
Впервые я солгала, когда уже училась в школе. Наверняка и раньше доводилось говорить неправду или хитрить — наивно, по-детски. Но совершенно сознательно придумала оправдывающую меня историю и именно солгала я тогда, в начале своего пятого учебного года.
Сама история-то была реальной. Только моя маленькая, но уже грешная, душа решила использовать её в своих интересах.
Перед каникулами мы получили от учительницы небольшое задание по природоведению. Засушить летом какие-нибудь растения и сделать гербарий. Любой — хоть из полевых цветов, хоть из листьев деревьев. Я ни секунду не сомневалась, из чего будет моя коллекция. Ну, конечно же, из разных колосков! Ведь каникулы предстояло снова провести у бабушки в деревне. А я ещё в прошлом году разобралась, как выглядят пшеница и овёс и чем отличаются так похожие друг на друга рожь и ячмень.
Занятий в деревне у детей хватает. Надо успеть и в речке искупаться, и шалаш построить, и со старшим братом коров попасти. То земляника поспела, то яблоки то орехи... Не до гербариев! Да и созревают злаки позже, ближе к осени. Есть ещё время!
В то лето в нашей деревушке произошло ужасное происшествие. Пожар! Взрослые говорили потом, что из-за неосторожного обращения с керосинкой. Загорелась крайняя на нашей улице бревенчатая изба, а находилась она всего в нескольких домах от нашего. Ох, и натерпелись мы страху! На всякий случай стали даже выносить вещи и складывать их внизу, под горкой. Но на другие постройки пламя не перекинулось. И из людей никто не пострадал,.
Пожар произвёл на меня незабываемое впечатление, а фантазия дорисовала продолжение истории. В ней среди спасаемых от огня пожитков оказался так и не собранный мной гербарий. И, естественно, он получил такие повреждения, что принести в школу я его не смогла.
В общем, в начале учебного года я объяснила отсутствие коллекции обстоятельствами непреодолимой силы. Хотя, конечно, я ещё не знала таких слов. Думаю, опытная учительница поняла, что я лгу:
— Это правда? — переспросила она, видимо, надеясь на моё покаяние. Хотя и это слово мне ещё не было известно...
— Правда... — солгала я ещё раз, краснея как рак и сгорая от стыда. Угасить который оказалось труднее, чем тот пожар.
Та ложь жгла меня много лет. До момента, когда я наконец добралась до этого, казалось бы, детского греха на исповеди. К сожалению, к моменту моего прихода в храм грехов набралось такое количество, что они засыпали первую ложь.
А ведь, может, именно с неё всё и началось? Ведь душа все годы это помнила...
Автор: Елена Тулисова
Все выпуски программы Частное мнение
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рим., 83 зач., II, 28 - III, 18.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Несмотря на декларируемое равенство всех людей между собой, в обычной жизни люди любят выделяться и нередко считают себя лучше других. Кто-то говорит о своём богатстве, кто-то об образовании и развитии науки, кто-то о древности своего учения... Может показаться, что христиане в этом смысле не исключение, ведь и мы подчёркиваем истинность и моральную высоту своих представлений. Но к какому поведению эти представления подталкивают христиан? Прикровенный ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 2-й и 3-й глав послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 2.
28 Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти;
29 но тот Иудей, кто внутренно таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога.
Глава 3.
1 Итак, какое преимущество быть Иудеем, или какая польза от обрезания?
2 Великое преимущество во всех отношениях, а наипаче в том, что им вверено слово Божие.
3 Ибо что же? если некоторые и неверны были, неверность их уничтожит ли верность Божию?
4 Никак. Бог верен, а всякий человек лжив, как написано: Ты праведен в словах Твоих и победишь в суде Твоем.
5 Если же наша неправда открывает правду Божию, то что скажем? не будет ли Бог несправедлив, когда изъявляет гнев? (говорю по человеческому рассуждению).
6 Никак. Ибо иначе как Богу судить мир?
7 Ибо, если верность Божия возвышается моею неверностью к славе Божией, за что еще меня же судить, как грешника?
8 И не делать ли нам зло, чтобы вышло добро, как некоторые злословят нас и говорят, будто мы так учим? Праведен суд на таковых.
9 Итак, что же? имеем ли мы преимущество? Нисколько. Ибо мы уже доказали, что как Иудеи, так и Еллины, все под грехом,
10 как написано: нет праведного ни одного;
11 нет разумевающего; никто не ищет Бога;
12 все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного.
13 Гортань их — открытый гроб; языком своим обманывают; яд аспидов на губах их.
14 Уста их полны злословия и горечи.
15 Ноги их быстры на пролитие крови;
16 разрушение и пагуба на путях их;
17 они не знают пути мира.
18 Нет страха Божия перед глазами их.
Иногда кажется, что для того, чтобы гордиться, человеку нужно быть очень богатым, знаменитым или обладать властью. Конечно, все эти вещи нередко оказываются плодородной почвой для гордости, однако реальный опыт говорит о том, что человек в своём сердце может считать себя лучшие других и без особых на это причин. Я как-то беседовал с одной женщиной, которая, выходя за муж по расчёту, говорила, что её цель в том, чтобы улучшить породу. Судя по всему, в планах было родить гениального учёного. Однако сын, который уже родился и вырос не стал никаким учёным, с матерью практически не видится и своей семьи создавать не собирается. Кажется, что, собравшись улучшать породу, та женщина забыла о самом главном — духовном воспитании.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел рассуждает о преимуществах иудеев над язычниками. Речь, конечно, о преимуществах в отношениях с Богом. И первоначально он подчёркивает, что у иудеев есть преимущество во всех отношениях, ведь они получили откровение, то есть были научены. Однако затем, как будто бы споря сам с собой, он приходит к тому, что всё равно совершенных людей перед Богом нет и Он верен нам не из-за нашей верности, а по Своей собственной любви. Впрочем, апостол подчёркивает, что проявление Божией милости не повод для грешника грешить. Так или иначе, вывод Павла прост: так как все грешат, у иудеев на самом деле никакого преимущества нет. Но что же есть? А есть вот что: большая ответственность, потому что, если тебе много дано — много спросится. И если ты думаешь, что у тебя есть в чём-то преимущество и хочешь становиться ещё лучше или хочешь, чтобы лучше становились твои дети, то первое, что тебе стоит помнить: развивай не только тело, не только интеллект, но и душу... Многим эта мысль покажется чем-то очень простым и ясным, но на деле о ней часто забывают. Праведен не тот, кто родился в правильной семье, не тот, кто получил правильное образование и даже воспитание, но тот, кто искренне стремится к праведности в своём сердце.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Рюрик — загадки личности». Сергей Алексеев

Гостем программы «Исторический час» был доктор исторических наук Сергей Алексеев.
Разговор шел о том, что известно о Рюрике, первом правителе Руси и родоначальнике русской княжеской династии, ставшей впоследствии царской. Почему его личность связана с таким количеством загадок, а историки до сих пор спорят, кем он был и существовал ли вообще.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
«Терпение и смирение». Протоиерей Сергий Попов, Татьяна Маругова, Светлана Чехова
В этом выпуске «Клуба частных мнений» протоиерей Сергий Попов, общественный деятель Татьяна Маругова и предприниматель Светлана Чехова размышляли, что такое смирение и терпение, чем они различаются, может ли терпение повредить человеку и как строить отношения с окружающими на основе правильно понятого смирения.
Ведущая: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Клуб частных мнений