
Фото: Leonid Antsiferov / Unsplash
18 августа 1854 года, к берегам российского города Петропавловск-Камчатский в Авачинской бухте Тихого океана, подошла англо-французская эскадра — несколько крупных военных судов. Они приблизились к порту и открыли огонь. С берега им ответила русская артиллерия. Иностранные суда были вынуждены отойти на безопасное расстояние. Они встали на якорь поодаль, выжидая. У англичан и французов был план: уничтожить русские военные корабли в Петропавловском порту, а потом захватить город и сжечь его. В Авачинской бухте состоялась битва, которая вошла в историю как Петропавловская оборона — одно из героических сражений Крымской войны 1853-1856 годов.
Может показаться нелогичным: война — Крымская, а противник пришёл в Петропавловск-Камчатский. Город, расположенный почти за восемь тысяч километров от основного театра военных действий, фактически — на другом конце страны. На самом деле во время Крымской кампании, которую ещё называли Восточной войной, неприятель атаковал Российскую Империю с разных сторон. Русская Камчатка не давала покоя западным странам ещё с 17 века, когда на тихоокеанском берегу появились наши первые поселения. Многие мечтали вытеснить Россию с богатых природными ресурсами дальневосточных земель. И вот, в августе 1854-го года, англичане и французы рискнули это сделать. Их расчёт был прост: порт Петропавловска охраняли всего несколько судов, сильно уступающих по мощности кораблям противника. К тому же вторжения там не ожидали. За счёт превосходящей силы и эффекта неожиданности враг надеялся одержать лёгкую победу.
20-го августа неприятель предпринял новую попытку атаки. Англичанам и французам удалось высадить на берег десант. Однако далеко продвинуться не пришлось — русские стрелки достойно встретили врага и не дали ему войти в город. И всё же враг не отступил. Через четыре дня, 24-го августа, произошло решающее сражение. «Неприятель громил порт ещё более, нежели в первые два раза», — писал об этом дне в своём докладе камчатский окружной судебный секретарь Михаил Говоров. Англо-французская эскадра насчитывала 218 орудий и более двух с половиной тысяч человек. Против них всего с двадцатью семью орудиями встали 960 героических защитников Петропавловска. Не только моряки, но и добровольцы из местного населения — крестьяне, казаки, купцы, мещане и даже каторжники. Не осталось в стороне и духовенство. К примеру, священник Петропавловского собора Георгий Логинов во время бомбардировок города был среди бойцов. Подвергая собственную жизнь опасности, он воодушевлял их молитвой и благословлял на защиту русской земли. Впоследствии за храбрость и доблесть священнослужитель удостоился награды — золотого наперсного креста на Георгиевской ленте. Более двух часов длился ожесточённый бой за город. Русские стояли насмерть. Несмотря на неравные силы, потери в стане противника оказались велики. Оставшийся в живых вражеский десант спешно вернулся на корабли. Англо-французская эскадра отошла от Петропавловска, и 27 августа покинула Авачинскую бухту.
О событиях тех августовских дней 1854-го года замечательно высказался Петропавловский уездный начальник и журналист Антон Сильницкий. Он писал: «Защита Петропавловска доказала всему миру, что русские, даже застигнутые врасплох вчетверо сильнейшим неприятелем, побеждают его с честью и славою, так свойственными русскому имени».
Все выпуски программы Открываем историю
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (28.04.2025)
Деяния святых апостолов

Деян., 9 зач., III, 19-26.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Дерзость и дерзновение — слова близкие по звучанию, но совершенно разные по смыслу. Хотя на первый взгляд может показаться, что это не так. Помочь отличить одно от другого, правильно расставив смысловые акценты, нам поможет отрывок из 3-й главы книги Деяний святых апостолов, что читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 3.
19 Итак покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши,
20 да придут времена отрады от лица Господа, и да пошлет Он предназначенного вам Иисуса Христа,
21 Которого небо должно было принять до времен совершения всего, что говорил Бог устами всех святых Своих пророков от века.
22 Моисей сказал отцам: Господь Бог ваш воздвигнет вам из братьев ваших Пророка, как меня, слушайтесь Его во всем, что Он ни будет говорить вам;
23 и будет, что всякая душа, которая не послушает Пророка того, истребится из народа.
24 И все пророки, от Самуила и после него, сколько их ни говорили, также предвозвестили дни сии.
25 Вы сыны пророков и завета, который завещевал Бог отцам вашим, говоря Аврааму: и в семени твоем благословятся все племена земные.
26 Бог, воскресив Сына Своего Иисуса, к вам первым послал Его благословить вас, отвращая каждого от злых дел ваших.
Благодаря книге Деяний мы с вами стали свидетелями проникновенной проповеди апостола Петра. Пётр, обращаясь к жителям Иерусалима, дерзновенно (подчёркиваю — дерзновенно, а не дерзко) рассказывает им о жизни и служении Христа Спасителя. Итак, в чём же разница между дерзновением и дерзостью? И дерзость, и дерзновение проявляют себя тогда, когда человек, невзирая на опасности, угрозы, проявляет свою позицию — или в отношении других людей, или в отношении какого-то события. На этом сходство между дерзостью и дерзновением заканчивается.
Дерзость своей главной целью имеет обидеть человека, указав ему на ошибки и заблуждения. Но не чтобы их исправить, а чтобы причинить боль. А ещё самоутвердиться за счёт промахов окружающих. Дерзновение же направлено в иную сторону. Во всяком случае, в библейской истории дерзновение, чаще всего, представляет собой попытку найти справедливость, защитить кого-то от злобы этого мира, достучаться до очерствевшего сердца. С примерами дерзновения мы встречаемся, и читая Священное Писание, и изучая историю Церкви. Так, например, дерзновение проявил упомянутый апостолом Петром пророк Самуил, когда пришёл к царю Саулу и обличил его в жестокости и властолюбии. Дерзновенно обращался к царю Давиду пророк Нафан, указывая ему на совершённый грех. Давид отправил на войну, фактически убил Урию Хеттеянина, чтобы после его смерти жениться на жене этого человека — Вирсавии.
Конечно же, примером благого дерзновения является Сам Христос. Он неоднократно обличал лицемерие иудейских вождей и даже собственноручно изгнал торговцев из храма Соломона. Дерзновенно вёл Себя Сын Божий на суде у Пилата, констатируя, что только по промыслу Божию, а не по желанию правителя творится суд над Христом. Дерзновение проявляли святители Николай и Иоанн Златоуст, защищавшие перед лицом светской власти невинно осуждённых людей. Интересно, что дерзновенные вопрошания могут быть адресованы не только людям, но и напрямую Богу. Пример такого поведения даёт нам святой Иов Многострадальный. Он напрямую обращался к Богу с вопросами — почему так сложилась его жизнь, почему его постигли страдания? Эти вопросы не содержали в себе укора или дерзости, но они были прямыми, нелицеприятными и дерзновенными. Господь принял дерзновение Иова и даровал ему в ответ настоящую мудрость.
И, как мы видим, в прозвучавшем отрывке из книги Деяний, дерзновенно о Христе проповедовали святые апостолы. Делали они это не ради достижения какой-то земной выгоды, не ради горделивого превозношения над окружающими, а потому что исполняли поручение Спасителя: «идите, проповедуйте всем народам». И не видели апостолы для себя иной судьбы, иного счастья. Или как пишет апостол Павел: «горе мне, если я не благовествую». Апостольское служение в Церкви продолжает жить, несмотря на то что первые ученики Христа давно умерли. К свидетельству о вере призваны мы с вами. Не будем же игнорировать возложенной на нас миссии, но будем исполнять её, помня, что искреннее дерзновение угодно Богу, а дерзость Им безусловно осуждается.
Христос воскресе! Воистину воскресе Христос!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Операция на глаза для Ярослава из Воронежской области

Пятилетний Ярослав Сумин из Воронежской области живёт с детским церебральным параличом. Это значит, что двигаться свободно он не может и ходит с трудом. Но мальчик много занимается со специалистами в медцентре и с мамой дома, чтобы через пару лет пойти в школу.
Реабилитологи по-доброму зовут Ярослава «профессор». Он любознательный и всегда готов поддержать разговор на любую тему. Ещё Ярик настоящий стратег, любит играть со старшим братом в шахматы и продумывать разные ходы.
Невзирая на свои особенности, мальчик тянется к другим ребятам, хочет с ними общаться. Гуляет он с ходунками или тростями, поэтому включаться в подвижные игры пока не может. Зато с удовольствием участвует в прятках.
Жить полноценно Ярославу мешают не только двигательные нарушения. Вдобавок ко всему у него косоглазие. Оно не даёт ему ориентироваться в пространстве, делает всё вокруг размытым и постепенно ухудшает зрение. Обрести ясный взгляд ребёнку поможет операция. Сделать бесплатно её невозможно.
Собрать необходимую сумму на операцию семье из Воронежской области помогает фонд «Провидение». На сайте фонда есть подробная история пятилетнего Ярослава Сумина, а также возможность его поддержать.
Ещё помочь Ярославу можно, отправив СМС на номер 3443 со словом «Ярослав» и любой суммой перевода. Например, «Ярослав 300».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов