
В одном горном селении был участок земли, который много лет не возделывался. Дело в том, что в долине жил барс, который убивал всякого, кто осмеливался заходить на его территорию.
Пришёл как-то один молодой пахарь к старейшинам села, и попросил, чтобы ему дали для распашки этот пустующий участок земли.
— Но ведь барс может растерзать твоих быков, — сказали ему старейшины. — И тогда ты всего лишишься.
— У барса есть сила, а у человека — ум, хитрость и добрые помощники, — возразил им пахарь.
Получив разрешение, он взял с собой двух быков, соху, кота и отправился пахать землю. В долине он распряг быков, чтобы они после дороги отдохнули. И надо же такому случиться! Один бык рванул и побежал прочь. Пахарь испугался, как бы и другой бык не сбежал, быстро снова его запряг, а сам хотел было погнаться за убегающим быком, как вдруг увидел барса. Хищный зверь направлялся прямиком к человеку.
Но кот первым заметил барса, подбежал к нему и спросил приветливо:
— Как твое здоровье, дядюшка?
Барс посмотрел на кота сверху вниз и спросил:
— А ты кто такой?
— Я сын твоей сестры, — ответил кот. — Разве не похож?
— Правда, похож, — сказал барс, — но только ты уж слишком маленький.
— Так случилось от того, — объяснил кот, — что я попал в руки вон того человека. Лучше бы тебе, дядюшка, не связываться с моим хозяином.
— Что же в нём за волшебная сила, что ты сделался таким маленьким? Да он и сам-то ростом не велик. Сейчас я сам всё узнаю.
Подошел барс к пахарю и зарычал:
— Что ты сделал с моим племянником? Вот я сейчас съем твоего быка, посмотрим, что ты мне сделаешь!
— Ладно, только первым съешь того быка, который сбежал: он меня совсем замучил, — ответил пахарь. — Я схожу и приведу его. А чтобы и второй бык не убежал, пока посторожи его. Позволь надеть на тебя ярмо. Так ты будешь удерживать второго быка, пока я приду.
Барс согласился и полез сам в ярмо. А пахарь крепко связал ему шею ремнями, взялся за соху и приказал:
— Хватит бездельничать! Давай, паши моё поле!
Барсу ничего не оставалось делать, как потащить соху вместе с быком.
К вечеру поле было вспахано, и пахарь освободил барса из ярма. Барс упал на землю и пожаловался коту:
— Похоже, племянник, я сделался таким же маленьким, как ты. И еле ноги передвигаю от усталости.
— Ты такой же, дядюшка, просто твоя злость стала меньше, — сказал кот. — Мой хозяин говорит, что труд от всего лечит.
С той поры пахарь каждый год собирал урожай на некогда пустующем поле, а барс больше не появлялся в долине.
(по мотивам лезгинской народной сказки)
«Помощь людям с зависимостями». Игумен Иона (Займовский)
Гостем программы «Делатели» был руководитель программы помощи зависимым «Метанойя» при Свято-Даниловом монастыре в Москве игумен Иона (Займовский).
Наш гость рассказал, почему он стал заниматься помощью людям с зависимостями, по каким признакам можно определить, что проблема есть, почему важно помогать не только зависимому человеку, но и его родственникам, а также какую роль в исцелении от зависимостей играет духовная поддержка.
Ведущие программы: Тутта Ларсен и пресс-секретарь Синодального отдела по благотворительности Василий Рулинский.
Все выпуски программы Делатели
Псалом 60. Богослужебные чтения

Окружающий мир никогда не был простым для обитания местом. Вокруг нас постоянно происходят события, которые заставляют в лучшем случае волноваться, но чаще всего содрогаться, ужасаться. Где же найти утешение и опору? Верующий человек скажет — в молитве. И будет прав. Доказательством же может стать псалом 60-й, который читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 60.
1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
4 ибо Ты прибежище моё, Ты крепкая защита от врага.
5 Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих,
6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,
8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.
Услышанный нами псалом был написан царём Давидом и имеет интересное надписание, которое указывает, что псалом должен петься под игру струнного инструмента. На первый взгляд, может показаться, что это свидетельствует о радостном характере произведения. Но нет. Псалом представляет собой самый настоящий молитвенный вопль. И предполагаемое сопровождение на струнном инструменте должно было, по замыслу автора, усилить религиозное чувство исполнителя.
Во всяком случае, сам царь Давид составленный им псалом пел, играя на, собственно, псалтири — переносной арфе. И делал это проникновенно, предельно остро переживая горестные обстоятельства жизни. Дело в том, что против Давида поднял бунт его сын Авессалом, решивший свергнуть отца и править самостоятельно. Царь, не желая воевать с наследником, покинул Иерусалим, начал скитаться. Но не столько внешние обстоятельства мучили Давида, его терзала изнутри невозможность посещать скинию — переносной храм-шатёр. И молиться там Богу. Это и имеет в виду пророк, когда в псалме провозглашает: «Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих».
Царь, конечно, понимает, что Господь способен услышать его откуда угодно. И Давид выражает готовность быть стойким до конца. Для него власть как таковая имеет, при этом, второстепенное значение. Царь, по большей степени, заботится о том, чтобы его служение принесло спокойствие и мир народу. Давид, в частности, понимал, что собственными силами он, например, не может преодолеть постигший страну кризис. То есть может — с помощью насилия, но принесёт ли данный вариант желаемый мир? Царь понимает, что не принесёт.
Поэтому Давид просит, умоляет Бога, усиливая молитву с помощью струнного инструмента, о том, чтобы случилось, по сути, самое настоящее чудо. И надо сказать, что Господь откликался на призыв Давида, через людей и обстоятельства жизни пытался достучаться до Авессалома. Но, к сожалению, упрямый наследник остался на изначальных позициях. За что впоследствии и поплатился. Авессалом был убит. И о смерти его Давид сильно горевал.
Какой же вывод можем мы сделать? Их, на самом деле, два. Первый — состоит в том, что никогда не нужно отчаиваться. Второй же вывод заключается в стремлении ценить молитву. Не просто как какую-то ежедневную обязанность, а как живой диалог с Господом Богом. Подобное отношение к молитве окажет на человека самое светлое влияние, принесёт человеку желаемые мир и утешение.
Псалом 60. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 60. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 60. На струнах Псалтири.
1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
4 ибо Ты прибежище мое, Ты крепкая защита от врага.
5 Да живу я вечно в жилище Твоем и покоюсь под кровом крыл Твоих,
6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,
8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.