Часто в разговоре о вере можно услышать такие слова: «Религия всегда связана с тайной, и чем больше ты приближаешься к тайне, тем более непостижимой тайна становится». Философ здесь добавил бы, что возможности человеческого познания — ограничены. И это, надо полагать, в особенности точно, когда речь идет о познании Бога. Потустороннего. Того, Кто создал этот мир, но Сам — не часть этого мира. Есть граница познания, за которую человек не проникнет никакими средствами своего ума. Просто не дано… Есть тайна.
Кому-то это покажется грустным. А то и возмутительным. Почему ваш Бог оставляет какие-то тайны? Что он скрывает?
Вопросы справедливые. И когда верующие говорят о Боге как о тайне, за этим и вправду легко увидеть попытку уйти от ответа через отрицание вопроса. Дескать, есть вещи, которые нам знать не дано, а значит, и спрашивать нечего. Не нашего ума дело. А наше дело — ходить в Церковь, читать молитвы, слушать священника. А уж «границы человеческого познания» — это пустое философствование. В самом едком смысле слова…
Но «на не нашего ума дело» — неудовлетворительный ответ для человека ищущего. Или даже — вовсе не ответ. Потому что отрицательная мотивация — «не думай об этом» — не может быть ответом. Чтобы понять и принять, нужно дойти до утверждения. До положительного тезиса. До конца. Но каким он может быть, если Бог — это тайна? И до конца эту тайну человеку не раскрыть…
Одна моя знакомая однажды употребила выражение, которое я часто цитирую в разговоре об отношениях Бога с человеком: «Обещание надежды». Мне кажется, что когда богослов— опираясь на Евангелие, святых отцов и всю философию от Сократа до Лосева — говорит,что познать Бога до конца невозможно, это — не об утаивании или сокрытии чего-то, а как раз — об обещании надежды. Это не о том, что Бог якобы что-то скрывает таким образом, чтобы мы не узнали. Сама эта постановка вопроса значила бы, что у нас в принципе есть возможность это «что-то» узнать. Но человек — он в каком-то смысле «всего-лишь-человек». А Бог — Тот, кто принципиально больше. И наши возможности здесь на земле ограничены. Но христиане верят в вечную жизнь с Богом после смерти. И сказать:«нам это здесь недоступно» —это не принижение человека на земле, а наоборот — выражение величины того сокровища, которое ждет человека на небе. Христиане верят, что это сокровище — больше того, что мы сейчас можем вместить. Больше наших самых смелых представлений о счастье и радости.
Вот и положительный тезис в разговоре о Боге как о тайне. А еще — захватывающая перспектива, не правда ли?
9 июля. О любви к Отечеству

6 июля, в праздник Владимирской иконы Божией Матери, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Храме Христа Спасителя в Москве.
На проповеди по завершении богослужения Святейший Патриарх говорил о любви к Отечеству.
Всегда Отечество наше спасалось верой, а отсюда и проистекающим патриотизмом и готовностью душу свою положить за други своя. Пусть Господь всех нас укрепляет в это опять-таки непростое время, хотя простых времен не бывает. В первую очередь укрепляет в вере, в преданности Церкви, в любви к Отечеству. Сегодня эта любовь к Отечеству требует очень часто мужества и совершения подвигов. Мы знаем, что сегодня настало то тяжелое время, когда эта любовь к Отечеству, связанная с исполнением долга, нередко влечет за собой смерть человека. Поэтому мы должны помнить о тех, кто сегодня рискует своей жизнью, своим здоровьем, помнить о воинах наших и молиться о скорейшем прекращении междоусобной брани на земле русской, о спасении наших родных и близких, тех, кто сегодня там, на тех тяжелых огненных рубежах, защищает нашу страну. И да поможет нам Господь, сохраняя веру в наших сердцах, помогая нам совершать добрые дела, укрепить не только наше личное благочестие, от которого зависит наше личное спасение, но и содействовать укреплению веры и благочестия во всем нашем народе. Пусть Господь помогает каждому из нас, архипастырям, пастырям, приходским активистам, да и всему православному народу. Вот именно так, а не иначе, сегодня исповедовать свою веру в Господа и Спасителя. Аминь!
Все выпуски программы Актуальная тема
9 июля. О поиске подлинной мудрости

В 12-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Царица южная восстанет на суд с родом сим и осудит его, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой».
О поиске подлинной мудрости — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Несомненно, что в Евангелии написано самое главное. И если что-то или кто-то упоминается в этой богооткровенной книге, то не случайно. Это можно сказать и о царице Савской. Страна, которой она управляла, находилась в Эфиопии, где-то в северо-восточной Африке. Об этой царице, которую Христос назвал «Царицей южной», говорится в Библии, в Третьей книге Царств. Царь Соломон принял правительницу отдаленного государства и поразил ее глубиной мыслей и рассудительностью, несмотря на то, что царица была одним из образованных правителей своего времени. Так говорит Писание: «И увидела царица Савская всю мудрость Соломона и сказала царю: Блаженны люди твои и блаженны сии слуги твои, которые всегда предстоят пред тобою и слышат мудрость твою. Да будет благословен Господь Бог твой, который благоволил посадить тебя на престол Израилев. Господь по вечной любви своей к Израилю поставил тебя царем творить суд и правду». Христос, напоминая евреям про этих легендарных людей, замечает, что Его современники потеряли присущее древним стремление искать истину, а ведь перед ними стояла сама истина — тот, кто несоизмеримо мудрее Соломона.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 июля. Об отношении христиан друг к другу

В 15-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Принимайте друг друга, как и Христос принял вас в славу Божию».
Об отношении христиан друг к другу — игумен Лука (Степанов).
Часто о неудобных для нас людях говорится: «Мы его не примем, это не наш». Апостол учит стремиться увидеть в каждом своего. Принять ближнего — это значит носить бремена его, это значит потерпеть его несовершенство, его ограниченность. «Господь», напоминает апостол, «вас принял, грешников, и отверз для вас объятия вечной жизни не тогда, когда уже вы были хороши, а когда плохи». Так что этими словами апостола побуждаются ученики его в отношении немощных, слабосильных, маловерных не гневом и неприязнью воодушевляться, но, напротив, кротостью такой растящей матери, доилицы, которая вскармливает своих телят, так и в отношении всех немощных, но расположенных, тем не менее, ко Господу, но совершающих шаги в сторону Церкви, являть великое долготерпение — им вооружаться. И тогда победим и мы, и они, а во всех нас Христос.
Все выпуски программы Актуальная тема