма, в которых созданы уникальные интерьеры, например, здесь созданы иконы из янтаря и иконостасы из карельской берёзы. Есть в обители и свой чудотворный образ Божией Матери Приезерная «Яко мы с Тобою». В монастыре есть прекрасный музей, посвящённый покровительнице обители Святой Преподобномученице Великой Княгине Елисавете Феодоровне и Царственным Страстотерпцам, а также, художественная галерея, где выставлены картины Матушки Игумении Елисаветы, настоятельницы монастыря, и её книги. Есть в обители и святые источники, и необыкновенный парк птиц.


Свято-Елисаветинский женский монастырь

женского монастыря








с сестрами монастыря

Игуменья Елисавета Кольцова

Игуменьи Елисаветы Кольцовой



Фотографии предоставлены Свято-Елисаветинским женским монастырём.
Все выпуски программы Места и люди
Псалом 96. Богослужебные чтения

Вы хорошо помните состояние природы, когда после сильной грозы — с тёмными, непроницаемыми облаками, раскатами грома и полыхающими молниями — наступает затишье, небо проясняется и наконец-то пробивается ослепительный луч солнечного света?
96-й псалом, который сегодня читается в храмах за богослужением, в основе своей драматургии имеет именно этот образ грозы. Давайте послушаем.
Псалом 96.
1 Господь царствует: да радуется земля; да веселятся многочисленные острова.
2 Облако и мрак окрест Его; правда и суд — основание престола Его.
3 Пред Ним идёт огонь и вокруг попаляет врагов Его.
4 Молнии Его освещают вселенную; земля видит и трепещет.
5 Горы, как воск, тают от лица Господа, от лица Господа всей земли.
6 Небеса возвещают правду Его, и все народы видят славу Его.
7 Да постыдятся все служащие истуканам, хвалящиеся идолами. Поклонитесь пред Ним, все боги.
8 Слышит Сион и радуется, и веселятся дщери Иудины ради судов Твоих, Господи,
9 ибо Ты, Господи, высок над всею землёю, превознесён над всеми богами.
10 Любящие Господа, ненавидьте зло! Он хранит души святых Своих; из руки нечестивых избавляет их.
11 Свет сияет на праведника, и на правых сердцем — веселие.
12 Радуйтесь, праведные, о Господе и славьте память святыни Его.
Псалом, который мы только что слышали, удивителен своим диапазоном, своим поистине невероятным размахом. Он начинается с образов не знающего пощады огня, гор, которые, словно воск, тают и расплываются, молнии сверкают, земля дрожит, идолы падают ниц — и в итоге приходит к самой настоящей камерности, домашнему очагу и уюту — тёплому, светлому, доброму и вдохновляющему. И весь этот диапазон держится на одном: правде Божией. Она являет себя и в грозных явлениях — и в тишине семейного уюта.
Великий греческий мыслитель Платон говорил о космосе как о «живом организме» — буквально ζῷον ἓν ὁρατόν — «одно‑единственное видимое живое». Однако псалмопевец смотрит ещё глубже: этот «организм» не только «живёт», но ещё и «поёт» — поёт славу своему Творцу и Создателю. В этом смысле Космос — икона (εἰκὼν) невидимого Бога: как икона делает невидимое зримым, так и сотворённый мир проповедует умопостигаемого Творца. Быть может, мы не всегда и не во всём способны услышать эту мелодию бытия — но чем ближе человек оказывается к чистоте и святости, тем лучше он начинает распознавать отзвуки Божественной гармонии повсюду: и в грозе, и в снегопаде, и в летнем зное, и ураганном ветре — и ровно точно так же в самой простой обыденности будней. В определённом смысле этот искренний, глубинный восторг перед бытием лучше всего показывают маленькие дети — когда они растут в любящей полноценной семье: для них каждый новый день — праздник, перед ними — безграничный горизонт новых событий и открытий, они не пытаются, в отличие от нас, взрослых, «всё понять», всё ухватить, всё удержать и подчинить себе. Вот этой «детскости» и хотелось бы научиться: просто — быть, «быть в бытии» — как бы это ни прозвучало тавтологией! Не «отщипывать» от жизни только то, что «по моему ндраву и вкусу», не превращать себя самого в единственный критерий правильности и неправильности — но учиться воспринимать жизнь во всей грандиозности её диапазонов целиком, но не фаталистично, а как пророк Давид — с ясной уверенностью в том, что Бог — единственный Хозяин этого мира, и Его правда — правда во веки!