
В одном горном селении был участок земли, который много лет не возделывался. Дело в том, что в долине жил барс, который убивал всякого, кто осмеливался заходить на его территорию.
Пришёл как-то один молодой пахарь к старейшинам села, и попросил, чтобы ему дали для распашки этот пустующий участок земли.
— Но ведь барс может растерзать твоих быков, — сказали ему старейшины. — И тогда ты всего лишишься.
— У барса есть сила, а у человека — ум, хитрость и добрые помощники, — возразил им пахарь.
Получив разрешение, он взял с собой двух быков, соху, кота и отправился пахать землю. В долине он распряг быков, чтобы они после дороги отдохнули. И надо же такому случиться! Один бык рванул и побежал прочь. Пахарь испугался, как бы и другой бык не сбежал, быстро снова его запряг, а сам хотел было погнаться за убегающим быком, как вдруг увидел барса. Хищный зверь направлялся прямиком к человеку.
Но кот первым заметил барса, подбежал к нему и спросил приветливо:
— Как твое здоровье, дядюшка?
Барс посмотрел на кота сверху вниз и спросил:
— А ты кто такой?
— Я сын твоей сестры, — ответил кот. — Разве не похож?
— Правда, похож, — сказал барс, — но только ты уж слишком маленький.
— Так случилось от того, — объяснил кот, — что я попал в руки вон того человека. Лучше бы тебе, дядюшка, не связываться с моим хозяином.
— Что же в нём за волшебная сила, что ты сделался таким маленьким? Да он и сам-то ростом не велик. Сейчас я сам всё узнаю.
Подошел барс к пахарю и зарычал:
— Что ты сделал с моим племянником? Вот я сейчас съем твоего быка, посмотрим, что ты мне сделаешь!
— Ладно, только первым съешь того быка, который сбежал: он меня совсем замучил, — ответил пахарь. — Я схожу и приведу его. А чтобы и второй бык не убежал, пока посторожи его. Позволь надеть на тебя ярмо. Так ты будешь удерживать второго быка, пока я приду.
Барс согласился и полез сам в ярмо. А пахарь крепко связал ему шею ремнями, взялся за соху и приказал:
— Хватит бездельничать! Давай, паши моё поле!
Барсу ничего не оставалось делать, как потащить соху вместе с быком.
К вечеру поле было вспахано, и пахарь освободил барса из ярма. Барс упал на землю и пожаловался коту:
— Похоже, племянник, я сделался таким же маленьким, как ты. И еле ноги передвигаю от усталости.
— Ты такой же, дядюшка, просто твоя злость стала меньше, — сказал кот. — Мой хозяин говорит, что труд от всего лечит.
С той поры пахарь каждый год собирал урожай на некогда пустующем поле, а барс больше не появлялся в долине.
(по мотивам лезгинской народной сказки)
11 мая. Об истории и православных монастырях Константинополя

Сегодня 11 мая. В этот день в 330 году состоялось торжественное освящение Константинополя.
Об истории и православных монастырях города — священник Августин Соколовски.
Святой Константин основал город за 7 лет до своей кончины. Константинополь не был построен в чистом поле, ведь на его месте существовало древнее поселение, носившее название Византий. С самого начала правитель приложил огромные усилия для христианизации этой тихой языческой гавани. Доподлинно известно, что уже к моменту смерти императора в 337 году в городе существовало уже 15 монастырей. Спустя 200 лет после основания, к середине VI века, в Константинополе было около 70 обителей. Особенно были знамениты некоторые монастыри. Это монастырь Неусыпающих. Он был назван так, потому что в нем непрерывно совершалось богослужение. Братья поочередно сменяли друг друга, чтобы служба Богу никогда не прекращалась день и ночь. Другой жемчужиной монашеской жизни великого города была обитель Феодора Студита. В ней жили тысячи монахов. Общежитие было настолько строгим и последовательным, что братья не имели ничего своего. Одежды иноков были огромного размера, по форме напоминали собой мешки. После общей стирки монахи разбирали одежды без разбору, от самого игумена Феодора до самого младшего послушника. В свою очередь обитель святого Далмата прославилась тем, что в ней подвязался преподобный Исаакий. Именно он не побоялся лично обличить императора Валента в арианской ереси и предсказал ему погибель в битве с персами, что вскоре произошло. Многие столетия спустя, в день памяти Исаакия, родился русский царь Петр Великий, потому в Санкт-Петербурге был воздвигнут знаменитый Исаакиевский собор. Удивительное преемство православных столиц в истории, за которое в эти пасхальные дни мы призваны благодарить Спасителя нашего Иисуса Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О духовном расслаблении

Сегодня 11 мая. Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном.
О духовном расслаблении — священник Николай Конюхов.
Сегодня мы вспоминаем чудо исцеления расслабленного при Овчей купели. Удивительный эпизод. Человек 38 лет был расслабленным и не мог никаким образом исцелиться, имел одну надежду — окунуться в купель, которая таким чудесным образом возмущалась Ангелом Божиим. И человек дождался того, что пришел Христос и проявил к Нему такое милосердие и помог. Но вопрос тут в другом. А что такое расслабленность? Всегда ли это именно физическая расслабленность? Сейчас люди достаточно успешно передвигаются, у нас множество средств передвижений. Мы экономим время, ходим в спортзал, и достаточно многие ведут активный образ жизни. Но есть другая расслабленность, расслабленность духовная, когда человек ничего уже не хочет. Я сталкиваюсь иногда, что люди жалуются на исповеди в том числе, что нету какого-то движения, нету радости жизни, нету вкуса жизни, и нету красок, которые даровал нам Господь. Это в том числе связано с отсутствием такой духовной мотивации. И очень важно, чтобы мы ставили цели, которые выходят за рамки этой жизни. Тогда они нас будут сподвигать к тому, чтобы искать выходы, искать Бога и двигаться в нужном направлении. Подвижник — это от слова «двигаться». Если мы будем застаиваться, то будем, как, знаете, вода, которая где-то застоялась в канаве. Мимо нее неприятно проходить из-за резкого запаха. Вот также и человек, который не двигается вперед, не двигается к Богу, становится похожим на такую канаву.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О творчестве Григория Гагарина

Сегодня 11 мая. В этот день в 1810 году родился русский художник Григорий Гагарин.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Государственный деятель, принимавший участие в работе посольства России в Константинополе, портретист. А главное, последователь неовизантийского стиля. Именно задача преемства церковного искусства Византии была поставлена Григорию Григорьевичу еще Николаем Павловичем. Продолжал наш художник осуществлять этот проект в царствовании Александра II, когда православному Востоку было уделяемо особое внимание в связи с войнами с Османской империей. Мы можем судить о художественной одаренности князя Гагарина по росписям собора Сиони в Тбилиси. Художник не просто находился под влиянием византийской иконописи, но соотносил свое творчество с интерьером Великой Софии в Константинополе, где накануне он тщательно изучал шедевры ранневизантийского искусства. Благодаря Гагарину в Академии художеств был учрежден иконописный класс, где тщательнейшим образом наши академики, подвязавшиеся в религиозные живописи, изучали наследие Византии, а не только западноевропейского искусства.
Все выпуски программы Актуальная тема