
Фото: Игорь Палкин / Пресс-служба Патриарха
До конца XVII века в России, по сути, не существовало чёткой системы государственных наград. Особо отличившихся на гражданской или воинской службе жаловали «шубой с царского плеча», золотыми монетами, перстнями, оружием, земельными наделами. Лишь в 1699 году Пётр Первый учредил орден Святого апостола Андрея Первозванного. До последнего дня существования Российской империи — то есть, до 1917-го года, этот орден оставался высшей государственной наградой.
Апостола Андрея царь Пётр выбрал покровителем ордена не случайно. Церковное предание гласит, что первый ученик Христа проповедовал на русских землях. Главным символом Ордена святого Андрея Первозванного стал косой крест синего цвета в виде буквы «х» и распятый на нём апостол на фоне двуглавого орла. Этот знак полагалось носить на широкой голубой ленте, надетой через правое плечо. В особо торжественных случаях орден вешался на золотую цепь. В повседневной жизни кавалеры ордена носили восьмиконечную звезду с крестом апостола Андрея и надписью «За веру и верность».
За что же именно и кому вручался первый российский орден? Весьма интересен тот факт, что его статут — то есть, официальное положение, определяющее этот порядок, — долгое время не был утверждён, хотя и разрабатывался. Случилось это только в 1797 году, при императоре Павле Первом. По сути же, орден святого Андрея Первозванного всегда вручался за ратные подвиги, большие военные победы или иные государственные заслуги. Первоначально подразумевалось, что кавалерами ордена могут стать лишь члены императорской фамилии и высокопоставленные лица. Однако позже Пётр разрешил награждать орденом и тех, кто высоких чинов не имел. При этом одновременно с награждением кавалер такой чин сразу же получал.
Первым из тех, кто удостоился главной государственной награды, стал верный соратник Петра — выдающийся дипломат, боярин Фёдор Головин. Он немало сделал для блага и процветания Государства Российского. В 1689 году заключил Нерчинский трактат — первый мирный договор между Россией и Китаем, причём, весьма выгодный для русской державы. Участвовал в Великом посольстве — большой дипломатической миссии в Европу. Отличился в Азовских походах — военной кампании Петра Первого против Османской империи. Головин получил орден в 1699-м году — то есть, фактически сразу же после того, как он был учреждён.
Примечательно, что сам Пётр Первый получил орден Андрея Первозванного только через 4 года после его учреждения именно из рук Фёдора Головина. В ходе Северной войны царь совершил настоящий воинский подвиг — захватил два шведских боевых корабля в устье Невы. Всего же за время правления Петра, учредителя ордена святого апостола Андрея Первозванного, его кавалерами стали 38 человек. Среди них были и представители духовенства. Первым из священнослужителей в 1796 орден получил митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский Гавриил.
Кавалерами ордена святого Андрея Первозванного были практически все прославленные русские полководцы и флотоводцы VIII-XIX веков: Петр Румянцев, Александр Суворов, Михаил Кутузов, Михаил Барклай-де-Толли, Пётр Багратион, Матвей Платов, Александр Тормасов.
Новое рождение, уже в современной России, орден святого апостола Андрея Первозванного получил в 1998 году. Указом президента он был восстановлен в статусе высшего государственного ордена Российской Федерации. Им награждаются выдающиеся государственные и общественные деятели и граждане страны за исключительные заслуги на благо, процветание, и славу России. Среди современных андреевских кавалеров — академик Дмитрий Лихачёв, конструктор Михаил Калашников, певица Людмила Зыкина, патриарх Алекси́й II.
Все выпуски программы Открываем историю
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер