
Фото: Piqsels
Со многих портретов кисти французского художника Огюста Ренуара на нас смотрит жизнерадостная рыжеволосая женщина. Это — супруга художника, Алин Шариго. На протяжении 35-ти лет она была не только хранительницей семейного очага, но и музой, и верным другом прославленного портретиста.
Алин и Огюст познакомились в кафе. Париж, сентябрь 1878-го. Ей, недавней выпускнице церковной школы, было двадцать, художнику — тридцать семь. Ренуар зашёл выпить горячего шоколада в компании приятелей — живописцев Клода Моне и Альфреда Сислея. Заказ им принесла миловидная, улыбчивая девушка с золотыми локонами. Ренуар позже признавался, что при взгляде на неё он вдруг испытал ощущение уюта и необыкновенного спокойствия. Алин же не могла отвести взгляда от глаз художника — они казались ей наполненными каким-то внутренним светом. Стоит ли говорить, что Ренуар зачастил в маленькое кафе на улице Сен-Жорж, а золотокудрая официантка с нетерпением ждала его прихода. Однажды Огюст спросил у Алин, не хотела бы она позировать для его картин? Девушка с любопытством согласилась. Ренуар сделал Алин Шариго одним из персонажей своего жанрового полотна «Гребцы в Шату». В мастерской художника Алин невольно прониклась его видением мира — светлым, праздничным. Позже Алин рассказывала своим детям: «Я ничего не понимала в живописи. Я только знала, что Огюст был создан, чтобы писать». В последующие несколько лет Алин Шариго улыбалась зрителям с таких полотен Ренуара, как «Алжирская девушка», «Танец в городе», «Завтрак гребцов», «На берегу моря». Она поселилась не только на картинах живописца, но и в его сердце. Однако Ренуар очень боялся, что Алин не примет предложение руки и сердца от мужчины, почти вдвое старше. Поэтому счёл за лучшее исчезнуть из жизни девушки. Огюст уехал в путешествие по Италии и Испании. Но забыть любимую так и не смог. Алин вновь и вновь появлялась на его этюдах, карандашных набросках. Ренуар вернулся в Париж, разыскал её, попросил прощения за внезапное исчезновение и... предложил стать его женой. Алин Шариго с радостью дала художнику своё согласие. К тому моменту картина «Завтрак гребцов» принесла Ренуару крупный гонорар. На эти деньги живописец нанял большую квартиру, куда Алин вошла как полноправная хозяйка — мадам Ренуар. Вскоре у супругов родился первенец — сын Пьер. В последующие годы супруга подарила художнику ещё двух сыновей — Жана и Клода. В те годы Огюст создал несколько картин, посвящённых материнскому счастью — «Мать и дитя», «Материнство». Конечно же, героями этих полотен были Алин и их малыши. Ренуар много писал своих детей. А чтобы им было не скучно сидеть перед мольбертом, живописец рассказывал наизусть сказки Андерсена. Мир, покой и тихое счастье отражались в работах Ренуара того периода. Брак Алин и Огюста, действительно, был счастливым союзом. Супруга оберегала художника от житейских мелочей, которые могли бы помешать его работе, помогала мужу вести его финансовые дела.
В 1912-м году у Ренуара случился паралич — следствие давнего ревматизма. Врачи дважды прооперировали художника, однако он остался прикован к инвалидному креслу. Но руки, к счастью, ещё слушались живописца. Он продолжал писать. Алин неотступно была рядом. Вкладывала ему в пальцы кисти. Подавала нужные краски. Поворачивала мольберт. А в 1915-м мадам Ренуар узнала, что у неё диабет. В то время это был приговор. Лечение не помогло, и через несколько месяцев Алин скончалась. Спустя 4 года за любимой супругой последовал и Огюст Ренуар. Супруги упокоились рядом, как того желал художник, который при жизни часто повторял: «Дом — там, где Алин».
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер