1 Сол., 265 зач., II, 9-14.
Глава 2.
9 Ибо вы помните, братия, труд наш и изнурение: ночью и днем работая, чтобы не отяготить кого из вас, мы проповедовали у вас благовестие Божие.
10 Свидетели вы и Бог, как свято и праведно и безукоризненно поступали мы перед вами, верующими,
11 потому что вы знаете, как каждого из вас, как отец детей своих,
12 мы просили и убеждали и умоляли поступать достойно Бога, призвавшего вас в Свое Царство и славу.
13 Посему и мы непрестанно благодарим Бога, что, приняв от нас слышанное слово Божие, вы приняли не как слово человеческое, но как слово Божие, каково оно есть по истине, которое и действует в вас, верующих.
14 Ибо вы, братия, сделались подражателями церквам Божиим во Христе Иисусе, находящимся в Иудее, потому что и вы то же претерпели от своих единоплеменников, что и те от Иудеев.
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
В чём заключается цель проповеди апостола Павла жителям Салоник — прекрасно показывает сегодняшнее чтение. Апостол сеет слово Божие в сердца слушателей — после чего внимательно наблюдает, что будет происходить дальше. Для нас, людей цифровой эпохи, перепроизводства текстов, такой подход выглядит очень странно: ведь кроме донесения определённой информации, надо ещё немало потрудиться, чтобы она сохранилась и не оказалась вытесненной другой, более актуальной и интересной! Ну кто помнит новости недельной давности — если только там не произошло что-то из ряда вон выходящее! Исходя из такой позиции, можно сказать, что подход апостола, казалось бы, обречён на неудачу — но в реальности всё происходит совсем иначе.
Слово Божие, которое и вкладывает апостол в умы и сердца своих слушателей, в отличие от любой другой информации, способно само по себе «работать» в человеке — его совершенно необязательно «раскручивать» и «прокачивать». Слово Божие «живо и действенно» именно потому, что не столько несёт какую-то формальную информацию о Боге, мире, человеке — а потому, что является своего рода «отпечатком» Божественного откровения, которое человеческое сердце распознает как подлинное, истинное свидетельство. Каждое такое слово — отблеск одной и той же Высшей Истины — и как в каждом солнечном зайчике отражается целиком всё Солнце — так и через любое слово Божие действует Один и Тот же Источник — Бог.
С какой же радостью и благодарностью наблюдает апостол всходы посеянного некогда Слова! В чём же именно проявляется это развитие? В способности переносить гонения — и сохранять верность Христу, невзирая ни на какие притеснения и скорби! Для любого разумного человека естественно при появлении сопротивления приостановиться, задуматься — а в чём причина? То ли я вообще делаю? Быть может, следует что-то изменить и остановиться? Такой подход — совершенно нормальный для любых наших, человеческих, дел — когда мы чаще всего ходим в полутьме, наощупь, не имея полной уверенности в правильности нашего понимания и наших поступков.
Но если в сердце начинает прорастать слово не человеческое, а Божье — открывается совсем другое измерение. Самоочевидная Истина обладает абсолютным, непререкаемым авторитетом — перед которым любые внешние препятствия лишь только ещё более её укрепляют и придают статус непреклонной убеждённости. Вот за это и получают похвалу жители Солуни от апостола — что они не только благосклонно приняли апостола и его проповедь, но и в ситуации гонений его слова на самом деле оказались не человеческими словами, но Божьим свидетельством.
Как же важно уметь мужественно «отпускать» своих слушателей, чтобы посеянное в их сердцах Слово Божие начинало действовать благодаря своей собственной силе — а не искусству красноречия тех, кто это слово доносит!
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (08.10.2024)
Послание к Галатам святого апостола Павла
Гал., 213 зач., V, 22 - VI, 2.
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Сегодня в храмах звучат слова из 5-й и 6-й глав послания апостола Павла к Галатам — одни из самых любимых мной слов апостола, которые в очень ёмкой, краткой формуле отражают самое существо духовной жизни христианина.
Глава 5.
22 Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера,
23 кротость, воздержание. На таковых нет закона.
24 Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями.
25 Если мы живем духом, то по духу и поступать должны.
26 Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать.
Глава 6.
1 Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным.
2 Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.
Блаженный Августин, размышляя об этих словах апостола Павла, обращает внимание на то, что фраза «на таковых нет закона» — о том, что для праведных закон — не в принуждение, а праведность для них — наибольшая и сильнейшая потребность.
Другими словами, праведный образ жизни для человека — не есть нечто «противоестественное», вопреки природе и существу: напротив — только в праведности человек способен раскрыться как богоподобная личность, состояться, реализовать собой Божий замысел.
Примечательно, что если средоточие всех добродетелей — любовь, то корень и источник всех пороков, по мысли Августина, — прелюбодеяние, понимаемое как «любовь, оторванная от законного брака и ищущая повсюду удовлетворения своей похоти». Если вдуматься в эти слова, дальнейшие «мАркеры духовности» апостола — благость, воздержание, кротость и другие — приобретают более яркое звучание.
Но, прежде чем мы продолжим, необходимо сфокусировать внимание на сути прелюбодеяния — как его видит блаженный Августин. В здоровом браке любовь не предполагает собственничества, циничного использования другой стороны ради своего удовольствия: отношения любящих друг друга — это непрестанный диалог, взаимодействие, желание послужить и оказать благодеяние другому. Прелюбодейная любовь — всегда хищническая, отнимающая, завладевающая другим. И по большому счёту, мы каждый раз решаем, каким именно образом мы любим — собственнически или не-собственнически.
Чтобы ещё сильнее в этом убедиться, давайте послушаем, как глубоко Августин разбирает дальше этот отрывок послания апостола Павла к Галатам: «Служение идолам — крайнее прелюбодейство души, когда ведётся жесточайшая война против Евангелия и примирившихся с Богом; пепел прелюбодейства, пусть давно уже только теплится, всё ещё может воспылать. Противоположность этому — мир, которым мы примиряемся с Богом. Когда тот же мир приходит к людям, то мы исцеляемся от пороков — волшебства, враждебности, склонности спорить, ревности, упрямства, вздорности, — чтобы сдержанно обращаться и с теми, среди кого мы живём. Долготерпение учит переносить такие пороки, доброта — их исцелять, благость — их прощать. Вера сражается с ересью, кротость — с завистью, воздержание — с пьянством и разгулом». По-моему, совершенно прекрасная цитата.
Помоги же нам, Господи, научиться вовремя распознавать даже самые тонкие поползновения нашей души на хищническое обладание любовью — и не позволять соблазнам захватить в плен нашу душу!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Гилберт Кит Честертон». Священник Александр Сатомский
У нас в студии был настоятель Богоявленского храма в Ярославле священник Александр Сатомский.
Разговор шел об английском писателе и христианском мыслителе Гилберте Честертоне, как в его произведениях присутствуют христианские смыслы, и чем они могут быть полезны православному человеку.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер