До конца XVII века в России, по сути, не существовало чёткой системы государственных наград. Особо отличившихся на гражданской или воинской службе жаловали «шубой с царского плеча», золотыми монетами, перстнями, оружием, земельными наделами. Лишь в 1699 году Пётр Первый учредил орден Святого апостола Андрея Первозванного. До последнего дня существования Российской империи — то есть, до 1917-го года, этот орден оставался высшей государственной наградой.
Апостола Андрея царь Пётр выбрал покровителем ордена не случайно. Церковное предание гласит, что первый ученик Христа проповедовал на русских землях. Главным символом Ордена святого Андрея Первозванного стал косой крест синего цвета в виде буквы «х» и распятый на нём апостол на фоне двуглавого орла. Этот знак полагалось носить на широкой голубой ленте, надетой через правое плечо. В особо торжественных случаях орден вешался на золотую цепь. В повседневной жизни кавалеры ордена носили восьмиконечную звезду с крестом апостола Андрея и надписью «За веру и верность».
За что же именно и кому вручался первый российский орден? Весьма интересен тот факт, что его статут — то есть, официальное положение, определяющее этот порядок, — долгое время не был утверждён, хотя и разрабатывался. Случилось это только в 1797 году, при императоре Павле Первом. По сути же, орден святого Андрея Первозванного всегда вручался за ратные подвиги, большие военные победы или иные государственные заслуги. Первоначально подразумевалось, что кавалерами ордена могут стать лишь члены императорской фамилии и высокопоставленные лица. Однако позже Пётр разрешил награждать орденом и тех, кто высоких чинов не имел. При этом одновременно с награждением кавалер такой чин сразу же получал.
Первым из тех, кто удостоился главной государственной награды, стал верный соратник Петра — выдающийся дипломат, боярин Фёдор Головин. Он немало сделал для блага и процветания Государства Российского. В 1689 году заключил Нерчинский трактат — первый мирный договор между Россией и Китаем, причём, весьма выгодный для русской державы. Участвовал в Великом посольстве — большой дипломатической миссии в Европу. Отличился в Азовских походах — военной кампании Петра Первого против Османской империи. Головин получил орден в 1699-м году — то есть, фактически сразу же после того, как он был учреждён.
Примечательно, что сам Пётр Первый получил орден Андрея Первозванного только через 4 года после его учреждения именно из рук Фёдора Головина. В ходе Северной войны царь совершил настоящий воинский подвиг — захватил два шведских боевых корабля в устье Невы. Всего же за время правления Петра, учредителя ордена святого апостола Андрея Первозванного, его кавалерами стали 38 человек. Среди них были и представители духовенства. Первым из священнослужителей в 1796 орден получил митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский Гавриил.
Кавалерами ордена святого Андрея Первозванного были практически все прославленные русские полководцы и флотоводцы VIII-XIX веков: Петр Румянцев, Александр Суворов, Михаил Кутузов, Михаил Барклай-де-Толли, Пётр Багратион, Матвей Платов, Александр Тормасов.
Новое рождение, уже в современной России, орден святого апостола Андрея Первозванного получил в 1998 году. Указом президента он был восстановлен в статусе высшего государственного ордена Российской Федерации. Им награждаются выдающиеся государственные и общественные деятели и граждане страны за исключительные заслуги на благо, процветание, и славу России. Среди современных андреевских кавалеров — академик Дмитрий Лихачёв, конструктор Михаил Калашников, певица Людмила Зыкина, патриарх Алекси́й II.
Все выпуски программы Открываем историю
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла
2 Кор., 190 зач., X, 7-18.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Многие современные люди ведут себя довольно самоуверенно. А как на самоуверенность смотрит христианство? Ответ интереснее, чем можно было бы ожидать, и даёт его апостол Павел в отрывке из 10-й главы 2-го послания к коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 10.
7 На личность ли смотрите? Кто уверен в себе, что он Христов, тот сам по себе суди, что, как он Христов, так и мы Христовы.
8 Ибо если бы я и более стал хвалиться нашею властью, которую Господь дал нам к созиданию, а не к расстройству вашему, то не остался бы в стыде.
9 Впрочем, да не покажется, что я устрашаю вас только посланиями.
10 Так как некто говорит: в посланиях он строг и силен, а в личном присутствии слаб, и речь его незначительна,
11 такой пусть знает, что, каковы мы на словах в посланиях заочно, таковы и на деле лично.
12 Ибо мы не смеем сопоставлять или сравнивать себя с теми, которые сами себя выставляют: они измеряют себя самими собою и сравнивают себя с собою неразумно.
13 А мы не без меры хвалиться будем, но по мере удела, какой назначил нам Бог в такую меру, чтобы достигнуть и до вас.
14 Ибо мы не напрягаем себя, как не достигшие до вас, потому что достигли и до вас благовествованием Христовым.
15 Мы не без меры хвалимся, не чужими трудами, но надеемся, с возрастанием веры вашей, с избытком увеличить в вас удел наш,
16 так чтобы и далее вас проповедовать Евангелие, а не хвалиться готовым в чужом уделе.
17 Хвалящийся хвались о Господе.
18 Ибо не тот достоин, кто сам себя хвалит, но кого хвалит Господь.
На одной из лекций меня как-то спросили, почему современные бизнес-тренеры настраивают человека на успех, а православие всё время говорит о грехах и человеческом несовершенстве. Чем можно объяснить такую разницу? Действительно, от первых очень часто можно услышать призывы повторять себе «я лучший», «я успешный», «у меня всё получится». От вторых зачастую слышишь слова о необходимости быть смиренным. С точки зрения обывательской, выигрывают очевидно первые, потому что картина, которую они рисуют явно более привлекательная.
Однако в сегодняшнем тексте из послания апостола Павла к Коринфянам нет ни бахвальства, ни отказа от какой бы то ни было собственной значимости. Напротив, есть взвешенная позиция, в которой всё оказывается на своих местах. Да и слово «смирение», которым обычно пугают, означает лишь осознание своих границ, своего места в мире, в отношениях с Богом и другими людьми.
Но прислушаемся к апостолу Павлу. Размышляя о том, насколько он как апостол подотчётен коринфской общине, он призывает не в меру требовательных общинников помнить о его статусе. Может показаться, что это совершенно не смиренно с стороны Павла... Но в том то и дело, что апостол прекрасно знает свою меру. Он действительно основал коринфскую общину и много преуспел в деле проповеди, но меру эту успеха определил для него Бог. Апостол осознаёт значимость своего труда, но понимает, что действовал с помощью Божией, и это понимание позволяет ему занять взвешенную позицию. Итогом его размышлений становится лаконичная и очень точная фраза: «хвалящийся, хвались о Господе», то есть помни, что при всех твоих усилиях и стараниях рядом с тобой всегда был Господь, поддерживающий, направляющий и определяющий меру пройденного тобой пути.
Слово «самоуверенность» воспринимается христианами как недальновидное и глупое. И дело не только в том, что сам по себе человек очень ограничен в своих ресурсах и возможностях, но в том, что в наивных попытках отстоять свою самость он отказывается от присутствия в его жизни Творца. Бог, конечно, никуда из жизни человека не уходит, потому что все мы как бы ни жили, живём благодаря Его любви, но кто-то впускает её в свою жизнь, а кто-то живёт ей вопреки.
Христианство начинается с того, что человек осознаёт: концентрируясь на себе, он ограничивает и обедняет свой мир и, напротив, открывая своё сердце ближнему и Богу, бесконечно свой мир обогащает.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
От мала до велика
О библейском происхождении выражения «От мала до велика» и его различных формах употребления.
Все выпуски программы Первоисточник
«Всемилостивый Господи, помажь сердце мое елеем милости Твоей»
Всемилостивый Господи, помажь сердце мое елеем милости Твоей.
Да никогда не вспыхнет в нём гнев на сильного, не зародится презрение к слабому. Посмотри, роса утренняя — всех слабее...
Да никогда не совьёт в сердце моём ненависть к ненавидящим меня. Да вспомню я о конце их и сохраню мир свой.
Милосердие открывает путь к сердцу всякой твари и несёт радость.
Немилосердие омрачает чело и несёт печаль одиночества.
Помилуй милостивого, Рука Пренежная, и открой ему тайну милости Твоей.
Богочеловек — чадо милости Отца и святости Духа. Весь мир — лишь притча о Нём. Могущественные светила небесные и мельчайшие капли озёрные, собою рассказывают о Нём. Всё небесное и земное, от пресильных Серафимов до мельчайшего комочка пыли, рассказывают притчу о Нём — прасущности и праисточнике своём.
Что такое твари на земле и во вселенной, если не притча о солнце?
Воистину, также и всё видимое, и невидимое, являет собой притчу о Богочеловеке. Сущность её проста, притч о ней множество бесконечное.
Друзья мои, как же рассказать мне вам о сути, если вы притч понимать не умеете?
О, если бы знали вы ту сладостную беспредельность и силу, когда проникаешь до сердца всех притч, туда, где они начинаются, и где кончаются. Туда, где язык немеет, и где всё сказано раз и навсегда!
Какими скучными становятся тогда все долгие и однообразные повествования, сочинённые людьми. Такую же скуку испытывает тот, кто привык слышать раскаты грома и созерцать сверкание молний, но вынужденный слушать рассказы о грозе.
Приими мя в Себя, Сыне Единородный, чтобы стать мне одно с Тобой, как когда-то до сотворения и падения.
Да закончится долгая и томительная притча моя о Тебе, хотя бы мгновением лицезрения Тебя. Да закончится самообман мой о том, что я — нечто рядом с Тобой, или нечто без Тебя.
Пресыщены уши мои притчами. Устали зеницы мои взирать на тщеславную пестроту одежд, Тебя лишь жаждут видеть они, Источник мой, сокрытый миром за пустыми притчами и пёстрыми одеждами.