
Фото: Piqsels
Со многих портретов кисти французского художника Огюста Ренуара на нас смотрит жизнерадостная рыжеволосая женщина. Это — супруга художника, Алин Шариго. На протяжении 35-ти лет она была не только хранительницей семейного очага, но и музой, и верным другом прославленного портретиста.
Алин и Огюст познакомились в кафе. Париж, сентябрь 1878-го. Ей, недавней выпускнице церковной школы, было двадцать, художнику — тридцать семь. Ренуар зашёл выпить горячего шоколада в компании приятелей — живописцев Клода Моне и Альфреда Сислея. Заказ им принесла миловидная, улыбчивая девушка с золотыми локонами. Ренуар позже признавался, что при взгляде на неё он вдруг испытал ощущение уюта и необыкновенного спокойствия. Алин же не могла отвести взгляда от глаз художника — они казались ей наполненными каким-то внутренним светом. Стоит ли говорить, что Ренуар зачастил в маленькое кафе на улице Сен-Жорж, а золотокудрая официантка с нетерпением ждала его прихода. Однажды Огюст спросил у Алин, не хотела бы она позировать для его картин? Девушка с любопытством согласилась. Ренуар сделал Алин Шариго одним из персонажей своего жанрового полотна «Гребцы в Шату». В мастерской художника Алин невольно прониклась его видением мира — светлым, праздничным. Позже Алин рассказывала своим детям: «Я ничего не понимала в живописи. Я только знала, что Огюст был создан, чтобы писать». В последующие несколько лет Алин Шариго улыбалась зрителям с таких полотен Ренуара, как «Алжирская девушка», «Танец в городе», «Завтрак гребцов», «На берегу моря». Она поселилась не только на картинах живописца, но и в его сердце. Однако Ренуар очень боялся, что Алин не примет предложение руки и сердца от мужчины, почти вдвое старше. Поэтому счёл за лучшее исчезнуть из жизни девушки. Огюст уехал в путешествие по Италии и Испании. Но забыть любимую так и не смог. Алин вновь и вновь появлялась на его этюдах, карандашных набросках. Ренуар вернулся в Париж, разыскал её, попросил прощения за внезапное исчезновение и... предложил стать его женой. Алин Шариго с радостью дала художнику своё согласие. К тому моменту картина «Завтрак гребцов» принесла Ренуару крупный гонорар. На эти деньги живописец нанял большую квартиру, куда Алин вошла как полноправная хозяйка — мадам Ренуар. Вскоре у супругов родился первенец — сын Пьер. В последующие годы супруга подарила художнику ещё двух сыновей — Жана и Клода. В те годы Огюст создал несколько картин, посвящённых материнскому счастью — «Мать и дитя», «Материнство». Конечно же, героями этих полотен были Алин и их малыши. Ренуар много писал своих детей. А чтобы им было не скучно сидеть перед мольбертом, живописец рассказывал наизусть сказки Андерсена. Мир, покой и тихое счастье отражались в работах Ренуара того периода. Брак Алин и Огюста, действительно, был счастливым союзом. Супруга оберегала художника от житейских мелочей, которые могли бы помешать его работе, помогала мужу вести его финансовые дела.
В 1912-м году у Ренуара случился паралич — следствие давнего ревматизма. Врачи дважды прооперировали художника, однако он остался прикован к инвалидному креслу. Но руки, к счастью, ещё слушались живописца. Он продолжал писать. Алин неотступно была рядом. Вкладывала ему в пальцы кисти. Подавала нужные краски. Поворачивала мольберт. А в 1915-м мадам Ренуар узнала, что у неё диабет. В то время это был приговор. Лечение не помогло, и через несколько месяцев Алин скончалась. Спустя 4 года за любимой супругой последовал и Огюст Ренуар. Супруги упокоились рядом, как того желал художник, который при жизни часто повторял: «Дом — там, где Алин».
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
Деяния святых апостолов

Деян., 19 зач., VIII, 18-25.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Церковь наша — святая, соборная и апостольская. Эти слова мы произносим всякий раз, когда исповедуем свою веру. В эти дни церковного года в православных храмах во время литургии читается книга Деяний святых апостолов, в которой содержатся свидетельства о жизни Христовых учеников и о том, с какими вызовами они сталкивались, какие решение принимали. Решения апостолов стали основой жизни Церкви на все последующие века, именно об этом мы упоминаем в Символе веры. Сегодня в храмах звучит отрывок из 8-й главы книги Деяний, этот отрывок также стал основной одного важного принципа церковной жизни — принципа безвозмездности раздаяния даров Святого Духа.
Глава 8.
18 Симон же, увидев, что через возложение рук Апостольских подается Дух Святый, принес им деньги,
19 говоря: дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святаго.
20 Но Петр сказал ему: серебро твое да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги.
21 Нет тебе в сем части и жребия, ибо сердце твое неправо пред Богом.
22 Итак покайся в сем грехе твоем, и молись Богу: может быть, отпустится тебе помысел сердца твоего;
23 ибо вижу тебя исполненного горькой желчи и в узах неправды.
24 Симон же сказал в ответ: помолитесь вы за меня Господу, дабы не постигло меня ничто из сказанного вами.
25 Они же, засвидетельствовав и проповедав слово Господне, обратно пошли в Иерусалим и во многих селениях Самарийских проповедали Евангелие.
Симон, если судить по только что нами услышанному отрывку книги Деяний, был весьма своеобразным человеком, но его нельзя назвать совсем уж негодяем. Да, он хотел купить себе дары Святого Духа, однако услышав апостольское обличение он не стал ему противиться, не стал оправдываться, он поступил иначе — попросил молитв о себе. Если первое его действие — попытку подкупа апостолов — нельзя назвать христианским, то второе — смиренную просьбу молитв — можно.
Впрочем, первый поступок Симона был настолько возмутительным и дурным, что имя этого человека образовало название весьма специфического греха — симонии. Этот грех подразумевает покупку и продажу степеней священства, и он, согласно церковным канонам, карается самым строгим образом. Каноны же ориентируются на реакцию апостолов, засвидетельствованную книгой Деяний: апостолы прямо сказали, что сама мысль Симона о приобретении даров Святого Духа будет ему в погибель, если, конечно, Бог не смилуется над ним.
Симон был до своего крещения языческим волхвом. У волхвов не было тех нравственных принципов, которые мы знаем из Библии, вообще о нравственном облике волхвов говорить довольно непросто, с достоверностью можно сказать лишь о гигантской бездне между библейскими нравственными установками и моральными принципами язычников. Очевидно, что Симон, став христианином, не в полной мере сумел освободиться от привычных ему представлений о допустимом и недопустимом. Впрочем, это не самое страшное, страшнее другое: он попытался в христианскую среду привнести то, что ей совершенно несвойственно, — он попытался сделать христианскую жизнь источником обогащения. Симон не сумел понять, что спасение души не может приносить никаких земных «бонусов». Нельзя монетизировать спасение. Подобные попытки неизбежно обречены на провал, и задумавший пройти по этому пути человек не сумеет ничего приобрести ни в земной жизни, ни в жизни будущего века.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поможем сельскому батюшке возродить Никольский храм

В некоторых населённых пунктах священники служат по совместительству. Это значит, что на их попечении находятся несколько храмов. Там, где прихожан больше, совершают службы по воскресеньям, а между другими приходами делят прочие дни. Так и «странствует» батюшка между сёлами, наматывая десятки, а то и сотни километров. Один из таких священников — протоиерей Андрей Дяур. За долгие годы служения он сменил несколько приходов и не раз переезжал со своей семьёй. Сейчас они с матушкой живут в Нижегородской области и воспитывают девять детей. Сегодня отец Андрей продолжает духовно окормлять четыре села. А ещё находит время заниматься творчеством со своими и местными ребятишками. Во дворе дома он оборудовал мастерскую. Там батюшка вместе с юными помощниками изготавливает церковные подсвечники, посуду и нарядные вазы.
Трудолюбие и смекалка помогают отцу Андрею и в восстановлении храмов. Когда он начал возрождать церковь Святителя Николая Чудотворца в селе Монаково, здание находилось в плачевном состоянии. На его древних стенах и колокольне росли кустарники, кровля была разрушена. Но даже в таких условиях батюшка не отступил: он лично участвует в ремонте Никольского храма и даже сам установил на него крест. Конечно, у батюшки есть и помощники, среди местных жителей и не только.
В восстановлении этой сельской святыни священнику Андрею Дяуру помогает Фонд Архангела Михаила. Проект уже собрал средства на ремонт кровли, а сейчас ведёт сбор на ремонт крыльца. Если вы тоже хотите поддержать дело батюшки из Нижегородской области и помочь ему возродить Никольский храм, переходите на сайт фонда Архангела Михаила.
Или отправьте СМС на короткий номер 3434 с текстом «Монаково» и любой суммой через пробел, например, «Монаково 300».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Христианские мотивы в фильме «Солярис». Владимир Гурболиков

У нас в студии был первый заместитель главного редактора журнала «Фома» Владимир Гурболиков.
Разговор шел о христианских мотивах в фильме Андрея Тарковского «Солярис», как режиссер переосмыслил роман Станислава Лема, который был основой сценария фильма, и почему был сделан значительный поворот именно в духовные смыслы.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ о христианских смыслах в фильмах Андрея Тарковского.
Первая беседа с кинокритиком Львом Караханом была посвящена фильму «Андрей Рублев». (эфир 05.05.2025)
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер