Когда я была совсем маленькой, каждое Воскресенье начиналось одинаково:
Мама будила меня и брата, затем я умывалась и надевала красивое платье, с вечера заботливо поглаженное мамой. Затем мы шли на службу. Я садилась на ступеньки у алтаря и смотрела, как священник в красивых облачениях величественно произносит молитвы. Мне нравилось разглядывать узоры на его облачениях, восхищали степенные движения, я замирала и с вниманием наблюдала за каждым моментом Литургии.
Сидела я рядом с певчими, так что ход службы отлично знала. У меня были ориентиры, означающие близость Причастия. Например, когда я слышала молитву «Отче Наш», понимала, что скоро батюшка выйдет из алтаря с чашей и начнется главное Таинство.
Вспоминаю как тяжело было дождаться этого момента, как казалось, что служба длится вечно, а еще хотелось поскорей съесть просфору и поиграть с ребятами из класса.
Я уставала и начинались мои вопросы маме:
— Мам, ну почему так долго, ну как ты не устаешь?
Мама всегда улыбалась и говорила:
— Я даже не заметила, как служба пролетела. Только зашла в храм, а уже пора к Причастию идти.
Все росписи были изучены, короткие свечки на подсвечнике были потушены, а служба все не кончалась.
А мама объясняла тогда не очень понятные для меня вещи. Она говорила:
«Когда искренне молишься, время исчезает, появляется легкость во всем теле, словно маленькую птичку выпустили из клетки на свободу. Я имею ввиду душу. Она преображается каждый раз, когда ты идешь ко Господу. Попробуй закрыть глаза и все, что есть на сердце, воплоти в молитву, разговор с Богом».
Я с интересом слушала и старалась подражать маме, пытаясь осознать суть её слов.
Сейчас, повзрослев, я снова приезжаю в этот храм. Наблюдаю за детьми и с теплой грустью вспоминаю свою детскую неусидчивость. Теперь я понимаю маму, от чего она не замечала часов, проведенных в храме. Как изменяется с взрослением ощущение времени, с какой скоростью пролетают минуты, недели, года.
Кажется, я только приехала и алтарник читает часы, как через мгновенье батюшка выходит с крестом. Или как пролетают месяцы от Рождества до Пасхи, не успеваешь оглянуться.
Стараюсь, приходя в храм, насладиться каждой секундой, услышать каждое слово, уловить каждое дуновение от кадила и запах ладана. Сохранить это внутри себя до следующего Воскресения.
Иначе я уже не представляю свою жизнь. Взрослея, поняла, что прихожу в храм — помолиться, поговорить с Богом. И, словно слышу мамины слова:
«Когда искренне молишься, время исчезает, появляется легкость во всем теле, словно маленькую птичку выпустили из клетки на свободу. Душа преображается, когда приближаешься к Богу».
Автор: Виктория Галкина
Все выпуски программы Частное мнение
Послание к Евреям святого апостола Павла
Евр., 335 зач., XIII, 17-21.
Комментирует священник Антоний Борисов.
«Ученик — это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь», — подметил однажды античный мыслитель Плутарх. И надо сказать, его высказывание вполне согласуется с христианским представлением об учительстве. О данной теме много писал, например, апостол Павел. В частности, в послании к Евреям, отрывок из 13-й главы которого читается сегодня во время утреннего богослужения. Давайте послушаем.
Глава 13.
17 Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно.
18 Молитесь о нас; ибо мы уверены, что имеем добрую совесть, потому что во всем желаем вести себя честно.
19 Особенно же прошу делать это, дабы я скорее возвращен был вам.
20 Бог же мира, воздвигший из мертвых Пастыря овец великого Кровию завета вечного, Господа нашего Иисуса Христа,
21 да усовершит вас во всяком добром деле, к исполнению воли Его, производя в вас благоугодное Ему через Иисуса Христа. Ему слава во веки веков! Аминь.
Апостол Павел обращается к евреям-христианам, жившим преимущественно в Иерусалиме, в кризисный для них момент. Глава Иерусалимской церкви, апостол Иаков, был убит гонителями. Потеряв крепкого, духоносного лидера, христиане Святой Земли пришли в замешательство. И многие из них стали подумывать о возвращении к прежним религиозным верованиям. Прежде всего, в иудаизм. Только бы избежать преследований со стороны гонителей Церкви.
Апостол Павел, узнав о бедах Иерусалимской церкви, поспешил утешить её чад. И помочь им преодолеть искушение предать Христа. Апостол признаёт, что святой Иаков, при всех разногласиях, которые имелись у них с Павлом, был настоящим праведником. Разногласия касались особенностей проповеди христианства среди язычников. Апостол Павел в отличии от Иакова был настроен более открыто к иноверцам и инородцам. Но разность мнений, во-первых, не имела критического значения, а во-вторых, оказалась делом прошлым, Иаков погиб. И кончина его, как верно отметил Павел, это кончина мученика. Но только Иаковом Церковь не ограничивается. И главным пастырем Церкви является Господь Иисус Христос. А Он щедро наделяет мудростью, силами, вдохновением пастырей, готовых служить делу проповеди Евангелия, созидания общины Христовой.
Потому Павел призывает своих читателей не падать духом, но иметь надежду на Бога. И Тот обязательно придёт на помощь. Как пришёл Он на помощь к Сыну Своему, Который воскрес из мёртвых не только по собственному стремлению, но по благодатной воле всей Святой Троицы. Интересно, что послание к евреям было написано Павлом в условиях тюремного заключения. Апостола гонители Церкви лишили свободы и добивались его казни.
Удивительно, но Павел совершенно не унывает. Он, конечно, был бы не против продолжить своё служение Церкви. Но, во-первых, святой прекрасно понимал, что всё в руках Божиих, и Богу нужно доверять. А, во-вторых, Павел ясно осознавал, что и на нём, Павле, что называется, свет клином не сошёлся. И Церковь продолжит жить и после его смерти, которая рано или поздно, но обязательно наступит. А потому главное, о чём стоит позаботиться, состоит в следующем — подготовить достойную смену, зажечь огонь веры в сердцах нового поколения пастырей. Чтобы было кому продолжить дело созидания общины Христовой, проповедовать Евангелие и тем, кто в Церкви, и тем, кто пока к Ней не присоединился.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поможем монахам Михайло-Архангельского монастыря обрести постоянный кров
Михайло-Архангельский мужской монастырь в городе Юрьев-Польский Владимирской области — один из древнейших в России, основан в XIII веке. За свою долгую историю обитель пережила несколько периодов опустошений и возрождений. В советские годы её и вовсе закрыли. Однако здания и храмы сохранились до наших дней.
Монастырская жизнь возобновилась здесь с 2006 года. Но пока она не может быть полноценной. Уже много лет часть помещений обители принадлежит музею, в частности братский корпус. Из-за этого на территории нет места для проживания монахов. Сейчас их 5 человек, вместе они вынуждены снимать комнаты в ближайшей гостинице и приезжать в монастырь на службы. В такой ситуации обитель не может развиваться и тем более принимать новых послушников.
«Мы с тяжёлым сердцем вынуждены отказывать тем, кто желает поступить к нам в Михайло-Архангельский монастырь, поскольку не имеем возможности их разместить», — рассказывает иеромонах Софроний.
Чтобы исправить ситуацию, братия приняла решение обзавестись собственным жильём. «Добрые люди помогли нам купить двухэтажный дом конца XIX века на окраине города Юрьев-ПОльский. И всё бы хорошо, но старое здание нуждается в серьёзном ремонте. И только своими силами нам здесь не обойтись», — продолжает отец СофрОний.
Изначально старинный дом находился в аварийном состоянии. Но сегодня он понемногу оживает. В будущем братском корпусе вовсю идут ремонтные работы. Чтобы удалось завершить их как можно скорее, монастырю необходима помощь в покупке стройматериалов и не только. Если вы хотите узнать подробную информацию и поддержать обитель финансово, переходите на сайт Михайло-Архангельского мужского монастыря.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Образы святости в романе «Идиот». Протоиерей Павел Карташев
У нас в гостях был настоятель Преображенского храма села Большие Вязёмы Одинцовского района протоиерей Павел Карташёв.
Разговор шел об образах святости в романе Федора Михайловича Достоевского «Идиот», стоит ли искать в князе Мышкине черты Христа, и как с различными проявлениями святости сталкиваются герои романа.
Этой беседой мы продолжаем цикл программ об образах святости в русской литературе.
Первая беседа была с Ириной Мелентьевой об образах святых в древнерусских произведениях.
Вторая беседа была с протоиереем Павлом Карташевым об образах святости в «Капитанской дочке».
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер