Зимой 1893 года, вскоре после святок, вся Самара обсуждала радостное событие: наследник богатейшего купеческого рода Александр Курлин женился на дочери купца-миллионщика Сашеньке Журавлевой. Венчание проходило в Успенской церкви, стоявшей на углу Преображенской и Успенской улиц (сейчас это перекресток Водников и Комсомольской). Храм Успения отличался богатым убранством благодаря своему благодетелю и бессменному старосте – Георгию Курлину, отцу жениха. Пышное таинство бракосочетания впечатлило всех, кто на нем присутствовал.
Правда, недобрые люди судачили, что этот союз был заключен по отцовскому расчету, ради того, чтоб упрочить капиталы. Но так говорить могли только те, кто не видел Александру Журавлеву. Она была настолько красива, что даже ее выезд на прогулку собирал зрителей, как настоящий спектакль. Нет, молодые супруги Курлины любили друг друга со всем трепетом молодых христианских сердец.
Памятником этой любви стал необыкновенный дом, построенный Александром Георгиевичем для своей супруги. В достоинствах этого архитектурного шедевра в стиле модерн можно убедиться и сейчас, прогуливаясь по улице Фрунзе. Ассиметричное угловое строение удивляет своей способностью менять облик в зависимости от точки осмотра. Кованые ворота в виде бабочки и ажурные решетки ограды сразу настраивают на романтический лад. Это настроение поддерживает и лепной орнамент в виде женской головки, размещенный на волнообразном фронтоне над центральным входом. Считается, что в этом изображении запечатлен прекрасный образ хозяйки дома. Оконные проемы особняка поражают разнообразием форм – здесь можно насчитать 27 непохожих друг на друга окон! А нарядность фасаду придает цветная изразцовая плитка.
В особняке было обустроено двадцать две комнаты, каждая со своим художественным обликом. Парадные залы, столовые, гостиные, буфетные не повторяли друг друга даже в мелочах. Кабинет хозяина – воплощение строгости, геометрический орнамент пола и потолка свидетельствует о том, что здесь обитал деловой человек. Полная противоположность – будуар хозяйки, увитый лепным декором, в котором стебли орхидей обрамляют летящую женскую фигуру.
После революии особняк Курлиных был национализирован. В разные годы в нем размещались биржа труда, детский сад и отдел народного образования. Сейчас здесь находится музей модерна. Александр Георгиевич успел умереть до октябрьского переворота, а его удивительная жена при большевиках была вынуждена уехать из города. Всю жизнь Александра Павловна прожила в Москве, в коммунальной квартире. Незадолго до смерти она отдала соседке то единственное, что у нее осталось от счастливых дней – личную печать мужа, выточенную из горного хрусталя. Эта вещица – словно символ любви Курлиных - прозрачной, чистой и крепкой, сейчас хранится в музее модерна.
23 ноября. О глубине милосердия Божия

В 10-й главе Евангелия от Луки есть притча о милосердном самарянине.
О глубине милосердия Божия — игумен Назарий (Рыпин).
Господь в этой притче показывает, что всякий, кого перед тобой поставил Господь промыслом Своим, это и есть твой ближний, по отношению к которому ты можешь проявить милосердие. Именно так и нужно поступать. Поэтому эта притча показывает глубину милосердия Божественного.
Святые отцы зачастую этим милосердным самарянином называют Самого Христа, Который совершил таинство Евхаристии в Своей Церкви. И эта гостиница, как есть, — образ Церкви, куда Христос приводит человека на попечение пастырей духовных, чтобы они заботились о нём. И вино, и елей — как таинства Евхаристии или освящения, которые возливаются на израненную страстями, демонами душу человека.
И нам нужно понимать, что мы должны уподобляться Христу в том, чтобы помогать тем, кто оказывается рядом с нами. Поэтому ближний — это не кровное родство, не духовное родство, а это физическая близость того, кто оказался рядом с тобой и нуждается в твоей помощи. Если ты настоящий христианин, то ты, как милосердный самарянин, с большой буквы, — Христос, должен поступать так же, являя о нём заботу, милосердие, человеколюбие и милость.
Все выпуски программы Актуальная тема
23 ноября. О пришествии Христа ко всем народам земли
Во 2-й главе Послания апостола Павла к эфесянам есть слова о Христе: «Придя, благовествовал мир вам, дальним и близким, потому что через Него и те, и другие имеем доступ к Отцу, в одном Духе».
О пришествии Христа ко всем народам земли — игумен Лука (Степанов).
В этих словах апостол Павел кратко описал все действия Божии в отношении человечества, совершенные Им в Евангелии. Он приходит по обетованиям из ветхозаветных пророчеств, Он приходит долгожданным Спасителем мира, но не к иудеям только, к ближним Богу, но и к дальним — ко всем народам земли. Его пришествие, хоть и имеет исторические корни и географическое место определённое и связано непосредственно с Израилем, является Его долгожданной утехой и упованием, но при этом осуществляется пророчество, данное Богом самому Аврааму: «В семени твоём благословятся все племена земные».
Все выпуски программы Актуальная тема
23 ноября. О личности и трудах Михаила Погодина

Сегодня 23 ноября. В этот день в 1800 году родился историк Михаил Погодин.
О его личности и трудах — протоиерей Артемий Владимиров.
Литературная гостиная Погодина и дом его видели у себя в гостях всех самых замечательных русских литераторов: Александр Сергеевич Пушкин, Николай Васильевич Гоголь, Фет, Майков. Погодин — замечательный издатель харизмы его, альманахи, в которых печатались будущие светила русской словесности.
Интересно, что первое впечатление об Александре Сергеевиче у Погодина было не то чтобы отрицательным, но и не вдохновил он его. Он назвал его вертлявым человеком, с ничего не обещающим будущим. Однако впоследствии гений Пушкина вполне был разгадан нашим издателем, и многие годы изучения русской словесности привели его к славянофильству.
Человек консервативных политических взглядов, он высказывал суждения на основании глубокого изучения западной и русской истории о том, насколько отлично было восприятие монарха, государя там и здесь. Если в Европе государя его вассалы рассматривали часто как соперника, то у восточного славянства государь — это отец нации, служение которому не за страх, а за совесть, собственно, и формировало психологию служивого человека-дворянина.
Замечательно, что дед Михаила Погодина был крепостным, а сам он, отроком живя при барском доме, знал лишь только грамоту, но его отличало неуклонное стремление к развитию, к самообразованию, так что уже в зрелые годы это был один из самых образованных и интересных в общении людей в России.
Все выпуски программы Актуальная тема







