
Фото: Debby Hudson / Unsplash
В кафедральном соборе французского города Реймса хранится особенное Евангелие. На нём в 1050-м году принесли свои супружеские клятвы французский король Генрих I и русская княжна Анна Ярославна, младшая дочь великого князя Ярослава Мудрого. Долгое время хранился в Реймсе и ещё один уникальный документ: брачный договор Анны и Генриха. Говоря о нём, историки всякий раз отмечают весьма любопытную деталь. Новоиспечённая французская королева оставила на документе свою подпись: «Анна Реина». Что, собственно, и означает — «королева Анна». А вот Генрих I вместо автографа вывел под договором лишь крестик. Европейский монарх не умел писать. Тогда как дочь Ярослава Мудрого к своим шестнадцати годам получила образование.
Ярослава, сына святого равноапостольного князя Владимира, неспроста прозвали Мудрым. Он основал в Киеве, при княжеском дворе, первую библиотеку. В «Повести временных лет» есть фрагмент, который называется «Похвала князю Ярославу и книгам». Вот что там говорится: «Владимир землю вспахал и размягчил, то есть крещением просветил, Ярослав же засеял книжными словами сердца людей. Велика ведь бывает польза от учения книжного».
Сам Ярослав обучался в школе, которую основал в Киеве его отец, князь Владимир, ещё в 988 году. Об открытии этой первой на Руси «школы учения книжного» свидетельствуют летописи — Лаврентьевская и Вологодско-Пермская: «Князь великий Володимер, собрав детей, вдал учити грамоте». По мнению ряда исследователей — например, историков Владимира Беляева и Дмитрия Иловайского — киевская школа располагалась при Десятинной церкви. Готовили там, в первую очередь, будущих священнослужителей. После утверждения православия на Руси князь Владимир активно занялся строительством храмов. И хотел, чтобы служили в них не приезжие греки, а русские священники. Хотя иностранцев в школу пригласить всё-таки пришлось. Преподавали в ней учителя из Греции и Болгарии. Однако уроки принципиально велись только на родном для учеников славянском языке. Да и сама структура преподавания не копировала византийскую, а ориентировалась, прежде всего, на собственные потребности. Основными предметами были грамота, письмо, счёт, Закон Божий, иконопись, пение. Известно, что школу князя Владимира окончили некоторые его сыновья — Мстислав, Борис, Изяслав и Ярослав.
Ярослав вступил на киевский престол в 1016 году. Он продолжил отцовские начинания. Князь возвёл в Киеве грандиозный собор Святой Софии. А при нём открыл школу, которая стала знаменитой на всю Европу. Преподавали в ней уже не заморские учителя, а свои — выпускники той самой первой школы князя Владимира. А вот среди учеников было немало иностранцев. Например, норвежские королевичи Гаральд и Ренгевальд, наследник датского престола Магнус Добрый и многие другие. В 1030 году усердием Ярослава Мудрого школы при храмах появились и в Новгороде. Уже в ХХ столетии, в 50-х годах, на раскопках в Великом Новгороде во множестве были найдены берестяные грамоты. Среди них — грамоты шестилетнего мальчика Онфима, своеобразные школьные тетради 11-12 веков. Эта находка показала, какой широкий размах получили со временем образовательные инициативы Ярослава Мудрого. Словом, совсем неудивительно, что его дочь Анна была грамотной. Русские князья Владимир и Ярослав на века сделали образование отличительной чертой русской цивилизации.
Все выпуски программы Открываем историю
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер